Философское и психологическое значение пейзажа в произведениях И.С. Тургенева и картинах И.И. Левитана

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • познакомить с творчеством И. С. Тургенева;
  • помочь увидеть творческий почерк писателя: в подробном и глубоком изображении чувств, мыслей и переживаний литературных героев;
  • помочь определить роль пейзажа, его философское и психологическое значение;
  • обучить анализу художественного произведения.

Оборудование урока:

  • портрет И. С. Тургенева, И. И. Левитана;
  • картины И. И. Левитана;
  • В. Н. Колокольцев «Развитие речи» (репродукции картин);
  • произведения И. С. Тургенева «Малиновая вода», «Бежин луг», «Свидание», «Поездка в полесье».

Литература и живопись отразили различные этапы постижения человеком жизни, природы и самого себя.
Э. М. Румянцев.

Ход урока

Слово учителя: объявляется тема урока. Обращается внимание на эпиграф. Сообщается о том, что задачи будут ставиться в ходе урока.

Урок начинается с традиционной терминологической разминки. Повторяются термины: пейзаж, психологизм в литературе, эпитеты, сравнения.

Учитель: Совершим заочную экскурсию по произведениям И. С. Тургенева и И. И. Левитана.

- Подумайте, связывает ли И. С. Тургенев свои чудесные пейзажи с настроением человека? Приведите примеры.

- Вспомните рассказ «Свидание». Каким рисует пейзаж автор до встречи Виктора с Акулиной?

- Меняется ли пейзаж после расставания Виктора и Акулины? Гармонирует ли природа с чувствами и переживаниями человека?

(Да. В этом и заключается психологизм тургеневского пейзажа)

- Природа неразрывно слита с жизнью человека, рождает в нём чувство красоты.

Обратимся к рассказу «Поездка в Полесье», в котором углубляется противопоставление природы и человека.

- О чём заявляет природа человеку?

- Как чувствует себя человек перед лицом природы? Найти слова в тексте.

- Какой рисует автор природу?

- Найдите кульминационный момент этой части рассказа? («Я присел на срубленный пень…»)

- Готовят ли нас картины природы к восприятию человеческой жизни?

- О чём размышляет герой?

Учитель. Природа творит жизнь, но автор отмечает и её вину перед человеком, которая состоит в том, что из любви к гармонии она беспощадна ко всему неординарному.

- Какова основа природы, её закон? Найдите слова в тексте.

Да, перед прекрасным, но суровым ликом природы, всё живое чувствует свою слабость, растерянность. А теперь обратимся к рассказу «Бежин луг».

- Почему в первой пейзажной зарисовке автор описывает ясный, светлый день?

- Какие художественно-изобразительные средства использует автор?

Да, природа спокойна. Но вот появился человек, и природа встречает его настороженно, даже враждебно.

- Найдите слова в тексте, в которых автор говорит о постепенном нарастании тревожного настроения природы.

- Каким чувствует себя человек?

- Ложатся ли сомнения и колебания на душу человека?

- Усиливает ли их природа?

- Что замечает охотник в окружающей природе?

- Какое влияние оказывает природа на человека?

Охотник замечает, как прекрасна природа. Она духовно раскрепощает человека, очищает его душу, тревожит загадками. Радость, красота, яркость жизни человека в этом ослепительном круговороте природы.

- Почему И. С. Тургенев использует большое количество однородных членов?

Однородные члены обладают экспрессивной возможностью, оживляют картину, делают её более выразительной, придают речи плавность. Однородные сказуемые показывают, что природа находится в постоянном движении.

- Присуща ли пейзажам И. С. Тургенева яркость, многоцветность?

Материал для беседы с классом.

Тургеневу присуща многоцветность, яркость, характерная для русской живописной традиции, идущей от И. И. Левитана.

Живопись, как и слово, - прекраснейшая возможность для человеческого общения, установления духовного родства.

Искусство, пусть даже в небольшом пейзаже, передаёт гармонию мира, великую силу природы.

Как и все мастера лирического направления в пейзаже, Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть именно те моменты, которые богаче сменой оттенков настроений.

Основную тональность пейзажам придаёт освещение. Хроматический контраст создаёт в картинах метафоричность в построении образа природа. Очеловечивание пейзажа в живописи происходит благодаря использованию метафор в построении образа природы, приёмов и средств художественной выразительности: колорита, пространственно-ритмической организации формата.

В полотнах художника нигде нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием художник очеловечивает природу.

Природа гармонирует с чувствами и переживаниями человека. В этом заключается философское и психологическое значение пейзажа.

- Какой вывод вы можете сделать на основе услышанного и увиденного? Комментирование эпиграфа.

Задание на дом.

Дать письменный ответ на один из вопросов:

  1. В чём философское и психологическое значение пейзажа Тургенева и Левитана?
  2. Что общего в пейзажах Тургенева и Левитана?
  3. Могут ли разные виды искусства своими средствами выражать чувства и мысли автора, создавая целостный образ природы?