Разноуровневое обучение на уроках литературного чтения

Разделы: Литература

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение


В современной школе всё более востребованным является подход предупреждения и преодоления неуспеваемости, а именно - разноуровневое обучение. В последнее время оно приобрело довольно широкую популярность. Основная цель включения в урок этой формы обучения является адаптация учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика.

Каждый учитель знает, что без индивидуального подхода к учащимся не может быть развивающего обучения. И именно разноуровневое обучение помогает подойти к каждому ребёнку с индивидуальной стороны, учитывая все его индивидуальные познавательные или психологические особенности.

На каких этапах урока можно применить эту форму работы? При изучении нового материала, выполнении домашней работы, учете знаний на уроке, текущей проверке усвоения пройденного материала, выполнение самостоятельных и контрольных работ, организация работы над ошибками и закрепление материала, полученного на уроке.

Класс не бывает однородным: одни читают быстро и бегло, а кто-то читает по слогам; у одного ученика богатое воображение и хорошая речь, а другой не может грамотно составить хотя бы пару предложений; один коммуникабелен, а другой нет. Благодаря разноуровневому обучению даже в таком классе возможно добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях. Необходимо только разделить класс по уровням по результатам диагностирования:

  • 1-я группа, ученики с высокими учебными показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.
  • 2-я группа, учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом.
  • 3-я группа, учащиеся с низкими учебными показателями сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий.

Самым большим достоинством данной формы работы является тот факт, что дети будут иметь возможность переходить из одного уровня в другой.

Применение технологии разноуровневого обучения гарантирует освоение базового знания всеми учащимися и одновременно - возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

При работе с данной формой необходимо учитывать, что все учащиеся при выполнении заданий должны опираться на один материал, чтобы в итоге иметь единый продукт или мыслительной деятельности.

Как разноуровневое обучение можно применить на уроках литературного чтения?

В первую очередь необходимо сориентироваться, с каким произведением будут работать учащиеся. Например, возьмём русскую народную сказку «Снегурочка».

1 задание: прочитайте русскую народную сказку «Снегурочка» (это задание для всех уровней).

2 задание:

  • 1 группа (низкий уровень): в первой части найдите отрывок, где говорится о забавах детей. Прочитайте.
  • 2 группа (средний уровень): найдите эпизод, как лепили Снегурочку. Готовьте пересказ отрывка.
  • 3 группа (высокий уровень): найти и прочитать, как ожила Снегурочка. Придумайте новый конец сказки.

Такая фора работы подходит и для стихотворений.

Например:

1. Прочитайте стихотворение М.Карима «Здравствуй, солнце».

  • 1 группа (низкий уровень): прочитайте выразительно прямую речь.
  • 2 группа (средний уровень): прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.
  • 3 группа (высокий уровень): подготовь сценарий данного текста.

В итоге, разноуровневое обучение позволяет эффективно решать вопросы качества образования, где каждый ученик, с учётом своих особенностей, сможет реализовать себя.

Используемая литература и сайты:

[1] Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2016.

[2] Научный журнал «Молодой учёный», www.moluch.ru.

[3] www.den-za-dnem.ru