Философия науки и философия жизни в романе В.Дудинцева "Белые одежды"

Разделы: Биология, Литература


Форма проведения: школьная научно-практическая конференция секций “Экосфера” и “Любители русской словесности” научного общества учащихся “ОКНО” МОУ СОШ №57 городского округа город Воронеж.

Цели:

образовательные: познакомиться с романом В. Дудинцева “Белые одежды”, с деятельностью генетиков советского времени, рассмотреть процесс деления клетки – митоз, осмыслить основные проблемы произведения.

развивающие: совершенствование методов работы с историческими, литературными, биологическими источниками, развитие умений учащихся выделять главное, обобщать полученные результаты, учить анализировать и делать выводы.

воспитательные: воспитание чувства патриотизма к своей Родине, научного мировоззрения.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, выполненная в форме Microsoft Power Point, роман В. Дудинцева “Белые одежды”, портрет писателя, портреты учёных – генетиков.

Предварительная подготовка: чтение романа В. Дудинцева “Белые одежды”.

План конференции.

  1. Вступительное слово.
  2. Борьба двух направлений в российской генетике в 40-50 годах ХХ века.
  3. Человек и наука – одна из основных проблем романа “Белые одежды”.
  4. Противоборство добра и зла на страницах произведения.
  5. Выводы. Актуальность проблемы и актуальность произведения.

Эпиграфы:

В поступке – мысли больше, чем в мысли.

В. Дудинцев

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идёт за них на бой!

Гёте “Фауст”

Ход конференции

I. Этап постановки учебных задач

Учитель литературы: Человеку всегда были присущи полёт мысли, жажда творчества, потребность познания. Именно эти прекрасные качества не дают человеку остановиться на достигнутом, влекут его к новым открытиям, познаниям, свершениям. Не всегда современники в достаточной мере могут оценить вклад того или иного учёного в развитие науки, потому что великие умы постоянно опережают свою эпоху. Незавидна их судьба: на костёр взошёл Джордано Бруно, Галилея заставили отречься от своих убеждений, трагически сложилась жизнь Вавилова. Но их идеи, мысли, открытия – теперь достояние всего человечества. Человек и наука – одна из самых болезненных проблем во все времена. И сейчас она тоже актуальна, ведь именно об этом мы сегодня будем говорить.

Конференция носит интегрированный характер. Мы попробуем разобраться, как проблемы генетики нашли своё отражение в литературе. А для этого обратимся к роману В. Дудинцева “Белые одежды” и перенесёмся в кабинет академика Рядно.

II. Этап решения учебных задач

Инсценировка отрывка из романа В. Дудинцева “Белые одежды”. Эпизод беседы академика Рядно с Дежкиным (1).

Вопрос участникам конференции: каким предстаёт перед нами академик Рядно и какой известный биолог “скрывается” за этим образом?

“Народный академик” Касьян Демьянович Рядно не выводил новых сортов, а присваивал чужие, подтасовывал результаты экспериментов, выдавал болезнь дерева за достижение мичуринской науки. Академик Рядно умел увлечь молодежь с помощью всевозможных дешёвых эффектов. Так, заседания ученого совета он проводил прямо на поле, научные работники рассаживались на земле, во время лекций он "нечаянно" вытаскивал из кармана платок с землей, якобы попавшей в карман, когда он "по землянкам лазил". Сапоги, косоворотка, простое обращение ("сынки", "ребятки"), простонародные слова и выражения, показная забота "батьки" – все поначалу располагало к нему. Карьеристов, вроде Саула Брузжака, Краснова, Шамковой, очень устраивала такая удобная для них позиция: "батька" продвигал их, помогал печататься. Но передовые ученые не могли не понимать, что такая "мичуринская" наука не даёт никаких нужных результатов, что, прикрываясь именем Мичурина, делают карьеру невежды и фанатики, настоящие ученые переходили на позиции настоящей науки. В романе Рядно даже внешне очень похож на академика Лысенко (2).

Учитель биологии: Кто Вы, академик Трофим Денисович Лысенко? Об этом учёном нам расскажут эксперты, которые присутствуют на конференции.

Эксперт – биолог: Трофим Денисович Лысенко родился 30 сентября 1898 г. в семье украинского крестьянина Дениса Никоноровича Лысенко в селе Карловка Константиноградского уезда Полтавской губернии. Он окончил Полтавскую садоводческую школу, училище земледелия и садоводства в г. Умани, Киевский сельскохозяйственный институт. Мало что предвещало стремительную карьеру. Но в 1929 г. он стал сотрудником Украинского института селекции и генетики, а с 1934 г. – его директором. 1935 год стал переломным в карьере Лысенко – на съезде ударников сельского хозяйства в Кремле он удостоился похвалы Сталина.

В борьбе со своими научными противниками, многие из которых кончили свою жизнь в сталинских лагерях, использовал всю мощь государственной машины. Под лозунгами развиваемого им “мичуринского” учения боролся с “реакционными” направлениями в биологии – вейсманизмом-морганизмом, на долгие годы заморозив развитие советской генетики. Представления Лысенко о принципах наследования отличаются от классической генетики:

  • наследуются приобретенные признаки,
  • отсутствует материал наследственности, в высокой степени независимый от действия различных факторов на организм,
  • путем особого “воспитания” организмов возможно получение направленных наследуемых изменений.

Вопрос участникам конференции: Почему это стало возможным в СССР?

Лысенко обещал, получение высокоурожайных сортов в очень короткие сроки, его представления соответствовали идеологии политики Сталина, в противовес “буржуазной науке” ставилась “коммунистическая” наука. Под “буржуазной” наукой понималась классическая генетика. В частности учение Августа Вейсмана, Томаса Ханта Моргана, так называемые вейсманисты-морганисты, описанные в романе.

Учитель биологии: Противниками академика Лысенко были преемники Вавилова, продолжатели его дела. Давайте прослушаем сообщение о Н. И. Вавилове.

Эксперт-биолог: Николай Иванович Вавилов родился 25 ноября (13 ноября по старому стилю) в 1887 году на Средней Пресне в Москве. Родителями Николая были купец первой гильдии Иван Ильич Вавилов и Александра Михайловна, урождённая Постникова, дочь художника. Всего в семье было семеро детей, однако трое из них умерли ещё в младенчестве. У Николая Вавилова был младший брат Сергей Вавилов и две сестры — Александра и Лидия. Уже в раннем детстве Николай Вавилов был предрасположен к естественным наукам. В числе его детских увлечений были наблюдения за животным и растительным миром. У отца была большая библиотека, в которой были редкие книги, географические карты, гербарии. Это сыграло немалую роль в формировании личности Вавилова. В 1906 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет, после окончания, которого он был оставлен для подготовки к профессорскому званию на кафедре частного земледелия. С 1915 года Вавилов начинает заниматься изучением иммунитета растений. В результате им было установлено, что иммунитет растений зависит от условий среды, в которой изначально формировался данный вид. Это способствовало углубленному изучению систематики родов, видов и внутривидовых систем возделываемых растений и ближайших к ним диких видов. В результате им был сформулирован закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (1920 год). С 1921 по 1940 год возглавлял Всесоюзный институт растениеводства. В 1931 году им была организована цитологическая лаборатория. По тем временам оборудованная самой лучшей микроскопической техникой. В 1940 году был арестован, умер в тюрьме 1943 году. А в 1955 году по решению Военной коллегии Верховного суда СССР был реабилитирован посмертно.

“Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!” – говорил Н. И. Вавилов. Интересно, что именно Вавилов ходатайствовал о выдвижении кандидатуры Лысенко на соискание Государственной премии, о выборе в Академию наук УССР, и в АН СССР.

Учитель литературы: Итак, в российской генетике в 40-50 годах ХХ века происходит борьба двух направлений. В романе автор тоже прослеживает эти направления. Академик Рядно посылает своего ученика в научно-исследовательский институт для того, чтобы Дежкин выследил и разгромил “кубло” вейсманистов-морганистов а также помог прибрать к рукам их наследство. Что же это было за время, когда наука использовала такие подлые методы: слежку, доносы, шантаж? Давайте предоставим слово историку, он расскажет о политической ситуации в стране.

Историк: В стране господствовал тоталитарный режим. Сущность, которого состояла в том, что формально были провозглашены права и свобода граждан СССР, а на самом деле существовал жесткий партийный и советский контроль над всеми сторонами жизни общества. До 5 марта 1953 года Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) был И. В. Сталин. Слежка друг за другом, доносы, нарушение прав человека, произвол со стороны правоохранительных и судебных органов были обычными явлениями того времени.

Учитель литературы: А теперь давайте вслед за Дежкиным отправимся в научно-исследовательский институт и поближе познакомимся с вейсманистами-морганистами. Вместе с экспертами обратимся к биологическому словарю и узнаем, кто они такие.

Эксперты – биологи:

Вейсманизм – теоретическая концепция наследственности и эволюции живой природы, основанная на гипотезах, о дискретности носителей наследственной информации и их связи с хромосомами. Вейсман назвал свое учение неодарвинизмом. Это учение содержало плодотворные идеи, но в целом оказалось ошибочным. В конце 40-х годов это послужило поводом для критики генетиков, отрицавших “благоприобретенных” признаков.

Морганизм – совокупность представлений о наследственности, о материальных носителях наследственности – генах (как об участках хромосом), их линейном расположении и сцеплении в хромосомах и об обмене генами между хромосомами. Морганизм – основа хромосомной теории наследственности. Вместе с менделизмом и эволюционным учением является теоретической основой селекции.

Учитель биологии: Каковы последствия учения академика Лысенко?

Лысенковщица нанесла удар не только земледелию, животноводству, экономике страны. Она внесла свой вклад в разрушение духовности. Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя ложь, невежество, корысть. Те же, кто жил истинным делом, были репрессированы, изгнаны. Наиболее тяжелой потерей для мировой генетики был арест Н. И. Вавилова в 1940 году.

Принцип генетики: "Признаки не смешиваются, признаки сохраняются". Лысенко попытался опровергнуть, говоря, что признаки любого живого организма формируются под воздействием той среды, в которой они помещаются. Он не оспаривал существование генов. Он считал, что носителями наследственной информации являются не только хромосомы. В 1936г. он говорил: "Наследственная основа не является каким-то особым саморазмножающимся веществом. Наследственной основой является клетка, которая развивается, превращается в организм. В этой клетке равнозначимы разные органеллы, но нет ни одного кусочка, неподверженного развитию эволюции" (4). Позднейшие открытия подтвердили, что наследственная информация содержится в других элементах клетки. Таким образом, современная молекулярная генетика опровергла оппонентов Лысенко.

Учитель биологии: Один из поворотных эпизодов романа – закрытый просмотр фрагмента фильма про хромосомы. Что же такого запретного было в фильме? Я предлагаю и нам посмотреть, как происходит процесс деления клетки.

Демонстрация видеофильма “Деление клетки. Митоз”.

Эксперт-генетик комментирует, процесс деления клетки – митоз.

Митоз – способ деления эукариотических клеток, при котором каждая из двух вновь возникающих клеток получает генетический материал, идентичный исходной клетке. Для удобства изучения происходящих во время деления событий митоз искусственно разделяют на четыре стадии: профазу, метафазу, анафазу, телофазу.

  1. Профаза. В результате спирализации хромосомы уплотняются, укорачиваются. В поздней профазе хорошо видно, что каждая хромосома состоит из двух хроматид, соединенных центромерой. Хромосомы начинают передвигаться к клеточному экватору. Формируется веретено деления, ядерная оболочка исчезает, и хромосомы свободно располагаются в цитоплазме. Ядрышко обычно исчезает чуть раньше.
  2. Метафаза. Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора, образуя так называемую метафазную пластинку. Центромеры хромосом лежат строго в плоскости экватора. Нити веретена прикрепляются к центромерам хромосом, некоторые нити проходят от полюса к полюсу клетки, не прикрепляясь к хромосомам.
  3. Анафаза. Начинается с деления центромер всех хромосом, в результате чего хроматиды превращаются в две совершенно обособленные, самостоятельные дочерние хромосомы. Затем дочерние хромосомы начинают расходиться к полюсам клетки.
  4. Телофаза. Хромосомы концентрируются на полюсах клетки и деспирализуются. Веретено деления разрушается. Вокруг хромосом формируется оболочка ядер дочерних клеток, затем происходит деление цитоплазмы клетки (или цитокинез).

В романе рассматривается действие на процесс митоза внешних факторов, в частности действие раствора колхицина и появление полиплоидных клеток, более жизнеспособных, как оказалось в настоящее время.

Колхицин – это алкалоид, содержащийся в безвременнике и других растениях семейства лилейных. Яд нервно-паралитического действия. Обладает свойством останавливать деление растительных и животных клеток. Применяется для получения полиплоидных форм растений (3).

Учитель литературы: Теперь, когда мы познакомились с биологическим процессом и сделали выводы, обратимся к литературному источнику. Работу нашей интегрированной конференции предлагаю продолжить в форме круглого стола. За неделю до этого заседания вам были предложены вопросы для обсуждения, и по ним мы продолжим нашу беседу.

Вопросы для обсуждения.

  1. Герои, живущие по законам добра.
  2. Добро и зло – вечно противоборствующие силы.
  3. Нравственный выбор человека.
  4. Символика романа.

Примерные ответы учеников:

1. Герои, живущие по законам добра.

  • Стригалёв Иван Ильич – учёный-генетик, селекционер. Создаёт новые сорта картофеля. Но его деятельность противоречит официально признанному направлению, поэтому идёт на большой риск, он уже побывал в тюрьме и опять подлежит аресту. Он несёт людям истину и пользу, слава для него не главное. Важнее благополучие народа. Недаром он “подарил” академику Рядно два сорта картофеля. Работы по созданию ещё одного сорта перенесены на собственный участок, именно за этим гибридом охотится академик. Но, поверив Дежкину, Стригалёв завещает новый сорт ему.
  • В отличие от нескладного Стригалёва, Светозар Александрович Посошков изящен и ловок во всём, что говорит и делает. У него за плечами каждодневная работа над собой. Он вооружён богатствами всей мировой культуры. Оставаясь в душе “правоверным вейсманистом-морганистом”, он тем не менее демонстративно отрекается от своих взглядов, унижаясь до публичного покаяния. Человек, который был “лишним” ребёнком, а потом приютским, Посошков таким образом пытается защитить хрупкий уют Дома, обретённого фактически под старость. Но происходит трагический парадокс. Попытка сохранить семейный очаг путём измены оборачивается разрушением очага. Посошков сравнивает себя с Гамлетом, раненным отравленной стрелой. Теперь ему ничего не страшно. Никакие житейские условности и блага над ним не властны. Он смело может защищать свои убеждения.
  • Лена Блажко полностью предана научной генетике. Она не создаёт новые сорта, но является секретарём этого общества, умело сохраняет материалы, через неё проходит связь с другими институтами, она организует тайные собрания. Уверена, что между любящими людьми не должно быть тайн, но не торопится рассказать обо всём Фёдору Ивановичу, тем самым оберегая его, спасая от рук НКВД. Арестована, но не отреклась от своих научных воззрений.
  • Саша Жуков – студент-биолог. Как ищущий, пытливый человек, он не может отрицать научную истину. Поэтому он с вейсманистами.

2. Добро и зло – это вечные противоборствующие силы жизни. Силы зла в романе представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Фигура академика Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязания на полную власть. В ласковом, лукавом и чудаковатом Кассиане Дамиановииче можно разглядеть черты мракобеса от науки. Внешняя “духовность” оказывается просто спекуляцией, правда тонко рассчитанной. Рядно гораздо меньше волнуют научные результаты, нежели их видимость. Он стремится любой ценой сохранить свой фальшивый авторитет и неограниченную власть в области биологии. Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет “народной непосредственностью”, которая была в то время удобной ширмой для карьеры и произвола. В один ряд с “народным академиком” можно поставить и генерала Ассикритова, ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака, и доносчика Краснова.

3. Из всех героев наиболее интересен Фёдор Иванович Дежкин. Ему пришлось играть очень сложную роль. Трудно и опасно было вести двойную игру с Рядно. Дежкин – умный, тонкий человек, неслучайно именно его выбрал академик для своей “миссии”. Но происходит непредвиденное. Уже перед отъездом Дежкин чувствовал, что пошатнулся в вере, а попав под влияние “кубла”, довольно скоро начинает понимать, что к чему, и в тайне от своего покровителя помогает вейсманистам-морганистам. Несмотря на все попытки, Дежкину не удаётся спасти своих соратников от физической расправы. После ареста всей группы, в том числе и его жены, Фёдор Иванович взваливает на себя задачу довести до конца работу Стригалёва над новым сортом картофеля с совершенно уникальными свойствами. Что же даёт ему силы одолеть неодолимое? В детства он получил незабываемый нравственный урок, страшная рана совести не зарубцевалась. Когда-то из идейных соображений он предал и обрёк на гибель геолога. И этот урок “содрал кожу” с сердца мальчика, наделив его редкостным даром сопереживания чужим людям и чужой боли. Из-за повышенного внимания к людям Дежкин видит всё почти насквозь, и он сумел разглядеть в “кубле” людей подлинно высокого духа, нравственных и честных. В очень трудных условиях Дежкину удалось сохранить для будущего новый сорт, а также утвердить в авторских правах Стригалёва. Говорят, легче умереть за правду, чем жить за неё. Дежкин жил, “спящая почка” проснулась, и “белые одежды” добра герой достойно несёт миру.

4. Символы романа.

  1. “Спящая почка”: духовные силы человека могут долго спать, если нет определённых условий для их пробуждения, и мы не знаем, что это за человек, да и он сам себя не знает. Но наступает время, когда “дремавшая личность” просыпается и расцветает лучшими своими качествами.
  2. “Железная труба”: есть только два пути – вперёд и назад. И никуда не денешься, придётся делать выбор. Самое главное испытание в жизни человека.
  3. “Честный пионер”: действуешь из идеологических соображений, судишь умом, а не сердцем. Такие действия несут людям много страданий.
  4. “Парашютист”: человек без корней, может приспособиться к любым обстоятельствам, живёт только ради собственной выгоды.
  5. “Альпинист”: любой ценой достичь вершины, подняться вверх, даже ценой предательства.
  6. “Белые одежды”: нравственная чистота человека, совестливость, добро, качества, которые актуальны во все времена.

Учитель литературы: Настало время подвести итоги конференции, но мы получили интересный вопрос. Какие проблемы стоят перед современной генетикой и все ли исследования ученых поддерживаются широкой общественностью? (Выступления учащихся о клонировании человека, генетически модифицированных продуктах, о создании лекарств для лечения СПИДа, раковых заболеваний).

III. Этап подведения итогов.

ВЫВОДЫ:

  1. Человек и наука – одна из самых актуальных проблем современности. В романе показана борьба за настоящую науку, против лысенковщины, отбросившей нашу страну далеко назад. “Если бы остался жив Вавилов, Карпеченко, Говоров, Левитский… если бы дали работать Жебракову, если бы не затравили Эфроимсона, если бы Дубин работал спокойно, не в качестве приспособленца, если бы... то, конечно, нам бы не было равных” С. Э. Шноль (4).
  2. В романе много споров о добре и зле. Добро должно быть действенным, нести людям радость, истину, пользу.
  3. Роман учит быть преданным своему делу, отстаивать свои убеждения, действовать даже в невыносимо трудных обстоятельствах. Только тогда он остается личностью. И этим он современен. Многие достижения науки сохранились и получили свое дальнейшее развитие даже в самые суровые годы благодаря самоотверженной работе настоящих ученых. Но Дежкин, Стригалев и их друзья – герои не только того времени. Для многих они могут стать примером и сейчас. Книга поможет найти истину и сделать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях любому человеку.

Литература

  1. Дудинцев В. Д. Белые одежды. //Роман – газета, №7-8, М., 1988. С. 5.
  2. http://edu.rin/ru
  3. Большой энциклопедический словарь// Советская энциклопедия, М., 1990. С. 612.
  4. www.znanie-sila.ru