Литература
-
Конспект урока по литературе Красноярского края по рассказу Н.С. Устиновича "Волк" 2008
Данный урок составлен на основе программы нового предмета "Литература Красноярского края" (5-й класс). Тема урока: "Рассказ Н.С. Устиновича "Волк" (конкретнее тему учащиеся формулируют после обсуждения проблемы произведения). На занятии учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Н.С. Устиновича, разгадывают кроссворд "Узнай героя"; работают в группах, анализируя эпизоды рассказа для ответа на главный вопрос урока: "Кто в рассказе Н.С. Устиновича "Волк", по мысли автора, является "зверюгой"? Данный урок предполагает использование ИКТ.
-
Конспект урока по литературе на тему "Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»" 2021
Цели урока: познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; выйти на основную проблематику баллады; найти ответ на вопрос: история и современность; углубить представление учащихся о летописном источнике баллады; практическая работа по нахождению средств художественной выразительности; прививать любовь к чтению исторической литературы о Русской земле.
-
Конспект урока по литературе на тему "Иван Северьянович Флягин – один из правдоискателей земли русской. Черты русского национального характера в герое" 2010
Главный герой рассказа Н.С. Лескова «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин, прошедший через испытания, много раз находившийся на краю гибели, символизирует физическую и душевную стойкость русского народа. В лице Флягина – богатыря в рясе – Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке до конца жизни, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной.
-
Конспект урока по литературе на тему "Общечеловеческий и социальный смысл комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2014
В ходе проведения урока учащимся предстоит ответить на ряд вопросов нравственного характера. Учащиеся учатся работать с текстом, развивают логическое мышление.
-
Конспект урока по литературе на тему "Особенности композиции баллады В.А. Жуковского "Лесной царь". 7-й класс 2014
В ходе урока учащиеся вспоминают сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского и дополняют их; представляют картины, изображенные в балладе Жуковского «Лесной царь» (устное словесное рисование), рассматривают точность и емкость каждого слова.
-
Конспект урока по литературе на тему "От метафоры к символу ХХ в." (по произведению А.Грина "Алые паруса") 2013
Заявленная тема урока решает не только учебные задачи, но и позволяет решать воспитательные цели литературного произведения. Проблема, затронутая в произведении и на уроке актуальна в наше время, время, когда меркантильные интересы вытесняют из нашей жизни умение просто мечтать, верить в сказку. Разговор о человеческих ценностях главных героев играет большую роль в формировании нравственного потенциала подрастающего поколения.
-
Конспект урока по литературе на тему "Повесть А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2007
Урок внеклассного чтения по повести Приставкина требует более детального изучения в старших классах, но многое с пользой будет прочитано и осмыслено уже в 5-х классах.
-
Конспект урока по литературе на тему «Кто в "Песне про царя…" является настоящим героем?» по произведению М.Ю. Лермонтова 2009
Материал поможет учителю обобщить знания, подготовить учащихся к написанию сочинения «Кто в «Песне про царя…» является настоящим героем?" по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Работа над композицией, над средствами выразительности, проблематикой произведения приведет к осознанию богатства как внутреннего мира литературного героя, так и самого автора, позволит решить следующие задачи: показать мастерство Лермонтова, обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного, взаимоотношения опричников и простого народа, воспитание и семейный уклад того времени; обсудить проблему долга и чести в поэме, совершенствовать навыки работы на уроках литературы с использованием информационных технологий.
-
Конспект урока по литературе на тему: "Иван Грозный и опричник Кирибеевич в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2006
Урок направлен на формирование умения учащихся характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала и дополнительных источников; привитие навыков передачи личностного восприятия.
-
Конспект урока по литературе по теме "Жизнь крестьян в рассказе И.А. Бунина "Танька". 6-й класс 2012
На уроке раскрывается жизнь крестьян, дается представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики. У учащихся развивается навык анализа текста, умение составлять ассоциограмму, раскрывается прием антитезы. Учитель прививает интерес к произведениям писателя.
-
Конспект урока по литературе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2009
Урок - знакомство с любовной лирикой А.С. Пушкина, ее адресатами способствует приобщению учащихся к миру прекрасного, развитию эстетического вкуса. Проводится в 9-м классе.
-
Конспект урока по литературе по теме "Психологический отчет одного преступления". 10-й класс 2010
Урок может быть проведен в составе темы «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского». На уроке систематизируются знания по содержанию романа «Преступление и наказание», развиваются навыки критического мышления учащихся. Данный урок позволяет по-новому взглянуть на проблематику романа Достоевского, показать актуальность романа в наши дни.
-
Конспект урока по литературе. Тема: "Къоста, сæрыстыр стæм дæуæй!" 2022
Урочы нысантæ: кьостайы цард æмæ сфæлдыстады тыххæй нæ зонындзинæдтæ фæарфдæр кæнын; ныхасы рæзтыл бакусын; гуырын кæнын уарзондзинад нæ райгуырæн бæстæмæ æмæ мадæлон æвзагмæ.
-
Конспект урока по литературному чтению «И.А.Крылов «Ворона и Лисица» (с применением компьютерных технологий и интернет-ресурсов). 3-й класс 2019
Цель урока: способствовать полноценному восприятию басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» на основе стилистического анализа. Задачи урока: обогатить представления обучающихся о творчестве И.А.Крылова; о специфике жанра «басня»; продолжить совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль басни.
-
Конспект урока по литературному чтению Э.Успенский "Чебурашка" 2019
Цель урока: продолжить работу с произведениями Э.Успенского; развивать умение выразительного беглого чтения и умение анализировать поступки героев.
-
Конспект урока по осетинской литературе "Дзесты Куыдзаг" 2021
Автор знакомит читателей с осетинским писателем, переводчиком Дзесовым Кудзагом Габреловичем.
-
Конспект урока по осетинской литературе "Коцойты Арсен" 2021
Автор знакомит читателей с основоположником осетинской советской художественной прозы Арсеном Коцоевым.
-
Конспект урока по осетинской литературе "Хъамбердиаты Мысост" 2021
Представлен конспект урока по осетинской литературе.
-
Конспект урока по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2004
Через наблюдение над языком художественного произведения, через раскрытие образов героев постигается идея, мировосприятие автора и персонажей, тем самым совершенствуются навыки филологического анализа текста и воспитываются нравственные ценности, критическое отношение ко злу.
-
Конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Шинель" (8–9-й класс) 2008
Название урока "Повесть о любви" позволяет в ходе урока открыть гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя: ведь это действительно повесть о любви к человеку. Разнообразные формы и методы работы (аналитеческое чтение, работа с иллюстрациями, обсуждение в группах высказываний литературоведов, просмотр и обсуждение финала кинофильма "Шинель", использование листа самооценки на стадии рефлексии) помогают превратить урок в творческое сотрудничество.
-
Конспект урока по предмету «Литература» «Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» 2018
Цели урока: знакомство с личностью поэта В.В.Маяковского, попытка осмысления своеобразия, оригинальности, значения личности поэта и его произведений; развитие навыков анализа поэтического текста. Выразительное чтение и анализ поэтического текста приучает к культуре выражения чувств, дает радость эстетической формы переживания и оказывается одним из путей к искусству общения.
-
Конспект урока по произведению В.Осеевой "Три товарища" 2020
Данный материал может быть использован на уроках литературного чтения в начальных классах, при отработке навыков смыслового чтения, на занятиях по внеурочной деятельности, при организации воспитательной работы.
-
Конспект урока по рассказу В.Маканина "Кавказский пленный". 11-й класс 2009
Произведение В. Маканина знакомит учащихся 11-го класса с прозой постреализма, в основе которой — принцип «филологического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему». Современное прочтение рассказа требует вычленения в тексте жизненно важных для молодого поколения идеологических и эстетических проблем.
-
Конспект урока по творчеству Н.В. Гоголя "От начала — к замыслу поэмы…", 10-й класс 2008
Предлагаемый материал поможет организовать и провести в необычной, увлекательной форме урок по литературе в 10-м классе по теме «От начала – к замыслу поэмы…». Данная разработка носит творческий характер и призвана помочь учащимся глубоко проанализировать первую главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
-
Конспект урока по творчеству Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" — уголовное дело или нравственная драма?" 2003
На уроке в процессе анализа произведения решается проблема, заявленная в теме. Герои очерка, совершив преступление и оказавшись в драматическом положении, на первый взгляд, не испытывают мук совести. Поэтому здесь нет подлинной драмы, нет личностного выбора, а есть уголовное дело. Но в самом сопоставлении английской леди и мценской купчихи есть признание известного равенства двух героинь.
-
Конспект урока по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза" 2012
Урок позволяет учащимся понять роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии, увлечь учащихся жизнью и творчеством. Драма «Гроза» – это традиционное трагическое произведение, т.к. читателю представлены «говорящие» имена и фамилии, идейно-художественное своеобразие пьесы раскрывают жизненные позиции героев. Структура урока позволяет учащимся расширить кругозор, развить способность анализировать текст не только художественной литературы, но и критической статьи.
-
Конспект урока по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова" 2008
Могуч и величествен горный Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии. Богатства его недр неисчислимы: медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. Творческий труд славных русских мастеров-умельцев - основная тема творчества П.Бажова.
-
Конспект урока по теме "Значение семьи и семейных ценностей воспитании ребенка в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"" 2023
Произведение «Недоросль» Д.И.Фонвизина – благодатная почва для формирования личной позиции школьника о семье, семейных ценностях. Чтобы «раскрыть» произведение автором были сформированы цели урока: определить значение понятий «семья», «семейные ценности», проанализировать комедию с точки зрения влияния семьи и семейных ценностей; создать комфортную ситуацию для творческого выражения учащихся, способствовать осознанному отношению к семейным ценностям.
-
Конспект урока по теме "История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»" 2009
Обучение анализу стихотворения — одно из направлений работы учителя литературы. В разработке данного урока представлены элементы анализа стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», а также подготовлен рассказ об истории создания произведения.
-
Конспект урока по теме "Любовь в лирике Ф.И.Тютчева" 2023
Цель урока: уметь применять способ структурно-содержательного анализа; знать литературоведческие термины (эпитеты, метафоры, ассонанс, аллитерация, цветопись, психологический параллелизм) и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания поэтического произведения; уметь определять смысловое содержание произведения.