Литература
-
Разработка урока литературы по теме "Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в рассказе Л.Н. Толстого "После бала" 2013
Цели: углубить знания учащихся о казанском периоде жизни Л.Н. Толстого; выяснить, как автор, используя приём антитезы показывает протест главного героя;развивать навыки самостоятельной работы над текстом; расширять словарный запас учащихся; развивать у учащихся умение самостоятельно отбирать нужный для сообщений материал по указанной учителем литературе.
-
Разработка урока литературы с применением ИКТ на тему "Любовная лирика С.А. Есенина" в 11-м классе 2010
Урок помогает обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике С.Есенина; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания.
-
Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов" 2009
Цели занятия: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания; формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал; пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века.
-
Разработка урока литературы. Андрей Платонов. Рассказ "Фро" 2008
Работа над текстом рассказа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста рассказа уделяется теме духовного роста героини Фро. Ученики приходят к выводу, что утраченная гармония жизни восстанавливается ею тогда, когда Фро «впускает» в свое сердце соседского мальчика, страдание и одиночество которого раньше она не слышала. Мотив любви к «дальнему», к человечеству в целом вступает в диалог с евангельской заповедью «любви к ближнему».
-
Разработка урока литературы. Тема: "Сатирическое изображение действительности в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 2009
Данный урок предполагает повторение жанров сатиры, анализ повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" с целью выявления особенностей данного произведения, раннего творчества писателя, раскрытия картин действительности 20-х годов двадцатого столетия. Через анализ эпизодов повести совместно с учениками понять отношение автора к событиям в жизни России в начале века. Одноимённый фильм по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" режиссёра Владимира Бортко, эпизоды которого используются на уроке, поможет в достижении поставленных целей.
-
Разработка урока МХК в 11-м классе по теме: "Художественная культура стран Востока" 2010
Урок рассматривается как обзорное знакомство с художественной культурой стран Востока. Цель урока – показать, что самобытная культура народов Востока – ярчайшая страница в истории человеческих цивилизаций. Урок сопровождается презентациями учащихся, так как применение ИКТ позволяет не только слушать сообщения одноклассников, но и видеть представленный материал, эмоционально почувствовать его.
-
Разработка урока по зарубежной литературе "Жизнь как приключение" (по творчеству Р.Л. Стивенсона) 2010
Разработка урока "Приключение длиною в жизнь" - это внекласное чтение в 7-м классе, урок-игра по биографии и творчеству зарубежного писателя Роберта Льюиса.
-
Разработка урока по литературе "Два типа певцов народных песен" (по рассказу И.С. Тургенева "Певцы") 2010
Цель урока – раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу; закрепить умение обучающихся в анализе текста; обогатить словарный запас учащихся; развивать культуру устной и письменной речи.
-
Разработка урока по литературе "Светлые идеи поэзии А.С. Пушкина" 2009
В рамках учебного проекта обучающихся раскрывается проблема догматического представления о Пушкине как о великом русском поэте, подмена живого интереса к творчеству «должным». Выявляется восприятие личности Пушкина и его художественного творчества в академической науке, в массовом сознании, в искусстве, в сознании подростка 14–15-ти лет.
-
Разработка урока по литературе "Художественные особенности былины" (6-й класс) с приложением (презентация) 2011
Учащиеся повторяют, закрепляют и углубляют знания о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявляют особенности изображения былинного героя; описания его подвигов.
-
Разработка урока по литературе (11-й класс) 2010
Целью урока является показать мастерство портретной характеристики через язык и стиль писателя. Воспитать у учащихся нравственные ценности: доброту, отзывчивость, любовь к ближнему.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе "Анализ прозаического текста и написание сочинения по теме "Может ли быть бесполезной надежда?" 2024
Цель урока: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе по теме "Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина "В ту же землю"" 2008
Одно из главных направлений в преподавании литературы - это развитие личности ученика, способного задумываться над проблемами художественного произведения. Прочитав рассказ В.Г. Распутина "В ту же землю", учащиеся с особой остротой понимают, к чему могут привести потеря памяти, равнодушие, утрата вековых традиций.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе.«Нравственная проблематика романа И.Шмелёва "Лето Господне"» 2007
При анализе романа И.Шмелева "Лето Господне" ученики должны подойти к авторской концепции понятия счастья. Для этого надо ответить на проблемный вопрос, восстановить недостающие звенья схемы. И тогда станет понятно, что человека счастливым делает среда, в которой он живет, те люди, которые окружают человека с детства, и самое главное – праведный образ жизни, то есть человек в любой ситуации должен оставаться человеком, нести в себе высокое нравственное начало, быть милосердным, научиться прощать. Это и есть счастье.
-
Разработка урока по литературе в 5-м классе "Тема грозы в творчестве Ф.Тютчева". Взаимосвязь зрительных и слуховых образов" 2010
Представленный урок сможет помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе.
-
Разработка урока по литературе в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2010
Урок позволяет приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их понимания к восприятию содержания изучаемого произведения. Ученики знакомятся с тем, как историческое событие - Бородинское сражение 1812 года - литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
-
Разработка урока по литературе в 6-м классе по теме "Мир уцелел, потому что смеялся" (о прирорде комического) 2009
Урок с элементами театрализации по теории литературы в 6-м классе позволяет обобщить прочитанные произведения, выявить закономерности создания смешного разными авторами, творившими в разное время. Театрализация позволяет увидеть приемы и способы создания комического не только в литературе, но и в других видах творчества, в жизни.
-
Разработка урока по литературе в 6-м классе: "Русалочка" – сказка-песнь о любви" 2010
Материал, предложенный для урока, поможет проанализировать сказку Андерсена, показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения. У учащихся совершенствуется навык работы с текстом, умения классифицировать материал и делать выводы.
-
Разработка урока по литературе в 7-м классе: «Образ автора в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"» 2004
Писать сочинение на тему "Образ ..." - значит говорить о мастерстве писателя в создании характера. А для этого необходимо не только хорошо знать текст произведения, но и уметь его анализировать. Предлагаемый урок является частью моей сложившейся системы по обучению работы над сочинением-рассуждением. Урок показывает, как на основе анализа текста идет разграничение понятий "образ" и "характеристика", выдвигается тезис к сочинению типа "Образ ...", составляется план на основе подобранных аргументов.
-
Разработка урока по литературе в 8-м классе по теме: "Венок сонетов"В.А. Солоухина 2004
Предлагаемый урок раскрывает мастерство В.А.Солоухина в создании "Венка сонетов". Поэт сохранил в своих стихах классическую форму сонета, наполнив ее прекрасным содержанием: размышлениями о жизни, о Родине, о творчестве поэта, о смысле существования человека. "Венок сонетов", трудная циклическая форма сонета, требует от поэта огромной изобретательности и мастерства. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Разработка урока по литературе в 9-м классе "Элегия в русской поэзии первой половины XIX века" 2007
Элегическая поэзия - основа философской лирики. Анализ стихотворений В.Н. Жуковского, К.Н. Батюшкова и А.С. Пушкина дает возможность совершенствовать навыки интерпретации поэтического текста. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, которая позволяет увидеть развитие жанра элегии в литературе первой половины XIX века.
-
Разработка урока по литературе Восточной Сибири в 5-м классе по рассказу С.К. Устинова "Любопытный бурундук" 2010
Урок знакомит учащихся с произведением современного писателя, формирует знания о биографии писателя; учит выразительно читать, соблюдая нормы литературного языка; учит выявлять авторскую позицию. Воспитывает внимательное отношение к окружающему миру и развивает мышление через выделение главного в тексте, через сравнение.
-
Разработка урока по литературе для 7-го класса по теме: "М.В. Ломоносов. Оды" (под ред. В.Я. Коровиной) 2006
Урок литературы в 7-м классе знакомит с биографией и творчеством М.В. Ломоносова, с литературным жанром ода и его особенностями.
-
Разработка урока по литературе на тему "Бережное отношение ко всему живому" 2010
Разработку урока по литературному краеведению для 5-го класса. Приёмы и формы работы, используемые учителем, позволяют усилить практическую направленность урока, заинтересовать учащихся, мотивировать познавательную деятельность, прививать чувства ответственности человека перед природой.
-
Разработка урока по литературе по повести В.Распутина "Живи и помни" на тему "Судьба и Родина едины" 2008
Среди сегодняшней идейной неразберихи книги В.Распутина помогают учителю расширить представление учеников о духовном мире человека, определить их нравственные убеждения, их взаимоотношения с окружающим миром.
-
Разработка урока по литературе по теме: "Уроки Митрофанушки, или Как боролись традиции и новаторство" (8-й класс) 2005
Урок литературы по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" называется "Уроки Митрофанушки, или как боролись традиции и новаторство". Он рассчитан на учащихся 8-х классов, занимающихся по учебнику "В мире русской литературы" под редакцией Кутузова. Основной целью его является формирование глубокого понимания литературоведческих категорий "традиция" и "новаторство". Дети получают возможность ощутить связь этих категорий с нравственностью и моралью человека.
-
Разработка урока по литературе по теме: "Хорошему человеку — доброе утро" 2003
Урок внеклассного чтения "Хорошему человеку - доброе утро "- последний в серии уроков по творчеству Е.Носова в 8 классе. Продолжение работы по ассоциативной технологии, способствующей развитию речи учащихся, при которой используются важные приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование; каждое слово - образ предстаёт перед учеником во всей художественной полноте.
-
Разработка урока по литературе. Тема: "И.С. Тургенев "Ася". "Тургеневская" девушка в повести. Образ Аси" 2009
На уроке продолжается разговор о повести, ведется работа на углубление знаний учащихся об образе главной героини повести. Учащимся предлагается разгадать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями "психологический портрет" и «тургеневская девушка» и определяют, что характерно для этого литературного типа.
-
Разработка урока по литературе. Тема: "Потомки Юрюнг Айыы Тойона" (якутский героический эпос) 2023
Цели урока: познакомить с якутским героическим эпосом Олонхо, c анализом содержания олонхо.
-
Разработка урока по литературе. Урок-презентация по теме: "Творчество М.Н. Щукина" 2005
Как известно, главная задача учителя - словесника - привить любовь к книге, научить наслаждаться чтением, находить в произведении близкое своим мыслям и чувствам, открывать разнообразный мир человеческих отношений, брать для себя все лучшее из опыта прошедших поколений и своих современников. Эту задачу помогает решить урок- презентация "Творчество М.Н.Щукина".