Цель: Дать понятие о любви в высоком смысле этого слова, любовь как жертва.
Задачи:
- Проанализировать отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.
- Показать пути раскрытия прекрасных сторон души героев.
- Раскрыть смысл страданий во имя любви.
- Объяснить нравственные понятия: любовь, долг, честь, целомудрие,
- благородство, порядочность, жертвенность.
- Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
- Учить делать самостоятельные выводы
Оборудование:
- портреты А.С. Пушкина,
- текст повести “Капитанская дочка”,
- иллюстрации к повести,
- видеофильм “Капитанская дочка”,
- видеофильм “Русский бунт”,
- мультфильм “Капитанская дочка”,
- компьютер, телевизор, проектор, видеомагнитофон, таблицы.
План урока
- Организационный момент.
- Слово учителя (компьютер).
- Беседа с учащимися (таблица, компьютер, иллюстрации).
- Работа с текстом (тексты, проектор, иллюстрации).
- Работа по теме урока (видеофильмы, мультфильм, слайды). Испытание героев (работа бригадами)
- Составление кратких тезисов (проектор, таблица, книги)
- [эпизод – душевные качества (черты характера)].
- Запись вывода (слайд).
- Итог урока.
- Слово учителя.
Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестаёт…
(1 Кор. 13, 1-8).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня мы поговорим о любви. Что такое любовь? Как она возникает? Какой бывает любовь? Сначала внимательно прочитаем эпиграф:
Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестаёт…
(1 Кор. 13, 1-8).
Ничего радостнее, ничего прекраснее, ничего мудрее о любви не сказано ни поэтами, ни философами. “Любовь не ищет своего..”. Если ты любишь, забудь о себе. Без любви ты ничто.
Но чтобы так любить, нужно научиться “не искать своего” - отказаться от эгоизма, от самости. Стать свободным, чистым, любящим.
Человек проходит свой путь от ребенка до старца затем, чтобы научиться понимать и любить людей, чтобы осознать: самое дорогое в мире – это любовь. Только любовь наделяет человека способностью видеть глубину человеческой личности, только влюблённые видят дивную красоту человеческой души.
Любовь дает возможность человеку пройти все испытания, чтобы помочь любимому.
“Любовь не совершенна, если она не страдала”. (Иоанн Крестьянкин)
Чтобы лучше понять сказанное, мы обратимся к повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. За основу возьмем отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.
3. Беседа с учащимися.
- Как вы думаете, от чего зависит воспитание человека? (От родителей, от общества, от друзей, от учителей).
- Поэтому сначала мы поговорим о родителях наших героев. Обратимся к таблице на доске:
1. Родители Петра и Маши.
2. Отношение родителей к любви героев.
3. Вывод.
Родители Петра Гринева | Родители Маши Мироновой |
Отец Андрей Петрович Гринев, старый
гвардейский офицер в отставке. Мать Авдотья Васильевна, дворянка, родила 9 детей, все умерли, кроме Петра. Отец послал Петра “понюхать пороху”, послужить в армии и дал наставление: “Береги честь смолоду”. |
Отец Иван Кузьмич, из крестьян, сам
добился офицерского чина. “Человек
необразованный и простой, но самый честный и
добрый”. Жена Василиса Егоровна, простая добрая женщина управляла мужем и крепостью. “Люди самые почтенные”. Жили в любви и согласии. |
Мать была бы согласна, отец не дал
своего благословения, узнав о дуэли. Родители приняли Машу как родную. |
Родители были согласны на брак. Родители погибли. Жили вместе и погибли вместе. |
Вывод: Родители Петра и Маши были людьми честными, порядочными, достойными, они своим примером воспитали хороших детей.
4. Работа с текстом.
Петр Гринев влюбился в Машу Миронову потому, что она была красавицей.
- Верно или нет данное утверждение? Докажите, используя текст.
(Ученик зачитывает портрет Маши по книге.)
Маша не красавица. Она скромная, застенчивая, робкая, трусиха, бесприданница. Гринев полюбил Машу не из-за красоты. Внешность – не главное в любви.
5. Работа по теме урока. Работа бригадами.
(Как и в чем проявляется любовь героев?)
I бригада Петр |
II бригада Маша |
а) Первое испытание Петра – буран. Петр попадает в буран по своей вине, он не слушает ямщика и Савельича, автор же не забывает упомянуть, что Петр решился предать себя воле Божьей. И далее мы все более убеждаемся, что он не беспокоился за судьбу свою, вверяя её Всевышнему. б) В эпизоде, где Петр дарит свой тулуп бродяге, раскрываются такие черты его характера, как доброта и человечность. В) Во время дуэли со Швабриным он ведет себя как честный, порядочный мужественный человек, защищающий честь своей любимой. г) зарождается любовь юных, чистых людей. Петр слышит “ангельский голос” любимой девушки. Открываются внутренние глаза человека, он видит душу любимого, образ Божий. Петр делает предложение Маше. д) Петр прощает Швабрина, что говорит о его благородстве и незлопамятности. е) Петр и Маша ждут письмо – благословение от родителей на брак. Они послушные дети, почитающие своих родителей и Бога. ж) Во время пугачевского бунта Гринёв не признал Пугачева, не изменил присяге, данной императрице, не предал своей чести. Пугачев оценил эти качества Гринёва: искренность, честность, благородство, порядочность. Петр испытывает страх за любимую, он готов ее спасти даже ценой своей жизни. з) Когда Петра обвиняют в причастности к бунтовщикам, он не думает о себе, не оправдывается, чтобы доброе имя Маши не было запятнано. И вновь Петр обращается к Богу в молитве, он возлагает надежду на Бога: Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет. |
а) Маша в начале повести робкая и
застенчивая девушка, трусиха. Она не идет против
совести, отказывается выйти замуж за Швабрина –
богатого и умного жениха. Она бескорыстна. В
семье она послушна, скромна, спокойна. Гринев
нашел в ней “благоразумную и чувствительную
девушку”. б) Маша полюбила Петра сильно и глубоко, она ухаживает за ним, когда он ранен. Но узнав о несогласии отца Петра на их брак, Маша отказывается выйти за Петра замуж без родительского благословения. Потому что это грех, это против Бога, счастья без благословения нет. Маша не хотела, чтобы ее любимый страдал. Она жертвует своей любовью. Маша поступает благоразумно. в) Говорит Маша просто, не ломается, не жеманится, а больше молчит. Она целомудренна. г) Маша переносит смерть родителей, домогательства Швабрина. Она тверда в своих убеждениях, она не идет против совести, верна своему слову и решительна. Она готова умереть, но не изменить любви. Верность, душевное благородство видим мы в этой девушке. д) После этих испытаний Маша живет у родителей Петра: - Вскоре они к ней искренне привязались, потому что “нельзя было ее узнать и не полюбить”. Родители увидели, что Маша разумна, добра, спокойна, а главное – искренне любит их сына. е) Эта любовь помогла Маше выдержать последнее испытание, когда Гринева передали в суд и обвинили напрасно. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице просить за Гринева. Маша боролась за спасение чести и доброго имени своего жениха. Гринёв был оправдан. ж) Сила любви огромна. Из робкой, бессловесной “трусихи” Маша стала смелой и решительной женщиной. Любовь дает Маше, простой капитанской дочке, пройти все испытания и добиться счастья. |
6. Краткие тезисы.
Петр
Эпизод | Душевные качества |
|
|
Итог: счастливая семейная жизнь.
Маша
Эпизод | Душевные качества |
|
|
Итог: счастливая семейная жизнь.
7. Вывод: Испытания делают героев более сильными, укрепляют их любовь, раскрывают прекрасные стороны души.
8. Итог.
В награду за испытания герои получают счастье жить в любви, иметь детей, внуков, счастливую семейную жизнь.
На примере Петра и Маши автор показал, какую силу имеет настоящая любовь. Любовь помогает сохранить честь, достоинство и чистоту в самых сложных ситуациях. Любовь героев укрепилась и выросла в страданиях. Петр и Маша “не искали своего”, они жертвовали собой друг для друга.
9. Слово учителя.
- Почему так интересно было читать повесть, ведь все события произошли очень давно? (Тема любви – вечная тема, всегда интересная. Мы получаем уроки нравственности, учимся жить и поступать в жизни так, чтобы сохранить человеческое достоинство. Учимся любить.