“У г. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления... Поэзия его состоит из ряда картин природы... из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей... Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин...”, – писал о поэте А.В. Дружинин. И действительно, пейзажи, созданные поэтом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека. Природа не связана у Фета с крестьянским трудом, как у Некрасова, с миром душевных переживаний – как у Лермонтова. Но вместе с тем восприятие ее поэтом живо, непосредственно и эмоционально. Пейзаж здесь – это всегда индивидуально-личностное восприятие, фиксирующее не только какое-то явление природы, но и настроение поэта. Природа у Фета – всегда объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Причем в центре внимания поэта – самые обыденные явления, а вовсе не эффектные, колоритные картины. И каждое мимолетное впечатление имеет для Фета собственную привлекательность. Он безотчетно радуется жизни, не задумываясь над ней. Ему свойственен какой-то простодушный взгляд на явления жизни, характерный для незамутненного сознания.
В произведениях поэта представлены все наши времена года: нежная весна – с пушистыми вербами, с первыми ландышами, с тонкими клейкими листочками распустившихся берез; жгучее, знойное лето – со сверкающим терпким воздухом, с синим полотном неба, с золотыми колосьями раскинувшихся вдали полей; прохладная, бодрящая осень – с пестрыми косогорами лесов, с птицами, потянувшимися вдаль; ослепительная русская зима – с ее неуемной метелью, свежестью снегов, замысловатыми узорами морозов на оконном стекле. Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот “природы праздный соглядатай” следит за полетом ласточки над “вечереющим прудом”, вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в “гвоздик душистой сирени”.
Природные образы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: “синеют неба своды”, тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда:
Как здесь свежо под липою густою.
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал. (“Под липой”)
Исследователи отмечали, что в произведениях поэта явления природы описываются “детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, ’ чибис, стриж...”. Во многих стихотворениях поэта описано конкретное время суток, зачастую это раннее весеннее утро или теплая весенняя или летняя ночь. Природа здесь соотнесена с чувствами человека:
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь. (“Еще майская ночь”)
Вообще, образ звезд часто встречается в произведениях Фета. К.Г. Паустовский считал поэта основоположником космической лирики. И здесь поэт сближается с Ф.И. Тютчевым, вот стихотворение, которое очень любил П.И. Чайковский:
На стоге сене ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал,
Поэт здесь как будто остается один на один со Вселенной, Он смутно осознает свое одиночество и вместе с тем особую значительность какую-то торжественность этой минуты:
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рея,
Один в лицо увидел ночь.
Он не просто ощущает свое родство с этой “бездной полуночной”, – он переживает необычайное состояние погружения души в космическую глубину;
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис,
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону. (“На стоге сена ночью южной...”)
Здесь ощущения человека, глядящего на небо, ассоциируются у поэта с ощущениями растворения души в космосе. Тютчевские мотивы, философские мысли звучат у Фета в таких стихотворениях, как “Осень”, “Ласточки”, “есть ночи зимней блеск и сила...”, “Я рад, когда с земного лона...”.
Во многих пейзажах Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Как замечает Б.Я. Бухштаб, “поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом”. Вот, например, стихотворение “Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...”:
Ярким солнцем в саду пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, качается ельник.
В последней строфе его мы узнаем, что деревья лишь кажутся качающимися в неверных отблесках костра. Внешний мир как бы окрашивается душевными настроениями поэта. С этим связан антропоморфизм, одухотворение природы в лирике Фета. Так, роза у него “странно улыбнулась”, “звезды молятся, пруд грезит”, “тополь сонный дремлет”. Мир природы у него очеловечивается, человек же, наоборот, является гармонической частью этого мира. Как отмечают исследователи, здесь сказывается явное влияние на творчество поэта лирики Гейне.
В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэте замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханью, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:
Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал. (“Еще, еще! Ах, сердце слышит”) Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде – все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой. Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени...
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела... (“Пчелы”)
Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:
Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь. (“Весенние мысли”)
Одновременно весенние стихотворения Фета – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой. (“Я пришел к тебе с приветом”)
Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой “весенней полон жаждой”, душа его открыта навстречу счастью. Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:
Так дева в первый раз вздыхает,
О чем не ведая еще,
И в первый раз благоухает
Ее блестящее плечо. (“Первый ландыш”)
Весна у поэта – это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. “Очарованная сном”, “нема и холодна”, она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из “стужи мертвых грез”.
Если весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, то зимняя – с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:
Ночь светла, мороз сияет,
Выходи – снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит. (“Ночь светла”)
Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в “траурный” наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:
Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла... (“Никогда”)
Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, он умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:
Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной...
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом. (“Я русский, я люблю молчанье дали мразной”)
Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарованье его стихов – в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета – это “сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу”.
Аннотированная таблица ссылок
№ | Название | Интернет-адрес | Комментарий |
1 | портрет Фета | http://www.canvas.com.ua/?page=masters&painter=251&list=p3r12 | Фет строит картину мира, который он видит, чувствует, осязает, слышит |
2 | Жизнь Фета | http://biographer.ru/biographies/59.html | Поэт, публицист, переводчик |
3 | Богиня Флора | http://www.wicca.kzar.ru/gods/flora.jpg | Изображение богини |
4 | О Флоре | http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp110/rabot/37/index3.html | Богиня цветов |
5 | Богиня Фауна | http://myfhology.narod.ru/gods/rome/favna.html | Изображение богини |
6 | О Фауне | http://myfhology.narod.ru/gods/rome/favna.html | Богиня лесов и полей |
7 | “Цветы” | http://www.sochindex.ru/?stix=13438 | Даже цветы у Фета обладают своим особым характером |
8 | Цветы | http://images.yandex.ru/yandpage?&p=37&text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B&rpt=simage | Изображение цветов |
9 | “Бабочка” | http://www.sochindex.ru/?stix=13249 | Поэт передает “дыхание” бабочки в “живом мигании” ее крыльев |
10 | Бабочка | http://images.yandex.ru/yandpage?&p=93&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0&rpt=simage | Изображение бабочки |
11 | “Уж верба вся пушистая” | http://www.sochindex.ru/?stix=13434 | Отношения Фета с природой – это полное растворение в ее мире |
12 | Верба | http://images.yandex.ru/yandpage?&p=25&text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0&rpt=simage | Изображение вербы |
13 | “Ласточки” | http://www.sochindex.ru/?stix=13328 | Природность, естественность – главное завоевание лирики Фета |
14 | Ласточка | http://images.yandex.ru/yandpage?&p=8&text=%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0&rpt=simage | Изображение ласточки |
15 | “Ель рукавом мне тропинку завесила” | http://www.sochindex.ru/?stix=13280 | Лирику Фета отмечает особая эмоциональность |
16 | ель | http://images.yandex.ru/yandpage?&p=65&text=%D0%B5%D0%BB%D1%8C&rpt=simage | Изображение ели |
17 | “Мама! Глянь-ка из окошка” | http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=10901 | Природа в лирике Фета живет своей разнообразной жизнью |
18 | Кошка | http://image002.mylivepage.com/chunk2/15303/18/Котенок%20с%20шариком.jpg | Изображение кошки |