Литература
-
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" 2009
Развитие навыков связной речи происходит не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках внеклассного чтения. Навыки связной речи получают свое дальнейшее закрепление в устных высказываниях о прочитанном произведении и в письменных отзывах о нем. Важно научить юных читателей видеть в литературном произведении действительность со всеми ее противоречиями, судьбы людей, сложные человеческие взаимоотношения, психологическую глубину персонажей.
-
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2003
Представлен урок в 8-м классе, посвященный 60-летию Великой Отечественной Войны с использованием анализа рассказа Б.Екимова.
-
Разработка урока детской литературы по теме "Удивительные приключения в книгах В.В. Бианки" 2005
Урок по учебной дисциплине "Детская литература" содержит элементы интеграции с предметами "Выразительное чтение" и "Методика преподавания чтения" и предназначен для студентов отделения начальных классов средних специальных учебных заведений.
-
Разработка урока для 11-го класса гуманитарного профиля национальной школы "Традиция образа памятника в поэме А.Ахматовой "Реквием" 2008
Разработка урока подготовлена для 11-го класса гуманитарного профиля на основе лекций Р.Храмцовой по курсу «Анализа поэтического текста в 5–11-х классах» Педагогического университета «Первое сентября». В работе сопоставляются текст стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и отрывок из поэмы А.Ахматовой «Реквием». Разработка урока поможет насыщеннее провести урок, обобщить знания по образам поэмы А.Ахматовой «Реквием» и традициям развития образов в русской литературе, развивать умения по сопоставлению стихотворений, поиску значимых формальных элементов, воспитывать культуру групповой работы с текстом.
-
Разработка урока литературы "Бескорыстная любовь к обыкновенной земле" (по произведению К.Г. Паустовского "Мещерская сторона") с элементами исследования 2009
В рамках предложенного урока ученики, исследуя тексту, учатся анализировать художественный текст в единстве формы и содержания, развивают свой творческий потенциал, готовя буклет, рисунки и фильм, посвященные своему краю.
-
Разработка урока литературы "Г.Х.Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой любви и настоящей красоте". 5-й класс 2021
Цель урока: создание условий для осознанного восприятия проблематики сказки Андерсена «Снежная королева», интерпретации текста с учетом внутреннего мира и внешнего описания персонажей.
-
Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского". Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й класс 2010
Эпизоды, взятые для анализа на данном уроке, взаимосвязаны и являются важными для понимания особенностей конфликта К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского, взаимоотношений героев, их характеров. Урок построен по технологии проблемного обучения. В ходе урока учащимся предлагается провести анализ проблемного вопроса, исследовательскую работу, составить устное монологическое высказывание.
-
Разработка урока литературы "Начать с себя". Урок нравственности. Урок-предупреждение. Урок-призыв 2003
Урок входит в программу модуля "Человек - Природа - Человек", составителем которой является автор данной разработки. Урок предполагает систематизацию знаний учащихся, формирование целостного взгляда на проблемы, облегчение условий обучения учащихся с учетом подготовки к выпускным экзаменам, способствует закреплению ЗУНов по литературе.
-
Разработка урока литературы "Остап и Андрий – братья и враги" 2012
На уроке учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание повести, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).
-
Разработка урока литературы "Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь". 5-й класс 2023
Цель урока: познакомить обучающихся с различием стихотворной и прозаической речи; добиться усвоения понятий «рифма», «прозаическая речь», «стихотворная речь», «ритм», «речитатив», «рэп»; формировать умение строить текст определённой композиционной формы.
-
Разработка урока литературы "Роль малой родины в формировании творческого мировозрения А.И. Солженицина" 2009
Урок знакомит учащихся с истоками формирования тематической и идейной направленности творчества А.И. Солженицына.
-
Разработка урока литературы "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи 2007
"Слово о полку Игореве" - живое явление не только литературы древней, но и новой - XIX–XX веков. Образы "Слова" использованы в стихах о России А.Блока и в произведениях И.Бунина, в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других. "Слово" как основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского. Власть "Слова о полку Игореве" над временем.
-
Разработка урока литературы "Тихая моя родина" (поэзия Н.Рубцова) 2008
Разработка урока посвящена развитию навыков анализа поэтического текста на примере стихотворений Н.Рубцова с использованием групповых форм работы.
-
Разработка урока литературы "Торжество чистого чувства над расчетом" (по рассказу Сергея Никитина "Мой знакомый Леший"). 10-й класс 2007
Владимирский писатель Сергей Никитин в своих рассказах, говоря о жизни простых людей, умён, значителен, проникновенно лиричен. Алексей Толстой говорил: "В большой повести можно "заговорить зубы" читателю превосходными описаниями, остроумными диалогами, мало ли чем... Здесь же вы весь на ладони. Вы должны быть умны, вы должны быть значительны..." Великолепная проза С.Никитина пробивалась к читателю сама, без "открытий" и "рекомендаций". Нравственная проблема - сознание семьи - актуальна и сейчас. Вот почему рассказ С.Никитина "Мой знакомый Леший" современен до сих пор. В нём провозглашается торжество "чистого чувства над расчётом". Содержание урока построено на анализе рассказа С.Никитина "Мой знакомый Леший", развивает нравственные качества, учит анализировать текст, делать выводы. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Разработка урока литературы "Чародей Пушкин". 9-й класс 2010
Цель урока - показать разнообразие граней таланта А.С. Пушкина, осмыслить прочитанные произведения (прозу, поэзию, драму), увидеть в них не столько временное, сколько вечное, обогатить свою духовную копилку, приобрести в лице творений поэта чистую ноту, нравственный идеал, так необходимый каждому вступающему во взрослую жизнь.
-
Разработка урока литературы "Эхо войны в рассказе С.Никитина «Осенний день на Мшарах»" 2008
Урок поможет сделать комплексный анализ текста, задуматься над вечными вопросами: предназначение человека на земле, смерть и бессмертие, боль от потерь и пожизненная память.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе по творчеству В.С. Высоцкого "У времени в плену…" 2007
Урок литературы по творчеству В.С. Высоцкого может быть проведен в классах с углубленным изучением предмета и как внеклассное мероприятие для старших классов средних образовательных учреждений. В подготовке данного урока использовались реальные ответы учащихся на уроке. Для удобства при работе с техническими средствами советуем сделать запись на современных информационных носителях.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Поэма С.Есенина «Анна Снегина»". Защита творческих проектов 2008
Представленный урок проводился после изучения творчества С.Есенина. Для защиты группы учащихся подготовили проекты в форме литературного альманаха, в форме киносценария по поэме С.Есенина "Анна Снегина", исследовательские проекты и компьютерную презентацию.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла «Корчагинское поколение: дискурс века» 2015
Разработка урока построена на сопоставлении противоположных утверждений: книга Н.Островского – «апология идеологии зловещих событий» или «стальной символ Чести и Мужества»? Использованные современные эффективные формы работы позволили исследовать феномен определенного типа человека, истоки его формирования, провести параллели с современным терроризмом.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе "Русские народные сказки" 2008
Цель урока: в игровой форме показать учащимся увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры сказочного фольклора.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе "Что за прелесть эти сказки!" 2003
Проводится после прохождения русских народных и литературных сказок по учебнику А.Г.Кутузова "В мире литературы". Урок проводится в игровой форме - интеллектуальное путешествие по станциям: Портретная, Искусствоведческая, Театральная, Юмористическая, Творческая, Сума с потерянными вещами, О, счастливчик, Литературное ассорти.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе по пьесе С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" 2020
Цель урока: дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
-
Разработка урока литературы в 5-м классе. "Пейзаж души" в творчестве поэта-земляка Н.И. Поснова 2007
Урок литературы для 5-го класса. Урок комбинированный с элементами исследования. Ученики знакомятся с личностью и основными мотивами творчества поэта. В группах анализируют стихотворения, опираясь на вопросы и задания (стихотворения для анализа: "Ещё тепло. Густеет вечер", "Вечерняя заря", "Признание"). Соотносят поэтические произведения с фотоэтюдами, делают вывод о широте и яркости "пейзажи души" поэта Н.И. Поснова.
-
Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»" 2009
На данном уроке рассматриваются особенности жанра стихотворений в прозе, многообразие тем. Обучающиеся размышляют об особенностях названия произведений, формулируют определение жанра, находят сочетание эпического и лирического в текстах. Особое внимание на уроке уделяется нравственной проблематике произведений.
-
Разработка урока литературы в 9-м классе «Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2012
Предложенный урок литературы направлен на реализацию основных содержательных линий преподавания литературы: изучение словесного искусства в неразрывной связи с теорией литературы (литературоведением). В центре урока - художественное произведение, изучаемое при помощи понятийного аппарата. В течение урока реализуются основные компетенции: читательская (понимание текста как искусства слова), коммуникативная (ученик и текст), культурологическая (знакомство с культурой эпохи).
-
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»" 2009
Разработка урока литературы в 9-м классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы. В ходе урока учащиеся разбирают образ помещика Собакевича на основе индивидуальной работы с текстом, учатся работать в группе.
-
Разработка урока литературы в 9–11-х классах по программе В.Я. Коровиной 2011
Урок-презентация по литературе в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». На уроке повторяются основные вехи жизни и творчества М.А. Булгакова, закрепляются такие понятия, как «сатира», «ирония», «памфлет», «гротеск»; анализируются булгаковские сатирические приемы изображения действительности 20-х годов XX века.
-
Разработка урока литературы для 5-го класса на тему "В чем сила Герды?" (По сказке Г.К. Андерсена "Снежная королева") 2008
Представлен нетрадиционный урок - театрализованное представление. Цели урока: развитие творческих способностей учащихся, развитие речи и навыков выразительного чтения. Благодаря героям сказки школьники научатся проявлять заботу и внимание к близким людям, в очередной раз убедятся в великой силе любви.
-
Разработка урока литературы для 7-го класса по теме "Нужны ли нам праведники?" (по рассказу А.Платонова "Юшка") 2008
Анализ рассказа А.Платонова "Юшка" помогает в решении серьезных задач, потому что позволяет семиклассникам вместе с автором прикоснуться к главному герою "обнажившимся сердцем" и осознать, что только деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
-
Разработка урока литературы на тему "В.Астафьев. Повествование в рассказах "Царь-рыба" 2009
Вашему вниманию предлагается разработка урока литературы по повествованию в рассказах "Царь-рыба". Работа над текстом строится как аналитическая беседа учителя с классом.