Жанр: рассказ
Тип урока – Урок-исследование
Место урока в системе уроков: 6 урок.
Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста;
- обучать умению давать характеристику героям.>
Развивающие:
- создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах;
- развивать умение объективно оценивать свои знания;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
- создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
- воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
- проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
предметные:
- совершенствовать умения работы с текстом: извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её.
метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
личностные:
- мотивировать себя на изучение литературного чтения.
Формируемые УУД:
- познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ художественного текста на первоначальном уровне, структурирование знаний при сопоставлении текстов; поиск информации, представление найденной информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- коммуникативные — участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участие в проектах, спектаклях;
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; - регулятивные — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; ориентирование в принятой системе учебных знаков; участие в обсуждении плана выполнения заданий; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Методы и формы обучения:
- Методы: словесный, наглядный, практический.
- Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, презентация; аудиозапись произведения Н.Носова «Фантазёры»; цифровая камера.
Использованные компоненты УМК:
- для учителя: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Литературное чтение. 2 класс Ч.2, Москва: «Просвещение», 2016; Сборник рассказов Н.Н.Носова;
- для учащихся: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Литературное чтение. 2 класс Ч.2, Москва: «Просвещение», 2016; Сборники рассказов Н.Н.Носова.
Источники информации.
Основные: мультимедиа; учебники, сборники рассказов Н.Носова.
Дополнительные: оформление классной доски.
Ход урока
I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Звучит песня «Страна Вообразилия»
Добрый день, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку:
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спинка? – Прямая.
Подарим, друг другу улыбки и поделимся своим настроением.
- С каким настроением пришёл ты сегодня на урок? (карточки «Моё настроение»: снежное, приятное, грустное и т.д.)
Давайте постараемся, чтобы в конце урока оно у нас всех было замечательным!
II. Актуализация опорных знаний.
- К нам в класс пришли несколько срочных писем. Посмотрите внимательно на конверты. Кому адресованы эти письма? А кто их отправил? Может быть, мы по содержанию писем это поймём. Вскроем конверты и прочитаем письма. Назовите отправителя, и из какого рассказа этот герой. (Дети читают сами)
Давай, Петя, сделаем себе домик, как у трёх поросят. | Валя. «Затейники» |
Горка получилась хорошая. Скользкая. |
Котька «На горке» |
Васька, миленький, как же ты под шляпу попал? |
Вадик «Живая шляпа» |
Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда- нибудь оторвется – обязательно сам пришью. |
Бобка «Заплатка» |
Каша готова! Приходите в гости! |
Мишка. «Мишкина каша» |
А ты думаешь, легко выдумывать! Ну, выдумай что-нибудь |
Мишутка и Стасик «Фантазёры |
На слайде появляются названия произведений.
- Ребята, в книге всегда есть страница, на которой перечислены все напечатанные в ней произведения. Как эта страница называется? (Содержание)
- Посмотрите на слайд и скажите, чего не хватает на нашей странице. Название автора. - Кто автор этих замечательных произведений? Носов Н.Н.
- Вы уже прочитали много произведений Носова. Что вы о нём знаете? Каким он был человеком?
- Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В этом году 23 ноября ему исполнилось бы 100 лет. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком. Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.
- О ком и для кого писал Носов? Какие у него рассказы?
- Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть. Произведения Носова учат понимать шутку, посмеяться над собой.
- Посмотрите на слайд, какое произведение мы прочитали последним?
- Прежде, чем мы продолжим работу над произведением «Фантазёры», я бы хотела вам прочесть замечательное стихотворение Ю.Мориц «Сто фантазий». Послушайте стихотворение и скажите, о чём нас просит поэтесса?
Сто фантазий.
Я валяюсь на траве,
Сто фантазий в голове.
Помечтай со мною вместе,
Будет их не сто, а двести.
Я поймаю кашалота,
Если выдержит крючок.
Ты поймаешь бегемота,
Если выдержит сачок….
- К чему призывает нас поэтесса Ю.Мориц?
- Помечтай со мною вместе.
- Вы согласны помечтать?
III. Проверка домашнего задания
- В чём заключалось ваше домашнее задание.
- Нам надо было проявить свою фантазию, вообразить себя писателями и придумать историю – небылицу в форме диалога.
- Если это диалог, то, сколько человек в нём должно участвовать?
- Два.
Какая пара первая представит нам свою необычную историю.
- Валерия и Диана.
- Вы послушайте, ребята, я раскрою вам секрет.
У меня живет жирафчик, ему целых 200 лет!
- А в моей квартире кролик
Он совсем ещё малой
По размеру как иголка,
А какой чудной-чудной.- Мы с жирафом ходим в гости,
Мы с ним ходим на обед.
- Любит мой крольчонок булку
Заедать мешком конфет.
- Вторая пара София и Дарья.
- Однажды я пошла в магазин и встретила по дороге ежика с большими пребольшими ушами. Он сидел около пешеходного перехода и пел песню: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал, когда в светофоре загорится оранжевый цвет. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.
- А когда я пошла в магазин, то встретила двух маленьких лягушат, которые прыгали на Луну, а с Луны на Солнце. На Солнышке купались в сугробах снега и с букетом из звезд возвращались обратно на Землю.
- Следующая пара – Милана и Вика.
- Я купил на нашем рынке говорящего ежа,
Но не знал тогда, что будет с ним сплошная маета.
Убежал мой еж из дома и явился в школу к нам,
Пел здесь песню и частушки тридцать три часа подряд!
К нам в субботу ровно в десять марсианин прилетел,
Постучал раз двадцать в двери - познакомиться хотел.
Я на солнце в это время принимаю звёздный дождь,
Нам, любителям природы, марсиане ни к чему!
Аппарат для сбора плюшек я недавно изобрел,
Все мне по плечу стучали и кричали - "Ты - орел! "
Я тогда взлетел на небо и уселся на краю,
Сочинил вам эту песню, и теперь ее пою!
Хочу, воображаю, хочу я – сочиняю,
Чтоб было интересно и весело всем жить.
Ведь даже в день обычный, совсем даже привычный,
Ежонок и лисенок вам могут позвонить,
Включить помогут солнышко в душе вам в тот же час
И градус настроения поднимется у вас.
- Молодцы, ребята. Было приятно, интересно и увлекательно слушать ваши истории.
- Ребята, как вы думаете, хорошо, когда человек умеет фантазировать?
- Да, если у человека есть фантазия, если у него развито воображение, то с ним всегда весело и интересно.
IV. Сообщение цели урока.
Словарная работа. Деление слов на группы (в группах).
Предлагаю, ребята, поработать в группах и разделить слова на две группы.
(Карточки со словами лежат на партах). После обсуждения решение выносится на доску или на слайд.
лгать | фантазировать |
клеветать |
сочинять |
обманывать |
выдумывать |
врать |
изобретать |
- Ребята, слова должны быть связаны друг с другом по смыслу.
- Ребята, какой рассказ Н. Носова поможет нам отличить фантазию от лжи?
- «Фантазёры».
- Значит, как будет звучать тема нашего урока?
- Какие цели мы сегодня перед собой поставим?
- Чтобы достичь цели, которые мы перед собой поставили, что нам надо уметь и знать?
Сегодня снова наш рассказ
С тобою прочитаем.
Характеры друзей
Поближе мы узнаем.
Неправду от фантазии
Мы сможем отличить
И пик воображения
Сумеем покорить.
V. Работа по теме урока. Осмысление прочитанного.
- Мы познакомились с текстом рассказа на предыдущем уроке и разделили произведение «Фантазёры» на части, т.е. составляли план.
- Посмотрите на слайд. В правильной ли последовательности я записала план рассказа. Если нет, то исправьте ошибку.
- Работа с иллюстрациями (работа в группах)
Действие в рассказе развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на одной иллюстрации действие. Поэтому художник создает серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось. Помогите мне распределить эти иллюстрации в том порядке, в котором происходили события.
- Работа над I частью рассказа до слов: «Тут пришёл соседский Игорь». Выборочное чтение.
Скажите, какие чувства вы испытали, когда прочитали этот рассказ? - Кто главные герои рассказа? -Скажите, фантазии мальчиков можно сравнить с каким видом устного народного творчества? - С небылицами. А для чего сочиняли небылицы? - Для развлечения. - Значит, ребята, мальчики фантазировали с какой целью? - Чтобы им было интересно и весело проводить друг с другом время. А может, для того, чтобы обмануть? - А как мальчики сами называют свои фантазии? – Враки. - В чем разница между обманом и фантазией? (прием контраста)
- Сейчас мы прослушаем аудиозапись первой части рассказа.
- Ваша задача не только внимательно слушать и следить за читающим, но и подчеркнуть карандашом все фантазии Мишутки и Стасика.
- Какая выдумка на ваш взгляд вам кажется наиболее интересной, зачитайте.
У кого другая точка зрения?
- Выдумывать, так чтобы было интересно слушать, это сложно или нет?
- У кого из героев получалось фантазировать, а у кого нет?
Работа над II частью рассказа. Чтение по ролям.
Читают три ученика разговор Игоря, Мишутки и Стасика со слов «Тут пришёл соседский Игорь…» и до слов «Игорь встал и ушёл».
Прочитаем нужный фрагмент по ролям.
- Какой ещё персонаж присутствует в этом рассказе? – Игорь.
- Кто он? – Соседский мальчик.
- Как он относится к игре Мишутки и Стасика? – Найдите и прочитайте. («Сказки!- презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»)
- Как понимаете слово «презрительно»?
Презрение- чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения к кому-нибудь.
- А зачем он стал с ними играть? – Чтобы доказать, что придумывать, фантазировать очень легко.
- Как автор показал, что Игорю фантазировать было сложно? – Многоточия и междометия «э», «гм», «кхм».
- Какую же историю он рассказал?
- Что можете о ней сказать? – Это было на самом деле. Игорь поступил нечестно, от его вранья пострадала сестрёнка.
VI. Физминутка.
- Я знаю, что вы тоже большие фантазеры и выдумщики. Представьте себе, что вы на солнечной полянке, где скачет кузнечик.
(Под мелодию «В траве сидел кузнечик» дети выполняют движения.)
- Ребята, а кто придумал эту песенку? Где вы ее могли встретить раньше? (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
VII. Работа по теме урока. Осмысление прочитанного.
Моделирование. - Давайте попробуем определить, какие взаимоотношения были у героев рассказа. Назовите всех действующих лиц. (На доске в процессе работы появляется модель.)
- Что теперь мы знаем о Мишутке и Стасике?
- Какие слова можем подобрать, подписать под этой парой имен?
- Что можете сказать об Игоре?
- С какой целью Мишутка и Стасик рассказывали небылицы? (Кто сочинит невероятную историю, развлекались.)
- С какой целью лгал Игорь? (Для собственной выгоды.)
- Что вышло из этого вранья? (Пострадал другой человек, его сестра Ира.)
- Мишутка и Стасик свои выдумки рассказывают Ире. Зачем? (Развеселить ее.)
Мальчики обманывают Иру, когда говорят ей, что не хотят мороженого? Бывает ли так, что приходится обманывать, чтобы не расстраивать друзей, родителей?
- Как вы думаете, зачем Н.Носов рассказал эту историю?
VIII. Обобщение.
- Работа в группах.
Давайте охарактеризуем поступки всех героев. Отгадайте шифровку, это поможет нам понять замысел автора.
Дети в ходе работы составляют слова: вруны, фантазёры, обманщики.
- Так почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»? (Героями являются Мишутка и Стасик, а не такой мальчик, как Игорь. В слове «фантазёры» не содержится осуждения, а указывается лишь на то, что у мальчиков хорошо развито воображение.)
- Кто из героев часто бывает стране «Вообразилии»?
- Как автор относится к своим героям? (Мишутку и Стасика называет ласково, а Игоря - нет)
- Творческое задание. Работа в группах. Составление синквейна со словом «фантазёры».
Фантазёры.
Интересные, весёлые.
Сочиняют, изобретают, играют.
Приносят радость людям.
Выдумщики.
Фантазёры.
Классные, удивительные.
Мечтают, развлекают, спасают.
Делают людей счастливыми.
Друзья.
Фантазёры.
Замечательные, жизнерадостные.
Шутят, веселят, угощают.
Порадовали маленькую Иру.
Волшебники.
- Ребята, так кто такие фантазёры? Для чего они сочиняют свои истории?
- Фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.
IX. Итог урока.
- Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы?
- Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?
- А каков же замысел Николая Носова?
- Выдумки и фантазии не должны приносить людям зло.
X. Домашнее задание.
Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. (Слайд с домашним заданием).
Разыграйте любой эпизод рассказа: диалог Мишутки и Стасика, их разговор с Игорем или с Ирой. У вас получится спектакль, театральное представление.
Ребята, к следующему уроку вам нужно подготовить пересказ понравившегося отрывка близко к тексту.
Найти и подготовить чтение по ролям самых смешных эпизодов.
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
XI–XII. Рефлексия. Самооценивание. Подведение итогов урока.
- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой на уроке. Считаете, что не ударили лицом в грязь, работали, не покладая рук, добились своего, то выберите зелёный цвет.
Если вы могли бы работать лучше - синий цвет.
Если вам не удалось раскрыть себя, то - красный цвет.
Пожалуйста, покажите свой выбор. - Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе! Я довольна вашей работой.
Выставление учителем отметок за урок.
Молодцы. Спасибо за урок!