Литература
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Яркий ковер фольклора" 2010
В разработке представлен материал для расширения представлений о загадках, пословицах, поговорках, развивающий интерес к слову, к изучению литературы. Мероприятие способствует развитию речи, образному мышлению учащихся.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме "Унылая пора! Очей очарованье" 2013
Основная цель организации и проведения внеклассной работы по литературе - развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их. Внеклассные мероприятия способствуют развитию творческой инициативы учащихся, повышают общую языковую культуру, воспитывают толерантность, уважительное отношение друг к другу, развивают умение общаться в коллективе.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме: "Мифы Древней Греции" 2006
Традиционными стали в школах декады русского языка и литературы. Данное мероприятие для 5–6-х классов посвящено мифам Древней Греции. В данной разработке предлагается форма проведения в виде игры "Умницы и умники". Для подготовки учащиеся повторяют необходимые темы, готовятся к выставке рисунков. Сцена или классная комната может представлять собой Древнюю Грецию. В ходе игры её участникам задаются вопросы на знание древнегреческой мифологии, требующие конкретного знания текста и предполагающие более ассоциативные ответы. После игры подводятся итоги и проводится награждение.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме: “900 дней и ночей Ленинграда" 2006
Важнейшей составляющей воспитания школьников является патриотическое воспитание. В современных условиях его значение переоценить трудно. Научить детей уважать свой народ, гордиться своей страной - задача современной школы. Память о величайших героических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение. Событие, которое нельзя забыть - Великая Отечественная война. Одной из её трагических страниц - блокаде Ленинграда - посвящено мероприятие.
-
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Всемирному Дню чтения "Произведения казахстанских писателей" 2010
Цель занятия: создание условий для формирования духовной культуры и воспитания поликультурной личности, углубить знания произведений казахстанских писателей.
-
Разработка занятия спецкурса "…В похвалу Сергею Радонежскому". Икона Андрея Рублева "Троица" 2009
Цель занятия: духовно-нравственное воспитание на ценностных основах отечественной православной культуры. Материал может быть использован на уроках литературы в 8-м классе при изучении темы "Древнерусская литература" или на уроках МХК.
-
Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг 2008
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
-
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа" 2010
Интеграция дает возможность формирования у учащихся целостной, взаимосвязанной картины мира, общего восприятия различных сторон жизни, поддержания интереса к изучаемой теме, более глубокого осмысления учебных предметов. Интегрированный урок позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развивать коммуникативные навыки, это один из способов формирования важнейших ключевых компетенций.
-
Разработка интегрированного урока по литературе "Отечество славы и доблести край…" 2008
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока внеклассного чтения, компонентами интеграции которого являются: литература, история и география. Необычная форма урока, подготовленная мультимедийная презентация создали предпосылки активной работы учащихся на всех этапах урока. Цель данного интегрированного урока не только развивать способности учащихся анализировать образ-персонажи, но и показывать, как исторические события и географические особенности могут влиять на характер героя, его поступки. Интеграция в процессе обучения учащихся способствует целостному познанию мира и формированию мировоззрения личности как фактора ее социализации.
-
Разработка кейс-заданий по литературе: дидактические материалы 2024
Одной из инновационных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного (компетентностного), метапредметного подходов является кейс-метод. Суть технологии состоит в том, что в основе её используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного, однозначного решения. Они должны проанализировать ситуацию, выявить проблему и предложить пути ее решения. Кейс-технология мотивирует учеников на деятельностную позицию, самостоятельность мышления, самореализацию. Кейс позволяет обеспечить метапредметный подход к изучаемому образовательному объекту и выход за пределы учебного предмета.
-
Разработка комбинированного урока литературы (внеклассное чтение и развитие речи) по теме: "Счастье – это когда тебя понимают". (По рассказу Т.Ломбиной "Объяснительная записка") 2006
Воспитание человека-гражданина, утверждал Достоевский, начинается с ожога от чужой боли. Сострадание, чуткость, внимание к людям, терпимость – такие редкие для нашего времени качества – формируются и в ходе урока внеклассного чтения по рассказу Тамары Ломбиной, опубликованном в альманахе "Девочка". В предложенной разработке удачно сочетаются работа с текстом рассказа и урок развития речи, позволяющие создать сочинение в форме письма.
-
Разработка литературно-музыкального вечера, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне "Помним! Гордимся! Благодарим!" 2022
Цели проведения мероприятия: расширение представления учащихся о литературе и музыке, посвященной Великой Отечественной войне; формирование чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну; воспитание почтительного отношения к старшему поколению, к памятникам войны.
-
Разработка нетрадиционного урока литературы в 11-м классе по теме: «Вера, Свобода, Любовь на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"» 2007
Нетрадиционный урок в 11-м классе по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" поднимает вопрос о вере, свободе и любви.
-
Разработка открытого занятия по теме: "Творческое эссе" 2006
На занятии будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, расширим знания о жанре эссе, и научимся культуре общения в совместной творческой работе.
-
Разработка открытого урока в 5-м классе "Анекдоты. Сказка-анекдот" на примере текстов фольклора Омского Прииртышья 2009
Урок знакомит учащихся с лучшими произведениями фольклора жителей Омского Прииртышья. Вызывает интерес к изучению малых форм фольклора, воспитывает гордость за талантливость прииртышского народа, который сумел создать и сохранить культуру Омского края.
-
Разработка открытого урока по литературе на тему "Я лучшей доли не искал. Жизнь и судьба Блока, рассказанная им самим" 2010
На уроке ученики знакомятся с творчеством А.Блока, проводят исследование мировоззренчиских позиций, влияющих на формирование взглядов поэта.
-
Разработка системы уроков по теме «А.Н. Островский "Снегурочка"» ( 8-й класс) 2009
Представлена разработка системы уроков по теме «А.Н. Островский. "Снегурочка"» для 8-го класса. Проблема жанра. Фольклорная основа пьесы. Отношения Весны и Мороза. Почему Снегурочка уходит к людям. Жизнь Снегурочки у людей. Суть конфликта пьесы-сказки. Царь Берендей – идеальный правитель. Законы, по которым живут берендеи. Образ Снегурочки. Почему героиня гибнет. Торжество берендеев и Ярилы. Третий, четвертый урок – проектная деятельность учащихся.
-
Разработка урока "Взаимосвязь мотивов жизни и смерти как способ изображения трансформации героя рассказа Владимира Набокова «Рождество» 2024
Цель урока: раскрытие основной идеи рассказа В.Набокова «Рождество» (сложного с точки зрения стиля) через определение взаимосвязи мотивов жизни и смерти как способа изображения трансформации Слепцова, главного героя рассказа.
-
Разработка урока "Глубина, цельность духовного мира человека (на материале рассказа В.Шукшина "Солнце, старик и девушка") 2010
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса, но возможно проведение такого урока и в классах средней школы, в зависимости от уровня подготовки учащихся к размышлениям над важнейшими философскими проблемами бытия: "В чем тайна человеческой жизни? Что такое подвиг жизни?".
-
Разработка урока "Живая душа природы" с элементами здоровьесбережения 2009
Предлагается разработка урока в младшей возрастной группе "Живая душа природы". Хоровые речевые разминки позволяют вырабатывать чистое и четкое проговаривание стихотворных форм. В качестве рефлексивного этапа урока школьники рисуют Матушку-Природу. Презентация рисунков является важным этапом в плане формирования у обучающихся самостоятельного и креативного мышления.
-
Разработка урока "История создания и жанр романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
В данной разработке исследованы жизненный и творческий путь М.А. Булгакова. Особую ценность представляет цель работы: сохранять и пропагандировать творчество писателя, так как оно раскрывает историческое прошлое, провозглашает вечные ценности жизни.
-
Разработка урока "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Смерть Поэта" 2009
Учитель совместно с группой учеников готовит теоретический и иллюстративный (презентация) материалы. Первичное восприятие образцового чтения позволяет учащимся ощутить переживания, чувства, понять мысли автора, представить общую картину произошедшего как для общества, так и для самого Лермонтова. В конце урока следует система вопросов на закрепление материала, устное оформление выводов.
-
Разработка урока "Образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»" 2008
Разработка урока была подготовлена для 9-го класса национальной школы на основе лекций Р.Храмцовой по курсу «Анализа поэтического текста в 5–11-х классах» Педагогического университета «Первое сентября». В работе сопоставляются стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и тексты предшественников: Ломоносова и Державина, на основе которых у учащихся развиваются умения сопоставления стихотворений, поиска значимых формальных элементов, воспитывается культура групповой работы с текстом.
-
Разработка урока "Образ Петербурга в лирике Александра Блока" 2023
Цели урока: углубление знаний о творчестве Блока; формирование понимания синтетичности видов искусства.
-
Разработка урока "Образ Родины и природы в стихах М.Скороходова" 2008
Вашему вниманию предлагается статья, в которой вы познакомитесь со стихотворениями М.Скороходова.
-
Разработка урока "Обреченный на страдания" (по рассказу В.Г. Короленко "Федор Бесприютный") 2012
Цель урока - достижение понимания на уровне смысла (ОМ, подтекст). Учитель с помощью подводящего диалога выводит детей на постановку проблемного вопроса к тексту. Ответ на этот вопрос - результат, ведущий к пониманию авторского замысла.
-
Разработка урока "Открытие писателя" (Анализ рассказов Л.Е. Улицкой "Народ избранный" и "Перловый суп") 2008
Данный урок знакомит учащихся выпускных классов с новым для них именем в современной литературе — Людмилой Улицкой. Занятие посвящено анализу двух произведений этого автора. Это рассказы-притчи «Народ избранный» и «Перловый суп». Вопросы, поставленные в ходе занятия, помогают раскрыть личное восприятие текста учащимися. Ход занятия предусматривает индивидуальную и групповую работу (мини-сочинение «Сочувствие и милосердие. Что это?», анализ эпизода «Две монахини», исполнение под гитару песни Б.Окуджавы «Молитва», выразительное чтение эпизода под музыку). Материалы урока помогут учащимся в подготовке домашнего сочинения «Открытие писателя».
-
Разработка урока "Письма – больше, чем воспоминанья...". 7-й класс 2019
Цели урока: возродить российские традиции эпистолярного жанра; формировать у учащихся представление о роли писем в жизни человека через уважительное отношение к родному языку; развивать навыки правильного оформления и написания письма; повторять и закреплять изученный материал по определённым темам, предназначенный для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ; обосновывать правильность выбора правил при повторении орфограмм.
-
Разработка урока в 6-м классе по теме "В мастерской художника слова". А.С. Пушкин. "Зимнее утро" 2009
Урок проводится с элементами художественного анализа - использование средств выразительности: антитеза, сравнение, метафоры, олицетворения, эпитет. Особенность урока в том, что на нем используется мультимедийное сопровождение с музыкальным сопровождением и показом картин русских художников, работ ребят и картин местных художников.
-
Разработка урока внеклассного чтения в 8-м классе на тему "Художественные особенности рассказов А.Вампилова" 2009
Данный урок - ещё один шаг на пути познания творчества писателя-земляка А.Вампилова. Знания, полученные на уроке, станут опорными при изучении пьес А.Вампилова в старших классах. Содержание и форма урока позволяют развивать навыки анализа художественного произведения, приобщать учащихся к работе над литературно-критическими статьями, формировать навыки работы над опорными записями.