Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе

Разделы: Литература, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Русская педагогика ещё более ста лет отзывалась о сказках не только о сказках как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признаёт, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребёнок будет взволнован и потрясён ею». [1,2,3]

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания школьников, недаром они составляют весомую часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г.Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности». [ 4]

Важную роль сказок в детском чтении К.Д.Ушинский определил уже тем, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д.Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их благотворном воздействии на ребенка-читателя. [c.108]

После 1917 года некоторые педагоги отрицали сказку в развитии личности детей, призывали исключить произведения этого жанра из круга детского чтения, утверждая, что она (сказка) уводит детей в мир фантазий, путает их опыт и представления о реальности, вызывает у детей сочувствие к царевичам и королевичам. В это же время в защиту сказки выступил А.М.Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и её значения не только в детской, но и во всей художественной литературе. [5]

В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил своей педагогической практикой, что «сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». [6] По мнению автора, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен опыт В.А.Сухомлинского по созданию в Павлышской школе комнаты сказок, где дети могли не только читать известные сказки и знакомиться с новыми, но и создавать свои, воплощая в них свои мечты (Сборник детских сказок «Павлышские сказки»).

Огромный воспитательный потенциал является основанием для включения различных сказок в круг детского чтения и помещения их в современные учебники-хрестоматии по литературному чтению.

В учебники «Родная речь» (авт. В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) для 2-го класса включены следующие сказки: «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики».

В государственных требованиях к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу, указывается, что выпускник начальной школы должен различать и сравнивать произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные. [7]

В Программных требованиях к уровню подготовки выпускника 4-го класса по литературному чтению указано, что ученик должен знать и уметь назвать «… не менее 6-7 народных сказок разных видов и пересказать их, уметь отличать народную сказку от других фольклорных форм…»  [7]

Для того чтобы максимально использовать воспитательный и обучающий потенциал сказки, учителю необходимо знать жанровые особенности этих произведений и опираться на них при проведении всех видов работы с текстом сказок на уроках литературного чтения.

Существует ряд общих рекомендаций к работе над сказкой в начальной школе.

  1. При подготовке к чтению сказки важно организовать наглядно-практическую деятельность детей или провести беседу, обеспечивающую адекватное восприятие учениками событий и проблемы сказки. На этом же этапе работы могут быть уместны вопросы проблемного характера, задания на антиципацию и на расширение читательского кругозора («Какие ещё сказки с теми же действующими лицами вам знакомы?» и т.п.).
  2. Поскольку сказка по природе своей предназначена для устного воспроизведения, очень желательно, чтобы учитель использовал свое чтение-рассказывание. При такой подаче текста сохраняется сказочная интонация – интонация разговорной речи, близкая и понятная детям, которая сопровождается ещё и соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Может быть использовании и аудиозапись, тем более, что многие современные учебники  литературного чтения обеспечены фонохрестоматиями. Эти приёмы, несомненно, помогут полноценному восприятию сказки учениками.
  3. Чтение-рассказывание сказки необходимо сопровождать обращением к иллюстрациям (в книги или дополнительных, предъявленных, может быть, и с помощью ТСО).
  4. При анализе сказки не следует акцентировать внимание детей на вымысле, иносказании и условности в повествовании, иначе пропадет очарование сказки и исчезнут свойства, делающие сказку сказкой.
  5. При анализе текста уместны вопросы проблемного характера, заставляющие детей размышлять над поступками персонажей, помогающие ученикам определить своё отношение к героям сказки и их действиям.
  6. Анализ языковых особенностей сказки помогает детям в характеристике действующих лиц, более глубокому пониманию текста, готовит учеников  к адекватному выбору интонационных средств для различных творческих работ с текстом – пересказа, чтения по ролям, драматизации.
  7. Пересказ, а правильнее – рассказ  сказки – следует хорошо подготовить, т.к. он должен быть похожим на рассказывание сказки близко к тексту, с использованием свойственных именно этой сказке выражений, устойчивых словосочетаний, порядка слов, интонации.
  8. При рассказывании сказок рекомендуется использовать картинный или словесный план, иллюстрации, опорные слова, некоторые формы групповой работы и др. приемы, помогающие рассказывать сказку.[ 1,2,3]

Русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей детей, их познавательной активности, воспитания личности.

Сказки вызывают особый интерес детей: в равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряжённое с борьбой тёмных и светлых сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, на которых хочется быть похожим, и счастливый конец.

К сожалению, этот потенциал, заложенный в сказках, не раскрывается в полной мере на уроках литературного чтения в начальной школе, поскольку изучение сказок ограничивается многими учителями и сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии. В результате разрушается целостность её художественного мира и от детей ускользает её особое обаяние и самобытность. [ 1,2,3]

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она «складывается», дать представления о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ученику увидеть то главное, ради чего сказка и создана, обратить внимание  на гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту речевых красок, поэзию народного слова, точность сравнений и метафор.

Эти задачи могут быть решены только в процессе комплексного подхода к изучению сказки в начальной школе.

Идеи комплексного подхода к изучению сказки в школе, принцип целостного её анализа пока ещё не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим лишь отдельные интересные наблюдения и рекомендации, касающиеся анализа образа героя, сюжета, языка, указания на эффективность применения тех или иных приёмов её изучения. Однако эти рекомендации остаются разрозненными и пока ещё не могут обеспечить продуктивное продвижение детей по пути становления грамотного читателя. Комплексный анализ позволяет рассматривать сюжет, языковые особенности и художественное своеобразие сказки во взаимосвязи, что способствует более глубокому восприятию детьми идейного содержания изучаемой сказки.

Методические рекомендации предлагают учителю общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным жанровым разновидностям. Однако не всегда в методических советах учитывается качественная неоднородность сказочного жанра, не определяется оптимальный объем читательских умений, которые должны сформироваться у школьников при чтении сказок разного вида.

Выводы по теме.

Обобщая основные методические положения работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе, отметим следующее:

  1. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания школьников, недаром они составляют весомую часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
  2. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный и обучающий потенциал сказки, учителю необходимо знать жанровые особенности этих произведений и опираться на них при проведении всех видов работы с текстом сказок на уроках литературного чтения.
  3. В современных методических рекомендациях определены основные приёмы работы с текстом сказки, направленные на глубокое осмысление нравственных идей, заложенных в её сюжете. Кроме того, при специально организованной работе у младших школьников продолжается формирование и дальнейшее совершенствование навыка чтения.
  4. Учителю необходимо знать о методических особенностях и «технологии» осуществления комплексного анализа текста сказки.

Список литературы

1. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.,1975. – с.135.

2. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. – М., 1993. – с.464.

3. Пропп В.Я.Морфология сказки. - М., 1969. - с.167.

4. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе: Сборник //сост. В.В.Терновская и Н.И.Яшин.- М., 1983. - c.94-115.

5. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». 1864.

6. Сухомлинский В.А. Избр. пед соч. – М.,1979. – Т.1. – с.183.

7. Горецкий В.Г. и др. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»: Кн.1-4; - М.,1995. - с.140-143.