Разработка внеклассного мероприятия "Жить не по лжи" (жизнь и творчество А.И. Солженицына)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Ведущий. 4 августа 2008 года в Москве не стало Александра Солженицына — писателя, публициста, историка и общественного деятеля. Он скончался на 90-ом году жизни в Москве. В последнее время сильно болел, однако продолжал работать над полным собранием своих произведений. В них уместилась вся его жизнь — война, 8 лет лагерей, изгнание и возвращение на родину.

Ведущий. Он мог умереть от рака: приговор-диагноз врачи вынесли в 1952 году, но после операции и лучевой терапии выздоровел. Был сослан с формулировкой “навечно”, но освободился и написал “трагическую историю о том, как сами русские уничтожили свое прошлое и свое будущее”.

А.И.Солженицын. Я родился в Кисловодске 11 сентября, 1918 года. Мой отец умер за шесть месяцев до моего рождения. Мы с матерью жили в Ростове-на-Дону, где я провел все мое детство и юность и окончил гимназию в 1936 году. Будучи еще ребенком, по собственной воле, без каких-либо внешних причин или чьих-либо подсказок, я мечтал стать писателем, однако в Ростове сделать это не было возможности. Переехать в Москву я не мог, отчасти потому что моя мать была нездорова и осталась бы одна, частью по причине нашей сравнительной бедности. Я поступил на математический факультет Ростовского государственного университета, где у меня обнаружилась большая способность к математике. Несмотря на то, что учиться было легко, я не стремился посвятить математике всю мою жизнь. Однако, в моей судьбе этот предмет сыграл положительную роль, и по крайней мере в двух случаях спас мне жизнь. Я бы наверное не выжил в лагерях, если бы меня как математика не перевели в шарашку, где я провел 4 года; позже, уже в ссылке, мне было разрешено преподавать математику и физику, что облегчило мое существование и позволило писать. Позднее, правда, мне удалось поступить на факультет литературы, с 1939 по 1941 годы вместе с обучением физике и математике, я учился заочно в Институте философии, литературы и истории в Москве.

В 1941 году за несколько дней до начала войны, я окончил университет. Зимой 1941-1942 по причине слабого здоровья, я был направлен рядовым в грузовой конный обоз. Позднее, благодаря моим математическим знаниям, меня перевели в артиллерийскую школу, откуда я выпустился экстерном в ноябре 1942 года. Сразу же после этого меня назначили лейтенантом дивизии артиллерийской инструментальной разведки. Так я прослужил на фронте до февраля 1945 года, когда меня арестовали. Я был арестован на основании переписки, которую вел со школьным другом в 1944-1945-х годах: по большей части это были некоторые неуважительные высказывания о Сталине, хотя мы и использовали зашифрованные слова. Для пущего подтверждения этого обвинения были использованы черновики моих рассказов и наброски некоторых мыслей, найденные в личных вещах. Этого, однако, было недостаточно для “обвинения" и в июле 1945 года в мое отсутствие мне был вынесен "приговор к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (тогда такой приговор считался мягким).

Ведущий. Вначале Александр Солженицын отбывал свое наказание в нескольких исправительных колониях смешанных типов. В 1950 году был переведен в  "специальные лагеря", недавно построенные и предназначенные для политических заключенных. В одном из таких лагерей, в казахстанском городе Экибастузе работал шахтером, строителем и металлоплавщиком. Там у него появилась опухоль, которую прооперировали, но сама болезнь не была излечена (рак установили позднее).
Через месяц срок заканчивался, когда без какого-либо суда и даже "резолюции ", пришло административное решение, по которому Солженицына не только не отпустили, но отправили на пожизненное заключение в южный Казахстан. Такая мера являлась довольно обычной в то время.

А.И.Солженицын. Все годы я потаенно писал. До 1961 года, я был не только убежден, что никогда в жизни не увижу хоть одной опубликованной строчки из мною написанного, но едва ли мог позволить близким мне людям прочесть что-нибудь, ибо боялся, что это станет известным. Наконец, на 42-м году жизни, я начал уставать от этого тайного писательства. Самое сложное было то, что я не мог отдать мои произведения на суд людям с литературным образованием. В 1961 году я решил выйти из темноты.

 Ведущий. Судьба словно хранила его. Быть может, для того, чтобы, как он сам однажды сформулировал, “стать памятью, памятью народа, который постигла большая беда”. Не стало человека, который для многих россиян был олицетворением того, что правда - всегда больше страха.

Ведущий. Вот что говорит об Александре Солженицыне кинорежиссер, депутат Госдумы РФ Станислав Говорухин: “Для меня Александр Солженицын - это фигура планетарного масштаба. Это большая потеря для общества. Большое видится на расстоянии. Видимо, надо чтобы прошел год, два, три пока наше общество поняло бы настоящее величие этого гражданина и художника”.

Журналист. 29 ЯНВАРЯ на канале “Россия” начался показ 12-серийного фильма режиссёра Г. Панфилова “В круге первом” — первой и пока единственной в России экранизации одноимённого романа А. Солженицына. “В круге первом” — роман о шарашке, спецтюрьме для учёных, где они были вынуждены работать над серьёзнейшими изобретениями (вплоть до атомной бомбы и спецсвязи). Писатель задумал его ещё в 1948 году, в спецтюрьме “Марфино” под Москвой. Солженицын согласился стать автором сценария телеверсии, он же предложил на роль Нержина Евгения Миронова. Миронов принял предложение не раздумывая.

Е.Миронов. “Если говорить серьёзно, то для меня роман “В круге первом” — это роман о сильных людях. О людях, которые выковывают свою душу. Во время нашего разговора Солженицын произнёс фразу, которая повергла меня в шок. “Это счастье, что меня посадили! — сказал он. И пояснил: — Если бы этого не произошло тогда, то я и многие, кто там оказался, не стали бы теми, кем мы стали”. У них у всех, кто попал в подобные обстоятельства, была лишь одна задача — остаться человеком. А Нержин был ещё и писателем. Даже не столько писателем, сколько летописцем. Его миссия была — засвидетельствовать и сохранить для истории всё, что он видит. Запомнить, потому что записать порой было невозможно. Поэтому Александр Исаевич в стихотворной форме — так легче — хранил увиденное и пережитое в голове, а позже перенёс это на бумагу. Я обратил внимание на листки, лежавшие на его рабочем столе, он до сих пор пишет мелким-мелким почерком. Привычка экономить бумагу осталась у него с лагеря. Он признался мне: “Сейчас я работаю, к сожалению, мало. Всего по 8 часов в день”. — “А сколько же вы работали раньше?” — спросил я. “По 16”.

Журналист. А вы примеривали, как бы не Нержин, а Евгений Миронов действовал в подобных обстоятельствах?

Е.Миронов. Знаете, я несколько раз задавал себе подобный вопрос. И перед Нержиным, и перед Солженицыным стоял выбор. Можно было остаться в шарашке — в общем-то в тепличных условиях. А можно было, по сути, добровольно обречь себя на смерть, пойти туда, где не выживают, — в лагерь. Но при этом поставить себе задачу всё-таки выжить. А ведь Солженицын, делая тогда свой выбор, не знал, что он пройдёт все эти круги ада, станет нобелевским лауреатом, найдёт ту единственную женщину, которая станет его женой и самым верным помощником. Что к нему придёт мировая слава. У него была лишь вера — он вообще глубоко верующий человек.

Журналист. Пройдя — пусть и на съёмочной площадке — через все эти испытания, вы смогли понять что-то новое о людях, о нашей истории?

Е.Миронов. Страшную вещь вам скажу: я понял, что благодаря этой чудовищно страшной ситуации, может быть, мы и живы до сих пор. В нас сохранились совесть, душа. “Душа воспитывается в мучениях” — это тоже слова Солженицына. Потому что те люди — все, кого бросило в эту мясорубку лагерей, — дали необходимые ростки для духовного роста нации. Почему-то горе нас учит больше, чем радость и счастье.

Журналист. Людмила Ивановна Сараскина, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Государственного Института искусствознания РАН, член Союза российских писателей и Союза писателей Москвы, долгие годы работала бок о бок с Александром Солженицыным. В 2008 году в издательстве "Молодая Гвардия" вышла ее обширная, тысячестраничная биография писателя, изданная в серии "ЖЗЛ" еще при его жизни. Работа номинирована на премию "Большая книга". Каково было работать с Александром Исаевичем? Что значили его книги для нас сорок или десять лет назад? Что они будут значить для следующих поколений читателей? Какую "несомненную" пользу для России и русских принес Солженицын?

Л.И.Сараскина. Русским и России Солженицын показал беспрецедентный личный пример стойкости и мужества. Писателям всего мира — пример преданности своему призванию и предназначению. Он оказался способным противостоять тоталитарному режиму Словом, а не бомбой, бороться с ним языком фактов и доказательств.
Он говорил, что хотел бы вернуть России ее память, хотел быть памятью народа, который постигла большая беда. Даже для тех, кто желает оставаться в беспамятстве, жизнь Солженицына — это заноза в сердце, которую не вытащить скальпелем. "Архипелаг ГУЛАГ" перевернул сознание читающего человечества, и в этом смысле имеет планетарное значение. В то время как прикормленные советские писатели пели оды "великим вождям" и "отцам народов", Солженицын, рискуя жизнью, обличал злодейства, кровь и ложь своей эпохи. Об ужасах Гулага писали и до Солженицына, но только он смог заставить слышать и слушать, сделав это без оружия, без принуждения, силой своего таланта, страсти, чувства правды и справедливости. Глядя на сегодняшнюю Россию, где не арестовывают по доносам за разговоры на кухне, за анекдоты, за неосторожные фразы в частной переписке, где не расстреливают в тюремных подвалах поэтов и художников, врачей и инженеров, где не пытают на допросах женщин только за то, что они ЧС (члены семьи "врага народа"), где можно без всяких опасений для своей жизни, здоровья и даже карьерного роста писать что угодно в интернете, то, конечно, Солженицын мог быть доволен своим трудом. Ибо в том, что Россия, при всех ее очевидных болячках и неустройствах, уже не "заповедник Гулага", есть огромная заслуга Солженицына.

Журналист. В декабре 1998 года, со сцены театра на Таганке в день своего 80-летия писатель публично отказался от ордена Андрея Первозванного.Какова дальнейшая судьба этой высшей награды России? Принял ли её кто-то из близких писателя ещё при его жизни. Если нет, примет ли сейчас или она по прежнему хранится в наградном отделе и А.И. считается ею награждённым как бы де-юре, а вот де-факто....?

Л.И.Сараскина. Я была свидетелем этой сцены — когда 11 декабря 1998, в свой восьмидесятилетний юбилей, после спектакля Юрия Петровича Любимова "Шарашка", стоя рядом с ним на сцене, Александр Исаеваич отказался от Ордена. Помню его лицо в тот момент и оцепенение зала. Эту сцену я описала в своей книге. Насколько мне известно, пока вопрос о принятии или непринятии этого Ордена никем не поднимался. "Может быть, через немалое-немалое время, когда Россия выберется из своих невылазных бед, мои сыновья примут награду за меня", — сказал тогда Солженицын.

Журналист. Что, на ваш взгляд, заставляет человека, дважды оплёванного государством, возвращаться на родину?

Л.И.Сараскина. Готова стоять на защите понятия "любовь к Родине. Действительно, это, как и вера в Бога, предмет личного мироощущения. А ответ на вопрос, почему Солженицын вернулся на родину, когда его выдворило государство, очень прост: он отчетливо понимал разницу между понятием "государство" и "страна", КГБ — и Отечество, Политбюро ЦК КПСС — и народ. Ведь не станете же вы утверждать, что это синонимы, близнецы-братья? Как Ленин и партия?

Журналист. После смерти писателя возник спор, какое произведение Солженицына - самое главное. Сам Солженицын, я слышал, считал, что "Красное колесо". А вам как кажется?
Л.И.Сараскина. Всегда было на первом месте "Красное Колесо". А когда писала книгу, снова влюбилась, перечитав раз восемь, в "Архипелаг". На моем экземпляре нет живого места. Весь исчеркан мной. Это торжество духа, слова, человека...

Журналист. Не могли бы Вы дать личную оценку на мой взгляд явно зауженной формулировки с которой г-н Путин вручал премию Александру Исаевичу.

Л.И.Сараскина. Государственная премия 2007 года, присуждаемая экспертным сообществом, была вручена Солженицыну за его гуманитарную деятельность. "Миллионы людей связывают имя и творчество Александра Солженицына с судьбой самой России. Его научные исследования и выдающиеся литературные труды, фактически вся его жизнь отданы Отечеству", — сказал в своем выступлении Владимир Путин. При личной встрече с писателем у него дома президент добавил: "Особенно я хочу Вас поблагодарить за Вашу деятельность во благо России. Вы и сегодня продолжаете свою деятельность, Вы никогда не колеблетесь в своих взглядах, а придерживаетесь их в своей жизни". "Многие шаги, которые мы делаем сегодня, во многом созвучны с тем, о чем писал Солженицын", — подчеркнул президент, общаясь с прессой. Это сдержанно, но вполне сопоставимо с масштабом личности и деятельности писателя. Спустя тридцать семь лет после получения нобелевской премии 88-летний писатель был, наконец, признан и на Родине. Наконец-то стала ощутима разница времен: прежняя власть нарекла Солженицына предателем, нынешняя — назвала его "истинным гражданином России".

Ведущий. Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.

Ведущий. “Архипелаг ГУЛАГ” увидел свет в декабре 1973. В этой книге, переведенной впоследствии на 34 языка, и ставшей источником финансирования для Солженицынской премии, писатель, используя собственные записи, что вел в лагерях и ссылке, и свидетельства более 200 заключенных, в деталях описал трагедию народа периода массовых репрессий. Как сделал это на примере одного дня Ивана Денисовича — заключенного, работавшего в “шарашке”. За эту повесть, за силу, как сформулировали шведские академики, с какой он развивает бесценные традиции русской литературы, Александр Солженицын  удостоился Нобелевской премии.

Ведущий. А уже через два месяца писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в Западную Германию. “Я делал попытку объясниться с вождями Советского Союза, я понимал, что это безнадежно, но в сентябре 1973 года я послал письмо вождям СССР”, — рассказывал писатель.

Ведущий Попыткой объясниться с властью было открытое письмо, где Солженицын рассказывал о конфискации своих рукописей и предлагал отменить цензуру. В ответ — его перестали печатать, подвергли травле, а вышедшие на Западе романы “В круге первом” и “Раковый корпус” ситуацию усугубили. Быть может, в этой ситуации, когда он готов был уже к самому худшему, поддерживала вера.

 Ведущий. “Я с детства был воспитан в православном духе, — рассказывал писатель. — За это еще в школе надо мной издевались, срывали крестик, а я в пионеры не вступал. Потом начали вталдыкивать эту идеологию – диамат, истмат. Высокие идеи – увлекся, поверил. Полностью освободился от этого только в тюрьме”, — говорил писатель.

Ведущий. До 1976 г. семья Солженицына жила в Цюрихе. Затем на долгие 20 лет оказывается в американском штате Вермонт, природою напоминающем среднюю полосу России. На родину они смогли вернуться только в 1994 году.          

Ведущий.  “Жить не по лжи” призывает он, вернувшись домой. Он отправляется в путешествие по родной стране, общается с людьми и снова обращается к власти.

Ведущий. Он требует, именно требует, а не просит, обратить внимание чиновников на положение народа, не призывая народ к радикальным мерам.

Ведущий. Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество возвращается на Родину.

Ведущий. Каждый из нас рождается с задатками, сказал писатель в одном из последних интервью. Совсем иначе воспринимается эта мысль из уст человека, писавшего историю и ставшего историей при жизни. “Задача человека за свою жизнь – не извратить задатки, не повредить, а напротив сколько-то увеличить”, — считал Александр Исаевич Солженицын, истинный патриот и гражданин своей Родины.

Презентация