Развитие чувства патриотизма в русской поэзии периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Вера в Победу как основное настроение лирического героя стихотворений тех лет

Разделы: Литература


Открытый урок. 8 класс. Внеклассное чтение.

Форма: исследование.

Цель урока:

  • Дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны;
  • Показать, что именно поэзия способствует развитию чувства патриотизма в период Великой Отечественной войны, гармонично соединяя высокие чувства любви к Родине с внутренними личными переживаниями лирических героев;
  • Доказать, что основным настроением лирических героев становится вера в Победу.

Методические приемы:

  • Ознакомительная лекция с элементами беседы;
  • Чтение и анализ стихотворений;
  • Постановка проблемных вопросов;
  • Элементы исследования по методике «Вслед за автором».

Словарная работа:

  • Патриот – человек, проникнутый патриотизмом.
  • Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
  • Вера – убежденность, глубокая уверенность в ком-нибудь или чем-нибудь.
  • Победа – успех в битве, войне при полном поражении противника.

Эпиграф к уроку:

Если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков.
М.Шолохов «Наука ненависти».

Высказывание А.Н. Толстого: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней».

На доске: тема урока, эпиграф, высказывание А.Н. Толстого.

Ход урока

1. Чем отличается определение слова «патриотизм» в словарной статье и высказывании А.Н.Толстого? Какие ключевые слова вам помогают ответить? – Неотделимость от того, что происходит в твоей стране, активная гражданская позиция и в мирное, и в военное время.

2. Объясните эпиграф. Что помогает верить в Победу? – Пока человек жив, он должен бороться за свободу своей страны и победить. Именно любовь и ненависть помогают верить, что «наше дело правое, враг будет разбит».

3. Как вы считаете, почему поэзия может наиболее точно передать чувства и мысли участников войны? – Потому что в прозе можно передать точность происходящих событий, назвать конкретных участников и отобразить реальные события. Поэзия же говорит о настроениях, переживаниях бойцов – о том, что они испытывали в военное время, участвуя в тех или иных войсковых операциях и сражениях.

4. В чем особая ценность поэзии именно 1941–1945 гг.? – Поэт опишет именно то, что чувствовал, о чем переживал. Нас интересуют истинные ощущения автора-бойца, непосредственного участника отступления, наступления, воина-победителя.

Бурные военные лихолетья, которые прокатываются по нашей земле, опрокидывают многие, казавшиеся устойчивыми представления. Любая: всенародная, патриотическая, «Отечественная» война заставила нас пересмотреть привычные представления о войне вообще, о стратегии и тактике, о воинском долге и подвиге.

5. Как вы считаете, выдержало ли испытание временем привычное нам выражение: «Когда гремит оружие, музы молчат»? – Конечно, нет. Именно в период 1941–1945 гг. наиболее ярко смогли проявить себя в стихах многие поэты военных лет, потому что они жили одной жизнью со своим народом. Работали непосредственно на фронте – в армейских и фронтовых газетах (Александр Твардовский, Алексей Сурков, Константин  Симонов, Семен Кирсанов, Степан Щипачев); находились в жесточайших условиях блокады в осажденном Ленинграде (Николай Тихонов, Александр Прокофьев, Ольга Бергольц, Вера Инбер); были военными корреспондентами центральных газет (Александр Жаров, Иосиф Уткин, Сергей Михалков).

В условиях, когда страна представляла единый военный лагерь, когда лозунг времени был: «Все для фронта, все для победы!» - это определяло главную задачу поэзии, которая открыла большое разнообразие действенных форм участия в борьбе, активного вмешательства в жизнь, непосредственного обращения к народу. Поражает тот творческий подъем, который пережили многие поэты в годы войны. И не только поэты-профессионалы. Во-первых, поэты нужны были как никогда, потому что стихи жадно читались на фронте и в тылу, заучивались наизусть – они вдохновляли людей на подвиг и призывали к победе. Во-вторых, широкие слои представителей народа творили сами – творили так же самозабвенно, как настоящие поэты.

6. Какая очень важная для нас идея высказана Александром Блоком в 1919 г.? (Работа с раздаточным материалом)

А.Блок писал: «Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит еще службу людям будущего? Надеемся». – А.Блок говорит о том, что нельзя забывать прошлое, все то трагическое, что пережила наша страна. И мы не должны забывать про горе и страдание народа, про Великую Отечественную войну, потому что в стихах, написанных в период 1941–1945 гг., передана любовь к родине и ненависть к врагам, оптимизм и вера в победу.

7. Такая поэзия не может быть забыта, поэтому наша задача – пронаблюдать, анализируя стихи тех роковых лет, как поэты вносили свой вклад в Великую Победу, каким образом они помогали народу и будили в душах людей патриотические чувства. Мы не ставим задачу, которую нельзя было бы выполнить, поэтому, к сожалению, мы сможет прокомментировать лишь часть стихов, написанных в 1941–1945 гг. разными поэтами.

8. Охарактеризуйте ощущения и стремления людей в первые дни войны. – Небывалый патриотический подъем охватил всех людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, девушки и женщины, желавшие отправиться на фронт. Каждый доброволец осознавал, что никто не защитит родину, кроме них самих.

9. Определите настроение стихотворения Демьяна Бедного «Я верю в свой народ», написанное в 1941 г. (см. раздаточный материал). – Все стихотворение проникнуто верой в победу русских людей. Это настроение ощущается уже в названии. Именно оптимизм поможет в дальнейшем победить врага.

10. Проанализируйте принцип построения стихотворения. – Антитеза. Почему автор применяет именно противопоставление? – Потому что наиболее тяжелые испытания вызывают у человека самые сильные  эмоции: любовь и ненависть, - которые рождают противоположные образы: враг и друг.

11. Как характеризуется враг в стихотворении Бедного? – Фашист, лихой враг, фашистская змея, фашистская орава, проклятый гнойник. О чем говорит подобный синонимичный ряд? – В слове «фашист» имеется суффикс, указывающий на человека, а в словосочетании «фашистская змея» уже нет человека, а есть лишь пресмыкающееся перед фашистской идеей. «Лихие враги» - приносящие беду, злые, а на Руси лихим человеком называли разбойника, таковы по сути своей фашистские захватчик. «Орава» - это беспорядочное и шумное скопление людей, ослепленных фашизмом, но нет народа в его единстве (в отличие от русских). «Проклятый гнойник» - это болезненное место в судьбе человечества, которое надо вскрыть, и тогда всем станет легче.

12. чем беда немецкого народа? – В выборе пути, в том, что тешется «немецкою химерой», в том, что отравил мир «смертельною отравой».

13. Почему так крепка вера лирического героя в Победу? – Потому что вера эта тысячелетняя, несокрушимая, потому что для этого народа слово «родина» свято, потому что он много испытал, «был путь его тернист», при этом в русских людях есть «живучесть», «могучесть». Герой приходит к мысли, что «мы ведь не одни», «во вражеском тылу тревожные огни». А испытываешь тревогу лишь тогда, когда дело твое «неправое». Именно вера в свой выдающийся народ, в справедливость оборонительной войны  позволяет осознавать, что Победа обязательно будет.

14. Чем отличается настроение и стиль стихотворения Михаила Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…» от произведения Демьяна Бедного? – У Д. Бедного стихотворение написано в возвышенном стиле и приподнятом настроении, наполненном ненавистью к врагу, а в стихотворении Дудина стиль и настроение совсем иные. Оно построено на контрасте окружающего мира и души лирического героя, уставшего от войны. Особый реализм проявляется в описании обыденных образов войны: «грязь, и бред, и вши в траншеях», «обугленные площади земли», пелена пепла и «протухли трупы и свернулась кровь». Поистине страшная картина!

15. В чем особенность повествования в стихотворении? – Лирический герой ведет беседу со своей душой, этот своеобразный диалог-монолог помогает найти ответы на самые сложные вопросы.

16. Какие еще образы противопоставлены в стихотворении? – «Грязь» сегодняшнего дня и «розовое облако вдали» как символ надежды на лучшее. Душа, которая «ослепла от черствых слез» и прозревает вновь, - образ, напоминающий, что уничтожить вечные ценности невозможно. Войне противопоставлена весна (как символ мира и возрождения). А трясогузка, которая «весело уселась на лафет», является полной противоположностью пушке – символу войны.

17. Какую фразу вы бы назвали ключевой, определяющей настрой героя на Победу, на мирную жизнь? – В этом стихотворении мы не найдем громких слов, торжественных призывов к победе. Но уверенность героя в том, что «давно пора» прийти к миру, освободить свою землю от захватчиков, чувствуется именно в последних строчках.

18. Справедливая, освободительная война, которую вел наш народ, не смогла даже в самых суровых условиях борьбы очерствить и опустошить сердца. Как напишет Александр Решетов в 1942 году, «огонь войны не сжег в душе, не выжег Ни нежных чувств, ни дорогих имен». Вот почему совсем не случайно с особой силой зазвучала в лирике военных лет еще одна тема, с которой тесно связана сама жизнь.

19. Сравните стихотворение Иосифа Уткина «Ты пишешь письмо мне» и коллективное послание работниц московского завода «Нашим воинам и солдатам». Какая общая мысль, идея прослеживается в стихотворении и письме? Чем вы это объясните? – Глубокие, сокровенные чувства позволили сохранить подлинно человеческие качества в самых страшных, безвыходных обстоятельствах. Любовь и верность оказались на войне сильнее тяжелейших и невыносимых испытаний и даже смерти. Нет разделения на тыл и фронт – есть общее дело, ради которого сделаешь все.

20. Почему именно письмо помогает герою выжить на войне? – Письмо – это та незримая ниточка, которая связывает воина и его родных, то, что позволяет выжить в самых тяжелых ситуациях. Именно любовь помогает преодолеть все: и время, и расстояние, и смерть.

21. С помощью каких сравнений автору удалось наиболее ярко передать настроение лирического героя? – «Как дома – и в дыме войны» - вера, надежда, любовь позволяют герою не замечать военных трудностей. «Любимую видишь и родину слышишь, как голос за тонкой стеной» - символично объединение этих двух образов, наполненных любовью, эта близость и родство помогают бороться с врагом. «Письма, как летопись боя, как хроника чувств…» - эпистолярный жанр всегда помогает высказать то, что невозможно по каким-то причинам передать любимым; летопись боя – это то, что происходило в реальности, а хроника чувств – это то, что испытали герои, находясь в разлуке.

22. Какая идея в стихотворении может быть названа главной? – Идея патриотизма, веры в Победу и в возможность вернуться домой: «Останутся грусть и разлука за дверью, А в дом только радость войдет».

23. Самая страшная правда войны в том, что в ней пострадали дети. «Дети! – писал Твардовский. – Нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Что такое война, увидели многие дети глазами своей души, всей ее детской чистотой и впечатлительностью. Это была жестокая школа – школа колючей проволоки и окрика, школа пули и виселицы, школа одиночества и сиротства. Эти дети рано стали взрослыми.

24. С помощью какого образа охарактеризовано состояние ребенка на войне в стихотворении Павла Железнова «Дети»? – Это образ неоперившегося птенца, который прилагает «невозможные усилья, чтоб жить…». Если взрослому человеку на войне невыносимо трудно, то каково ребенку?

25. Какие метафоры и эпитеты помогают читателю по-настоящему осознать, что такое война? – «Гнездо родное сожжено…» - поэтому затем вполне логично появление образа птенца. «Раненая береза» - эпитет отражает состояние природы во время войны. «Прифронтовая непрочная тишина» - временная передышка перед боем.

26. Какое чувство испытывает лирический герой, которому задали вопрос о Победе? – Ему стыдно за то, что еще нет Победы.

27. Сравните два стихотворения, написанных в 1945 г. Чем отличается по настроению стихотворение Алексея Суркова от «Весны и победы» Сергея Васильева? – Победа – это не только праздник, смех, счастье и веселье, но и слезы по погибшим, не вернувшимся домой.

28. Каков основной принцип построения стихотворения С. Васильева? – Антитеза, как доказательство того, что Победа все-таки пришла.

29. Почему в центре повествования стихотворения «Утро победы» образ солдата-пехотинца? – Солдат-победитель, как его охарактеризовал автор, прошел всю войну, был ранен и перенес на своих плечах всю тяжесть боевых операций.

30. В свое время Наполеон, нападавший на Россию, сказал, что «военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима». Поясните его слова, в чем их актуальность? – Самая квалифицированная армия не способна защитить страну, если народ не встанет на его защиту. Особенно это актуально сегодня, когда многие не понимают значения слова «патриотизм» и ведутся разговоры о профессиональной армии.

Несомненно, русская поэзия тех грозных и пламенных лет с честью выдержала суровые испытания и прошла проверку огнем. И сегодня, отмечая 72-летие Великой Победы, мы понимаем, что наш разговор о патриотизме, о тех, кто не жалея жизни, защищал каждую пядь земли и по-настоящему заслужил уважение и преклонение, не может быть бесполезным.

Подведение итогов.

На дом: Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Образ Великой Победы в лирике военных лет», используя стихи из вашего учебника.

Технологическая карта урока.

Раздаточный материал

Презентация