Литература
-
Конспект урока по осетинской литературе "Дзесты Куыдзаг" 2021
Автор знакомит читателей с осетинским писателем, переводчиком Дзесовым Кудзагом Габреловичем.
-
Конспект урока по осетинской литературе "Коцойты Арсен" 2021
Автор знакомит читателей с основоположником осетинской советской художественной прозы Арсеном Коцоевым.
-
Конспект урока по осетинской литературе "Хъамбердиаты Мысост" 2021
Представлен конспект урока по осетинской литературе.
-
Конспект урока по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2004
Через наблюдение над языком художественного произведения, через раскрытие образов героев постигается идея, мировосприятие автора и персонажей, тем самым совершенствуются навыки филологического анализа текста и воспитываются нравственные ценности, критическое отношение ко злу.
-
Конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Шинель" (8–9-й класс) 2008
Название урока "Повесть о любви" позволяет в ходе урока открыть гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя: ведь это действительно повесть о любви к человеку. Разнообразные формы и методы работы (аналитеческое чтение, работа с иллюстрациями, обсуждение в группах высказываний литературоведов, просмотр и обсуждение финала кинофильма "Шинель", использование листа самооценки на стадии рефлексии) помогают превратить урок в творческое сотрудничество.
-
Конспект урока по предмету «Литература» «Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» 2018
Цели урока: знакомство с личностью поэта В.В.Маяковского, попытка осмысления своеобразия, оригинальности, значения личности поэта и его произведений; развитие навыков анализа поэтического текста. Выразительное чтение и анализ поэтического текста приучает к культуре выражения чувств, дает радость эстетической формы переживания и оказывается одним из путей к искусству общения.
-
Конспект урока по произведению В.Осеевой "Три товарища" 2020
Данный материал может быть использован на уроках литературного чтения в начальных классах, при отработке навыков смыслового чтения, на занятиях по внеурочной деятельности, при организации воспитательной работы.
-
Конспект урока по рассказу В.Маканина "Кавказский пленный". 11-й класс 2009
Произведение В. Маканина знакомит учащихся 11-го класса с прозой постреализма, в основе которой — принцип «филологического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему». Современное прочтение рассказа требует вычленения в тексте жизненно важных для молодого поколения идеологических и эстетических проблем.
-
Конспект урока по творчеству Н.В. Гоголя "От начала — к замыслу поэмы…", 10-й класс 2008
Предлагаемый материал поможет организовать и провести в необычной, увлекательной форме урок по литературе в 10-м классе по теме «От начала – к замыслу поэмы…». Данная разработка носит творческий характер и призвана помочь учащимся глубоко проанализировать первую главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
-
Конспект урока по творчеству Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" — уголовное дело или нравственная драма?" 2003
На уроке в процессе анализа произведения решается проблема, заявленная в теме. Герои очерка, совершив преступление и оказавшись в драматическом положении, на первый взгляд, не испытывают мук совести. Поэтому здесь нет подлинной драмы, нет личностного выбора, а есть уголовное дело. Но в самом сопоставлении английской леди и мценской купчихи есть признание известного равенства двух героинь.
-
Конспект урока по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза" 2012
Урок позволяет учащимся понять роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии, увлечь учащихся жизнью и творчеством. Драма «Гроза» – это традиционное трагическое произведение, т.к. читателю представлены «говорящие» имена и фамилии, идейно-художественное своеобразие пьесы раскрывают жизненные позиции героев. Структура урока позволяет учащимся расширить кругозор, развить способность анализировать текст не только художественной литературы, но и критической статьи.
-
Конспект урока по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова" 2008
Могуч и величествен горный Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии. Богатства его недр неисчислимы: медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. Творческий труд славных русских мастеров-умельцев - основная тема творчества П.Бажова.
-
Конспект урока по теме "Значение семьи и семейных ценностей воспитании ребенка в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"" 2023
Произведение «Недоросль» Д.И.Фонвизина – благодатная почва для формирования личной позиции школьника о семье, семейных ценностях. Чтобы «раскрыть» произведение автором были сформированы цели урока: определить значение понятий «семья», «семейные ценности», проанализировать комедию с точки зрения влияния семьи и семейных ценностей; создать комфортную ситуацию для творческого выражения учащихся, способствовать осознанному отношению к семейным ценностям.
-
Конспект урока по теме "История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»" 2009
Обучение анализу стихотворения — одно из направлений работы учителя литературы. В разработке данного урока представлены элементы анализа стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», а также подготовлен рассказ об истории создания произведения.
-
Конспект урока по теме "Любовь в лирике Ф.И.Тютчева" 2023
Цель урока: уметь применять способ структурно-содержательного анализа; знать литературоведческие термины (эпитеты, метафоры, ассонанс, аллитерация, цветопись, психологический параллелизм) и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания поэтического произведения; уметь определять смысловое содержание произведения.
-
Конспект урока по теме "Петербург Ф.М. Достоевского" (по роману "Преступление и наказание"). 10-й класс 2012
Учитель "погружает" учащихся в созданный автором мир романа. Развивает навыки анализа литературного материала. Закрепляет умение ребят анализировать эпизод художественного произведения.
-
Конспект урока по теме "Собака выла…" (по рассказу Л.Андреева "Кусака". 7-й класс) 2012
В ходе занятия дети знакомятся с анималистическим жанром в живописи. У детей развивается представление о художественном образе в литературе и живописи. А также дети закрепляют навыки составления планов разных видов.
-
Конспект урока по теме "Судьба человека в тоталитарном государстве" по страницам повести К.Воробьёва "Это мы, Господи" и мемуарной литературы 2008
Урок представляет собой интеграцию литературы с историей и краеведением. Учащиеся ещё очень много не знают о войне, об истинной цене победы. Поэтому и важна для них исповедальная литература. На уроке происходит знакомство с особенностями этого жанра литературы. У К.Воробьёва свой лик войны - плен. Работая с официальными документами об оккупационной политики фашистской Германии, анализируя эпизоды повести "Это мы, господи", учащиеся приходят к выводу, что все пленные достойны нашего уважения и памяти, никто не застрахован от срывов в нечеловеческих условиях.
-
Конспект урока по теме «А.П. Чехов. "Хамелеон"» 2012
На уроке учащиеся получают знания об исторической эпохе, в которую писался рассказ. Нужно отметить, что это эпоха безвременья и торжества реакции, эпоха безраздельного господства цензуры. Важно, чтобы семиклассники углубили представление о Чехове как о писателе-сатирике. Литературоведческие понятия, изучаемые на уроке: юмор, сатира, деталь, композиция рассказа.
-
Конспект урока по теме: "Очерк жизни и творчества И.А. Бунина" 2007
В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством И.А.Бунина, развивают навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала; развивают культуру речи, память, мышление, творческие способности. Урок способствует формированию интереса к самостоятельному чтению произведений писателя.
-
Конспект урока по теме: "Путешествие в сказку". 5-й класс 2006
Создание текста требует от детей умения раскрыть тему, подчинять свою сказку определенной мысли (основной), строить повествование "по законам" волшебной сказки, правильно и "хорошо" выражать свои мысли, совершенствовать написанное. Дети должны уметь найти необычного сказочного героя; развить сказочный сюжет, наполнив его удивительными событиями, используя "сказочные" языковые средства.
-
Конспект урока по теме: "Стили речи" 2005
Урок "Стили речи" проводится в 7-м классе перед изучением творчества Н.В.Гоголя. Количество учебных часов в неделю - 4. Поэтому часто провожу уроки словесности; это экономит время и позволяет глубже изучать тему. В основе данного урока - работа по тексту с элементами лингвистического анализа. Небольшие по объему тексты (отрывки из художественного произведения, статьи и автобиографии) позволяют увидеть и сопоставить стилевые различия. Полученные на предыдущих уроках знания о стилях речи закрепляются практически. Лингвистический анализ позволяет обращать внимание на конкретное слово, выяснить причину его употребления. Повторяется пройденный материал: грамматические категории глагола, виды наречий по значению, структура словосочетаний, лексическое значение слова, устаревшие слова и их употребление. На уроке проводятся различные виды работ: чтение и анализ, разбор ключевых слов и понятий, ответы на вопросы, творческая работа. Уроки такого типа нравятся ребятам и позволяют разнообразить учебный процесс.
-
Конспект урока по теме: А. Блок. "Интеллигенция и революция" и поэма "Двеннадцать" 2008
Данный двухчасовой урок предполагает на материале статьи А.Блока и поэмы "Двенадцать" выяснить позицию автора в отношении к революции 1917 года. Использованы письма, записные книжки А.Блока от 1918 года. В поэме и дневниковых записях решаются проблемы: значение образа Христа и споры вокруг поэмы. В ходе урока составляется аналитическая таблица по поэзии А.Блока.
-
Конспект урока по чтению по теме «Л.Н.Толстой «Прыжок» 2023
Цель урока: знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. Задачи: познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого “Прыжок”; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; учить думать во время и после чтения.
-
Конспект урока русской литературы в 11-м классе "Нам бы про душу не забыть…" (по рассказу В.М. Шукшина "Чудик") 2008
Данный урок входит в систему уроков по творчеству В.М. Шукшина в 11-м классе. Предварительно учащиеся знакомятся с биографией В.М. Шукшина. Для глубокого анализа взят один рассказ, позволяющий представить своеобразие шукшинских героев. Урок предполагает предварительную работу учащихся (создание небольшого видеофильма, иллюстраций к произведению, работу над выразительным чтением). Вопросы для обсуждения подобраны таким образом, чтобы ученик смог выразить своё мнение, поделиться жизненными наблюдениями.
-
Конспект урока русской словесности в 6-м классе по рассказу Л.Н. Андреева "Ангелочек" 2011
Урок внеклассного чтения, построенный c помощью стратегии РКМЧП "Чтение с остановками". В приложении содержится текст рассказа, разделенный на 5 частей для организации работы с художественным произведением в классе. Урок способствует воспитанию нравственности, развитию чувства сострадания к герою, привитию интереса к процессу чтения.
-
Конспект урока словесности "Лицо" В.Хлебникова … в слове". 5-й класс 2013
Ребята уже знакомы с произведением В.Хлебникова, но первое восприятие состоялось на звуковом уровне. Итогом первого впечатления стали рисунки, в которых учащиеся постарались передать смысл услышанного. Рисунок стал способом смысловой интерпретации. Далее было предложено прозаическое сжатие текста. Данный урок – это поиск путей развития речетворчества учащихся.
-
Конспект урока татарской литературы в 6-м классе для русскоязычных детей "Поэт – герой и патриот Муса Джалиль" 2012
Цель урока: знакомство с жизнь и творчеством татарского поэта – героя и патриота Мусы Джалиля; развитие татарской устной речи русскоязычных детей; способствовать воспитанию любви к своему родному краю и интерес к героям Республики Татарстан.
-
Конспект урока чтения в 9-м классе VIII вида. Р.Л. Стивенсон. "Вересковый мед" 2011
Цели урока - знакомство с творчеством шотландского писателя Р.Л. Стивенсона; изучение баллады "Вересковый мед". Урок позволяет работать с текстом произведения, способствует формированию познавательной активности, развитию логического мышления, воспитывает патриотические чувства. На уроке развивается монологическая, диалогическая речь. Учащиеся могут выразить свое мнение по данной проблеме.
-
Конспект урока-конференции в 9-м классе ". И дум высокое стремление" (посвящается восстанию декабристов на Сенатской площади) 2013
Урок проводится для того, чтобы учащиеся увидели единство окружающего мира (влияние поворотных событий в истории России на развитие общества, литературы, других видов искусства, человека); поняли взаимосвязь явлений общественной жизни; ощутили эпоху первой четверти ХIХ века; развивали умение анализировать, обобщать, формулировать свою очку зрения в результате исследовательской деятельности, изучения произведений литературы, исторических событий, прониклись чувством уважения и любви к Родине.