Тема урока: Размышления о прочитанных страницах книги «Мой генерал». (Читательская конференция по роману А.А. Лиханова «Мой генерал»)
Цели урока:
1. Помочь увидеть в романе проблемы нравственного воспитания подростка, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром (становление подрастающего поколения).
2. Способствовать формированию нравственных ценностей «Человек. Семья. Знания».
3. Убедить обучающихся в необходимости узнавать историю страны по произведениям художественной литературы (Великая Отечественная война).
4. Развивать коммуникативные способности школьников.
5. Расширять читательский кругозор.
Оборудование:
- портрет писателя А.А. Лиханова;
- выставка книг с произведениями А.А. Лиханова;
- рисунки учащихся к роману;
- письменные работы о войне, о военных реликвиях, хранящихся в семьях, о родных – участниках Великой Отечественной войны.
Ход урока
Слово учителя: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Наша встреча посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману «Мой генерал». Сегодня мы поразмышляем над самыми серьёзными страницами произведения. А эпиграфом нашего общения пусть станут слова писателя: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».
Короткая справка о писателе
Альберт Анатольевич Лиханов родился в городе Кирове 13 сентября 1935 года. После окончания отделения журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького в Свердловске он возвращается в родной город. Работал литературным сотрудником областной газеты «Кировская правда», главным редактором молодёжной газеты «Комсомольское племя». Позже был собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Западной Сибири, работал в аппарате ЦК ВЛКСМ. С 1967 по 1975 годы был ответственным секретарём, а с 1975 по 1988 год – главным редактором журнала «Смена».
В 1987 году инициировал создание Советского детского фонда, преобразованного в 1991 году в Российский детский фонд, задачами которого являются защита прав ребёнка, улучшение жизни детей-сирот, инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Сейчас А.А. Лиханов – председатель правления фонда, главный редактор журнала «Дитя человеческое», посвящённого вопросам детства. А. Лиханов удостоен Государственной премии России, Международных премий имени Януша Корчака и Максима Горького, французско-японской культурной премии имени Виктора Гюго, литературной премии имени А. Грина и других.
В 1962 году в журнале «Юность» был опубликован первый рассказ Альберта Лиханова. Затем появились «Музыка», «Чистые камушки», «Магазин ненаглядных пособий», «Мой генерал» и другие произведения.
Основная тема его творчества – становление подрастающего поколения. Романы в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа» составляют дилогию, посвящённую военному и послевоенному детству. Многие эпизоды в этих книгах имеют автобиографическую основу.
Романы и повести «Тёплый дождь», «Солнечное затмение», «Мой генерал», «Невинные тайны», «Вам письмо» и многие другие посвящены проблемам нравственного воспитания подростка, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром, и ответственности взрослых за детей.
Недавние работы писателя – повесть «Никто», рассказ «Свечушка», эссе «Философия детства» - посвящены теме обездоленного детства в современном обществе. А. Лиханов является также автором сборника педагогической публицистики «Драматическая педагогика».
Многие (если не все) произведения Лиханова имеют двух адресатов – читателя-ребёнка (подростка) и читателя-взрослого. Эти книги могут стать предметом разговора, цель которого – возвращение к традиции семейного чтения, обсуждение прочитанного в семье.
Роман «Мой генерал» издавался неоднократно и вошёл в число произведений, за которые А. Лиханов был удостоен Государственной премии имени Н.К. Крупской.
Книга затрагивает многие темы. Она и о взаимоотношениях близких людей, и о душевных переживаниях ребёнка-школьника, и о дружбе. Но самое ценное и важное в ней – показ нравственного влияния, которое оказывает дед-генерал на мальчика.
У А. Лиханова много благодарных читателей, слушателей, зрителей. Ведь значительная часть его произведений получила как бы вторую жизнь на сцене театра, в кино, на радио, телевидении. Его книги изданы на языках народов бывшего СССР, в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Польше, Монголии, Венгрии, Вьетнаме, Италии, США, Японии, Китае и других странах.
Для размышления предлагаются вопросы, помогающие высказать отношение:
- к названию романа и главным героям;
- к нравственно-этическим проблемам романа;
- к теме войны.
Вопросы для размышления
1. Как вы понимаете смысл названия романа «Мой генерал»?
Слово «генерал» выступает в названии в качестве слова-символа. Можно обозначить несколько его истолкований:
- генерал – офицерское звание;
- генерал – ведущий вперёд командир;
- генерал – человек безупречного поведения и высоких нравственных качеств, человек, на которого нужно равняться.
Местоимение «мой» придаёт слову «генерал» определённую субъективную окраску – говорящий испытывает к этому человеку чувство гордости и вместе с тем нежность. Общий смысл названия, который должны понять и объяснить ребята: мой генерал – это человек, на которого хочется быть похожим, некий идеал. В романе таким человеком является Антон Петрович Рыбаков, Антошкин дед.
2. Кому посвящается книга «Мой генерал»?
В начале романа в качестве эпиграфа читаем:
Посвящаю всем генералам.
Всем полковникам.
Всем подполковникам.
Всем майорам.
Всем капитанам.
Всем лейтенантам.
Всем старшинам.
Всем сержантам.
Всем рядовым.
Посвящаю всем солдатам
минувшей войны, которым
их дети, их внуки,
их правнуки
и будущие праправнуки
обязаны вечно –
зелёной травой,
голубой речкой,
синим небом,
серебряным воздухом, -
всем, что называется
ЖИЗНЬ
3. Что вы можете рассказать о маме и папе Антошки Рыбакова? ( Часть первая «Самое начало», Главы «Про папу», «Про маму», «Как мы живём»)
4. Вспомните эпизод, где Антон, встречая деда в аэропорту, пробегает мимо него. Как произошла первая встреча? Какие мысли о внешнем облике деда-генерала возникают у Антона в этот момент? (Часть вторая «Дедушка», глава «мама за рулём»)
5. Вспомните главу «Злой демон» одноимённой части. В этой главе рассказывается о том, как Антон сообщает классу, что к нему приехал дед-генерал. Одноклассники не верят мальчику. Тогда Антон надевает генеральский мундир и выходит на балкон. Все поверили, что дед у Антона действительно генерал. Отношение к мальчику меняется.
Почему резко меняется отношение учителей и ребят к Антону?
Вспомните эпизод романа, где выбирают председателя совета отряда. Как повёл себя Антон в этой ситуации?
Какие привилегии были у мальчика после избрания его председателем совета отряда? (Часть четвёртая «Злой демон», главы «Привилегии», «Генерал»)
Опишите состояние Антона после избрания его председателем совета отряда. (Глава «Выборы»)
Почему Алька и Кешка не стали относиться к Антону как все остальные – с заискивающим уважением? Настоящие ли они друзья Антона?
Как вы думаете, что такое настоящая дружба?
6. Что произошло на воскреснике? (Глава «Воскресник») Как вы относитесь к такому поведению Антона Рыбакова?
7. Как относится Антон к труду в начале и в конце романа? Как относился к труду генерал Рыбаков? Используйте для ответа главы части третьей «Отставка»: «Дедушкина отставка», «Дедушкино шефство», части четвёртой «Злой демон»: «Кладовщик».
Отвечая на эти вопросы, можно вспомнить мысли Антона: «Мне стало стыдно за дедушку. Как ему не совестно только, - подумал я. – Генерал, а катает коляски!» Сперва дед катал чужие коляски, а потом стал кладовщиком. Я даже заплакал, когда узнал об этом. Это генерал-то! Позор какой…». Дедушка и полы вымыл, и пирогов напёк (когда впервые остался один в Антошкином доме). Никакие мысли о непрестижности, простоте этого труда не приходили в голову дедушке. Генерал Рыбаков говорит своим близким: «Да что вы за чистоплюи. Нет стыдной работы, разве не знаете?»
8. Меняется ли отношение Антона к дедушке на протяжении романа?
Как вы думаете, какой момент в поведении и взаимоотношениях внука и деда стал переломным?
Снегопад, откапывание дедушкиного склада. (Главы «Снеговал», «Дедушкины стихи», «КП»)
9. В какой момент дедушка надел генеральскую форму и почему? (Глава «КП», дедушка руководит штабом по борьбе со снеговалом)
10. За что просил прощения Газовый Баллон (Кирилл Пухов) у дедушки? (Нельзя быть равнодушным – история с белкой)
11. Вспомните сцену встречи генеральских внуков в Москве. Чем остался недоволен Антошка? Какие чувства вызвали у вас слова, поступки этих детей?
Эти дети ещё ничем не отличились, но уже считают себя особенными, достойными особого уважения. Эти ребята уверены, что они лучше других только потому, что их деды – генералы. (Часть пятая «Дорогой человек», глава «Встреча на высшем уровне»)
12. В чём заключалась «военная тайна» генерала Рыбакова? Почему он её открыл? Прав ли он был? Почему? Как отнёсся Антон к этой тайне?
Почему Антон Петрович сказал о раскрытии «военной тайны» так: «Это долг моей совести»?
13. Родинка. Какие события связаны с этим понятием? (Глава «Родинка»)
14. Как вы относитесь к следующим словам генерала Рыбакова: «Есть вещи поважнее службы, работы, долга… У каждого человека должно быть продолжение. Это высшее счастье». Прав ли Антон Петрович?
15. Что вам запомнилось из поездки всей семьи в командировку для осмотра будущего морского дна?
Старуха, ждущая сына с войны. Муравейники. (Главы «Семейная идиллия», «Море и мама»)
16. Вспомните страницы, повествующие нам о войне. («Могила Неизвестного солдата»). Вспомните цитату:
Жил человек. Имя у него было.
Мать, может, жена была, дети.
А потом погиб. Так погиб,
Что никто об этом не узнал.
Но он не пропал. Он стал
Неизвестным солдатом. Его,
Может, ждут до сих пор.
Думают о нём. Вспоминают.
Зовут про себя по имени.
А он без имени. Потому что
Имя ему не нужно. Он –
Для всех Неизвестный солдат».
Седой человек, старуха, ждущая сына, генерал Иванов, история трубача, телеграммщик: О нём Антошка сказал: «Брось ты! Не досадуй! Подумаешь, какой-то пьяница!» А дедушка так отнёсся к словам Антошки: « Не смей, я тебе просто приказываю: никогда не смей! Не смей о людях думать равнодушно! Люби, спорь, наконец, ненавидь! Но не будь равнодушным! У каждого несчастья есть причина. И её надо отыскивать. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не закрывай глаза, не маши рукой, не считай, что есть зряшные люди. А самое главное – не будь равнодушным. Запомни это! И помни всю жизнь!»
17. Вспомните историю генерала Иванова. Почему глава, в которой рассказывается его история, называется «Настоящий человек»?
18. Выразительное чтение стихотворений о солдатском подвиге.
Минута молчания.
Слово учителя: На протяжении всего романа звучит тема войны. Вспомним историю трубача. Война поломала всю жизнь этого человека (Глава «Ещё одна история. Про трубача), лишила его семьи. Война повлияла на жизнь семьи Рыбаковых. На войне лишился рук генерал Иванов. Война перевернула жизнь многих людей. С тех далёких сороковых прошло много лет, многое забылось, большинство участников войны ушли из жизни, но всё же люди хранят военные награды, письма с фронта и рассказывают о родственниках – участниках войны уже их правнукам, праправнукам.
19. Как вы считаете, нужно ли это делать? Расскажите ваши подготовленные истории.
20. Помог ли вам этот роман узнать что-то новое о взаимоотношениях в вашей семье?
21. В конце романа Антон говорит: «Мой генерал всегда рядом… Он так жил, что не может умереть. Никогда!» Как вы понимаете эти слова?
В романе неоднократно звучит мысль, что, если человек жил достойно, он будет жить и после смерти – в памяти потомков.
22. Вспомним слова генерала Рыбакова: «Когда человек не доволен собой, это прекрасно. Хуже нет, если он собой доволен. Пиши, пропало. Нет человека. Хоть он есть, а его нет… Человек должен быть недоволен собой. Когда он досадует, он ошибку понимает. Досада – это урок.»
Согласны ли вы с ним? Почему?
23. Как вы думаете, какой человек вырастет из Антошки?
Для Антона дедушка стал особым человеком, на которого хочется быть похожим. Дед оказал огромное влияние на то, каким человеком вырастет мальчик. И очень важно, что влияние это хорошее.
24. Какие нравственные проблемы может помочь решить книга «Мой генерал»?
Заключительный этап обсуждения (Рефлексия)
Каждому участнику встречи выдаются листы бумаги, на которых написано начало нескольких фраз.
Задача участников – закончить одну из фраз по выбору.
- Книга А. Лиханова «Мой генерал» помогла мне понять, что…
- В книге «Мой генерал» меня взволновало…
- Я думаю, что роман «Мой генерал» помогает узнать…
- Благодаря книге А. Лиханова «Мой генерал» я стал(а)…
Когда работы написаны, авторы вывешивают их на заранее приготовленный стенд. Название стенда придумывают вместе все участники обсуждения.
Список литературы
1. Лиханов А. Мой генерал, М.: Детская литература, 1990.
2. Читаем, играем, учимся, 2005, № 8, с.90 – 92, «Мой генерал»: семейное прочтение.