ИКТ являются большим вспомогательным материалом для учителя школы, а в особенности для учителя литературы по литературному краеведению. Большим недостатком современной школы в области изучения национально-регионального компонента является нехватка художественных текстов и методической литературы как для учащихся, так и учителей. Второй проблемой является проблема отсутствия у учащихся мотивации в изучении краеведческой литературы, отстраненность и отсутствие интереса к национальному характеру в художественных произведениях.
Решить эти актуальные проблемы помогают
информационные компьютерные технологии.
Электронные тексты решают проблему
недостатка книг в школьных библиотеках.
Для учителя литературы работа с текстом не
ограничивается чтением произведений. ИКТ
применяются при подготовке собственных
материалов к уроку; подготовке раздаточных
материалов для учащихся. Использование ИКТ –
составляющая педагогической деятельности,
связанная с подготовкой материалов для урока,
может быть значительно облегчена. При этом для
каждого учителя сегодня, я считаю, жизненно
необходимы хорошие пользовательские навыками:
работы на компьютере.
На уроках литературы удобно использовать
готовые ЦОРы, но это не всегда приемлемо для
учителя на уроках по литературному краеведению.
Поэтому я всегда учитываю особенности
восприятия моих учащихся и требования ГОСа по
литературе и программы.
В своей практике я начала применять интересный и
продуктивный метод распространения электронных
материалов урока: после урока учащиеся могут
скопировать на свои флешки необходимый материал,
представленный учителем в виде презентации или
источника информации к размышлению и анализу.
Современные носители информации в виде флеш-карт
решают проблему передачи информации. Вновь
обратиться к изученной на уроке теме ребенок
может вновь после уроков, но уже в домашней
обстановке у своего компьютера.
Я заметила, что после таких уроков с передачей
информации возрастает мотивация к изучению
литературы. Дети с живым интересом обсуждают
прочитанное, становятся более свободными в
высказываниях, активны в подготовке проектных
работ и презентаций по предлагаемым темам, при
этом охотно работают как индивидуально, так и в
группах.
Благодаря такой насыщенности урок получается
запоминающимся и актуальным: дети понимают
необходимость использования современных
средств обучения, видят проделанную мною работу,
осознавая необходимость и собственной
компетенции в ИКТ.
Использую ИКТ не только на уроках русского
языка и литературы, но и во внеклассной работе:
общешкольная конференция «Учись учиться!»,
предметная неделя, конкурсы, игры, олимпиады,
интеллектуальные марафоны, посещение учащимися
сайтов www.edu.yar.ru, www.svetozar.org, www.erudites.ru, www.karusel.desc.ru, www.talant.perm.ru, где
представлены широкие возможности для
творческого развития учащихся.
Таким образом, ИКТ, открывая широкий путь для
самореализации педагога, формируют
компетентностный подход в обучении учащихся.