Разработка внеклассного занятия по литературе и психологии в 5-м классе. Тема: «Услышать, как дышит дерево… Семейные узы и философия жизни глазами ребенка» (по повести А.Нанетти «Мой дедушка был вишней»)

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 5

Ключевые слова: семейные ценности, сопереживание


Класс: 5.

Пояснительная записка

Цель урока: привлечь внимание учащихся к теме любви и связи поколений в семье; способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости, формировать осознанное отношение к собственному внутреннему миру и семейным ценностям.

Задачи урока:

Образовательные:

  • интегрировать приемы психологического тренинга и литературного анализа в интерактивных заданиях урока;
  • организовать работу в группах по интерпретации смысловых и художественных особенностей повести;
  • обучать навыкам анализа и проектирования

Развивающие:

  • развивать навыки познавательной деятельности, мышление и речь;
  • формировать способность выражать личностное отношение к прочитанному;
  • развивать творческие читательские способности

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную чуткость, способность к сопереживанию;
  • мотивировать действовать нестандартно и ставить цели;
  • воспитывать устойчивость к кризисным жизненным ситуациям.

Оборудование и дидактический материал к уроку:

Ход урока

1. Мотивационный этап

Дети располагаются полукругом возле рисунка на флипчарте.

Можно ли услышать, как дышит дерево? Можно ли увидеть свое будущее с его самой высокой ветви? Как часто мы думаем о том, что для нас наиболее ценно? Напишите на листьях этого дерева (стикеры) одну свою самую важную мечту. Выберите листок и разместите в совпадающее по цвету поле (рисунок разделен на 4 зоны: моя семья, мои друзья, мои достижения, мои мечты. (Приложение 1). Найдите единомышленников по «цвету мечты» и займите свое место за столом для работы в группе.

2. Актуализация

Не случайно мы обратились к образу дерева, ведь с ним связано необычное название повести итальянской писательницы А. Нанетти «Мой дедушка был вишней». У каждого народа есть любимое дерево рода, объединяющее предков, современников и потомков. Сейчас мы вместе попробуем разобраться, что означает название повести. Посмотрим внимательно на семейное дерево Тонино <Рисунок1>. Можно ли считать этот портрет семьи полным? Кто ещё был частью семьи? Продолжим наше исследование в группах.

3. Построение проекта

Группа «Семья»

  • Задание: с помощью заготовок создать страницы семейного альбома Тонино. (Приложение 2).

Группа «Мечты»

  • Задание: с помощью заготовок создать карту желаний Тонино (Приложение 3)

Группа «Друзья»

  • Задание: придумайте и изобразите «живую» скульптуру «Друзья Тонино».

Группа «Достижения»

  • Задание: заполните лестницу достижений и успехов Тонино. (Приложение 4)

4. Интерпретация

Представление работ в группах.

Вопросы для обсуждения:

Мы познакомились ближе с героями повести. На дереве нет одинаковых веток, и близкие люди не всегда единодушны. Что отличает городских и деревенских родственников Тонино? Что помогает им понять себя и друг друга? Как вы думаете, что может укрепить семью?
Какие события в жизни семьи можно назвать испытанием?

Просмотр фрагмента анимационного фильма «Мой дедушка был вишней».

Расставание с близким человеком - самая трагическая страница в жизни героя. Кто помогает Тонино пережить горе? Что в поступках дедушки Оттавиано вызывает облегчение, прояснение в душе внука?

Обратимся к отрывку «День, когда дедушка научил меня слышать дыхание деревьев» (Приложение 5).

Чему улыбался дедушка, сидя под вишней? Что чувствовал, о чём думал?

Удалась ли первая попытка мальчика услышать дерево? Выделите в тексте подсказки: как научиться слушать.

Обратимся к словам дедушки Оттавиано: «Секрет вот тут, - ответил дедушка, постучав по своей голове. - Ты должен чувствовать себя птицей или кошкой, должен верить, что дерево - твой друг и твой дом». Помогает ли эта мысль лучше понять название повести? Что значит «быть вишней»?

Упражнение «Ассоциации»

С каким деревом вы бы себя сравнили? Закройте глаза и прислушайтесь, к своему дыханию и ощущениям. Поделитесь своим опытом: «Я вишня (клён, яблоня, берёза) и слышу, как…».

Что происходит с человеком, когда он начинает слышать и замечать окружающий мир?

5. Рефлексия

Упражнение «Обратная связь»

Вы отправляетесь в необычное путешествие в будущее.

Вашим командам нужно записать 5 качеств, необходимых семье. Поставьте цифру 1 возле самого важного и пронумеруйте остальные по значимости. Объясните свой выбор.

Что бы вы себе пожелали? Напишите свое напутствие на листочке и прикрепите к дереву.

6. Итог

Посмотрите, как изменилось дерево. Получится ли обойтись без какой-либо его части, сможет ли дерево без нее вырасти крепким? Что символизируют ствол, ветви, листья?

Дерево держится корнями, а человек …?

Семья - то, что формирует, воспитывает, питает силами и вдохновляет. Мы все растем в разных направлениях, однако корни у нас общие. Прививают корни дерева, прививают качества личности. Какие люди помогают вам осуществить мечты? Какие качества прививают? Какие мысли возникли у вас после знакомства с героями повести? Напишите небольшое размышление.

7. Домашнее задание

Сочинение-эссе «Каким я вижу дерево моей семьи?»