Класс: 5.
Пояснительная записка
Цель урока: привлечь внимание учащихся к теме любви и связи поколений в семье; способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости, формировать осознанное отношение к собственному внутреннему миру и семейным ценностям.
Задачи урока:
Образовательные:
- интегрировать приемы психологического тренинга и литературного анализа в интерактивных заданиях урока;
- организовать работу в группах по интерпретации смысловых и художественных особенностей повести;
- обучать навыкам анализа и проектирования
Развивающие:
- развивать навыки познавательной деятельности, мышление и речь;
- формировать способность выражать личностное отношение к прочитанному;
- развивать творческие читательские способности
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную чуткость, способность к сопереживанию;
- мотивировать действовать нестандартно и ставить цели;
- воспитывать устойчивость к кризисным жизненным ситуациям.
Оборудование и дидактический материал к уроку:
- Флипчарт с рисунком (Приложение 1)
- Видеофрагмент анимационного фильма (https://youtu.be/inc6MKUakQs)
- Раздаточный материал для групповой работы (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)
Ход урока
1. Мотивационный этап
Дети располагаются полукругом возле рисунка на флипчарте.
Можно ли услышать, как дышит дерево? Можно ли увидеть свое будущее с его самой высокой ветви? Как часто мы думаем о том, что для нас наиболее ценно? Напишите на листьях этого дерева (стикеры) одну свою самую важную мечту. Выберите листок и разместите в совпадающее по цвету поле (рисунок разделен на 4 зоны: моя семья, мои друзья, мои достижения, мои мечты. (Приложение 1). Найдите единомышленников по «цвету мечты» и займите свое место за столом для работы в группе.
2. Актуализация
Не случайно мы обратились к образу дерева, ведь с ним связано необычное название повести итальянской писательницы А. Нанетти «Мой дедушка был вишней». У каждого народа есть любимое дерево рода, объединяющее предков, современников и потомков. Сейчас мы вместе попробуем разобраться, что означает название повести. Посмотрим внимательно на семейное дерево Тонино <Рисунок1>. Можно ли считать этот портрет семьи полным? Кто ещё был частью семьи? Продолжим наше исследование в группах.
3. Построение проекта
Группа «Семья»
- Задание: с помощью заготовок создать страницы семейного альбома Тонино. (Приложение 2).
Группа «Мечты»
- Задание: с помощью заготовок создать карту желаний Тонино (Приложение 3)
Группа «Друзья»
- Задание: придумайте и изобразите «живую» скульптуру «Друзья Тонино».
Группа «Достижения»
- Задание: заполните лестницу достижений и успехов Тонино. (Приложение 4)
4. Интерпретация
Представление работ в группах.
Вопросы для обсуждения:
Мы познакомились ближе с героями повести. На дереве нет одинаковых веток, и близкие люди не всегда единодушны. Что отличает городских и деревенских родственников Тонино? Что помогает им понять себя и друг друга? Как вы думаете, что может укрепить семью?
Какие события в жизни семьи можно назвать испытанием?
Просмотр фрагмента анимационного фильма «Мой дедушка был вишней».
Расставание с близким человеком - самая трагическая страница в жизни героя. Кто помогает Тонино пережить горе? Что в поступках дедушки Оттавиано вызывает облегчение, прояснение в душе внука?
Обратимся к отрывку «День, когда дедушка научил меня слышать дыхание деревьев» (Приложение 5).
Чему улыбался дедушка, сидя под вишней? Что чувствовал, о чём думал?
Удалась ли первая попытка мальчика услышать дерево? Выделите в тексте подсказки: как научиться слушать.
Обратимся к словам дедушки Оттавиано: «Секрет вот тут, - ответил дедушка, постучав по своей голове. - Ты должен чувствовать себя птицей или кошкой, должен верить, что дерево - твой друг и твой дом». Помогает ли эта мысль лучше понять название повести? Что значит «быть вишней»?
Упражнение «Ассоциации»
С каким деревом вы бы себя сравнили? Закройте глаза и прислушайтесь, к своему дыханию и ощущениям. Поделитесь своим опытом: «Я вишня (клён, яблоня, берёза) и слышу, как…».
Что происходит с человеком, когда он начинает слышать и замечать окружающий мир?
5. Рефлексия
Упражнение «Обратная связь»
Вы отправляетесь в необычное путешествие в будущее.
Вашим командам нужно записать 5 качеств, необходимых семье. Поставьте цифру 1 возле самого важного и пронумеруйте остальные по значимости. Объясните свой выбор.
Что бы вы себе пожелали? Напишите свое напутствие на листочке и прикрепите к дереву.
6. Итог
Посмотрите, как изменилось дерево. Получится ли обойтись без какой-либо его части, сможет ли дерево без нее вырасти крепким? Что символизируют ствол, ветви, листья?
Дерево держится корнями, а человек …?
Семья - то, что формирует, воспитывает, питает силами и вдохновляет. Мы все растем в разных направлениях, однако корни у нас общие. Прививают корни дерева, прививают качества личности. Какие люди помогают вам осуществить мечты? Какие качества прививают? Какие мысли возникли у вас после знакомства с героями повести? Напишите небольшое размышление.
7. Домашнее задание
Сочинение-эссе «Каким я вижу дерево моей семьи?»