Развитие читательской грамотности на уроках русского языка через исследовательскую деятельность в средней школе

Разделы: Русский язык, Литература

Ключевые слова: читательская грамотность


Введение

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка в средней школе является современной неотъемлемой составляющей образовательного процесса. В условиях информационного общества, где взаимодействие с текстами играет ключевую роль, эффективные методы формирования навыков чтения становятся важным элементом успешной учебной деятельности. Представляемое исследование сосредотачивается на использовании исследовательской деятельности как эффективного инструмента для достижения высокой читательской грамотности у школьников. В данном введении кратко представлены ключевые направления исследования, а также перспективы практической реализации полученных результатов.

Для развития грамотности при чтении на уроках русского языка нужно определить перед собой ряд конкретных целей и задач. Основной целью данного исследования является эффективная реализация методов, способствующих повышению уровня читательской грамотности учащихся. Переосмысливая подходы, представленные в работах таких авторов, как Г.А.Цукерман [12] и А.Ю.Лазебникова [6], стремимся адаптировать их результаты к конкретным условиям средней школы. Основными целями является исследование теоретических основ читательской грамотности: анализ работ Г.А.Цукерман [12], обозначившей читательскую грамотность как инструмент для получения и передачи информации в письменной форме, и А.Ю.Лазебниковой [6], выделившей значение формирования читательской грамотности при подготовке к ОГЭ по обществознанию. Эти выводы позволяют выстроить теоретическую основу для исследования.

Задача состоит в интеграции исследовательской деятельности в учебный процесс. Ориентируясь на концепции читательской грамотности как процесса восприятия и понимания текста, учителя интегрируют исследовательские методы в уроки русского языка. Этот подход, основанный на работах Л.Н.Абрамовской [1] и Т.Д.Полозовой [10], позволяет создать обучающую среду, способствующую формированию критического мышления и осмысленному взаимодействию с текстами.

А также стоит задача в оценка эффективности методов: в ходе исследования будет проведена оценка результативности применения предложенных методов. Принимаются на вооружение выводы исследований, подобных работам И.Д.Фрумина [11] и Т.Д.Полозовой [10], касающихся факторов, обеспечивающих формирование читательской грамотности.

Данный подход к формированию читательской грамотности в средней школе строится на инновационных методах, нацеленных на активное вовлечение учащихся в процесс обучения. Основываясь на принципах исследовательской деятельности, предлагаются уникальные стратегии, охватывающие разнообразные форматы текстов и способы их восприятия. Во-первых, это интеграция разнообразных текстов: подход заключается в использовании не только традиционных книжных текстов, но и нестандартных форматов - не сплошных и смешанных текстов. Это позволяет учащимся более гибко адаптироваться к различным типам информации и развивает у них навыки критического восприятия текста. Внедряются в учебный процесс активные методы исследовательской деятельности. Учащиеся, анализируя тексты, становятся сами исследователями, формулируя вопросы, извлекая информацию и применяя ее на практике. Такой подход укрепляет умение критически воспринимать прочитанное и активно взаимодействовать с текстом.

Признавая необходимость изменений в образовательном процессе, учителя используют современные учебные материалы и методики. Это включает в себя как обновление программ, так и активное использование современных технологий для более эффективного обучения. Уделяется особое внимание тому, как развитие читательской грамотности влияет на общий уровень грамотности учащихся. Читательская грамотность становится основой для успешной социализации, способствует развитию навыков анализа, критического мышления и коммуникации.

Таким образом, данный подход ориентирован на создание стимулирующей обучающей среды, в которой разнообразные методы и форматы текстов позволяют эффективно развивать читательскую грамотность учащихся средней школы.

Что можно сказать о результативности применения инновационных методов? Используя инновационные методы, основанные на исследовательской деятельности, ставится задача оценить эффективность данного подхода в формировании читательской грамотности учащихся. Исходя из анализа данных Л.М.Абрамовской [1], утверждающей, что ученик должен уметь воспроизводить информацию, формулировать позицию автора, аргументировать выводы, фокусируюсь на конкретных критериях успеха.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка в средней школе позволяет формировать не только предметные компетенции, но и метапредметные. Исследовательская деятельность рассматривается как ключевой элемент, способствующий развитию умений критического мышления, анализа и восприятия информации, поддерживая мнение Г.А.Цукерман [12], считающей, что читательская грамотность включает широкий спектр компетенций от базисного декодирования до знаний о мире, ориентируемся на формирование не только языковых, но и культурных навыков. В ходе исследования, признаем, что русский язык является не только предметом, но и средством изучения других дисциплин [1]. Активное взаимодействие с текстами на уроках русского языка, особенно при изучении раздела развития речи, создает возможность многогранного восприятия информации и ее дальнейшего применения в различных учебных контекстах. Этот аспект поддерживает исследование Л.Н.Абрамовской [1], подчеркивающей, что читательская грамотность влияет не только на освоение образовательной программы, но и на социализацию личности в обществе.

В результате внедрения исследовательской деятельности в учебный процесс, учащиеся проявляют более высокий интерес к учебным материалам, поскольку читательская грамотность становится неотъемлемой частью их активной учебной практики. Учитывается исследование Т.Д.Полозовой [10], которая рассматривает чтение художественной литературы как творческую деятельность. Этот аспект не только снимает барьеры при восприятии текста, но и формирует позитивный эмоциональный фон в учебном процессе. Данная методика, основанная на исследовательской деятельности, обеспечивает возможность более гибкого и индивидуализированного подхода к учащимся. Исследование изменений факторов, влияющих на формирование читательской грамотности, аналогичное работе Л.Н.Абрамовской [1], подтверждает необходимость адаптации образовательного процесса к индивидуальным потребностям учеников.

Интеграция исследовательской деятельности в рамках обучения русскому языку в средней школе прошла через реальный эксперимент, охватывающий разнообразные текстовые форматы. В отличие от традиционных уроков, предлагаются учащимся не только книжные, сплошные тексты, но и тексты не сплошные, а также смешанные, включающие в себя различные источники информации. Результаты этого подхода были ярко выражены в повышенной заинтересованности учащихся к учебному процессу. В особенности, внедрение нестандартных форматов текстов среди школьников вызвало активный интерес. Ученики стали более ответственно и креативно подходить к заданиям, связанным с такими текстами. Необходимо подчеркнуть, что улучшение навыков чтения и анализа текстов было непосредственным результатом активного использования современных форматов на уроках. Дети легче ориентировались в информации, быстрее справлялись с поставленными задачами и более глубоко воспринимали содержание. Кроме того, переход к использованию смешанных текстов стал мощным стимулом для учителей, подталкивая их к пересмотру и модернизации учебных программ. Использование более современных и интересных материалов привело к более успешному формированию читательской грамотности.
]
Таким образом, результаты эксперимента ясно демонстрируют, что внедрение разнообразных текстовых форматов в учебный процесс стимулирует интерес учащихся, способствует их более глубокому вовлечению в учебу и, следовательно, положительно влияет на развитие читательской грамотности в средней школе. Помимо этого, результативность применения исследовательских методов в рамках обучения русскому языку в средней школе видна не только в улучшении языковых навыков, но и в формировании целостной личности, способной к саморазвитию и успешной социализации. Отметим, что повышение уровня читательской грамотности непосредственно сказывается на общей грамотности учащихся, создавая благоприятные условия для их успешной адаптации и развития в современном обществе.

Литература

  1. Абрамовская Л.Н. Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М, 2015. - [электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/files/thesis/avtoreferat_abramovskaya_03_10_2015.pdf (дата обращение: 20.05.2022).
  2. Белоногова Л.А. Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA [Электронный ресурс] // Методическая разработка 2020. URL: https://multiurok.ru/files/metodichkaia-razrabotka-chitatelskaia-gramotnost.html (дата обращения: 11.05.2022).
  3. Белькова А.Е., Чубак П.А. Методические способы формирования читательского интереса [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. № 11 (115). - https://moluch.ru/archive/115/30871/(дата обращения: 11.05.2022.
  4. Киселева Н.В. Технологии формирования читательской грамотности. - Ярославль, 2020. - 94 с. - [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.iro.yar.ru/images/9/92/ЧГ_ Технологии_формирования_читательской_грамотности.pdf (дата обращения: 03.05.2022).
  5. Концепция преподавания русского языка литературы в Российской Федерации: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280432/ (дата обращения: 15.04.2022)
  6. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Королькова Е.С. Подходы к оцениванию учебных достижений учащихся: отечественный и зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» / под ред. С.В.Ивановой. - М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования. 2018. - С. 643-653. - URL: https://instrao.ru/images/Izdaniya/EELA-2018-sbornik.pdf (дата обращения: 22.05.2022)
  7. Московкина Е.А. Фанфикшн как феномен читательской культуры: между автором и читателем [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5. - 2018. - С. 458-459. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fandorny-i-fanfiki-kreativaye-praktiki-na-virtualnyh-platformah (дата обращения: 11.05.2022)
  8. Новиков A.M. Педагогика : словарь системы основных понятий. - М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
  9. Останина Н. В. Формирование навыков смыслового чтения педагогов в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной истории [Электронный ресурс] // Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО : сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. (7 апреля 2016 г.) / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2016. - С. 89-94. URL: http://irost45.ru/materialy_konferencijj_i_pedagogicheskikh_chtenijj/ (дата обращения: 16.04.2022).
  10. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность : книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 120 с.
  11. 11. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д.Фрумин, М.С.Добрякова, К.А.Баранников и др. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с.
  12. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. - 2015. - № 1 - С. 284-300.