Образовательные задачи:
- сформировать у учащихся представление о философской концепции рассказа А.П. Чехова “Студент”.
развивающие задачи:
- развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
- развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;
- развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой, использовать авторские описания (пейзаж, портрет, обстановка) в характеристике героя, аргументировать свою точку зрения;
воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
- подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
Методика урока: слово учителя, работа со справочной литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами.
Ход урока
Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…
А.П. Чехов. “Три сестры”.
1-й этап
Раскрытие учителем целей и задач урока, формулировка темы.
2-й этап
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами обращаемся к философской прозе А.П. Чехова, постараемся осмыслить философскую концепцию рассказа А.П. Чехова “Студент”. По свидетельству близких – это любимый рассказ Чехова.
Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях Православия – и не только в прямых публицистических выступлениях проявлялось это (“Выбранные места… Н.Гоголя, “Дневник писателя” Достоевского), но и в самом художественном творчестве.
Это чутко воспринял и точно выразил Николай Бердяев: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”.
В истории отечественной словесности за А.П. Чеховым прочно закрепилась репутация писателя если и не вполне атеистически настроенного, то хотя бы индифферентного к вопросам веры. Не только наше литературоведение придерживалось этой мысли, но и зарубежное:
Причин столь распространенного заблуждения немало. Чехов действительно чуждался партийности, но быть равнодушным к религиозной истине он не мог. В юности писатель, как это нередко бывает, у натур особенно вольнолюбивых, пытался обрести свободу. Он знал также, как и многие, сомнения, и те высказывания, которые выражали эти сомнения потом абсолютизировались. “Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание – с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени… И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет…” Результаты зрелых раздумий, напряженного духовного поиска не спешил выставлять на суд людской. При всей мужественности его характера Чехов обладал натурою целомудренно-стыдливою, и все духовные переживания тщательно укрывал от посторонних.
Едва ли не единственным, кто утверждал высокую религиозность чеховского творчество стал Сергей Булгаков. Об этом он сказал еще в 1904 году как отклик на смерть Чехова – в публичной лекции “Чехов как мыслитель”.
- Учащимся было дано задание прочитать статью С. Булгакова, сделать тезисы.
- Чтение и комментирование тезисов статьи.
3-й этап
Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием.
С. Булгаков писал: “В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть”
-А как вы понимаете смысл слов “искание веры”. Для чего эту нужно человеку? Почему нельзя русскому человеку без веры? Веры во что?
-Обратимся к эпиграфу нашего урока. Героиня Чехова также говорит о значимости веры. Отсюда, можно сделать вывод, что для писателя поиски смысла жизни, вера, прежде всего в человека, была главной в жизни. О поиске смысла жизни, о вере человека человеку, в Бога рассказ Чехова “Студент”.
- Какие мысли, чувства вызвало это произведение? Вспомните первое чтение.
- Напомните сюжет рассказа.
- Выявим хронотоп рассказа, то есть “взаимосвязь временных и пространственных отношений”.
- Что находится в центре внимания автора? (Мироощущение героя)
- Одинаково ли умонастроение героя в начале и в
конце рассказа?
(Оно кардинальным образом меняется, попытаемся понять как и почему) - Обратимся к экспозиции произведения. Рассказ начинается с описания пейзажа. Однороден ли чеховский пейзаж? Приведите ключевые слова, доказывая его внутреннюю диалогичность.
- Что перевешивает на чаше природных весов: добро или зло?
Учитель
Приведенные примеры со всей неумолимостью свидетельствуют, что силы зла, мрака и холода значительно перевешивают на чаше природных весов. Действие в рассказе происходит в страстную пятницу, накануне великого церковного праздника – пасхи. В день светлого Христова воскресения сила добра, света восторжествуют, а пока: “дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха”.
- Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий домой? Зачитайте ключевые слова, рисующие картину жизни в восприятии героя, и слова, передающие его физическое состояние
(Лютая бедность, голод, невежество, пустыня, мрак, чувство гнета;
Закоченели руки, и разгорелось лицо, мучительно хотелось есть, не хотелось домой.)
- Опишите мироощущение Ивана Великопольского.
- Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего “жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю”. Посмотрим, согреет ли он душу нашего неприкаянного героя.
- Сопоставьте внешний облик женщин, что подчеркивает автор сходство или различие? (За внешней противопоставленностью просматривается глубокое внутреннее единство образов. Именно благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единения воспринимается острее, ярче.)
- Иван рассказывает легенду о предательстве апостола Петра.
Почему он рассказывает об отступничестве Петра? Почему не о подвиге Христа, как, Б. Пастернак в стихотворении “Гефсиманский сад”.
Чтение стихотворения.
Учитель
Сейчас прозвучит библейской легенда, отрывок из Евангелия от Луки. А вы подумайте: чем отличается евангельская легенда от легенды, которую рассказал Иван Великопольский.
Легенда читается под музыку Баха “Страсти по Иоанну”.
Евангелие от Луки
Он отвечал Ему: Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у окна и всмотревшись в него, сказала: и этот был с ним.
Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал
- Чем отличается евангельская легенда от легенды, которую рассказал Иван?
- Каким чувством по отношению к предателю Петру окрашена легенда?
Анализ легенды, которую рассказал Великопольский
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы передать душевное состояние Петра?
- Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?
- Но в самом ли деле его волновали безответные переживания Василисы? Или он искал ответы на собственные вопросы? Как автор передает поиски смысла жизни Иваном Великопольским?
- Почему эту легенду рассказывает Иван?
- Какого мироощущение Ивана в конце рассказа? Какую истину он открывает? Почему он испытывает радость?
(Великопольский доподлинно знает, что происходило в душе апостола в ту ночь. Студент и сам чуть не предел Христа, когда его одолели мрачные чувства, когда он засомневался в справедливости жизнеустройства. Размышляя о страданиях Иисуса и Петра, он как бы почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли – разве напрасно страдал Иисус? Разве напрасно верил в него Петр? И вера вдруг проникла в его душу и переполнила его радостью)
- Какую роль играет образ огня, проходящий через все произведение Чехова? (Соединяет, кольцевая композиция раскрывает мироощущение Ивана)
(Сначала манил его к себе; потом согревал его жаром; потом дрожал, как будто ему больно было вспоминать историю пасхальной ночи; “одиноко мигал”.)
4-й этап
Учитель
Когда Чехов в Ялте писал этот рассказ, в письмах он признавался о том влиянии, какое имело на него философское учение Льва Толстого. Мысль о Толстом, обращение к нему не так неожиданны, как может показаться с первого взгляда: “Студент” достаточно определенно ассоциируется с одним известнейшим отрывком из эпопеи “Война и мир”. Каким? (Встреча Андрея Болконского с дубом)
- Посмотрим этот эпизод, возможно, убедимся, насколько близки эти два героя? Что общего в их восприятии мира
Учащиеся смотрят отрывок из фильма С. Бондарчука “Война и мир”, эпизод “Встреча Андрея Болконского с дубом”
(Через природу наши герои приходят к мысли: надо жить, надо любить, надо верить, потому что “ правда и красота”, направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. В душе толстовского героя переворот был совершен “красотой и любовью”, которые изменили всю его жизнь”, в душе чеховского – “правдой и красотой”. Прикосновение к главному – правде, красоте, любви – подарило и князю Андрею, и чеховскому студенту, людям с таким несопоставимым жизненным опытом, совершенно сходные чувства: силу, молодость, веру в возможность счастья).
Учитель
Сравним ключевые фразы романа “Война и мир” Л.Толстого и рассказа “Студент” Чехова, что общего в восприятии жизни главными героями произведений?
На карточках у каждого ученика такой текст:
“ВОЙНА И МИР”:
“…так много в себе чувствую силы и молодости…надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него”
“СТУДЕНТ”
“…и чувство молодости, здоровья, силы…и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу…”)
Учитель
Пьер Безухов на вопрос “Зачем жить”, находит ответ: “Затем, что есть бог, тот Бог, без воли которого не упадет волос с головы человеческой”.
А что бы ответил Иван Великопольский?
5-этап
Учитель
Итак, какова философская концепция рассказа А.П. Чехова “Студент”?
(Возможны два варианта: письменный или устный ответ)
(Примерные выводы. Связь времен собирают воедино человеколюбие и сострадание. Человек не может жить без веры. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века “направлявшая человеческую жизнь”, составлявшая “главное в человеческой жизни и вообще на земле”.)
(Учащиеся читают сделанные ими записи, обсуждают, таким образом подводится итог урока)
6-этап
На дом учащиеся получают задание написать работу на тему “Динамика мироощущения героя в рассказе Чехова “Студент”, “Христианские мотивы в рассказе Чехова “Студент”, “Поэтика рассказа Чехова “Студент”.
Литература
- Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975.
- Головачева А.Г. К жизни, полной высокого смысла. Рассказ Чехова “Студент” // Литература в школе. – 1998. - №4. – С. 45-51.
- Харитонова О.н. Философская новелла А.П. Чехова “Студент” на уроке литературы в 10 классе // Литература в школе. – 1993. - №6. – С. 51-54.v