«Знание только тогда знание, когда оно
обретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Л.Н.Толстой
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Развитие функциональной грамотности - одна из целей ФГОС. Несомненно, в первую очередь учитель русского языка и литературы формирует у обучающихся читательскую грамотность, которая представляет собой не только обучение чтению.
«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (определение PISA-2000)
Выдержки из характеристики деятельности обучающихся 5 и 9 класса класса по ФГОС 3 поколения.
5 класс
- Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
- Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.
- Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно- учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них.
- Подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста.
- Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину.
9 класс
- Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
- Выступать с научным сообщением.
- Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).
- Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.
- Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140-160 слов; словарного диктанта объёмом 35-40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140-160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания.
- Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.
- Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения - не менее 300 слов).
Таким образом, учителю за 5 лет нужно сформировать у обучающихся высокий читательский уровень, предполагающий осмысленное восприятие текста, уметь работать с информацией в тексте и создавать собственный текст.
В примерной рабочей программе третьего поколения есть важный комментарий, довольно актуальный для современного учителя относительно цели изучения предмета «Литература», в котором заявлены новые предметные результаты:
- Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков.
- Участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты.
Таким образом, перед учителем стоит задача: сформировать у учащихся достаточно высокий уровень работы с текстом, который определяется как «смысловое чтение».
Вместе с тем современная ситуация с чтением характеризуется как «кризис чтения». Преамбула к «Национальной программе поддержки и развития чтения» содержит такую мысль: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общественных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Как же преодолеть этот кризис и выйти на качественно новый уровень работы с текстом, ведь умение работать с текстом является ключевым в учебной деятельности?
Мной были изучены стратегии чтения учебного и научного текста, предложенными Г.В.Пранцовой и Е.С.Романичевой, которые соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС к работе с текстом и включают:
- Предтекстовую деятельность, куда включаются:
-
Постановка целей чтения,
- Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами,
- Определение характера теста,
- Предположение о цели написания, замысле автора,
- Деятельность во время чтения, особенность - формулировка гипотез, которые подтверждаются или опровергаются в процессе деятельности. Этот этап сопровождается мониторингом чтения, постановкой и ответом на вопросы: имеются ли в тексте непонятные слова, непонятная информация, понимаю ли я, о ком и о чем идет речь и т.д.
- Послетекстовая деятельность включает выполнение заданий, которые могут быть репродуктивно-коммуникативными, творческими. Решение поставленных учителем или самостоятельно задач.
Стратегии предтекстовой деятельности:
- Создание словаря (глоссария),
- Припоминание важной информации,
- Беглый обзор информации,
- Постановка проблемы,
- Постановка предваряющих чтение вопросов,
- Создание кластеров, таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, таблица «верные-неверные утверждения» и др.
Стратегии текстовой деятельности:
- Заполнение таблицы, или «бортового журнала» во время чтения, (чтение с пометками, карта осмысления).
- Написание заданий и вопросов к тексту.
- «мозговой штурм», «спросите автора», «экскурсия по главе книги», «представление героев», «презентация книги».
- Мнения и замечания.
Стратегии послетекстовой деятельности (рефлексивный этап):
- Составление сводных таблиц, рисунков, диаграмм.
- Дискуссии.
- Создание учебной работы (отзыв, тезисы, рецензия, интервью, эссе, свободное письмо).
- Синквейн.
Пример формирования навыка смыслового чтения на уроках литературы в 5 классе во время работы над произведением Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье».
Предтекстовая деятельность: составление вместе с детьми таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. Детям раздаются карточки с вопросами, ответы на которые вписываются в процессе обсуждения.
«Тонкие вопросы» |
«Толстые вопросы» |
Кто? |
Дайте 3 объяснения… |
Что? |
Почему… |
Когда? |
Почему вы считаете…? |
Как зовут? |
В чем различие? |
Согласны ли вы? |
Предположите, что будет, если… |
Пример послетекстовой деятельности по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» в 5 классе.
Ребята были разделены на группы, в которых был назначен лидер. У каждой группы были разные задания. Цель для лидера - распределить задания между всеми членами группы, организовать работу группы, затем выступление группы, а также дать оценку своим действиям и каждому в группе.
Задания:
- 1 группа - рассказать о персонажах, которые встретились на пути Герды, ответить на вопрос, для чего автор описывает этих героев на пути девочки.
- 2 группа - составить из картинок сюжетную линию сказки, затем склеить их в ленту и кратко рассказать по ней.
- 3 группа - составить кластер «Трудности на пути Герды и их преодоление», затем демонстрация кластера.
- 4 группа - составление таблицы «Герда и Снежная королева», сравнение главных героинь сказки.
После распределения вопросов и видов деятельности дети приступают к обсуждению, выполнению задания. Затем представители от каждой группы представляет продукт своей деятельности.
Заключительный этап - рефлексия
Таким образом, один из способов формирования у обучающихся читательской грамотности - это систематическое использование методов смыслового чтения на уроках литературы. Смысловое чтение является инновационной разработкой, которая рекомендована учителям не только русского языка и литературы, но и других предметов.
Литература
- Национальная программа поддержки и развития чтения. М., 2006.
- Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. М., 2015.