Развитие темы «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина (на материале повестей «Станционный смотритель» и «Медный всадник»)

Разделы: Литература


Цели урока: - выявить общность и разность в образах «маленьких людей»; определить авторское отношение к «маленькому человеку» на разных этапах творчества.

Ход урока

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека… К особенным свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека.
(В.Г.Белинский).

1. Вступительное слово учителя.

Пушкин – один из крупнейших гуманистов прошлого. В прославлении свободы и гуманности видел Пушкин свою заслугу перед народом:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Именно он выдвигает в русской литературе демократическую тему «маленького человека». «Станционный смотритель» Пушкина предваряет собой «Шинель» Гоголя и всю последующую литературу, проникнутую грустью и состраданием к «маленькому человеку». Совсем неслучайно герой И.А.Гончарова Илья Ильич Обломов восклицает: «…Протяни руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой…». Пушкин сумел внутренне осветить литературное творчество христианским идеалом, сознанием высокой миссии поэта.

Вы уже говорили о теме «маленького человека» в творчестве Пушкина, когда изучали повесть «Станционный смотритель». Сегодня мы поведем разговор о двух героях: о Самсоне Вырине из «Станционного смотрителя» и Евгении из поэмы «Медный Всадник». Мы постараемся разобраться в мыслях и чувствах героев и определить особенности авторского отношения к ним.

2. Работа над образами главных героев с опорой на тексты произведений.

- Что нам известно о социальном и материальном положении героев? (Они мелкие чиновники, бедны).

Евгений

«…Наш герой живет в Коломне;
Где-то служит…»,

«…Что он был беден,  что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;»

    Самсон Вырин

«Сущий мученик четырнадцатого класса»

«Покою ни днем, ни ночью»,

«бедный смотритель».

- Каковы их жизненные идеалы, о чем они мечтают? (Евгений – бедный дворянин, обыкновенный человек. Он не герой, у него нет никаких возвышенных дум. Он мечтает о простом человеческом счастье: «…Я молод и здоров,// Трудиться день и ночь готов;// Уж кое-как себе устрою// Приют смиренный и простой// И в нем Парашу успокою.// Пройдет, быть может, год, другой-// Местечко получу, Параше// Препоручу хозяйство наше// И воспитание ребят…// И станем жить,..». Все мечты и надежды Самсона Вырина тоже связаны с семьей: «Ею (Дунею) дом держался». Несмотря на бедность, они счастливы. Залог счастья они видят в труде, к которому и привычны, и готовы. Каждый из них в жизни рассчитывает только на самого себя.)

- В жизни героев происходит крушение всех надежд, тихое ее течение нарушается внезапно. Что же за события нарушили привычный ход жизни? (У Евгения погибает во время наводнения его возлюбленная Параша; у Самсона увозят дочь, да так ,что «поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…»).

«Маленькие люди» попадают в беду, из которой для них нет выхода. И обе беды связаны с Петербургом. Параша погибает во время наводнения в городе, и Дуню Минский увозит именно в Петербург. Петербург – чиновный, важный, утопающий в роскоши, которому нет дела до горестей и печалей бедных чиновников. В «Медном Всаднике» он подобен чудовищу, пожирающему людей:

И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен.

- Как каждый из героев переживает свою беду? (Евгений сходит с ума, а Самсон Вырин спивается, что в своем роде мало отличается от безумия).

- Но это потом, а что происходит с героями до сумасшествия и пьянства? (Евгений на лодке пытается найти Парашу, а Самсон Вырин отправляется в Петербург на поиски своей Дуни).

И здесь герои «проходят» по одному пути. Самсон дважды пытается встретиться с Дуней, и только после того, как его вытолкали в шею, уходит домой. А Евгений дважды видит разрушенный стихией «ветхий домик».И только бродя между развалин, понимает, что счастье разрушено и возврата к прошлому нет.

- Кажется, что герои смирились со своей бедой. Но Пушкин стремился показать читателям не только беды «маленьких людей», Ему был важен внутренний мир этих людей, их духовно-нравственные качества. В каких эпизодах мы видим, что Евгений и Самсон Вырин обладают чувством человеческого достоинства, гордостью? ( Самсон Вырин бросает деньги, полученные от Минского: «…он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил из наземь, притоптал каблуком и пошел…». Он не гонится за молодым человеком, который их подобрал. А то, что он вернулся за ними – это просто привычка к тому, что деньги достаются трудом. Евгений грозит бронзовому кумиру, основавшему город и стоящему к нему спиной: «Стеснилась грудь его. Чело// К решетке хладной прилегло,// Глаза подернулись туманом,// По сердцу пламень пробежал,// Вскипела кровь. Он мрачен стал// Пред горделивым истуканом// И, зубы стиснув, пальцы сжав,// Как обуянный силой черной,// «Добро, строитель чудотворный!-// Шепнул он, злобно задрожав,-// Ужо тебе!..»).

- Как наказаны герои за свою «гордыню»? (Самсона Вырина Минский выталкивает на лестницу; за Евгением в его больном воображении «несется Всадник Медный// На звонко скачущем коне»).Ни великий город, ни люди, живущие в нем, не прощают героям их «бунта».

-Смерть по-своему тоже объединяет героев. Где похоронены Самсон Вырин и Евгений? (Места упокоения обоих «бедных» героев поразительно похожи. В «Станционном смотрителе»: «Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцем. Отроду не видел я такого печального кладбища».

В «Медном Всаднике»: «Пустынный остров. Не взросло// Там ни былинки»).

Составление опорной схемы «Общность» жизненного пути Самсона Вырина и Евгения».

  1. Мелкие чиновники.
  2. Бедность.
  3. Расчет в жизни на собственные силы.
  4. Мечты о семейном счастье, покое.
  5. Несчастье, изменившее жизнь героев.
  6. «Борьба» за счастье, крушение надежд.
  7. Сумасшествие, пьянство.
  8. Смерть.
  9. Место упокоения.

-Чем же объяснить близость героев? В чем коренится печальная общность их судеб? Вероятно, в том, что они смотрят на мир сквозь призму «бытовой идиллии», смотрят внутрь себя. Но одинаковы ли эти герои? Очевидно, что нет.

Смотритель способен воспринимать и понимать только то, что вписывается в обытовленный сюжет о блудном сыне. ( Вспомните, какие картинки украшают стены его жилища?)

История блудного сына

Нищета, рубище, трапеза со свиньями, покаянное возвращение к старику-отцу

    История Дуни

вся роскошь моды, комната, прекрасно убранная, приезд в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моськой.

Вырин не хочет верить в милость судьбы по отношению к своей дочери. Ему ведом лишь обычный исход такого рода историй, и допустить чуда он не в состоянии: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

Вывод из сопоставления того, что есть, и того, что должно быть страшен: «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы». Недаром слезы смотрителя, которые он проливает, произнося эти слова, повествователь сравнивает со слезами Терентьича «В прекрасной балладе Дмитриева», тем самым указывая на сентиментальную идилличность этих представлений. Более того: он ядовито замечает, что «слезы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжении своего повествования…».

- Несмотря на всю ироничность по отношению к слезам смотрителя, какое чувство к этому человеку, на ваш взгляд, является основным?

Повествователь, сделав замечание о слезах смотрителя, тут же признается: «…но, как бы то ни было, они сильно тронули мое сердце».

- Вспомните, что автор говорит об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям? ( «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда(ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе». Они беззащитны и унижены).

Знакомясь с общей характеристикой станционных смотрителей ( «Сии оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые), мы еще раз убеждаемся в том, что главными являются чувства сострадания и сожаления, а не осуждения. Довольно регулярные посещения повествователя домика смотрителя и неподдельный интерес к судьбе Самсона Вырина и его дочери еще раз это доказывают.

- Что же мы можем сказать о Евгении, который тоже живет мечтой о семейной идиллии?

Евгений, в отличие от Самсона Вырина, ощущает (пусть не сразу) зыбкость возводимого в мечтах здания своей жизни, внутреннюю непрочность этого идеального строения. Необъяснимая тоска пронизывает его сразу по завершении мечтаний ( «Так он мечтал. И грустно было//Ему в ту ночь, и он желал,// Чтоб ветер выл не так уныло// И чтобы дождь в окно стучал// Не так сердито…»). Эта возникающая неудовлетворенность собственным жизненным идеалом и отличает Евгения от Самсона Вырина, привлекает к нему автора и вызывает симпатию читателя.

В повести есть эпизод, в котором образ Евгения приближается к героическому. Это сцена « на площади Петровой», где мы видим Евгения (сочувственно и любовно названного бедным) «на звере мраморном верхом». Перед нами человек, которым владеет очень истинное, чистое, величественное чувство любви, делающей его способным превозмочь страх собственной смерти: «…Он страшился, бедный,// Не за себя. Он не слыхал,// Как подымался жадный вал,// Ему подошвы подмывая,//…Его отчаянные взоры// На край один наведены// Недвижны были.»

Автор предоставляет герою возможность преодоления узости мещанского кругозора через жертвенную любовь. Но проследим за взглядом Евгения. Вот он видит волны, обломки ветхого домика, где жила его возлюбленная. Самоотверженная любовь уступает место мысли о том, что его мечта разрушена. И герой сходит с ума.

-Каково же авторское отношение к Евгению? Отлично ли оно от отношения к Самсону Вырину?

Автор недоверчиво относится к идиллическим мечтаниям героя, не принимает его «размышлений». Но сквозь налет иронии прорывается сочувствие «бедному» Евгению. Рассказ о Евгении ведется в страдательном залоге. Конечно, здесь отсутствует восхищение, но перед нами человеческая беда, бросать упреки в адрес которой грешно. И единственно возможная реакция автора на все это – тоскливое, болевое сострадание. Отсюда постоянное стремление приблизиться к страдающему Евгению («мой», «наш»). О Евгении сказано так, как может быть сказано о малом ребенке, - с любовью: безумец мой.

Вывод: сегодня мы с вами обратились к двум произведениям А.С.Пушкина, написанным в разные годы, но объединенные одной темой – темой «маленького человека» - и бесконечной авторской скорбью и призывом к «бесконечному уважению к достоинству человека как человека».

Домашнее задание: сочинение-рассуждение «Существует ли сегодня проблема «маленького человека»?