Цели урока:
- сформировать у учащихся более полное представление о личности А. С. Пушкина и его творчестве, в частности, о философской лирике поэта;
- на материале стихотворения “Отцы пустынники и жены непорочны” побудить учащихся к глубокому осмыслению такого понятия, как покаяние, к осмыслению потребности каждого человека в постоянном духовном самосовершенствовании;
- научить элементам анализа лирического произведения, элементам сравнительно-сопоставительного анализа 2-х произведений; развить представления учащихся об образе лирического героя, о структуре и художественном пространстве стихотворения;
- развивать у учащихся внимание к художественному слову.
Наглядность и оборудование урока: компьютерная презентация по теме урока (см. Приложение 1), раздаточный материал для учащихся (см. Приложение 2), цветные карандаши, компьютер, проектор, планшет.
План-конспект урока
I. Организационный момент.
II. Вводное слово учителя о теме урока, постановка целей урока и беседа с учащимися:
Давно замечено, что в жизни каждого человека существует один очень важный период, начинающийся примерно в 30-летнем возрасте. Одни называют этот период “кризисом среднего возраста”, другие – периодом поисков смысла жизни, переосмысления прожитого. Это сложный, но в то же время очень важный период в жизни каждого человека. Был такой период и в жизни А. С. Пушкина. Именно об этом периоде, о стихотворениях, написанных поэтом в это время, мы с вами сегодня и будем говорить. (1 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ) Будем говорить о Пушкине-человеке, который прошёл достаточно серьёзный, а иногда и мучительный путь духовного совершенствования.
? Послушайте стихотворные строки: “Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит...”, “духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился...”, “и ныне с высоты духовной мне руку простираешь ты...”, “твоим огнём душа палима...” - узнали ли вы автора этих строк? (А.С. Пушкин)
? А заметили ли вы, какое слово довольно часто повторяется во всех этих строках? (душа, духовной)
И это не случайно. Примерно в 30-летнем возрасте решительно обозначилось у Пушкина “смутное влечение чего-то жаждущей души”...Особенно часто о душе, о смысле жизни поэт начинает писать в период так называемого “позднего творчества”, в 30-е годы XIX века.
III. Сообщение учителя о фактах из биографии А.С. Пушкина и о Ефреме Сирине:
Прежде чем говорить непосредственно о так называемой философской лирике поэта, давайте обратимся к фактам из биографии Александра Сергеевича. Ведь творчество любого поэта – это отражение его жизненного пути, его переживаний, сомнений.
Итак, 1836 год. Последний год жизни Пушкина. Он был ознаменован несколькими важными событиями. (2 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ)
29 марта 1836 года умерла мать Александра Сергеевича Пушкина, Надежда Осиповна. Умерла ровно за 10 месяцев до трагической кончины своего великого сына. Наверное, Надежду Осиповну трудно назвать хорошей матерью. Часто она бывала легкомысленной, ветреной, светской жизни уделяла гораздо больше внимания, чем воспитанию старших детей Ольги и Александра. Правда, младшего сына Лёвушку очень любила. В последний год жизни Надежда Осиповна была серьёзно больна. Александр Сергеевич был чрезвычайно внимателен и почтителен к ней, проявляя искреннюю заботу и любовь. Перед смертью Надежда Осиповна просила у сына прощения за то, что не ценила преданности своего сына. Пушкин сам отвёз тело покойной в Святогорский монастырь, где 8 апреля 1836 года и похоронил. После похорон он был чрезвычайно расстроен.
Спустя почти 4 месяца, 22 июля 1836 года, появляется стихотворение “Отцы- пустынники и жёны непорочны...”, о котором сегодня и пойдёт разговор.
(3 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ) Спустя ещё несколько месяцев, осенью 1836 года, в дневнике Александра Сергеевича появляется следующая запись: “Скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические – семья, любовь etc.(et cetera) – религия, смерть”.
Итак, читая эти строки, мы видим, что поэт размышляет о необходимости коренных перемен в своей жизни.
? О каких бытовых переменах в своей жизни размышляет поэт? (о переезде в деревню)
? Но как вам кажется, что для него важнее: перемены бытовые или перемены мировоззренческого характера? (Конечно, важнее перемены мировоззренческого характера, перемены, свидетельствующие о серьёзных размышлениях поэта о своей жизни.)
Отражение этих размышлений – стихотворение “Отцы пустынники и жёны непорочны...” Но прежде чем обратиться к стихотворению, перенесёмся в 4 век нашей эры. (4 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ)
В 4 веке жил Ефрем Сирин (умер в 373 г.) – один из самых почитаемых святых Православной Церкви. Его духовное наследие обширно. Одно из самых известных его творений – краткая молитва, которую читают в храмах и дома в течение всего Великого поста.
? Что такое Великий пост? (Великий пост – самый длинный пост в году, начинается сразу после Масленицы и заканчивается Пасхой. Великий пост – это не просто ограничение себя в пище, как может показаться на первый взгляд. Великий пост предназначен для сугубого очищения души человека от греха, пост даёт возможность человеку осмыслить свои поступки и раскаяться.)
IV. Краткий анализ молитвы (учащиеся используют раздаточный материал, см. Приложение 2):
Давайте послушаем молитву Ефрема Сирина, которую называют покаянной (5 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ).
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия
И празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
Терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
И не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков, аминь.
Безусловно, очень трудно сразу вникнуть в суть услышанного. В распечатках приводится толкование отдельных слов молитвы.
РАБОТА С РАСПЕЧАТКАМИ (см. Приложение 2)
Индивидуальное задание для учащихся: внимательно прочитайте толкование слов и раскрасьте слова карандашами в зависимости от того, какую окраску несёт слово: положительную или отрицательную. (Дать учащимся время вчитаться в молитву, понять её смысл).
Проверка индивидуального задания: Теперь давайте проверим получившиеся результаты. (6 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ).
- Праздность – ничегонеделание, праздная, бесцельная жизнь.
- Уныние – безнадёжная печаль, гнетущая скука.
- Любоначалие – властолюбие, гордыня, стремление командовать и подчинять себе других.
- Празднословие – пустые, праздные слова.
- Целомудрие – строгая нравственность, душевная чистота.
- Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
- Терпение – безропотное перенесение страданий, боли, неприятного.
- Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности к кому или чему-нибудь.
- Прегрешение – проступок, грех.
- Осуждение – неодобрительное мнение о ком-то или о чём-то.
? Итак, молитву Е. Сирина называют покаянной. Нашли ли вы в тексте молитвы слова “покаянный”, “каюсь”, “раскаяться”? (нет)
? Не кажется ли вам это странным?
? Как вы думаете, почему в тексте молитвы этих слов нет? (Дело в том, что покаяние — процесс тайный, не всегда заметный, но процесс для человека чрезвычайно важный. )
? Как вы понимаете смысл слова “покаяние”? (В словаре Ожегова: добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке).
? Как вы считаете, должен ли человек испытывать чувство покаяния?
? Почему важно испытывать это чувство? (Потому что чувство покаяния вызывает желание избавиться от своих грехов, сделать свою душу чище).
(7 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ). Итак, покаяние — добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке. Чувство покаяния вызывает желание избавиться от грехов, сделать свою душу чище. Человек, не испытывающий чувства раскаяния, не видит ничего плохого в себе и своих поступках, не испытывает желания изменить себя, самосовершенствоваться. Без чувства покаяния не может начаться путь духовного роста человека. Следовательно, покаяние можно считать началом духовного совершенствования человека.
Ну а теперь давайте перейдём к стихотворению А. С. Пушкина, которое считают поэтическим переложением молитвы. Весной 1836 года А.С. Пушкин достаточно часто бывал на службе в храме, где много раз во время великопостных богослужений слышал молитву Ефрема Сирина.
V. Чтение и анализ стихотворения А.С. Пушкина “Отцы пустынники...”
Работа с 1 частью стихотворения.
8 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ – прослушивание стихотворения.
Вопросы к учащимся после прослушивания стихотворения:
? Что вы можете сказать о композиции стихотворения? (Стихотворение Пушкина условно делится на 2 части)
? В какой части стихотворения вы видите собственно переложение молитвы? (Собственно переложение молитвы составляет его 2-ую часть).
1 часть является своеобразным вступлением, которое подготавливает читателя к восприятию “молитвенного стиха”.
Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
? Как вы поняли смысл 1 части стихотворения? (Лирический герой говорит о том, какое чувство в его душе вызывает молитва Е.Сирина)
? Какое же это чувство? (Умиление)
? Что такое умиление? (С религиозной точки зрения умиление – это дар Божий, это покаянное чувство. Поэтому в контексте стихотворение “умиляет” - значит “ вызывает покаянное чувство”, “возбуждает желание молиться”).
? Какое воздействие оказывает молитва на лирического героя? (“Падшего крепит неведомою силой”).
? Объясните, как вы понимаете смысл этой строки? (Результат молитвы – с одной стороны, усиливает в человеке чувство своей греховности (ведь не случайно здесь слово ПАДШЕГО), но, с другой стороны, укрепляет, т. е. позволяет осознать, что человек, соприкасаясь с Божественной силой, становится духовно сильнее).
VI. Сравнительно-сопоставительный анализ 2 части стихотворения и молитвы Е.Сирина.
Итак, в 1-й части стихотворения идёт речь о том, какое воздействие оказывает на человека
молитва Ефрема Сирина. 2 часть стихотворения – поэтическое переложение молитвы. Давайте сравним собственно молитву и поэтическое переложение. Для удобства проведения сравнительно-сопоставительного анализа в ваших распечатках тексты 2 части стихотворения и молитвы расположены параллельно.(9 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Стихотворение | Молитва |
Владыко дней моих! Дух праздности
унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. |
Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия И празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, Терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения И не осуждати брата моего, Яко благословен еси во веки веков, аминь. |
? Сколько строк во 2 части стихотворения и в молитве? (7 и 8)
Пушкин убирает последнюю строку. В молитве эти слова произносит священник, а в стихотворении молитва идёт от лица лирического героя.
Ну а теперь давайте перейдём к сравнительно-сопоставительному анализу 2 части стихотворения и молитвы.
Задание в парах: 1 человек в паре работает со стихотворением, 2-ой – с молитвой. На оставленных справа строчках поставьте цветными карандашами + или – рядом с теми словами, которые обозначают положительное или отрицательное качество человека.
Проверка задания в парах:
1. Сравниваем 1, 2, 3 строки(отвечают учащиеся):
Первые три строки в стихотворении и молитве не очень отличаются друг от друга. И в молитве, и в стихотворении речь идёт о просьбе человека избавить его от 4-х грехов: духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Пушкин лишь объединил уныние и праздность, назвав “дух праздности унылой”. Но многие из “отцов пустынников” связывали эти 2 страсти друг с другом, так что значительного отступления от православных традиций Пушкин не допустил.
А вот далее идёт значительное отступление от текста молитвы.
2. Сравниваем 4, 5, 6, 7 строки? (отвечают учащиеся):
О чём далее идут просьбы в молитве? (О даровании целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Заключают молитву просьбы о даровании зрения своих грехов и неосуждения).
? В каком порядке эти просьбы следуют у Пушкина? (Он меняет их местами).
Схематично эту перестановку можно показать так: (10 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ)
В стихотворении | В молитве |
- - - - + - + + + + |
- - - - + + + + + - |
? Как вы думаете, можно ли эту перестановку считать существенной или Пушкин сделал так просто для создания поэтического текста?
В молитве за 4-мя “минусами” сразу следуют 4 “плюса”, то, что человек просит у Бога. Пушкин поднял выше “плюс” - дай мне увидеть мои грехи и “минус” - грех осуждения. Если всмотреться глубже, то можно увидеть, что эта перемена является отражением некоего убеждения А. С. Пушкина. Убеждения, к которому он шёл долгим и трудным путём, опытно познавая важность определённых нравственных начал в жизни человека.
?Что значит осуждение? (Выражение неодобрения кому-нибудь, признание дурным).
?Как вы думаете, осуждение – это очень страшный грех?
А между тем осуждение считается одним из самых страшных грехов. В Евангелие от Матфея говорится: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы”. Почему так строго? Потому, что когда человек осуждает других, он не видит своих грехов, следовательно, не испытывает потребности в раскаянии, не пытается сделать свою душу чище. Сначала нужно увидеть свои грехи, потом научиться не осуждать других людей за их проступки, а неосуждение – это предпосылка смирения, терпения, любви и целомудрия.
И, наконец, стихотворение Пушкина завершается просьбой дать 4 “плюса”: смирение, терпение, любовь и целомудрие. Целомудрие вынесено в конец строки, на это слово падает логическое ударение. Целомудрие – это не только антоним слова “разврат”, это чистота нравов, непорочность, умение сдерживать свои страсти. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: “Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей”.
VII. Вывод.
? Как вы думаете, не кощунственно ли переделывать молитву? Не говорит ли это о неуважительном отношении к святыне?
Переложение Пушкина – это скрытый комментарий к тексту, а не подмена текста. Это рассказ человека о том, что для него значит молитва, как он её понимает.
? А теперь давайте попытаемся постичь ту мудрость, к которой пришёл поэт: каков же тот духовный путь, который должен пройти каждый человек?
Индивидуальное задание: в левой стороне распечатки пробуем записать этапы духовного пути человека.
1. покаяние (дай зреть прегрешения)
2. неосуждение
3. смирение
4. терпение
5. любовь
6. целомудрие
Проверка индивидуального задания – 11 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ.
VIII. Заключительное слово учителя, итог урока:.
? Почему стихотворение “Отцы пустынники...” называют философским? (Потому что в нём идёт осмысление вечных ценностей человеческой жизни)
? Изменилось ли ваше представление о поэте после сегодняшнего занятия? (Поэт – мудрый человек)
? Важны ли эти ценности для вас? (на 11-м слайде!)
Наш урок не заканчивается так, как заканчиваются обычные уроки, - домашним заданием. Потому что впереди у каждого из вас – большая самостоятельная работа, которую не будут оценивать школьной оценкой, но от этого она будет не менее важной.
12 СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ
Хорошо было бы, если бы мудрость была такого свойства, чтобы она могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором пока её нет...
Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Л.Н. Толстой)