"Раздели мою боль". Изучение рассказа А.Куприна "Чудесный доктор"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа;
  2. Обратить внимание детей на то, что и в мирной жизни людям приходится сталкиваться со многими проблемами: болезнями, безработицей, и эти испытания могут быть настолько трудными, что только поддержка окружающих, похожая на чудо, может изменить безвыходную ситуацию;
  3. Воспитывать у учащихся чувство сопереживания и сострадания к ближнему;
  4. Обучать выразительному чтению;
  5. Развивать устную и письменную речь у учащихся.

Урок № 1.

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо.

Согласитесь, любому хочется надеется на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов. Называется он “Чудесный доктор”, написал его Александр Иванович Куприн в 1897 году. Мы будем читать этот рассказ и одновременно обсуждать его, чтобы в конце нашего разговора мы с вами могли ответить на очень важный вопрос:

– О каком чуде идет в рассказе?

– В какие чудеса надо верить людям?

II. Комментированное чтение и обсуждение рассказа А.Куприна “Чудесный доктор”.

1) Чтение учителем отрывка из рассказа с начала до слов “Старший мальчик первый оторвался…” и обсуждение.

Вопросы для обсуждения.

  1. Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот , с кем произошла эта история, и автор, передающий услышанное от другого. Такая форма построения текста называется “рассказ в рассказе”.)
  2. Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастрономического магазина? (Витрина представляла собой эффективную картину, настоящее изобилие разнообразных, диковинных красиво упакованных и разложенных продуктов; возбуждало “в одинаковой степени их умы и желудки”. )
  3. Доводилось ли вам когда-либо останавливаться у витрин магазина? Помните ощущения, которые вы испытывали в тот момент? Опишите устно, как выглядела поразившая вас витрина и что вы чувствовали, разглядывая ее.

2) Чтение фрагмента со слов “Старший мальчик первый оторвался…” до слов “– Ну? Что же?..” и обсуждение.

Вопросы для обсуждения.

  1. Как бы вы теперь ответили на вопрос: чем привлекла мальчиков витрина гастрономического магазина? (Такая витрина для них – диковина, окно в другую, кажущуюся радость, чудесной жизни, где все необычно, красиво, безмятежно, спокойно, сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.)
  2. Куда поспешили мальчики? (Скорее всего, домой после безрезультатной попытки выполнить поручение матери; они открыли “свою дверь”.)
  3. Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна “елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам”…)
  4. Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? (Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда.)
  5. 5. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того печального, убогого места, в котором они живут.)

III. Обучение выразительному чтению по ролям отрывка со слов “Мальчики молчали…” до слов “…разогреть-то нечем…” и обсуждение.

Дети сначала читают фрагмент про себя, выясняют значение непонятных слов. Затем учитель выбирает чтецов на роли матери, Гриши – старшего брата, Володи – младшего брата и автора, и ученики читают текст по ролям.

IV. Беседа по вопросам.

  1. Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
  2. Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал? (Очевидно, что швейцар – жестокий и злобный человек; он старается выслужиться перед своим хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден и живет в постоянной нужде.)
  3. Можно ли согласиться с высказыванием И.Шевелева: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее”? К кому из персонажей рассказа вы уже сейчас могли бы применить эти слова?

V. Словарная работа:

Как вы понимаете, что означает слово “милосердие”? Подберите к нему синонимы. (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)

VI. Чтение учителем отрывка “В это время в коридоре…” до слов “…гнали просителей с крыльца”.

VII. Самостоятельная работа.

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация. Подумайте и запишите свои рассуждения о том, можно ли помочь этим людям и каким вам представляется выход из этой ситуации.

VIII. Обсуждение ответов учащихся.

IX. Объяснение домашнего задания.

1) Подготовьте ответ на вопрос: “Почему, по вашему мнению, мы лишь в середине рассказа узнаем о несчастьях семьи Мерцаловых?”

2) Дочитайте рассказ до конца.

3) Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Н.И.Пирогове.

Урок №2 (продолжение).

I. Проверка домашнего задания

Учащиеся обсуждают ответы на вопросы из домашнего задания. В ходе обсуждения выясняется, что такое непривычное место для начала истории (середина рассказа) неслучайно: оно позволяет удерживать внимание читателей и в то же время проясняет позицию самого автора рассказа, который, несомненно, сочувствует страданиям семьи Мерцаловых.

II. Обсуждение эпизода встречи Мерцалова и пожилого незнакомца – врача в парке.

Познакомьтесь с вопросами, которые возникли у ваших сверстников после чтения этого эпизода рассказа. Отвечали на эти вопросы ребята по-разному:

– Незнакомец был врачом, ему было интересно заниматься с больными людьми.

– Он просто, когда учился, давал клятву Гиппократу и поэтому должен был обязательно помогать любому больному.

– Пирогов испытывал сострадание к тем, кому на самом деле было плохо, не только физически, но и душевно. Ведь Мерцалов – не болен: он оказался в безвыходной ситуации.

А как считаете вы? Какой из ответов вам ближе? Есть ли у вас свое объяснение? Выясните позицию вашего соседа (соседки). Познакомьте нас с его (ее) точкой зрения. Если вы не согласны с ответом, попробуйте доказательно возразить.

III. Словарная работа:

“Клятва Гиппократа” – приписываемый Гиппократу, древнегреческому врачу, текст, содержащий сжатые формулировки моральных норм поведения врача; эту клятву с давних пор дают будущие медики.

Ретроспекция – обращение к прошлому. (Прием, используемый автором в рассказе.)

IV. Обсуждение эпизода посещения незнакомцем дома Мерцаловых.

  1. Расскажите близко к тексту, что же произошло после разговора в парке.
  2. Запомнили ли вы фамилию незнакомца в парке? Как вы думаете, почему он не захотел ее назвать?
  3. Говорит ли вам о чем-нибудь фамилия незнакомца – Пирогов?

V. Сообщение ученика о Н.И.Пирогове (домашнее индивидуальное задание).

VI. Беседа.

  1. Как вы думаете, почему Александр Иванович Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? (Композиция этого произведения, задуманная как рассказ в рассказе, получает свою завершенность. Тем самым подчеркивает достоверность пересказанной Куприным истории.)
  2. О каком чуде идет речь в этом рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям. О чудесном умении с толком распорядиться помощью и т.п.)

VI. Работа с афоризмами и продолжение беседы с учениками.

Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.
И.Шевелев

Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде.
Сенека

Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.
Гете

Как вы считаете, какой из них наиболее точно отражает основную мысль рассказа А.Куприна? Какой из афоризмов, звучавших на уроках по этой теме, вы хотели бы запомнить? Каким из них вы хотели бы поделиться с родными, друзьями?

Были ли в вашей жизни или в жизни вашей семьи действительно ситуации, в которых помощь и участие других людей оказались как раз вовремя? А приходилось ли вам или кому-то из членов вашей семьи самим оказывать подобную помощь? Расскажите об этом классу.

VII. Выводы: Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого совестливого человека. Довольно редкие примеры таких “чудес” в нашей реальной жизни хотя и оставляют надежду на поддержку со стороны окружающих, тем не менее подсказывают, что “главное – никогда не падать духом”, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.

VIII. Домашнее задание (итоговая творческая работа).

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
  2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “…главное – не падайте никогда духом”?
  3. В какие чудеса следует верить людям?