Цели и задачи: познакомить ребят с культурой того времени; рассказать ребятам о сравнительно-сопоставительном изучении драм; усовершенствовать у учащихся навыки анализа художественного произведения; расширить словарный запас; научить слушать и видеть произведение; выработать эмоционально-оценочное отношение к происходящему; воспитать вдумчивого читателя; познакомить ребят с историей России XIX века; дать понять, что произведение – это художественное отражение жизни, психология людей того времени; научить находить опорные и ключевые слова; задавать наводящие вопросы; найти в тексте эпизоды, выражающие жизненную действительность.
Оборудование: Отрывки из фильма по мотивам пьесы А.Н. Островского “Бесприданница”, иллюстрации, картины.
План урока:
1. Орг. момент (1 – 3 мин.)
2. Проверка домашнего задания (1 – 5 мин.)
3. Беседа с учащимися (15 – 21 мин.)
4. Проверка ЗУН (4 – 6 мин.)
5. Подведение итогов урока (3 –6 мин.)
6. Объяснение домашнего задания (1 – 4 мин.)
Ход урока
Урок начинается с объявления темы и ознакомления целью урока.
Ознакомление с целью урока: Цель нашего урока – уяснить своеобразие образов в драмах “Бесприданница” и “Дом Бернарды Альбы”. Сегодня мы будем работать самостоятельно. На уроке от вас требуется активное участие в ходе урока, изложение своих мыслей и мнений с опорой на текст.
Урок надо провести так, чтобы разговор о проблематике произведений стимулировала формирование навыков самостоятельного мышления учащихся.
Общая характеристика драм “Бесприданница” и “Дом Бернарды Альбы” дается во вступительном слове учителя. В драматическом действии затронута проблематика произведений А. Н. Островского предшествующих лет: изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы; в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам “горячего сердца”. Но в этих пьесах все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов – это уже не “темное царство”, в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растет “дело”, расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений. Именно в этом заключаются основы конфликта пьес между “горячими сердцами” Ларисы Огудаловой, Аделы Бенавидеса и корыстными, расчетливыми эгоистами, окружающими героинь.
Следующий этап урока можно назвать так: “Знакомьтесь…” (Учащимся было задано опережающее домашнее задание прочитать и посмотреть фильм “Бесприданница”, после которого нужно дать характеристику героев. До этого они смотрели режиссерскую постановку Сюзанны Ооржак “Иччитэх дьиэ” (“Дом Бернарды Альбы”)
1. Паратов (ему принадлежит одна из основных ролей в конфликте. Своеобразным ключом к восприятию образа является его характеристика в списке действующих лиц (“блестящий барин”).
Вот небольшой план для размышления:
- особенности личности Паратова;
- положение в обществе;
- характер героя;
- отношение к Ларисе;
2. Харита Игнатьевна Огудалова:
- жизненные принципы;
- манера одеваться;
- ее роль в судьбе Ларисы;
3. Кнуров и Вожеватов: (эпизод № 15)
- их жизненные принципы;
- отношение к Ларисе;
4. Карандышев:
- положение Карандышева в обществе и свойства его личности (обратить внимание на то, что его нежелание мириться с униженным положением вызывает лишь стремление подражать тем, кто богат и властен).
- отношение Карандышева к Ларисе и его роль в ее судьбе. (Он не только не понимает, но и не хочет понять чувства своей невесты.)
5. Лариса Огудалова:
- авторская характеристика образа;
- Лариса и ее окружение (Как она говорит о своей роли?);
- причина ее трагедии;
- почему она считает выстрел Карандышева “благодеянием”?
6. Бернарда:
- жизненные принципы;
- положение Бернарды в обществе;
- ее роль в жизни Аделы;
7. Ангустиас:
- жизненные принципы;
- ее отношение к Аделе;
8. Пепе:
- жизненные принципы;
- отношение Пепе к Аделе и его роль в ее судьбе. (Почему он не хочет взять ее в жены?);
9. Адела:
- авторская характеристика образа;
- Адела и ее окружение;
- причина ее трагедии;
Анализ мира героев пьесы приводит ребят к мысли, что не социальные причины, а психологические особенности характеров персонажей порождают конфликт произведения и трагическую развязку.
Подведение итогов урока: В заключении можно предложить ребятам письменное размышление сравнительного характера: “Драма Аделы и драма Ларисы. Чья страшнее?”
Данный урок не первый, это продолжение предыдущего урока. Здесь были поставлены образовательные, познавательные, воспитательные задачи, которые достигли своей цели. Главная задача заключается в том, чтобы познакомить ребят с историей России XIX века, дать понять, что произведение – это художественное отражение жизни, психология людей того времени. Это можно сделать, посмотрев театральную постановку Сюзанны Ооржак и фильм, снятый Эльдаром Рязановым “Жестокий романс” во внеурочное время. После увиденного учащиеся поделились со своими рассуждениями, которые играют не маловажную роль в развитии навыков восприятия, мышления.
Выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач, так как учащимся нужно было сравнить, сопоставить культуру разных народов (русской и испанской). Ребята были активными, излагали свои мысли и мнения на счет героев произведений. Учителю удалось увлечь ребят и тем самым добиться поставленных целей и задач.
Домашнее задание:
Учащиеся к следующему уроку должны сопоставить образы женщин в драмах:
1. Что объединяет Ларису и Аделу?
2. В чем проявляется единомыслие Хариты Игнатьевны и Бернарды?
3. Подготовить сообщения.
Тема: Судьба женщин в драмах “Бесприданница” А. Н. Островского и “Дом Бернарды Альбы” Ф. Г. Лорки
Цели и задачи: раскрыть родственные отношения женщин в эпоху купечества; определить роли персонажей в драме; раскрыть помыслы и желания молодых женщин (Ларисы, Аделы, Ангустиас, Магдалены, Амелии, Мартирио); усовершенствовать навыки анализа художественного произведения; активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе анализа художественного произведения; воспитать чувства осуждения; научить адекватно оценивать характер персонажей; воспитать межличностные адекватные отношения друг к другу; приготовить вопросы, раскрывающие родственные отношения женщин в эпоху купечества; провести устный опрос; научить находить опорные и ключевые слова; задавать наводящие вопросы; провести беседу по выявлению их понимания и отношения к персонажам;
Оборудование: схемы и таблицы опорных и ключевых слов; картины, иллюстрации, эпизоды из фильма;
Опережающее домашнее задание: Сопоставить образы женщин в драмах: 1. Что объединяет Ларису и Аделу? 2. В чем проявляется единомыслие Хариты Игнатьевны и Бернарды? 3. Подготовить сообщения.
План урока:
1. Орг. момент (0 – 1 мин.)
2. Проверка домашнего задания (1 – 4 мин.)
3. Сообщения учащихся (5 – 7 мин.)
4. Опрос (5 – 10 мин.)
5. Самостоятельная работа (5 – 10 мин.)
6. Проверка ЗУН (5 – 10 мин.)
7. Подведение итогов урока (1 – 3 мин.)
8. Объяснение домашнего задания (1 – 3 мин.)
Ход урока
Урок начинается с объявления темы и ознакомления целью урока, проверки домашнего задания.
Ознакомление с целью урока: Цель нашего урока – узнать о судьбах женщин в драмах “Бесприданница” А.Н. Островского и “Дом Бернарды Альбы” Ф.Г. Лорка. После того как ребята расскажут о каждом из героев, учитель поставит такие вопросы:
1. Перечитайте и посмотрите диалог между Кнуровым и Вожеватовым. (эпизод № 15)
2. Рассмотрите их отношение к Ларисе. (эпизод №10)
3. Почему Островский местом этого действия избрал именно “Ласточку”?
4. Какой смысл приобретает здесь “Ласточка”?
5. Какие пути возможны были для Ларисы и Аделы, останься, они живы?
6. А силен ли Карандышев?
7. Как же автор заставляет зрителей сочувствовать Ларисе и Аделе?
8. Кто-нибудь помог Ларисе и Аделе в их борьбе с чувством?
Учащимся дается задание вспомнить главных героинь драм и ответить на следующие вопросы:
Лариса | Адела |
1. Составьте портретную характеристику
Ларисы, опираясь на текст. 2. Кто виноват в трагической смерти Ларисы? Обоснуйте свое мнение. 3. Как автор передает страдание, угрызение совести Ларисы? |
1. На основе прочитанного подготовьте
описание внешности Аделы. 2. Кто виноват в смерти Аделы? 3. Какие чувства вызывает у вас Адела? (сочувствие, жалость, ненависть). |
Подведение итогов урока: Итак, Лариса и Адела не могут жить в неволе, и ненависть к ней сильнее страха перед смертью, перед грехом самоубийства. Не разлука с Пепе заставила Аделу совершить самоубийство, а самая страшная для нее мысль – женитьба любимого человека на родной сестре Ангустиас.
Таким образом, основной конфликт драм “Бесприданница” и “Дом Бернарды Альбы” – борьба в душе главных героинь, с самой собой – “трагедия совести”.
Данная тема предпоследняя перед заключительным уроком. Проведя этот урок, мы проверяем учащихся на знание текста и на то насколько они умеют делать пообразный анализ. Главной задачей этого урока была – провести беседу по выявлению их понимания и отношения к персонажам. Учащиеся справились с поставленными задачами. В целом урок достиг поставленных целей и задач.