Комментарий к проведению брейн-ринга по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Из класса выделить две команды по семь человек (можно брейн-ринг провести между учащимися двух классов), остальные – болельщики, они выбирают команду, за которую будут болеть.
Учитель задаёт вопросы участникам команд, даёт время для подготовки ответа на вопрос (от 1 до 3 мин, в зависимости от сложности вопроса). Если участники команды не могут ответить, вопрос передаётся другой команде, можно передать его и болельщикам.
Критерии оценивания ответов
- За развёрнутый ответ на вопрос - 5 баллов.
- За ответ на вопрос с опорой на текст – 3 балла.
- За ответы на вопросы конкурсов, блиц-турнира – 1 балл.
В то время, когда участники команд готовят ответ на вопрос, учитель предлагает задания болельщикам. Члены жюри - приглашённые учителя русского языка и литературы - их оценивают. Таким образом, болельщики помогают своей команде. В заключение члены жюри подводят итоги, оценивают иллюстрации к повести (задание было дано заранее). По ходу брейн-ринга на экран проецируются при помощи мультимедийного устройства иллюстрации к повести, высказывания великих людей о Гоголе и о его повести.
Брейн-ринг по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Цели:
1. Определить, как раскрывается тема «маленького человека» в повести «Шинель».
2. Способствовать обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.
3. Способствовать повышению интереса к изучению творчества Н.В. Гоголя.
Оборудование: Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» (издательство «Детская литература», М., 1982г.), иллюстрации С.Г. Бродского, Кукрыниксы к повести «Шинель», материалы для выставки в школе «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя», высказывания великих людей о Н.В. Гоголе и его повести «Шинель».
«Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России» (Н.В. Гоголь)
«Я совершу… Я совершу! Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над ними будет веять недоступное земле божество! Я совершу…» (Н.В. Гоголь)
«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С. Тургенев)
«Все мы вышли из безмерно широкой «Шинели» Гоголя» (Ф.М. Достоевский)
«“Шинель” – одно из глубочайших созданий Гоголя» (В.Г. Белинский)
«Н.В. Гоголь первый навёл всех на эти забытые существования в нашей действительности» (В.Г. Белинский)
«Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия» (В. Набоков)
«Сколько находим поэзии в этих зрелищах повседневной прозы!.. Не знаю писателя, который бы лучше Гоголя умел самый обыкновенный предмет обвеять дыханием поэзии, - и это даёт ему высокое место между поэтами всех веков и народов» (М. Грабовский)
Вступительное слово учителя
В книге «Очерки гоголевского периода русской литературы» Н.Г. Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России». Именно Гоголь открыл совершенно новую область действительности – жизнь «маленького человека», сделав предметом искусства и эту жизнь, и человека, который никогда прежде не останавливал на себе взгляд художника. В.Г. Белинский в знаменитой статье «О русской повести и о повестях г. Гоголя» провозгласил Гоголя поэтом жизни действительной: «Что такое каждая из его повестей! Она начинается глупостями, продолжается глупостями и кончается слезами, и всё это вместе называется жизнь».
Сегодня мы будем говорить только об одной повести Н.В. Гоголя – о повести «Шинель». Мы должны определить основную тему и раскрыть идейное содержание этого произведения.
Давайте посмотрим, как Н.В. Гоголь шёл к повести «Шинель».
Готовясь к этому уроку, вы должны были изучить историю создания повести «Шинель».
Задание обеим командам
Прокомментировать даты, которые показывают историю создания повести (они проецируются на экране при помощи мультимедийного устройства):
- 1831-1832 гг. (вышла первая книга повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»);
- середина 1830-х гг. (Гоголь услышал «канцелярский анекдот», который был первой мыслью чудной повести «Шинель»);
- январь 1835 г. (выходит сборник повестей Гоголя «Миргород»);
- март 1835 г. (выходит сборник «Арабески» с повестями «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»);
- 1836 г. (выходит в свет повесть «Нос»);
- 1842 г. (Гоголь завершил работу над повестью «Шинель»).
Вопрос к болельщикам команд
Почему в связи с повестями, вошедшими в сборник «Арабески» и повестями «Нос» и «Шинель» возникает название «Петербургские повести»?
Мы проследили, как от первой книги повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», со страниц которой вставал пленительный и чудесный образ Украины и веяло настоящей весёлостью, искренней, непринуждённой, без жеманства, без чопорности, по словам А.С. Пушкина, Н.В. Гоголь приходит к «Петербургским повестям», рассказывающим о судьбе «маленького человека», униженного и обездоленного, о подлости и пошлости, ничтожестве и пустоте, погоне за золотом и презрении к нуждам простых людей.
Друг Гоголя, известный в своё время писатель и критик П.В. Анненков вспоминает: «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в двести ассигнациями. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель».
Вопрос к обеим командам
Насколько отошёл Гоголь в своей повести от этого «канцелярского анекдота»?
Вопрос к болельщикам команд
Что можно сказать о чиновнике – герое этого «канцелярского анекдота»?
Вопросы, раскрывающие идейное содержание повести «Шинель»
1 команда. Как автор подчёркивает типичность ситуации, описанной в повести?
2 команда. Как автором подчёркивается типичность героя?
1 команда. Что можно сказать о главном герое повести - Акакии Акакиевиче Башмачкине?
2 команда. Какие приёмы использует автор, для того чтобы полнее нарисовать образ главного героя?
1 команда. Чем стала для Акакия Акакиевича идея приобретения новой шинели?
2 команда. На какие лишения решил пойти Акакий Акакиевич, для того чтобы осуществить свою мечту – пошить новую шинель?
1 команда. В чём особый драматизм ситуации с кражей шинели?
2 команда. Как можно объяснить фантастичность концовки повести?
1 команда. Какой тип маленького человека воплотился в главном герое повести?
2 команда. Почему повесть о судьбе маленького человека названа «Шинель»?
Вопросы к болельщикам команд
- Как получилось, что главного героя назвали Акакий Акакиевич?
- Какова роль одного молодого человека, недавно определившегося в департамент?
- Какие изменения произошли с Акакием Акакиевичем, который пошил новую шинель?
- С какой целью в повесть вводится значительное лицо?
- Проследить путь Акакия Акакиевича от визита к значительному лицу до трагической смерти.
Конкурс. «Кто быстрее узнает героев?»
- Чиновник… низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат...
- Женщина редких добродетелей.
- Семидесятилетняя старуха.
- Кто, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье?
- Кто прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы… совершенно растрепались, бок и грудь и все панталоны были в снегу?
- Кто носит даже чепчик, а не платок?
- Кто прищурил на Акакия Акакиевича свой единственный глаз?
- Кто, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения?
- Кто, опершись на свою алебарду, глядел, желая знать, какого чёрта бежит к нему издали и кричит человек?
- Человек небольшого роста в старом, поношенном вицмундире.
Конкурс. Объяснить, в связи с чем в повести встречаются следующие вещи: лампа, билет в театр, пуговицы, чай в стакане, игральные карты, мелкие бумажки, круглая табакерка, небольшой ящичек с прорезанною в крышке дырочкой, два рубля, пучок гусиных перьев, стопка белой бумаги, носки.
Блиц-турнир
1 команда
- Что такое департамент?
- Когда родился Акакий Акакиевич?
- Какие имена предоставили родильнице на выбор?
- Сколько жалованья получал Акакий Акакиевич?
- Как звали портного?
- Сколько рублей отдал Акакий Акакиевич за работу?
- Из каких фраз состоял разговор значительного лица с низшими?
- Назвать чин значительного лица.
2 команда
- Назвать чин героя повести.
- Кем и где служил кум Иван Иванович Ерошкин, упомянутый в начале повести?
- Как называется форменный сюртук гражданских чиновников?
- Кто был главным врагом всех мелких чиновников Петербурга?
- Сколько стоило Акакию Акакиевичу пошить новую шинель?
- Девиз значительного лица?
- Как водятся дела в департаменте по мнению значительного лица?
- Из чего состояло наследство Акакия Акакиевича?
Заключительный вопрос
Как можно понять высказывание Ф.М. Достоевского: «Все мы вышли из безмерно широкой «Шинели» Гоголя»?
Слово учителя
Да, это фраза Достоевского справедлива. Впервые с маленьким человеком мы встречаемся в повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина. А потом в один ряд с этим произведением встанут «Петербургские повести» Гоголя, «Бедные люди» и «Униженные и оскорблённые» Достоевского, «Петербургские углы» Некрасова, первые повести Тургенева. И нам предстоит встреча с этими произведениями.
Теория литературы: повесть, гротеск, фантастика в художественном произведении.
Словарная работа: гуманизм, «обмеленье божьего создания».