Философия любви. Урок по произведению Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока.

Образовательные:

  1. Рассказать необходимые сведения из биографии писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
  2. Познакомить с понятиями “тщеславие”, “честолюбие”, “альтруизм”.

Развивающие:

  1. Научить работать с художественным образом, постигать значение образа-символа, научить работать с эпитетом.
  2. Научить анализировать художественное произведение, используя ценностные понятия.

Воспитательные:

  1. Прививать любовь к нашей Планете.
  2. Учить видеть красоту окружающего мира.

Слово учителя о писателе.

Антуан де Сент-Экзюпери был очень интересным человеком. “Летчик и философ. Вряд ли кто-нибудь, кроме Антуана де Сент Экзюпери, сумел бы совместить то и другое. Пилот почтовых линий, начальник аэродрома в пустыне, пионер авиации в Южной Америке и…писатель, мыслитель-гуманист”. [5]

Экзюпери погиб во время Второй мировой войны, выполняя сложное военное задание. Этот удивительный человек не собирался посвящать себя литературе, но “наступило время – и у него возникло желание поделиться с другими своими мыслями и чувствами. Так возникли “Ночной полет (1931) и “Планета людей” (1939)”. [2]

Почему известный летчик Сент-Экзюпери стал писателем? Может быть, с высоты птичьего полета лучше видна наша жизнь? “Для меня летать и писать – одно и то же, - говорил Экзюпери. – Главное – действовать, главное – найти себя. Авиатор и писатель сливаются: оба в равной степени познают мир”. [5]

1. О чем философская повесть-сказка “Маленький принц”? О взаимоотношениях взрослых и детей, дружбе, о смысле жизни, о любви.

2. Пространство произведения Экзюпери делится на Мир Ребенка и Мир Взрослого. Охарактеризуйте, пожалуйста, два этих мира с помощью эпитетов, подтверждая свой ответ текстом.

Мир взрослых –

материальный (для взрослых красивым является дорогой, а не по-настоящему красивый и уютный дом),

ограниченный (взрослые любят сухие цифры),

скучный (взрослые воображают, что занимаются важным делом, а на самом деле их жизнь пуста и скучна: “Я знаю одну планету, там живет господин с багровым лицом. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: “Я человек серьезный!”… А на самом деле он не человек. Он гриб”),

неискренний (взрослые не знают, что такое истинная дружба и любовь, об этом рассказывает герой Экзюпери),

Мир ребенка –

душевный (сердце Маленького принца открыто для дружбы и любви),

безграничный (воображение и мечта делают его таким, вспомним удава, который проглотил слона; Маленький принц задумывается о том, зачем нужны звезды, и любуется ими), интересный,

содержательный (принц путешествует по другим планетам, заботится о своей планете, творит свой неповторимый мир),

полный искренних чувств (Маленький принц часто искренне и горько плачет, из-за разлуки, разочарования, искренне и очень эмоционально возмущается недостатками мира взрослых).

3. Почему автор называет своего героя принц, а не просто мальчик? Потому что он благороден, потому что он избранный, избран автором, чтобы рассказать о взаимоотношениях взрослых и детей, дружбе, о смысле жизни, о любви.

4. Как вы понимаете слова автора: “Дети!... берегитесь баобабов!”. Символом чего является баобаб? Символ вездесущего живучего зла, способного везде и в любой ситуации пустить свои корни.  Известно, что баобабы быстро восстанавливают содранную кору; продолжают цвести и плодоносить с пустой сердцевиной; срубленное или поваленное дерево способно пускать новые корни. Маленький принц любит свою планету и регулярно очищает ее от баобабов.

5. “Я был слишком молод. Я еще не умел любить”. Что значит любить по-настоящему, по мнению маленького принца? (расскажите о взаимоотношениях принца и розы). Любить по-настоящему – значит уметь прощать. Уметь “судить не по словам, а по делам”. Нести ответственность за того, кого любишь: “Я не должен был бежать!”.

6. Расскажите о планете маленького принца. Опишите день главного героя повести-сказки. Планета нашего героя маленькая, но очень красивая, ведь там живет роза, там тихо и приветно горят факелы вулканов, которые Маленький принц регулярно прочищает. Принц заботится о своей Планете и любит ее.

1. Поработаем над характеристикой планет, которые посетил наш герой, чтобы лучше понять, в чем отличие мира взрослых от мира людей. Рассказываем о планете и определяем ценности или антиценности, которыми руководствуется житель каждой из планет.

А - планета Короля: ТЩЕСЛАВИЕ, ВЛАСТОЛЮБИЕ

Б - планета Честолюбца: ТЩЕСЛАВИЕ, ЧЕСТОЛЮБИЕ

В - планета Пьяницы: ПОРОЧНОСТЬ, ПЬЯНСТВО

Г - планет Делового человека. Почему маленький принц говорит про него: “Он рассуждает почти как пьяница”? БЕЗДУШИЕ

Д - планета Фонарщика: АЛЬТРУИЗМ. (“Вот человек, - сказал себе Маленький принц, продолжая путь, - вот человек, которого все стали бы презирать – и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех только он один…не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе”).

Е - планета Географа: ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Ж - планета Земля. Как вы понимаете слова Змеи: “Среди людей тоже одиноко”?

2. Приручить – значит создать узы. Что такое узы? Расскажите о дружбе Маленького принца и лиса. Лис многому научил принца, научил быть мудрым и зорким, научил видеть сердцем, ведь именно так можно стать настоящим другом. Лис сказал своему другу о том, что и в дружбе главное – это ответственность.

Создаем копилку афоризмов Экзюпери. Объясняем каждое изречение.

“Надо было судить не по словам, а по делам”.

“Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал”.

“Звезды светятся…чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою”.

“У них [у людей] нет корней, это очень неудобно” (отсутствует или потеряна категория памяти).

“Узнать можно только те вещи, которые приручишь”.

“У людей уже не хватает времени что-либо узнавать”.

“…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

“Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

“Одни только дети знают, чего ищут”.

“Будь то дом, звезды или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами”.

“У каждого человека свои звезды”.

3. Сформулируйте главную мысль текста в виде обращения Экзюпери к читателям, жителям планеты Земля.

Люби жизнь и помни, что ты несешь ответственность за то, как она сложится.

Люби своих друзей и помни, что “ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

Бережно относись к любимому человеку и помни, что ты несешь ответственность за свою “розу”.

Люби свою Планету и заботься о ней, ты несешь ответственность за ее сохранность.

Задание на дом: медиасочинение. Какая планета живет в вашем воображении? Нарисуйте свою планету и в программе для составления презентаций создайте медиасочинение: изображение планеты, название, описание, ценности, которыми руководствуются жители данной планеты. Желательно подобрать к презентации музыкальный файл.

(Наиболее удачная работа – Планета “Антигрусть”. На планете Антигрусть теплые зимы и слабая гравитация. Зато можно поплавать в воздухе. Планета похожа на Сатурн, кольцо вокруг нее переливается тремя цветами: оранжевым, синим и фиолетовым. На этой планете никогда не бывает скучно. Планета Антигрусть живая! Она моргает, шевелит глазами, глаза у нее добрые).

Список литературы

  1. Сент-Экзюпери де, Антуан. Планета людей. Маленький принц. Роман. Сказка. Ф., “Кыргызстан”, 1976.
  2. Лобанова Л.В. “Почва, на которой возможен наш рост”. “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери./Уроки литературы №2, 2000/приложение к журналу “Литература в школе” №6.
  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО “А ТЕМП”, 2007.
  4. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: ТЕРРА, 1995.Алматы: Дайк-Пресс, 1996.
  5. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века/Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
  6. Википедия.