Рекомендации: предлагаемая игра может проводиться на обобщающем уроке после изучения раздела «Литературные направления начала 20 века».
Цели игры:
- Повторение и закрепление знаний о литературных направлениях начала 20 века.
- Формирование умения чувствовать стиль автора, его манеру письма.
- Воспитание чувства патриотизма, взаимопомощи, товарищества.
Участники игры: учащиеся 9 класса.
Класс превращён в литературное кафе. Учащиеся сидят за тремя столами: символисты, акмеисты, футуристы. В центре - эстрада, куда участники выходят для выступления. В классе - полумрак, на столиках горят свечи.
Ход игры
Звучит отрывок из «Новой истории» Б. Грина. Под неё «поэты серебряного века» входят в зал.
Владимир Маяковский.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Вступительное слово ведущего. Споры о том, существует ли русская философия, не умолкают до сих пор. Западная философия, занимающаяся познанием внешнего мира, отличается от русской, для которой на первом месте всегда была деятельность духовная. Родоначальником русской философии по праву считается Владимир Сергеевич Соловьёв. В одном из произведений Андрея Белого над ночной Москвой возникает видение: «На крышах можно было заметить пророка. Он совершал ночной обход над спящим городом, усмиряя страхи, изгоняя ужасы. Это был покойный Владимир Соловьёв. Иногда он вынимал из кармана рожок и трубил над спящим городом». Звук пророческого рожка Соловьёва был услышан всей русской литературой 19-20 столетий. С этого звука по существу начинается вся русская литература серебряного века.
Понятие «Серебряный век» появилось в 60-х годах 20 века, уже после смерти всех его представителей. Сами себя они называли модернистами (от французского слова modern - «современный»). Этот термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы.
Владимир Маяковский. Сбросим Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности!
Ведущий. В новой литературе наметились три основных течения: символизм, акмеизм, футуризм. Местом паломничества писателей, композиторов, художников, критиков разных направлений стало литературное кафе «Бродячая собака», официально называвшееся «Художественное общество интимного театра» и открывшееся 31 декабря 1911 года в Петербурге. Название пародировало романтический образ одинокого художника - «бесприютной бродячей собаки». Это был обыкновенный подвал с тремя комнатами, где сводчатые потолки, заволоченные табачным дымом, к утру казались чуть-чуть волшебными. В начале своего существования «Собака» была клубом для избранных. Здесь ставились пьесы, выступали певцы и музыканты, отмечались юбилеи, всевозможные праздники. Случайным посетителям попасть сюда было трудно. С артистов, композиторов, поэтов и художников входная плата не взималась, а та называемые «фармацевты» (от флигель-адъютанта до ветеринарного врача), случайные посетители кафе, заходившие сюда из любопытства, должны были приобретать входные билеты, цена на которые доходила до 10 рублей. Собирались здесь после двенадцати. К одиннадцати приезжали только «фармацевты», они пили шампанское и всему удивлялись.
Анна Ахматова.
Да, я любили их - те сборища ночные.
На низком столике - стаканы ледяные,
Над чёрным кофеем голубоватый пар,
Камина красного тяжёлый зимний жар,
Весёлость едкую литературной шутки.
Ведущий. В кафе у входа лежала огромная книга, переплетённая в кожу синего цвета (так называемая «Свиная книга»), в которой оставляли свои имена, автографы и отзывы местные посетители.
Николай Гумилёв.
На втором дворе подвал,
В нём приют собачий,
Всякий, кто сюда попал,
Просто пёс бродячий.
Ведущий. Новая литература зарождалась трудно: в бесконечных спорах шли поиски истины. Давайте послушаем, о чём они спорят.
Николай Гумилёв. Что ни говори, а символизм закончил свой путь развития и теперь падает.
Вячеслав Иванов. Но не станете же вы спорить с тем, что символизм, по выражению вашего коллеги Осипа Мандельштама, - то «широкое лоно», которому обязана жизнью вся русская поэзия 20 века. Мы, поэты-символисты, - связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Мы уверены, что мир внешний - это всего лишь ключ, разгадка к миру внутреннему, тайному. Поверьте, мир внешний - иллюзорный. Истинным является только мир внутренний, скрытый от посторонних. Изучайте себя, друзья, изучайте невидимое миру, и вы откроете тайну Вселенной.
И поэт чему-то учит,
Но не мудростью своей…
Жизнь сладка на вкус, горька ли,
Сам ты должен распознать,
И свои у всех печали:
Учит он - воспоминать.
Юргис Балтрушайтис.
Сладко часу звёздно цвесть!
На земле ступени есть
К неземному рубежу -
Ввысь, куда я восхожу.
Зинаида Гиппиус.
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный на берегу…
Стою над пропастью - над небесами -
И улететь к лазури не могу.
(…) Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю -
И только для неё не знаю слов.
Александр Блок.
С мирным счастьем покончены счёты,
Не дразни, запоздалый уют,
Всюду эти шумящие ноты
Стерегут и в пустыню зовут.
Жизнь пустынна, бездомна, бездонна,
Да, я в это поверил с тех пор,
Как пропел мне сиреной влюблённой
Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор…
Ведущий. В послереволюционные годы, в годы разрухи, поэт, вынужденный сам таскать дрова и добывать продовольственные карточки, чтобы прокормить жену, мать, тётю, находящихся у него на иждивении, так же страстно будет мечтать о мороженой капусте.
Александр Блок.
Но - носящему котомки
И капуста - ананас;
Как с прекрасной незнакомки,
Он с неё не сводит глаз.
Зинаида Гиппиус.
Тройною бездонностью мир богат.
Тройная бездонность дана поэтам.
Но разве поэты не говорят
Только об этом?
Только об этом?
Тройная правда и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
О человеке.
Любви.
И смерти.
Сергей Городецкий. С последним я, пожалуй, соглашусь. Но слишком уж у вас всё расплывчато, бестелесно. Искусство есть состояние равновесия прежде всего. Одно другое не исключает. Земное не может существовать без небесного, но и без быта нет бытия.
Николай Гумилёв. Что же касается ангелов, демонов, стихийных и прочих духов, то они не должны перевешивать другие образы. Вы посмотрите, что происходит вокруг!
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвёртый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
(…) Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, могу умереть.
Анна Ахматова.
Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
Николай Гумилёв.
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Давид Бурлюк. Ну всё, хватит, накушались мы вашего искусства! Сбросим Пушкина и иже с ним с парохода современности! Мы же творим новую литературу, так начнём с языка! Избавимся от старых тошнотворных слов! Мы провозглашаем словоновшество!
Велимир Хлебников. Приказываю чтить право поэтов на увеличение словаря произвольными и производными словами! Пусть не разум управляет словом, а слово управляет стихотворением! Мы - творцы будущего мира! Мы - будетляне!
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехачи, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
Владимир Маяковский.
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
Александр Блок. Но позвольте, это же почти символизм!
Владимир Маяковский.
Разве? А вот так не хотите?
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок;
Я - бесценных слов мот и транжир.
Зинаида Гиппиус. На мой взгляд, образ «стихов-шкатулок» перекликается с заглавием знаменитой поэтической книги символиста Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец». Вы бы что-нибудь свеженькое прочли.
Игорь Северянин. Не спорьте, прошу вас! Было время и я писал:
Я, гений Игорь - Северянин,
Своей победой упоён:
Я всенародно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
Смешно вспомнить! Среди будетлян немало талантов, и многих из них нельзя не любить, но все вместе они своим откровенным хулиганством лишь понижают нашу духовную культуру.
Позор стране, встречавшей ржаньем
Глумление над всем святым:
Былым своим очарованьем
И над величием своим!
Я предлагаю неотложно
Опомниться. И твёрдо впредь
Псевдоноваторство - острожно
Иль игнорирно - но презреть.
Ведущий. В 1941 году поэт Георгий Шенгели в стихотворении, посвящённом Игорю Северянину, точно обозначил дух того времени:
Вы не были, милый, гением,
Вы не были провозвестником,
Но были вы просто Игорем,
Горячим до самозабвения,
Влюблённым в гомокипящее,
Озонных слов кудесником, -
И Вашим дышало воздухом
Погибшее моё поколение.
Относясь с большим уважением к классике, символисты и акмеисты способствовали утверждению Пушкина как национального поэта. В 1921 году зародилась традиция праздновать день рождения Пушкина как День русской культуры. Критики-символисты в буквальном смысле открыли значение Достоевского для русской культуры, под влиянием творчества которого развивалась затем мировая литература 20 века. Футуристы или будетляне, призывавшие «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих и прочих с парохода современности», разделились на группы: эпигонские и новаторские. Эпигоны занимались подражанием символистам. Новаторы были преисполнены ненависти и воинственности.
А история, перемалывая людей и события, скрупулёзно записывала в свои скрижали очередное нетленное имя.
Понемногу кафе пустеет. Поэты, конечно, засиживаются дольше всех. Гумилёв и Ахматова ждут утреннего поезда, другие сидят за компанию. Потом, за компанию, все вместе поедут на вокзал, где в ожидании поезда пьют чёрный кофе. Разговор уже плохо клеится, больше зевают. На улицах пусто и темно. В церквях звонят к утренней молитве. Дворники сгребают выпавший за ночь снег. Скоро начнётся новый день со своими радостями и заботами. Прощай, «Собака»! До вечера!
Литературное кафе «Бродячая собака» просуществовало до 1915 года. Затем из-за финансовых трудностей его закрыли. Преемником «Собаки» стал «Приют комедиантов».
Стихотворения и поэмы
- Ахматова А.А. «Молюсь оконному лучу…», «Протёртый коврик под иконой…»
- Балтрушайтис Ю.К. «Сладко часу звёздно цвесть!..»
- Блок А.А. «С мирным счастьем покончены счёты…»
- Гиппиус З.Н. «Бессилие», «Тройное»
- Гумилёв Н.С. «Наступление»
- Иванов И.И. Цикл «Римский дневник 1944 года»
- Маяковский В.В. «А вы могли бы?», «Облако в штанах»
- Нарбут В.В. «После грозы»
- Северянин И.В. «Эпилог», «Позор стране, встречавшей ржаньем…»
- Хлебников В.В. «Заклятие смехом»