Функциональная грамотность ключевое слово
-
Работа с нелинейными текстами как способ формирования читательской грамотности 2024
В статье рассматриваются виды нелинейных текстов – один из способов формирования и развития читательской грамотности как основного компонента функциональной грамотности, показаны их возможности и конкретные подходы работы для использования в образовательном процессе.
-
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе 2024
В статье представлен личный опыт по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
-
Читательская грамотность как один из аспектов функциональной грамотности на уроках русского языка 2024
Представлены конспекты уроков по русскому языку по формированию читательской грамотности.
-
Межпредметная интеграция как способ формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках в начальной школе. Фрагмент урока чтения на тему «Загадка как жанр русского фольклора» 2024
Рассмотрим формирование названных умений у учащихся 3-го класса в процессе работы с таким видом творческого задания, как конструирование загадки. Начать работу целесообразно с выделения ключевых умений, которые будут формироваться у младшего школьника на уроке литературного чтения, русского языка и специального урока развития речи.
-
Современные подходы формирования функциональной грамотности младших школьников 2024
В статье рассмотрено понятие функциональной грамотности, ее компонентов, дана их характеристика, а также приведены примеры и возможности современного подхода к формированию функциональной грамотности у младших школьников на примере метапредметных задач.
-
Занятие в рамках внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности. Тема: «Потребительская корзина» 2024
Данному занятию по формированию функциональной грамотности предшествовала подготовка. Детям было дано задание исследовать цены на продукты в магазинах и на маркетплейсах. На уроках математики сравнили цены и посчитали среднеарифметические данные. На этого была составлена таблица продуктов, с которой работали учащиеся на уроке.
-
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики 2024
В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики. Описываются основные подходы, направленные на развитие у учащихся способности применять математические знания в повседневной жизни, а также примеры использования практико-ориентированных заданий для повышения функциональной грамотности.
-
Функциональная грамотность. Учимся для жизни 2024
Наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться в диапазоне решения жизненных задач: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании. И на уроках иностранного языка мы имеем возможность работать с различными текстами. Рассмотрим на примерах сборника заданий в формате международных и национальных исследований качества образования (иностранные языки) Библиотеки МЭШ как можно развивать все направления функциональной грамотности на уроках иностранного языка.
-
Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности 2024
В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные креативно мыслить в сложных жизненных ситуациях, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Сейчас креативное мышление – залог успешного развития. Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.
-
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики 2024
Функциональная безграмотность (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, цифровая) даже при наличии достаточного уровня образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в быстро меняющемся современном мире. Специалисты утверждают, что функциональная безграмотность населения является значимым фактором дестабилизации национальной и мировой экономики в целом. И задача формирования функциональной грамотности населения во многих странах, в том числе и в России, была возведена в ранг государственной.
-
Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка 2024
Почему при достаточном объёме упражнений, включающих различные орфограммы, основная масса детей к концу обучения в начальной школе всё равно допускает большое количество ошибок? Почему дети не умеют определять и проверять орфограммы и проверять орфограммы в слове, а также не умеют грамотно и логично выстраивать предложения? Оказывается, что для повышения уровня грамотности недостаточно просто отрабатывать определённые упражнения, целесообразно включать детей в подготовку к уроку, советоваться с ними, подбирая упражнения, а в последствии давать детям возможность самим составлять упражнения, находить необходимый материал по теме урока.
-
Формирование и оценивание функциональной грамотности младшего школьника 2024
Статья раскрывает особенности формирования функциональной грамотности, в ней представлен материал из опыта работы начальной школы по оценке функциональной грамотности младших школьников.
-
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе 2024
Мы живем в эпоху быстрого прогресса информационных технологий. К ним можно относиться по-разному, но это не меняет сути – таковы современные реалии. Каждый день на нас обрушивается поток информации, и если раньше ее источниками были газеты, журналы и телевидение, то сегодня трудно представить молодого человека, не использующего Интернет. В интернете можно не только совершать покупки и работать, но и получать образование, участвовать в вебинарах и видеоконференциях, а также обращаться в государственные учреждения и за медицинской помощью. В связи с этим умение осмысленно воспринимать, анализировать и использовать информацию становится жизненно важным. Образование теперь сосредоточено не на сборе и запоминании фактов, а на развитии навыков их применения. Этот навык необходим молодому человеку для уверенного существования в обществе. Функционально грамотный человек – это тот, кто уверенно ориентируется в окружающем мире, действуя в соответствии с ценностями и ожиданиями общества. Такой человек независим, инициативен, готов к постоянному обучению, способен принимать нестандартные решения и уверенно выбирать свой профессиональный путь. Именно эти качества должны развивать современные педагоги, начиная с первого класса и заканчивая выпускным.
-
Устранение предметных и методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности 2024
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения… На сегодняшний день – одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
-
Чтение с пониманием: основы функциональной грамотности, или Как подготовить детей к пониманию и интерпретации текстов различного рода, включая инструкции, объявления и рассказы 2024
Статья раскрывает важность развития функциональной грамотности у младших школьников, которая включает не только навык чтения, но и способность понимать, интерпретировать и использовать прочитанное в различных жизненных ситуациях. Особое внимание уделяется методам и приемам, которые учитель может применить для того, чтобы развить у детей умение работать с текстами различного рода: инструкциями, объявлениями, рассказами и другими. Описываются различные виды текстов, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, и даны практические рекомендации по обучению чтению с пониманием.
-
Использование несплошных текстов как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках химии 2024
У нас в химии «сплошные» несплошные тексты: это таблицы, схемы, формулы, уравнения. Чтобы их читать, необходимо знать и понимать химический язык. При изучении химии, как только появляются несплошные тексты, учащиеся начинают испытывать трудности. Задача учителя: научить учащихся извлекать нужную информацию, используя несплошные тексты. Это особенно касается использования самых важных таблиц «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». Ведь именно они являются помощниками в познании химии, если школьник правильно научится извлекать информацию.
-
Формирование естественно-научной грамотности через использование технологий ТРИЗ. Технологии ТРИЗ 2025
Теория решения изобретательских задач – одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то не может понять, что это такое и как это работает. А главное как это связано с развитием естественнонаучной грамотности?
-
Мониторинг формирования функциональной грамотности в начальной школе 2025
Приоритетной целью обучения смысловому чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
-
Внутришкольная модель оценки метапредметных результатов сформированности функциональной грамотности обучающихся 2025
В заявленной публикации выявлена проблемная зона в области мониторинга и оценки качества образования в условиях перехода на ФГОС обновленного поколения. В статье предлагается методика измерения метапредметных образовательных результатов, которую можно применить в любой предметной области для выбранного набора метапредметных компетенций. Цель: апробация и внедрение системы оценки метапредметных результатов на основе многомерного подхода и педагогических условий ее реализации.
-
Инструменты ЛРОС в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения 2025
ФГОС нам даёт определение функционально-грамотной личности – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю жизнь, способен принимать самые нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Поэтому поделюсь инструментами ЛРОС, используемые мною на уроках литературного чтения.
-
Устранение предметных и методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности 2025
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
-
Математическая грамотность. Мосты Архангельска 2025
Сегодня в мире происходит рост глобальных проблем, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты. И чтобы жить в этой сложной и быстро меняющейся реальности, школьникам требуются новые компетенции: владение функциональной грамотностью, которая стала сегодня одной из важных показателей качества образования. Необходима потребность быстро реагировать на все изменения, которые происходят в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию.
-
Обучение функциональной грамотности как приоритетное направление государственной стратегии повышения качества образования 2025
Цели стратегии развития образования: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
-
Формирование функциональной грамотности младших школьников. Применяем знания в жизни 2025
В течение своей работы с младшими школьниками убедилась в том, что большие возможности для общего развития школьников предоставляет изучение интегрированного курса «Окружающий мир». Роль данного предмета в общем развитии школьников неоценима, он способен дать широкую картину внешнего мира и в целом повысить общую культуру обучающихся.