(выделены задания повышенной сложности)
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
- Как рисует Куприн главную героиню рассказа, Веру Шеину?
- Как был воспринят Верой и ее семьей подарок – гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?
- Что говорит генерал Аносов о любви?
- Кому и почему в рассказе сочувствует автор?
- Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании настроения играет музыка?
- В ком и как проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
- Согласны ли вы с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если да, то в чем вы эту жестокость увидели?
- Как вы считаете, что является самым волнующим в рассказе?
- Тема любви , в чем ее трагизм в данном рассказе?
- Как повлияла смерть телеграфиста на Веру Шеину?
- Почему история любви Желткова к княгине продолжает волновать и сегодня?
- Что вы узнали об Олесе? В чем заключается главное ее очарование?
- Докажите, что Олеся показана у Куприна не просто на фоне природы, а как часть природы?
- Почему любовь Олеси и «паныча» закончилась разлукой?
- Кому вы симпатизируете больше – человеку цивилизации ил людям природы? Докажите.
- Чем закончилась повесть?
- Какова основная мысль повести «Олеся»? Что хотел сказать автор? От чего хотел предостеречь?
- Можно ли поведение Олеси и ее отношение к Ивану Тимофеевичу считать уроком нравственной красоты и благородства?
- Какой художественный смысл имеет поэтическая деталь – оставленная в доме нитка красных бус?
- Проследите, как живет в произведении мир природы и как соответствует его динамика различным моментам любви героев?
1 вариант
- Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.
- Разделить всех персонажей на две группы по социальному положению.
- Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает? Где достигает своего апогея?
- Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?
- Где, по – вашему, завязка пьесы? Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?
- Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой?
- Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?
- С пьесами какого русского писателя сопоставима драма Горького по своей композиционной организации?
2 вариант
- Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.
- Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.
- Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?
- Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?
- Странник недаром носит имя одного из апостолов Христа. Что он обещает, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?
- При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?
- Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле:»если веришь, то есть»?
- Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция – Луки или Сатина – вам ближе?
- Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода старика?
3 вариант
- Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?
- Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?
- Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам?
- Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?
- Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?
- Меняютмя ли в пьесе Актер, Пепел, Настя? Как и почему?
- Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?
- Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?
- Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог о человеке?
4 вариант
- Какое событие опрокинуло все иллюзии, посеянные Лукой?
- Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?
- Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?
- Так что же нужнее: истина или сострадание?
- Определите композиционные элементы пьесы.
- Каков итог спора о правде?
- В чем новаторство Горького – драматурга?
- В чем философский смысл пьесы?
- Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?
(Вопросы выбираются учеником по желанию)
- Какие стихи С.Есенин посвятил «братьям меньшим»?
- Как изображает Есенин природу?
- Согласны ли вы с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? обоснуйте свой ответ.
- Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?
- Какой предстает жизнь деревни в ранних стихах Есенина?
- Можно ли по этой поэзии судить о том, как жила деревня, какие процессы в ней происходили?
- Какие стихи Есенина , на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?
- Какие чувства вызывают известные стихи Есенина о животных.
- Какие стихи Есенина о родине показались вам наиболее значительными , интересными?
- Что «новое, незнакомое, молодое» отмечает в стихотворении «Русь Советская»? Согласны ли вы с тем, сто Есенин, судя по этому стихотворению, не находил себе места в этом новом? Обоснуйте свой ответ.
- Согласны ли вы с тем, что, рассказывая о себе хулигане, поэт притворяется? Обоснуйте свой ответ.
- Как вы понимаете определение «декаданс»? Согласны ли вы с тем, что «Москва кабацкая» демонстрирует «элементы общественного и литературного декаданса»? Аргументируйте свой ответ.
- Согласны ли вы с тем, что даже в самых «кабацких» стихах Есенин остается нежным лириком? Обоснуйте свой ответ.
Ответьте на два вопроса ( на выбор)
- Чем обусловлен новаторский характер поэзии Маяковского?
- Какие художественные приемы использует Маяковский?
- Почему поэт пришел именно к футуризму?
- Чем отличается изображение революции в произведениях Маяковского и Блока?
- «Революцией мобилизованный и призванный»… Подтвердите эти слова Маяковского фактами его биографии и творчества.
- Кому адресованы сатирические произведения Маяковского?
- Какое место в творчестве Маяковского занимает тема поэта и поэзии?
- Почему некоторые современные критики хотели «сбросить с парохода поэзии» самого Маяковского? Актуальны ли стихи поэта для сегодняшнего дня?
1 вариант
- Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?
- Жанр пьесы «Гроза»
- В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?
- В чем проявляется самодурство Дикого?
- В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит : «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?
- В чем трагедия Катерины?
2 вариант
- Кого мы можем считать «хозяевами» жизни?
- Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?
- Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.
- Особенности композиции.
- В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?
- Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?
3 вариант
- Чем отличается от жителей города Кулигин?
- Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
- Композиция пьесы.
- Достоин ли Борис любви Катерины?
- Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
- Смысл названия пьесы.
4 вариант
- По каким законам живут в городе Калинове?
- Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?
- Почему Варваре не понять страданий Катерины?
- Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».
- В чем суть основного конфликта?
- Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?
5 вариант
- Борис говорит о себе: «Я вольная птица», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?
- Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?
- Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?
- Уверены ли самодуры в своей правоте?
- Проиграла или победила Кабаниха?
- Докажите, что смерть Катерины – это протест?
6 вариант
- Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?
- Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон). Любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?
- Сцена с ключом, ее роль в пьесе.
- Для чего просит Кулигин деньги у Дикого? Как это его характеризует?
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности , стремлению к свободе, прямоте?
- Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход.
- Только ли «мирные и незлобливые» стороны «обломовщины» вы видите в романе?
- Сравните образ жизни Обломовки с петербургской жизнью героя. В чем они похожи и чем отличаются?
- Вам внушает доверие Штольц? Вы верите, что он «великолепный малый»? Почему?
- Можете лт вы назвать Штольца «общественным деятелем»? На что направлена деятельность этого героя?
- Какие черты Ольги Ильинской вы бы назвали определяющими? Почему?
- Вы могли бы объяснить, «за что» полюбила Ольга Ильинская Илью Обломова? Можно ли, на ваш взгляд, назвать их отношения любовью?
- Современен ли Обломов сегодня?
- Может ли Обломов вызвать симпатию? Чем?
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
- Как произошло знакомство Ольги Ильинской с Обломовым? (1балл)
- Расскажите об Обломовке и ее жителях?(1балл)
- Портрет Захара. (1 балл)
- Сравните отношение к Обломову Ольги и Агафьи Матвеевны.(2 балла)
- Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные идеалы?(2 балла)
- Можно ли охарактеризовать внутренний мир Обломова на материале 1 части.(2 балла)
- Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (3 балла)
- Какие романы принадлежат перу И.Гончарова? В чем их основной конфликт?(3 балла)
- Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном? (3 балла)
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
- Портрет Обломова. (1 балл)
- Как проходили годы ученичества Ильи? (1 балл)
- Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья Матвеевна? ( 1 балл)
- Какую черту Обломова хотел подчеркнуть Гончаров словами «поэты задели его за живое»? (2 балла)
- Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной ( на выбор двух героев) ( 2балла)
- Почему Обломов отказывается от последней встречи с Ольгой? (2 балла)
- Проведите сравнительный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке. (3 балла)
- С каким известным вам литературным персонажем можно сравнить Обломова при первом знакомстве? (3 балла)
- Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической? (3 балла)
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
- Что говорит о характере и образе жизни героя обстановка в его квартире? (1 балл)
- Расскажите о службе Обломова в канцелярии. ( 1 балл)
- Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?(1 балл)
- Почему , на ваш взгляд, отношения Ольги и Обломова лишены будущего? ( 2 балла)
- Когда и при каких обстоятельствах появляется в романе слово «обломовщина»? (2 балла)
- Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? ( 2 балла)
- Почему брак Ольги со Штольцем стал возможен только после любви Ольги к Обломову? ( 3 балла)
- Какие черты сближают Штольца с Обломовым? (3 балла)
- Каким вырастет Андрей Обломов? (3 балла)
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
- Какие два «несчастья» занимают Обломова? Какие трудности он видит в решении этих проблем? ( 1 балл)
- Посетители Обломова. Цель их визитов (1 балл)
- Как проводил свободное время И.И.Обломов? (1 балл)
- Расскажите о том, как складываются отношения Ольги и Ильи. (2 балла)
- Какое место занимает Тарантьев в системе образов романа? Какова его роль в жизни Обломова? (2 балла)
- Как относится Обломов к нововведениям в деревне, о которых рассказывает Штольц? (2 балла)
- Сравните совместную жизнь Ольги Ильинской и Андрея Штольца. Достигли ли они идеала? (3 балла)
- Какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Обломова? (3 балла)
- Какова роль Пшеницыной в жизни Обломова? (3 балла)