Разработка бинарного урока (литература + английский язык) по теме "Реклама и отзыв как сочинения нетрадиционного жанра" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Разделы: Литература, Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (712 кБ)

Загрузить презентацию (308 кБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (83 кБ)


Слово учителя:

Откроем еще раз страницы романа “Евгений Онегин”, прислушаемся и приглядимся повнимательнее. В течение длительного времени на уроках литературы мы с вами были свидетелями дружеских бесед, любовных встреч полюбившихся героев из романа, жили их жизнью. Это не просто роман, а роман в стихах, который Пушкин назвал свободным.

Хотелось бы вспомнить, что писал философ и публицист Н.Н.Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину. Пушкин и его произведения самодостаточны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им”. Презентации 1, 2.

Попытаемся еще раз выпить этот жгучий зной романа, проникнуть в воздушную громаду. В.Г. Белинский писал: “Евгений Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, оценить такое произведение – значит оценить самого поэта, во всем объеме его творческой деятельности”. Презентация 3.

I. Актуализация изученного материала

- Ребята, вашему вниманию предлагается небольшой тест. Презентация 4.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог;
Его пример другим наука:
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день, и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

1. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

А) играет роль лирического отступления;

Б) заканчивает повествование;

В) является кульминацией сюжета;

Г) является завязкой сюжетного действия.

2. Главной темой этого фрагмента является:

А) портрет дяди Онегина;

Б) мысли Онегина;

В) знакомство Онегина с автором;

Г) воспитание Онегина.

3. Какое чувство, по мысли Онегина, овладеет им, когда он будет сидеть у постели больного?

А) скука;

Б) злость;

В) любовь;

Г) забота.

4. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей Онегина?

А) выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

Б) показать внутренний мир героя, его образ мыслей;

В) охарактеризовать отношение Онегина к дяде;

Г) показать жадность Онегина.

Слово учителя:

- Вот так на страницах романа появляется Евгений Онегин. Каков же он? Тот, кого автор называет своим “добрым приятелем”. Презентация 5. Так как мы вспомнили начальные строки романа, подумайте, какую роль играет употребление иностранных слов в тексте? Их много в первой главе. Много английских слов, когда автор говорит об Онегине.

Индивидуальное задание.

Почему так много иностранных слов? Какова роль иностранных слов в тексте? Презентация 6.

Дополнительный комментарий учителя: Онегин как dandy лондонский одет. Денди – английский модник. Денди демонстрировали дерзость обращения, шокирующую небрежность. Внешне Онегин похож на dandy. Им овладел недуг, “подобный английскому сплину”. Пушкин поясняет, что имел в виду русскую хандру.

Когда говорится о еде, тоже много иностранных слов. Например: “Пред ним ростбиф окровавленный; и трюфли, роскошь юных лет, французской кухни лучший цвет”. Пояснение: рост-биф окровавленный – холодное английское блюдо, бычья вырезка, зажаренная в печи или на вертеле таким образом, что её внутренняя часть оставалась полусырой, окровавленной, кроваво-розовой. Трюфли – земляные грибы. Вот чем балует себя золотая молодежь Петербурга.

Ну и конечно, Джордж Гордон Байрон – английский поэт-романтик, кумир молодежи, кумир Онегина, властитель дум его поколения. Онегин получил разностороннее образование, более всего он пристрастился к английской культуре и литературе. В гостиных Онегин появляется как Чайльд Гарольд, угрюмый, темный, равнодушный ко всему. Затеял в деревне экономические перемены на английский лад. Татьяна знакомится с кабинетом Онегина, читает его книги. Перед взором Татьяны Онегин предстаёт как подражатель модным английским литературным героям, москвич в “Гарольдовом плаще”.

Татьяна смотрит на портрет Байрона, на фигурку Наполеона и начинает понимать систему ценностей Онегина, понимает, что Онегин и она – люди разных миров. Она воспитывалась в традициях русской старины, на романах, в которых всегда пыл наказан “порой”. Во времена Онегина принято было ничем не восхищаться, над всем посмеиваться – также, как и сегодня, к слову сказать. Начало 19 века и начало 21 века в этом удивительно схожи.

Беседа с классом.

Онегин учился понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Тем не менее, он резко отличается от молодых людей своего круга, ведь автор не зря подружился с ним, не зря привлек его. Докажите это.

Итак, назовем главных героев романа: Онегин - “лишний человек”; Татьяна - идеал “русской души”; Ленский - “романтическое создание”; Ольга (“любой роман возьмите и найдете, верно, ее портрет”). Они объединяются автором, который “незримо присутствует всегда и везде, принимает участие в судьбах героев”.

- Давайте вспомним, как на страницах романа появляется Татьяна.

Вывод: красота Татьяны запоминающаяся. Она бледна, вместе с тем в чертах ее есть жизнь. Бледность – постоянный эпитет Татьяны: бледный цвет, бледные красы. Уже будучи княгиней, затмевающей в свете “блестящую Нину Вронскую”, Татьяна все та же, “прежняя Таня, бедная Таня, сидит не убрана, бледна”. Нет прямого описания внешности Татьяны, есть впечатления, отношение автора.

Татьяна, бледная, робкая, но при этом всегда сама решает свою судьбу. Юная Татьяна твердою рукою пишет письмо Онегину. Твердою рукой. В 19 веке это позор – писать малознакомому человеку, признаваясь в любви. Татьяна понимает, на что обрекается в случае разглашения Онегиным тайны письма. И стыд, и презренье действительно обрушатся на Татьяну, но она решительна. Впоследствии лишь от нее зависело решение о свадьбе и переезде в Москву.

Итак, забыв условности света, Татьяна пишет письмо. Спустя годы, Онегин повторит поступок Татьяны и тоже, забыв условности света, напишет письмо замужней женщине, в чем переступит первую условность света. Вторая условность – прийти и навязывать себя с любовными объяснениями.

Письма – стержень романа. Давайте прочитаем их наизусть. Презентация 7.

Слово учителя: два письма пишут влюбленные люди. Но ситуация неблагоприятна ни для первого признания, ни для запоздалого ответа. Без писем мы не узнали бы, какова Татьяна, не услышав ее сокровенных строк, остались бы скрытыми метаморфозы Онегина.

Вопрос классу:

- Какая синтаксическая особенность обращает на себя внимание при чтении писем? О чем свидетельствует синтаксис?

(Возможный ответ: обилие восклицательных знаков, вопросительных знаков, многоточий. Знаки препинания делают фразу эмоциональной, они говорят об искренней взволнованности авторов писем, выражают сильные чувства. Оба письма - одинаково пылкие.)

Учитель: Финал романа открыт: что ждет Онегина в будущем? Версии разные: одни отправляли Онегина на Сенатскую площадь, декабристы пророчили Онегина в передовые люди века. Другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Татьяна и Онегин – герои основной сюжетной линии.

Белинский с глубокой точностью характеризовал трагедию Онегина, сказав, что “силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла…” Кто виноват в этом? Конечно, сам Онегин противопоставил себя людям, но, может быть, это связано с тем, что ему чужда была посредственность. Белинский писал: “Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина. Но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину”.

Вообще, в отличие от Онегина, образ Татьяны всегда возносился до “натуры гениальной”. По Достоевскому, Татьяна достойна быть заглавной героиней романа, ибо “…она глубже Онегина и, конечно, умнее его”. “Милый идеал” - бережно хранимый Пушкиным образ, он гармоничен и совершенен.

- Итак, мы еще раз перечитали любимые страницы романа. А теперь продолжим знакомство с жанрами сочинений. Какие жанры мы знаем? (очерк, отзыв, эссе, рецензия, сочинение в жанре рекламы)

II. Работа над сочинением-рекламой

Учитель: Вы должны были попробовать написать сочинение в жанре рекламы. Что же такое реклама?

Реклама (от франц. Reclame, от лат. Reclamo – выкрикиваю).

1. Информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создание спроса на них;

2. Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства с целью создания им популярности.

Средства создания рекламы прошли огромный путь. Простейшие формы рекламы существовали еще до нашей эры. Из глубины веков дошли до нас объявления на дощечках и папирусах, сообщения о глашатаях, выкрикивающих в торговых портах Древней Персии незатейливые слова. Теперь их заменили радио, электронные “картины”, торговые марки на плакатах, украшающих улицы города. Нас всюду окружает реклама.

Основная цель рекламы – создание спроса, популярности того, что реанимируется.

Требования к рекламе:

  1. Броское, интригующее название. Звучный заголовок, который должен сразу привлечь, “приковать” внимание читателя, вызвать у него живейший интерес. Заголовок может быть вопросительным, восклицательным – главное, чтобы он не оставил равнодушным своей объективностью.
  2. Необычная подача материала. Главная цель: привлечь информацией внимание читателей. (Нужно, чтобы всё архиважное, о чем вам хочется сказать читателю, расположилось в начале и в конце рекламы).
  3. Краткое содержание рекламы (Нужно лишь упоминать о событиях, необходимых для раскрытия темы, и давать им оценку).
  4. Заинтересованное лицо (для кого составляется реклама?)
  5. Адрес (где можно приобрести произведение).
  6. Стиль публицистический.

Памятка составляющему рекламу книги:

  1. Внимательно перечитай произведение, выбранное для рекламы.
  2. Основательно подумай над заголовком.
  3. Стремись к точности, эмоциональности, образности языка.
  4. Обрати внимание на роль иллюстраций как доказательства достоинств рекламируемой книги.
  5. Все самое важное должно быть в начале и в конце рекламы.
  6. Начать рекламу можно с цитаты.
  7. Заключение должно быть кратким, выразительным, содержать призыв к приобретению и прочтению книги, перекликаться со вступлением, указывать место, где можно приобрести книгу.

Учитель: Я предложила составить небольшую сценку, которая могла бы стать рекламой произведения А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.

Мистер Холмс: - Доктор Ватсон, где вы пропадаете вечерами?

Доктор Ватсон: - Посмотрел фильм, а затем решил прочитать само произведение. Так что, читаю, мой друг Холмс, читаю.

М.Х: - Кто же вас заинтересовал?

Д.В: - Русский гений – Пушкин. Я читаю изумительную книгу – роман “Евгений Онегин”. Несколько раз перечитывал, представляете?

М.Х: - Что, так интересно, увлекательно!

Д.В: - Разве вы не читали роман? Жаль! Много потеряли. Рекомендую прочитать этот замечательный роман да еще в чудесном переводе на английский язык писателя Набокова с очень интересными комментариями. Так что рекомендую прочитать.

М.Х: - Спасибо, Ватсон. Вы меня заинтересовали. Обязательно прочитаю.

Учитель: А как пишется сочинение в жанре отзыва? Чем отличается сочинение реклама от сочинения отзыва? Главное помните: алгоритм написания сочинения одинаков как в русском, так и в английском языках.

Следующий этап урока: написание сочинения-отзыва на английском языке.

T: The rules of the writing of the composition reviewing a book in English are the same as in Russian. Look at the screen and let’s discuss them. Презентация 8.

Compositions reviewing books

Reviews are short descriptions of books, films, plays, TV programmes, etc. They are usually written on websites/in magazines/newspapers, etc. or as part of a letter to inform readers and to give them your opinion/recommendation about whether or not they should read the book, see the play, etc.

Present tenses are usually used and a variety of adjectives to make your comments clearer and more precise.

A review usually consists of:

- аn introduction giving background information about the book/film, etc., e.g. the title, type (adventure, horror, comedy, thriller, etc.), the name of author/director.

- a main body consisting of two paragraphs (one giving a summary of the plot, the other general comments on the plot, main characters, etc.).

- a conclusion recommending or not recommending the book/film, etc., giving reasons to support your recommendation.

There are a lot of adjectives that we can use in the beginning or in the ending of the composition or when we describe the plot and the main characters of the book. Look at the list of adjectives below. Which are positive/negative/neutral in meaning?

P1: intriguing, clever, interesting, well-written, well-developed, fast-paced, exciting, likeable, satisfying are positive adjectives.

P2: slow-paced, predictable, unimaginative, irritating, dull, evil, shallow, disappointing are negative adjectives.

P3: mysterious, unusual, unexpected are neutral adjectives.

T: A variety of adjectives livens up your story.

You have received this email from your English pen friend, John: I’d like to read a book written by an author in your country. Can you suggest a book I could read?

What are the key words?

P4: The key words are email, pen friend, John, an author in your country.

T: I know that you have recently read a book “Evgeny Onegin”. Let’s discuss the plan of the composition reviewing this book. What type is it?

P5: It is the novel in verses.

T: Where is it set?

P6: The action is set in Russia in the nineteenth century.

T: Who is the author?

P7: Alexander Pushkin.

T: Let’s remember some facts of his biography. Презентация 9.

T: What are the main points of the plot of the novel “Evgeny Onegin”?

P7: They are love and friendship, jealous and disappointing, life of Russian people in the nineteenth century.

T: Who are the main characters of this book?

P8: They are Evgeny Onegin, Vladimir Lensky, Tatyana and Olga.

T: This novel was translated from Russian into English by Vladimir Nabokov. Read the extract from this book about Tatyana.

So she was called Tatyana. Truly
she lacked her sister's beauty, lacked
the rosy bloom that glowed so newly
to catch the eye and to attract.
Shy as a savage, silent, tearful,
wild as a forest deer, and fearful,

T: What adjectives describe her traits of character?

P9: They are shy as a savage, silent, tearful, wild, fearful.

T: What did the author write about Olga?

Full of obedience and demureness,
as gay as morning and as clear,
poetic in her simple pureness,
sweet as a lover's kiss, and dear,
in Olga everything expresses -
the sky blue eyes, the flaxen tresses,
smile, voice and movements, little waist.

T: How did A. S. Pushkin describe her appearance?

P1: the sky blue eyes, the flaxen tresses, smile, voice and movements, little waist.

T: And what can you tell me about Olga’s traits of character?

P2:

Full of obedience and demureness,
as gay as morning and as clear,
poetic in her simple pureness,
sweet as a lover's kiss, and dear.

T:

What can we read about Evgeny Onegin?
Evgeny's total store of knowledge
I have no leisure to recall;
where he was master of his college,
the art he'd studied best of all,
his young heyday's supreme employment,
its work, its torture, its enjoyment.

T: What are his traits of character?

P3: He is jealous, imperious, indifferent, deadly serious and eloquent.

T: And now, please, read the extract about Vladimir Lensky.

P4:

Meanwhile another new landowner
came driving to his country seat,
and, in the district, this persona
drew scrutiny no less complete -
Vladimir Lensky, whose creator
was Gottingen, his alma mater,
good-looking, in the flower of age,
a poet, and a Kantian sage.

T: Read the words describing his appearance.

P5: good-looking, young with raven curls of shoulder-length.

T: What was he?

P5: He was a new landowner and a poet.

T: What ideas did Vladimir bring from other countries?

P6:

He'd brought back all the fruits of learning
from German realms of mist and steam,
freedom's enthusiastic dream,
a spirit strange, a spirit burning,
an eloquence of fevered strength,
and raven curls of shoulder-length.

T: Now you can describe these heroes in your compositions reviewing this novel.

In conclusion of your composition you should give your recommendation and reasons to support your recommendation.

Now I think you are ready to write your compositions reviewing the book “Evgeny Onegin”. It will be your homework. Thank you for your work at our lesson.