Развитие читательской грамотности на уроках литературы через смысловое чтение

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: смысловое чтение, читательская грамотность


«Знание только тогда знание, когда оно
обретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Л.Н.Толстой

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Развитие функциональной грамотности - одна из целей ФГОС. Несомненно, в первую очередь учитель русского языка и литературы формирует у обучающихся читательскую грамотность, которая представляет собой не только обучение чтению.

«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (определение PISA-2000)

Выдержки из характеристики деятельности обучающихся 5 и 9 класса класса по ФГОС 3 поколения.

5 класс

  • Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
  • Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.
  • Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно- учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них.
  • Подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста.
  • Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину.

9 класс

  • Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
  • Выступать с научным сообщением.
  • Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).
  • Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.
  • Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140-160 слов; словарного диктанта объёмом 35-40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140-160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания.
  • Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.
  • Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения - не менее 300 слов).

Таким образом, учителю за 5 лет нужно сформировать у обучающихся высокий читательский уровень, предполагающий осмысленное восприятие текста, уметь работать с информацией в тексте и создавать собственный текст.

В примерной рабочей программе третьего поколения есть важный комментарий, довольно актуальный для современного учителя относительно цели изучения предмета «Литература», в котором заявлены новые предметные результаты:

  • Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков.
  • Участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты.

Таким образом, перед учителем стоит задача: сформировать у учащихся достаточно высокий уровень работы с текстом, который определяется как «смысловое чтение».

Вместе с тем современная ситуация с чтением характеризуется как «кризис чтения». Преамбула к «Национальной программе поддержки и развития чтения» содержит такую мысль: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общественных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

Как же преодолеть этот кризис и выйти на качественно новый уровень работы с текстом, ведь умение работать с текстом является ключевым в учебной деятельности?

Мной были изучены стратегии чтения учебного и научного текста, предложенными Г.В.Пранцовой и Е.С.Романичевой, которые соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС к работе с текстом и включают:

  1. Предтекстовую деятельность, куда включаются:
      Постановка целей чтения,
    1. Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами,
    2. Определение характера теста,
    3. Предположение о цели написания, замысле автора,
  2. Деятельность во время чтения, особенность - формулировка гипотез, которые подтверждаются или опровергаются в процессе деятельности. Этот этап сопровождается мониторингом чтения, постановкой и ответом на вопросы: имеются ли в тексте непонятные слова, непонятная информация, понимаю ли я, о ком и о чем идет речь и т.д.
  3. Послетекстовая деятельность включает выполнение заданий, которые могут быть репродуктивно-коммуникативными, творческими. Решение поставленных учителем или самостоятельно задач.

Стратегии предтекстовой деятельности:

  • Создание словаря (глоссария),
  • Припоминание важной информации,
  • Беглый обзор информации,
  • Постановка проблемы,
  • Постановка предваряющих чтение вопросов,
  • Создание кластеров, таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, таблица «верные-неверные утверждения» и др.

Стратегии текстовой деятельности:

  • Заполнение таблицы, или «бортового журнала» во время чтения, (чтение с пометками, карта осмысления).
  • Написание заданий и вопросов к тексту.
  • «мозговой штурм», «спросите автора», «экскурсия по главе книги», «представление героев», «презентация книги».
  • Мнения и замечания.

Стратегии послетекстовой деятельности (рефлексивный этап):

  • Составление сводных таблиц, рисунков, диаграмм.
  • Дискуссии.
  • Создание учебной работы (отзыв, тезисы, рецензия, интервью, эссе, свободное письмо).
  • Синквейн.

Пример формирования навыка смыслового чтения на уроках литературы в 5 классе во время работы над произведением Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье».

Предтекстовая деятельность: составление вместе с детьми таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. Детям раздаются карточки с вопросами, ответы на которые вписываются в процессе обсуждения.

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Кто?

Дайте 3 объяснения…

Что?

Почему…

Когда?

Почему вы считаете…?

Как зовут?

В чем различие?

Согласны ли вы?

Предположите, что будет, если…

Пример послетекстовой деятельности по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» в 5 классе.

Ребята были разделены на группы, в которых был назначен лидер. У каждой группы были разные задания. Цель для лидера - распределить задания между всеми членами группы, организовать работу группы, затем выступление группы, а также дать оценку своим действиям и каждому в группе.

Задания:

  • 1 группа - рассказать о персонажах, которые встретились на пути Герды, ответить на вопрос, для чего автор описывает этих героев на пути девочки.
  • 2 группа - составить из картинок сюжетную линию сказки, затем склеить их в ленту и кратко рассказать по ней.
  • 3 группа - составить кластер «Трудности на пути Герды и их преодоление», затем демонстрация кластера.
  • 4 группа - составление таблицы «Герда и Снежная королева», сравнение главных героинь сказки.

После распределения вопросов и видов деятельности дети приступают к обсуждению, выполнению задания. Затем представители от каждой группы представляет продукт своей деятельности.

Заключительный этап - рефлексия

Таким образом, один из способов формирования у обучающихся читательской грамотности - это систематическое использование методов смыслового чтения на уроках литературы. Смысловое чтение является инновационной разработкой, которая рекомендована учителям не только русского языка и литературы, но и других предметов.

Литература

  1. Национальная программа поддержки и развития чтения. М., 2006.
  2. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. М., 2015.