Одна из сложных тем – анализ лирического произведения. Впервые шестиклассники встречаются с произведениями И. А. Бунина.
Оформление урока: портрет И. А. Бунина, картины И. И. Шишкина “Дубы”; А. И. Куинджи “Березовая роща”; Б. Щербакова “Подмосковье”; Н. Ромадина “Зимняя луна”.
И. А. Бунин. О чем вам говорит это имя? В какое время жил и писал Бунин? Какое произведение этого автора мы уже читали?
(Вспоминаем, что И. А. Бунин – русский писатель, годы жизни 1870 – 1953, принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1921 году написал рассказ “Косцы”. И. А. Бунин прожил более 30 лет за границей, в эмиграции. Разлученный с родными местами, писатель мысленно возвращается к теме Родины, в его произведениях звучит грусть и тоска).
Обращаюсь к классу с вопросом: мы познакомились с лирическим произведением Бунина “Листопад” и прозаическим “Косцы”. Чем отличается лирическое произведение от прозаического?
(В лирическом есть ритм и рифма, а главное есть настроение, впечатление. Это основное в стихотворении).
Чтение стихотворения – важный этап урока литературы. Первое впечатление от прочитанного стихотворения может повлиять на общий настрой в классе. Призываю ребят послушать стихотворение “Помню - долгий зимний вечер” и, во-первых, представить картину, описанную в стихотворении, во-вторых, обратить внимание на значение слов: лампада, грезы.
Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполненный специальным маслом, который зажигается перед иконой, божницей.
Грезы – светлые мечты, а также призрачные видения, сновидения.
После чтения задаю учащимся вопрос: какие возникли мысли после прочтения произведения? Чувства?
Предлагаю учащимся прочитать выразительно стихотворение.
Попробуем разобраться и понять автора с его мыслями и чувствами.
От чьего лица ведется повествование? В какой форме написано стихотворение?
(Воспоминания автора. Герой – взрослый человек, который мысленно возвращается в детство).
Обратимся к отдельным строкам:
Помню – долгий зимний вечер…
Позабудь, что воет вьюга…
Вспомни тихий шепот леса…
Как мы назовем подчеркнутые слова? (Антонимы). Что такое антонимы? (Слова с противоположным лексическим значением).
Приходим к выводу, что в данных строках противопоставлены слова, а картины?
(Они, оказывается, тоже противопоставлены. Зимний – летний пейзаж).
Как в литературе называется этот прием? ( Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий).
Какие слова в стихотворении непонятны, с какими из них вы встретились впервые?
Зимний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие зимний пейзаж? Найти метафоры, эпитеты. Какова роль метафор и эпитетов?
(Зимой – в доме: тускло льется свет лампады. Темно, мрачно, тревожно. Буря плачет, воет вьюга. Тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он).
Летний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие летний пейзаж? Найти эпитеты, метафоры.
(Тихий шепот леса, шумят березы, ходят медленно и плавно, золотые волны ржи. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение.)
Вернемся к вопросу, какое настроение создает автор, что дают нам картины природы? Какую роль выполняет олицетворение?
(Человек чувствует себя частью природы, понимание природы прогоняет страх. Вспоминая лето, рисуя картины лета, ребенок успокаивается и засыпает. Пейзаж передает состояние человека, его настроение).
Давайте попробуем представить картину лета. Какие краски взяли бы вы, чтобы изобразить летний пейзаж? Используйте текст стихотворения.
Летний зной – оранжевый, желтый.
Золотые волны ржи – золотой цвет, желтый.
Лес – зеленый.
Березы – пестрый, черный с белым.
А теперь представим зимний пейзаж. Какие краски помогут вам изобразить зиму?
Голубой, белый, серый – холодные тона и цвета.
Давайте посмотрим картины русских художников, сопоставим с нашими ответами. Мы, действительно, убеждаемся, что лето – это много света, тепла, радости. Летняя природа дает нам самые светлые, яркие картины. Зима тоже прекрасна, но она прекрасна в своем ледяном сне, она - как застывшая красавица. Приятно смотреть на зиму, но она не греет, не ласкает.
Подходим к заключительной части нашего урока. Поделимся впечатлениями и своими наблюдениями. Какое у вас любимое время года? Почему? К какому времени года вы обратитесь, если у вас на душе тревожно?
Итоговая письменная работа. Учащимся необходимо дополнить предложения.
В стихотворении…(автор, название) говорится о…
Стихотворение… пронизано… настроением. Настроение меняется от…
Стихотворение делится на …части. Мы видим в нем краски…
Лирический герой этого стихотворения мне представляется…
Я хотел бы (не хотел) выучить это стихотворение.