Разработка брейн-ринга по повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Разделы: Литература


Комментарий к проведению брейн-ринга по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Из класса выделить две команды по семь человек (можно брейн-ринг провести между учащимися двух классов), остальные – болельщики, они выбирают команду, за которую будут болеть.

Учитель задаёт вопросы участникам команд, даёт время для подготовки ответа на вопрос (от 1 до 3 мин, в зависимости от сложности вопроса). Если участники команды не могут ответить, вопрос передаётся другой команде, можно передать его и болельщикам.

Критерии оценивания ответов

  1. За развёрнутый ответ на вопрос - 5 баллов.
  2. За ответ на вопрос с опорой на текст – 3 балла.
  3. За ответы на вопросы конкурсов, блиц-турнира – 1 балл.

В то время, когда участники команд готовят ответ на вопрос, учитель предлагает задания болельщикам. Члены жюри - приглашённые учителя русского языка и литературы - их оценивают. Таким образом, болельщики помогают своей команде. В заключение члены жюри подводят итоги, оценивают иллюстрации к повести (задание было дано заранее). По ходу брейн-ринга на экран проецируются при помощи мультимедийного устройства иллюстрации к повести, высказывания великих людей о Гоголе и о его повести.

Брейн-ринг по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Цели:

1. Определить, как раскрывается тема «маленького человека» в повести «Шинель».

2. Способствовать обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.

3. Способствовать повышению интереса к изучению творчества Н.В. Гоголя.

Оборудование: Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» (издательство «Детская литература», М., 1982г.), иллюстрации С.Г. Бродского, Кукрыниксы к повести «Шинель», материалы для выставки в школе «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя», высказывания великих людей о Н.В. Гоголе и его повести «Шинель».

«Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России» (Н.В. Гоголь)

«Я совершу… Я совершу! Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над ними будет веять недоступное земле божество! Я совершу…» (Н.В. Гоголь)

«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С. Тургенев)

«Все мы вышли из безмерно широкой «Шинели» Гоголя» (Ф.М. Достоевский)

«“Шинель” – одно из глубочайших созданий Гоголя» (В.Г. Белинский)

«Н.В. Гоголь первый навёл всех на эти забытые существования в нашей действительности» (В.Г. Белинский)

«Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия» (В. Набоков)

«Сколько находим поэзии в этих зрелищах повседневной прозы!.. Не знаю писателя, который бы лучше Гоголя умел самый обыкновенный предмет обвеять дыханием поэзии, - и это даёт ему высокое место между поэтами всех веков и народов» (М. Грабовский)

Вступительное слово учителя

В книге «Очерки гоголевского периода русской литературы» Н.Г. Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России». Именно Гоголь открыл совершенно новую область действительности – жизнь «маленького человека», сделав предметом искусства и эту жизнь, и человека, который никогда прежде не останавливал на себе взгляд художника. В.Г. Белинский в знаменитой статье «О русской повести и о повестях г. Гоголя» провозгласил Гоголя поэтом жизни действительной: «Что такое каждая из его повестей! Она начинается глупостями, продолжается глупостями и кончается слезами, и всё это вместе называется жизнь».

Сегодня мы будем говорить только об одной повести Н.В. Гоголя – о повести «Шинель». Мы должны определить основную тему и раскрыть идейное содержание этого произведения.

Давайте посмотрим, как Н.В. Гоголь шёл к повести «Шинель».

Готовясь к этому уроку, вы должны были изучить историю создания повести «Шинель».

Задание обеим командам

Прокомментировать даты, которые показывают историю создания повести (они проецируются на экране при помощи мультимедийного устройства):

- 1831-1832 гг. (вышла первая книга повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»);

- середина 1830-х гг. (Гоголь услышал «канцелярский анекдот», который был первой мыслью чудной повести «Шинель»);

- январь 1835 г. (выходит сборник повестей Гоголя «Миргород»);

- март 1835 г. (выходит сборник «Арабески» с повестями «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»);

- 1836 г. (выходит в свет повесть «Нос»);

- 1842 г. (Гоголь завершил работу над повестью «Шинель»).

Вопрос к болельщикам команд

Почему в связи с повестями, вошедшими в сборник «Арабески» и повестями «Нос» и «Шинель» возникает название «Петербургские повести»?

Мы проследили, как от первой книги повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», со страниц которой вставал пленительный и чудесный образ Украины и веяло настоящей весёлостью, искренней, непринуждённой, без жеманства, без чопорности, по словам А.С. Пушкина, Н.В. Гоголь приходит к «Петербургским повестям», рассказывающим о судьбе «маленького человека», униженного и обездоленного, о подлости и пошлости, ничтожестве и пустоте, погоне за золотом и презрении к нуждам простых людей.

Друг Гоголя, известный в своё время писатель и критик П.В. Анненков вспоминает: «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в двести ассигнациями. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель».

Вопрос к обеим командам

Насколько отошёл Гоголь в своей повести от этого «канцелярского анекдота»?

Вопрос к болельщикам команд

Что можно сказать о чиновнике – герое этого «канцелярского анекдота»?

Вопросы, раскрывающие идейное содержание повести «Шинель»

1 команда. Как автор подчёркивает типичность ситуации, описанной в повести?

2 команда. Как автором подчёркивается типичность героя?

1 команда. Что можно сказать о главном герое повести - Акакии Акакиевиче Башмачкине?

2 команда. Какие приёмы использует автор, для того чтобы полнее нарисовать образ главного героя?

1 команда. Чем стала для Акакия Акакиевича идея приобретения новой шинели?

2 команда. На какие лишения решил пойти Акакий Акакиевич, для того чтобы осуществить свою мечту – пошить новую шинель?

1 команда. В чём особый драматизм ситуации с кражей шинели?

2 команда. Как можно объяснить фантастичность концовки повести?

1 команда. Какой тип маленького человека воплотился в главном герое повести?

2 команда. Почему повесть о судьбе маленького человека названа «Шинель»?

Вопросы к болельщикам команд

  1. Как получилось, что главного героя назвали Акакий Акакиевич?
  2. Какова роль одного молодого человека, недавно определившегося в департамент?
  3. Какие изменения произошли с Акакием Акакиевичем, который пошил новую шинель?
  4. С какой целью в повесть вводится значительное лицо?
  5. Проследить путь Акакия Акакиевича от визита к значительному лицу до трагической смерти.

Конкурс. «Кто быстрее узнает героев?»

  1. Чиновник… низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат...
  2. Женщина редких добродетелей.
  3. Семидесятилетняя старуха.
  4. Кто, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье?
  5. Кто прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы… совершенно растрепались, бок и грудь и все панталоны были в снегу?
  6. Кто носит даже чепчик, а не платок?
  7. Кто прищурил на Акакия Акакиевича свой единственный глаз?
  8. Кто, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения?
  9. Кто, опершись на свою алебарду, глядел, желая знать, какого чёрта бежит к нему издали и кричит человек?
  10.  Человек небольшого роста в старом, поношенном вицмундире.

Конкурс. Объяснить, в связи с чем в повести встречаются следующие вещи: лампа, билет в театр, пуговицы, чай в стакане, игральные карты, мелкие бумажки, круглая табакерка, небольшой ящичек с прорезанною в крышке дырочкой, два рубля, пучок гусиных перьев, стопка белой бумаги, носки.

Блиц-турнир

1 команда

  1. Что такое департамент?
  2. Когда родился Акакий Акакиевич?
  3. Какие имена предоставили родильнице на выбор?
  4. Сколько жалованья получал Акакий Акакиевич?
  5. Как звали портного?
  6. Сколько рублей отдал Акакий Акакиевич за работу?
  7. Из каких фраз состоял разговор значительного лица с низшими?
  8. Назвать чин значительного лица.

2 команда

  1. Назвать чин героя повести.
  2. Кем и где служил кум Иван Иванович Ерошкин, упомянутый в начале повести?
  3. Как называется форменный сюртук гражданских чиновников?
  4. Кто был главным врагом всех мелких чиновников Петербурга?
  5. Сколько стоило Акакию Акакиевичу пошить новую шинель?
  6. Девиз значительного лица?
  7. Как водятся дела в департаменте по мнению значительного лица?
  8. Из чего состояло наследство Акакия Акакиевича?

Заключительный вопрос

Как можно понять высказывание Ф.М. Достоевского: «Все мы вышли из безмерно широкой «Шинели» Гоголя»?

Слово учителя

Да, это фраза Достоевского справедлива. Впервые с маленьким человеком мы встречаемся в повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина. А потом в один ряд с этим произведением встанут «Петербургские повести» Гоголя, «Бедные люди» и «Униженные и оскорблённые» Достоевского, «Петербургские углы» Некрасова, первые повести Тургенева. И нам предстоит встреча с этими произведениями.

Теория литературы: повесть, гротеск, фантастика в художественном произведении.

Словарная работа: гуманизм, «обмеленье божьего создания».