Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- активизировать интеллектуальные способности учащихся;
- стимулировать учащихся к непрерывному познанию;
- создать условия для демонстрации своих знаний и умений по теме «Фольклор».
Оборудование: Маршрутные листы, таблички с названиями станций, фонограмма, раздаточный материал для каждой станции, ключевое слово.
Место проведения. Данная игра проводится по принципу «путешествия по станциям».
Место общего сбора - холл школы.
Команды - классы.
Каждой команде вручаются маршрутные листы.
На каждой станции команды встречает жюри, которое предлагает им различные задания. По окончании выполнения задания команда получает ключ от головоломки (по 1 букве).
Названия станций:
- Нижний Новгород (знакомство с историей частушек, создание и исполнение школьных частушек под фонограмму).
- Муром (знакомство с историей былин, работа с пазлами «Три богатыря»)
- Рязань (викторина по русским народным сказкам)
- Москва (знакомство с историей пословиц, работа с пословицами)
- Владимир (знакомство с историей загадок, создание загадок)
- Поляна игр (разучивание русских народных игр)
Ход линейки
Ведущий 1.
Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
У кручины есть причина,
У стихов завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и … любовь.
Собрались все вместе коли,
Как там бают: «чином - чин»,
Начинаем с хлеба-соли,
С доброй песни наш зачин!
(музыка)
Ведущий 2. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, вспомним жанры фольклора.
Ведущий 1. Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость. Произведения искусства слова передавались из уст в уста. Их помнили, их любили, по ним учились жить. Мы не знаем авторов произведений фольклора, но знаем, что это были талантливые люди.
Ведущий 2. Некоторые произведения устного народного творчества пережили столетия, но есть и созданные только вчера. Эти произведения бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Прибаутки, колыбельные, сказки, песни трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.
Ведущий 1. Пятницкий говорил: «Душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.»
Ведущий 2. Оказывается есть целая наука о фольклоре (народном творчестве), которая изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное) хореографическое, драматическое и иное коллективное творчество народа.
Ведущий 1. Как называется эта наука?
Ведущий 2. Чтобы узнать ее название, необходимо разгадать волшебное слово на нашем табло.
Ведущий 1. Сегодня мы предлагаем вам отправится в путешествие по огромной стране Фольклория и узнать название этой науки.
Ведущий 2. Путешествуя по городам и выполняя задания вы получите по одной букве из данного слова. В конце путешествия мы постараемся составить это интересное слово.
Ведущий 1. 5 класс предъявите ваш пригласительный билет и получите свой маршрутный лист.
(команды получают маршрутный лист)
Ведущая 1 Итак, все получили маршрутные листы, все готовы к путешествию. Через 50 минут мы снова встретимся с вами в этом зале, чтобы узнать, как называется наука о фольклоре.
Удачи всем на станциях!
2 часть линейки после выполнения заданий
Ведущий 2. Командам сообщить о своем прибытии, сдать свои маршрутные листы.
Ведущий 1. Настал самый ответственный момент, нам необходимо разгадать наше слово. От каждой команды приглашаем по 1 человеку с буквой.
(отгадывают слово - наука, изучающая фольклор – Фольклористика)
Ведущий 2. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, что интересного и нового вы узнали за время путешествия? (Отвечают.)
Ведущий 1. Я думаю, что оно было интересным и увлекательным, и если вы узнали что-то новое, мы будем рады.
Ведущий 2. Путешествовали мы с вами, Мы старались вас развлечь.
Ведущий 1.
Мы прощаемся с гостями, говоря: «До новых встреч!»
Не потухнет, не погаснет,если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный встречи нашей русский дух.
Ведущий 2.
Посиделки, вечеринки, звезды в праздничной выси.
Это русские картинки жизни нашей на Руси.
Ведущий 1.
Жизнь такая – не иная, не заморская, чужая.
Это наша сторона. все, что было, вспоминая,
Пусть живет страна родная, очень русская, земная
ВСЕ (вместе). В МИРЕ ЛУЧШАЯ СТРАНА!
Приложение
Нижний Новгород
Ведущий 1. В этом городе, как и во многих городах, селах нашей Родины очень любят частушки. «А кто их не любит?» - скажете вы. И будете правы.Частушка появилась где-то в редине XIX века, поэтому в словаре Даля нет даже такого слова «частушка». Его ввел в литературный научный обход писатель Глеб Успенский в 1889 году. Он сам собирал частушки в деревнях неподалеку от нынешней границы между Новгородской, Ленинградской областями.
Ведущий 2. Удивительный этот жанр – частушка! Во-первых, он один из немногих живых жанров русского фольклора. Новых сказок, былин уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые, и дети. Сочиняют как? Новое на основе старого. (предлагают переделать и спеть несколько частушек)
Муром
ВЕДУЩИЙ 1. Из того ли из города из Мурома, из того ли села из Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец; он стоял заутреню во Муроме, а к обеденке поспеть хотел во стольный Киев-град, да подъехал он ко славному ко городу, ко славному городу Чернигову у того ли то у города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно, а и черным-черно, как черных воронов: как пехотою никто тут не прохаживает, на добром коне никто тут не проезживает, птица черный ворон не пролетывает, серый зверь да не прорыскивает! Как подъехал он к силушке великой как он стал ее конем топтать да стал копьем колоть, а и побил он эту силу всю великую Кто же этот славный богатырь, богатырь былинный, защитник земли русской? (Илья Муромец)
ВЕДУЩИЙ. Герои былин – сильные и бесстрашные: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович…Трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины не прочитал хотя бы ни одной из них.
Ведущий 2. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Исполняли их народные сказители, исполнял по памяти, как слышали от своих предков. Любители народного творчества его собиратели оставили много воспоминаний о том, как исполнялись былины.
Ведущий 1. Ребята, что такое былины? Какие былины вы знаете?
Ведущий 2. Молодцы. Правильно. Былины – прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят они на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где богатырь-воин не победил врага. Главным персонажем былин и является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть. Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов…». Таков и Илья Муромец, таковы же и другие богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сать, Василий Казимирович, Михайло Данилович…Рисунок богатыря (участникам предлагается составиь мозайку) Перечислите оружие богатырей.
Москва
В Москве жизнь бьет ключом; все куда - то спешат, все работают, успевают лишь советы давать друг другу. Наш фольклор тоже богат своими советами – пословицами. Пословицы – самый малый жанр устного народного творчества, но они охватывают самые разнообразные стороны жизни. В них наиболее выражена коллективность творчества, так как они употребляются в речи большим числом людей, чем все иные жанры фольклора. Кроме того, они устойчивы и почти не подвержены изменениям.
Пословица – суждение о жизни, результат наблюдений над жизнью, вывод из каких-то фактов. Пословица – народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память и опыт народа.
Трудно ответить: «Когда появились пословицы?» Они возникли очень давно.
Это одно из первых народного творчества, в них отклик на важнейшие исторические события, оставившие глубокий след в сознании народа, а также на существенные бытовые явления. Пословицы – устно – эпическая летопись страны. На древнее происхождение пословиц указывает и то, что нередко они включают в себя элементы народной мифологии, языческие представления об окружающем мире; они часто использовались в памятниках древнерусской письменности. А сейчас мы предлагаем вам разгадать несколько пословиц.
(пословица зашифрована в ребусе )
Рязань
ВЕДУЩИЙ. Как ни популярны пословицы и поговорки, но среди малых жанров фольклора главное место принадлежит загадкам. Шутка и ирония, уважительный тон и удивление, радость и раскаяние – каких только настроений не найти в загадках, которые звучат в самых различных ситуациях.Существует несколько определений загадки. В.П.Аникин определяет загадку как « мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».
По определению фольклориста В.И.Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса » Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д. С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным. Загадка заставляет человека думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сейчас мы предлагаем вам отгадать несколько загадок.
(За каждую правильно отгаданную загадку команда получает 1 б)
Вологда
Ведущий 1. Мы приветствуем Вас в сказочном городе Вологде.
Ведущий 2. Этот жанр фольклора все любят с раннего детства. Волшебные сказки. Герои сказок – добрые и злые, но все-таки всеми нами любимые: Марья Моревна, Василиса Прекрасная, сестрица Аленушка и братец Иванушка, Кощей Бессмертный, Баба Яга. Как бы мы не переживали, читая сказки, знаем, в них всегда побеждает добро (Проводится викторина по сказкам.)
Литература
- Волина В.В Пословицы, поговорки, ребусы / В.В.Волина – С.-Пб.: издательство Дидактика Плюс, 1997 г.
- Зайцева, О.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе: популярное пособие для родителей и педагогов / О.В.Зайцева, Е.В.Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Чичеров, В.И. Былины / В.И.Чичеров, П.Д.Ухов. – М.: Детская литература, 1969.
- Шмаков, С. Нетрадиционные праздники в школе / С.Шмаков. – М.: Новая школа, 1997.
- В мире художественного слова: литературные вечера, заочные экскурсии, вечера поэзии. 5-11 классы / авт. – сост. О.В.Чурзиена и др. – Волгоград: Учитель, 2009.