Литература
-
Разработка урока литературы "Начать с себя". Урок нравственности. Урок-предупреждение. Урок-призыв 2003
Урок входит в программу модуля "Человек - Природа - Человек", составителем которой является автор данной разработки. Урок предполагает систематизацию знаний учащихся, формирование целостного взгляда на проблемы, облегчение условий обучения учащихся с учетом подготовки к выпускным экзаменам, способствует закреплению ЗУНов по литературе.
-
Разработка урока литературы "Остап и Андрий – братья и враги" 2012
На уроке учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание повести, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).
-
Разработка урока литературы "Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь". 5-й класс 2023
Цель урока: познакомить обучающихся с различием стихотворной и прозаической речи; добиться усвоения понятий «рифма», «прозаическая речь», «стихотворная речь», «ритм», «речитатив», «рэп»; формировать умение строить текст определённой композиционной формы.
-
Разработка урока литературы "Роль малой родины в формировании творческого мировозрения А.И. Солженицина" 2009
Урок знакомит учащихся с истоками формирования тематической и идейной направленности творчества А.И. Солженицына.
-
Разработка урока литературы "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи 2007
"Слово о полку Игореве" - живое явление не только литературы древней, но и новой - XIX–XX веков. Образы "Слова" использованы в стихах о России А.Блока и в произведениях И.Бунина, в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других. "Слово" как основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского. Власть "Слова о полку Игореве" над временем.
-
Разработка урока литературы "Тихая моя родина" (поэзия Н.Рубцова) 2008
Разработка урока посвящена развитию навыков анализа поэтического текста на примере стихотворений Н.Рубцова с использованием групповых форм работы.
-
Разработка урока литературы "Торжество чистого чувства над расчетом" (по рассказу Сергея Никитина "Мой знакомый Леший"). 10-й класс 2007
Владимирский писатель Сергей Никитин в своих рассказах, говоря о жизни простых людей, умён, значителен, проникновенно лиричен. Алексей Толстой говорил: "В большой повести можно "заговорить зубы" читателю превосходными описаниями, остроумными диалогами, мало ли чем... Здесь же вы весь на ладони. Вы должны быть умны, вы должны быть значительны..." Великолепная проза С.Никитина пробивалась к читателю сама, без "открытий" и "рекомендаций". Нравственная проблема - сознание семьи - актуальна и сейчас. Вот почему рассказ С.Никитина "Мой знакомый Леший" современен до сих пор. В нём провозглашается торжество "чистого чувства над расчётом". Содержание урока построено на анализе рассказа С.Никитина "Мой знакомый Леший", развивает нравственные качества, учит анализировать текст, делать выводы. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Разработка урока литературы "Чародей Пушкин". 9-й класс 2010
Цель урока - показать разнообразие граней таланта А.С. Пушкина, осмыслить прочитанные произведения (прозу, поэзию, драму), увидеть в них не столько временное, сколько вечное, обогатить свою духовную копилку, приобрести в лице творений поэта чистую ноту, нравственный идеал, так необходимый каждому вступающему во взрослую жизнь.
-
Разработка урока литературы "Эхо войны в рассказе С.Никитина «Осенний день на Мшарах»" 2008
Урок поможет сделать комплексный анализ текста, задуматься над вечными вопросами: предназначение человека на земле, смерть и бессмертие, боль от потерь и пожизненная память.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе по творчеству В.С. Высоцкого "У времени в плену…" 2007
Урок литературы по творчеству В.С. Высоцкого может быть проведен в классах с углубленным изучением предмета и как внеклассное мероприятие для старших классов средних образовательных учреждений. В подготовке данного урока использовались реальные ответы учащихся на уроке. Для удобства при работе с техническими средствами советуем сделать запись на современных информационных носителях.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Поэма С.Есенина «Анна Снегина»". Защита творческих проектов 2008
Представленный урок проводился после изучения творчества С.Есенина. Для защиты группы учащихся подготовили проекты в форме литературного альманаха, в форме киносценария по поэме С.Есенина "Анна Снегина", исследовательские проекты и компьютерную презентацию.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла «Корчагинское поколение: дискурс века» 2015
Разработка урока построена на сопоставлении противоположных утверждений: книга Н.Островского – «апология идеологии зловещих событий» или «стальной символ Чести и Мужества»? Использованные современные эффективные формы работы позволили исследовать феномен определенного типа человека, истоки его формирования, провести параллели с современным терроризмом.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе "Русские народные сказки" 2008
Цель урока: в игровой форме показать учащимся увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры сказочного фольклора.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе "Что за прелесть эти сказки!" 2003
Проводится после прохождения русских народных и литературных сказок по учебнику А.Г.Кутузова "В мире литературы". Урок проводится в игровой форме - интеллектуальное путешествие по станциям: Портретная, Искусствоведческая, Театральная, Юмористическая, Творческая, Сума с потерянными вещами, О, счастливчик, Литературное ассорти.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе по пьесе С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" 2020
Цель урока: дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
-
Разработка урока литературы в 5-м классе. "Пейзаж души" в творчестве поэта-земляка Н.И. Поснова 2007
Урок литературы для 5-го класса. Урок комбинированный с элементами исследования. Ученики знакомятся с личностью и основными мотивами творчества поэта. В группах анализируют стихотворения, опираясь на вопросы и задания (стихотворения для анализа: "Ещё тепло. Густеет вечер", "Вечерняя заря", "Признание"). Соотносят поэтические произведения с фотоэтюдами, делают вывод о широте и яркости "пейзажи души" поэта Н.И. Поснова.
-
Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»" 2009
На данном уроке рассматриваются особенности жанра стихотворений в прозе, многообразие тем. Обучающиеся размышляют об особенностях названия произведений, формулируют определение жанра, находят сочетание эпического и лирического в текстах. Особое внимание на уроке уделяется нравственной проблематике произведений.
-
Разработка урока литературы в 9-м классе «Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2012
Предложенный урок литературы направлен на реализацию основных содержательных линий преподавания литературы: изучение словесного искусства в неразрывной связи с теорией литературы (литературоведением). В центре урока - художественное произведение, изучаемое при помощи понятийного аппарата. В течение урока реализуются основные компетенции: читательская (понимание текста как искусства слова), коммуникативная (ученик и текст), культурологическая (знакомство с культурой эпохи).
-
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»" 2009
Разработка урока литературы в 9-м классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы. В ходе урока учащиеся разбирают образ помещика Собакевича на основе индивидуальной работы с текстом, учатся работать в группе.
-
Разработка урока литературы в 9–11-х классах по программе В.Я. Коровиной 2011
Урок-презентация по литературе в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». На уроке повторяются основные вехи жизни и творчества М.А. Булгакова, закрепляются такие понятия, как «сатира», «ирония», «памфлет», «гротеск»; анализируются булгаковские сатирические приемы изображения действительности 20-х годов XX века.
-
Разработка урока литературы для 5-го класса на тему "В чем сила Герды?" (По сказке Г.К. Андерсена "Снежная королева") 2008
Представлен нетрадиционный урок - театрализованное представление. Цели урока: развитие творческих способностей учащихся, развитие речи и навыков выразительного чтения. Благодаря героям сказки школьники научатся проявлять заботу и внимание к близким людям, в очередной раз убедятся в великой силе любви.
-
Разработка урока литературы для 7-го класса по теме "Нужны ли нам праведники?" (по рассказу А.Платонова "Юшка") 2008
Анализ рассказа А.Платонова "Юшка" помогает в решении серьезных задач, потому что позволяет семиклассникам вместе с автором прикоснуться к главному герою "обнажившимся сердцем" и осознать, что только деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
-
Разработка урока литературы на тему "В.Астафьев. Повествование в рассказах "Царь-рыба" 2009
Вашему вниманию предлагается разработка урока литературы по повествованию в рассказах "Царь-рыба". Работа над текстом строится как аналитическая беседа учителя с классом.
-
Разработка урока литературы по комплексу "Вокруг тебя мир…", 6-й класс. "Отомстить обидчику или удержаться от этого желания" (по рассказу В.Солоухина "Мститель") 2008
Урок литературы, позволяющий проследить, какие чувства овладевают обиженным человеком, от чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? В предлагаемом уроке используются ИКТ, составление киносценария, который развивает зрительное воображение ученика. В приложение к уроку даны слайды.
-
Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Как учитель литературы, я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений - нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям - это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.
-
Разработка урока литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Золотая латынь" 2008
Применение технологии критического мышления на уроках литературы представляет собой одну из педагогических технологий, позволяющих формировать познавательные способности учащихся. Также её применение является способом поддержки мотивированных к литературе учащихся, которые получают возможность овладения методами самостоятельной научной и творческой работы, признания способностей и осуществления профессионального самоопределения.
-
Разработка урока литературы по тексту рассказа В.М. Гаршина «Четыре дня» 2010
Урок разработан и проведен в 11-м классе с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа-2100). Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов». Основным является прием комментированного чтения, который помогает провести диалог с автором.
-
Разработка урока литературы по тексту рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна" 2010
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок проводился в 11-м классе, основной прием – чтение с остановками. У учащихся на столах специально подготовленные тексты с разрывами между частями текста. Данный прием очень хорошо работает на текстах небольшого объема. На стадии рефлексии составляются синквейны, в качестве домашнего задания – эссе.
-
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" 2008
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" для 11-го класса. На уроке обучающиеся знакомятся с любовной лирикой А.Ахматовой; выявляют основные черты поэтики А.Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения "Сжала руки под темной вуалью..."; совершенствуют навыки анализа художественного текста. Для создания особой атмосферы на уроке используются воспоминания Ю.Анненкова, триптих А.Ахматовой "Смятение" в обработке Д.Тухманова.
-
Разработка урока литературы по теме "Русская литература XVIII века. Н.М.Карамзин. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»". 8-й класс 2016
Основные цели урока: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина; рассмотреть историческую основу повести «Наталья, боярская дочь»; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.