Раздел I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- требований к результатам освоения «Основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5» (личностным, метапредметным, предметным);
- основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности. Программа способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе.
Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры. Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.
Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планированияна базе лучших образцов литературного творчества.
Цель программы:
Помощь учащимся в овладении определённой системой филологических понятий, которые обеспечат осознание языковых истоков образности и выразительности художественного текста; содействие пониманию учащимися художественного текста через восприятие словесно-художественных образов; создание условия для эмоционально-эстетического восприятия текста, укрепление потребности в речевом самосовершенствовании.
Задачи программы:
- организовывать наблюдение за тем, как выдающиеся мастера русского слова работают над языком своих произведений, сопоставлять черновые варианты рукописей и окончательный текст;
- формировать навыки анализ языка художественного произведения;
- развивать способности учащихся в создании собственных сочинений в разных жанрах (стихи, небольшие прозаические фрагменты, статьи в публицистическом жанре и др.);
- организовывать изучение литературного произведения в сравнении с произведениями других родов искусств (живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографа и т.п.).
- развивать и совершенствовать мыслительные операции, психологические качества личности (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля) и творческий потенциал;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к изучению литературы.
Раздел II. Результаты освоения курса
Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
- Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
- Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного курса умения, специфические для данной предметной области,
- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Раздел III. Содержание программы
№ заня
тия |
Темы занятий |
Содержание программы |
Блок «Русский язык» |
||
1-4. |
О слове |
Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.
|
5-7. |
Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. |
Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. |
8-10. |
Слово и его системные отношения. |
Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.
|
11-14. |
Лексическое богатство русского языка |
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
|
15-18. |
Речевая культура |
Языковые нормы:
|
Блок «Литература» |
||
19. |
Литература как вид искусства |
Литературоведение как наука. Предмет изучения. |
20-21. |
Фольклор и литература |
Определение жанров УНТ. |
22-23. |
Роды литературы |
Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры. |
24-25. |
Сюжет и фабула литературного произведения |
Определение элементов сюжета. |
26. |
Роль и значение детали |
Деталь как композиционный прием. |
27-28. |
Портрет и пейзаж в художественном произведении |
Роль портрета в раскрытии характера героя. Пейзаж как средство изображения душевного состояния героев. |
29-30. |
Типы организации художественной речи |
Поэзия и проза. Ритм. Стих. Стихосложение. Стихотворный размер. Рифма. Виды рифм. |
31-32. |
Анализ поэтического текста |
Анализ поэтического текста по плану |
33-34. |
Изобразительно-выразительные средства поэтической речи |
Эпитет. Сравнение. Метафора. Гипербола. Литота. Аллегория. Антитеза. Контраст. Сопоставление. |
Раздел IV. Тематическое планирование
Наименование раздела |
Всего часов |
Блок «Русский язык» |
18 |
Блок «Литература» |
16 |
Итого: |
34 |
Раздел V. Календарно-тематическое планирование программы
№ заня
тия |
Дата |
Темы занятий |
Основные виды деятельности |
|||
план |
факт |
|||||
Блок «Русский язык» |
||||||
1. |
5.09 |
О слове. Из истории письменности |
Работа с источником информации:
|
|||
2. |
12.09 |
Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка |
||||
3. |
19.09 |
Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества |
||||
4. |
26.09 |
Значение языка для жизни общества |
||||
5. |
3.10 |
Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений |
||||
6. |
10.10 |
Народное слово в литературном языке |
||||
7. |
17.10 |
Почему мы так говорим |
||||
8. |
24.10 |
Слово и его системные отношения
|
||||
9. |
7.11 |
Сколько мы знаем слов.
|
||||
10. |
14.11 |
Лингвистические словари |
||||
11. |
21.11 |
Лексическое богатство русского языка |
||||
12. |
28.11 |
Лексическое богатство русского языка.
|
||||
13. |
5.12 |
Омонимы, их отличие от многозначных слов.
|
||||
14. |
12.12 |
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
|
||||
15. |
19.12 |
Речевая культура-
|
||||
16. |
26.12 |
Лексические нормы. |
||||
17. |
16.01 |
Грамматические нормы. |
||||
18. |
23.01 |
Синтаксические нормы. |
Блок «Литература» |
||||||
19. |
30.01 |
Литературоведение как наука. Предмет изучения. Литература как вид искусства. |
Индивидуальная работа;
|
|||
20. |
6.02 |
Фольклор и литература. Жанры фольклора |
||||
21. |
13.02 |
П/р.Определение жанров УНТ |
||||
22. |
20.02 |
Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры |
||||
23. |
27.02 |
П/р. Определи жанр |
||||
24 |
5.03 |
Сюжет и фабула литературного произведения. Композиция. Конфликт |
||||
25. |
12.03 |
П/р. Элементы сюжета |
||||
26. |
19.03 |
Роль и значение детали. Деталь как композиционный прием |
||||
27. |
2.04 |
Портрет в художественном произведении. Типология портретов. |
||||
28. |
9.04 |
Роль пейзажа в художественном произведении. |
||||
29. |
16.04 |
Типы организации художественной речи. Поэзия и проза. Ритм. |
||||
30. |
23.04 |
Стих. Стихосложение. Стихотворный размер. Рифма. Виды рифм. |
||||
31. |
30.04 |
План анализа поэтического текста |
||||
32. |
7.05 |
П/р Анализ поэтического текста |
||||
33. |
14.05 |
Изобразительно- выразительные средства поэтической речи. П/р Эпитет. Сравнение. Метафора |
||||
34. |
21.05 |
П/р Гипербола. Литота. П/р Аллегория. Антитеза. Контраст. Сопоставление |
Раздел VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Методическая литература
- Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка [Текст] / А. Т. Арсирий. - М., Просвещение.
- Архангельский А. Введение в литературоведение. - Москва, 1985 год
- Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.
- Будагов, Р.А. Закон многозначности слова [Текст] / Р.А.Будагов // Русская речь. - 1972. - № 3.
- Валгина Н.С. Современный русский язык [Текст] / Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М. И. Фомина. - М., 2002.
- Введенская, Л.А. От серьезной науки до словесных шуток [Текст] / Л.А.Введенская, Н.П.Колесников. - М.: Новая школа, 2009.
- Веселовский А.Н.. Историческая поэтика. - Москва, 1961.
- Виды внеклассной работы по русскому языку [Текст]: сост. М.М.Морозова. - М., 1968.
- Вишневская, Л.Л. Паронимия [Текст] / Л. Л. Вишневская, И.В.Старикова // Русский язык и литература для школьников. - 2005 - №2.- С. 18-22.
- Вульфсон, Р.Е. Упражнения по лексике и фразеологии [Текст] / Р.Е.Вульфсон. - М., Просвещение, 2007.
- Голуб,И.Б. Занимательная стилистика [Текст] / И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь.- М.: Просвещение, 2009. - 207с.
- Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой [Текст]: материалы для внеклассной работы по русскому языку / Л.Т.Григорян. - М., 1976.
- Давайте говорить правильно! Трудности грамматического управления всовременном русском языке [Текст]: краткий словарь-справочник. - СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. - 176с.
- Елистратов, В.С. Древние рецепты хорошей речи [Текст] / В.С.Елистратов// Русский язык и литература для школьников. - 2003 - №4.- С. 23-27.
- Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа [Текст] / Т.Н.Калечиц, З.А.Кейлина. - М., 1972.
- Кирпикова, Л.В. Лингвистический кружок в школе [Текст] / Л.В.Кирпичикова, Н.Л.Шенкевец // Русский язык в школе. - 1982. - № 1.
- Колесов, В.В. История русского языка в рассказах [Текст] / В.В.Колесов. - СПб:Авалонъ Азбука - классика, 2010.
- Красных, В.И. О лексических паронимах в современном русском языке [Текст] / В.И.Красных // Русский язык в школе. - 2001 - №5.- С. 66-70.
- Нарушевич, А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки [Текст] / А.Нарушевич // Русский язык и литература для школьников. - 2005 - №1. - С. 2 - 9.
- Откупщиков, Ю. В. К истокам слова [Текст] / Ю. В. Откупщиков. - СПб:Авалонъ Азбука - классика, 2011.
- Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д.Э.Розенталь. - М., 2011.
- Розенталь, Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. - М., 2002.
2. Литература для учащихся
- Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// 2. А.И.Горшков.- М.: Просвещение, 1993.-175с.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая.- М.: Просвещение, 1991.-220с.
- Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. / Л.Т.Григорян.- М.: Просвещение, 1988.-205с.
- Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь.- Л.: Просвещение, 1990.-252с.
- Литературный энциклопедический словарь - Москва, «Советская энциклопедия», 1987 год
- Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть 1 и 2. - Москва, «Аванта+», 2000 год
- Энциклопедия для детей. Том 9. Литература. - Москва, «Аванта+», 2002 год
- Энциклопедический словарь юного филолога. - Москва, «Педагогика», 1984 год
3. Справочная литература
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4 т / В.И.Даль. -СПб., 2009.
- Квятковский А. Поэтический словарь. - Москва, «Дрофа», 2000 год
- Козлова, Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных [Текст] / Т.В.Козлова. - http://frazbook.ru
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.: 2001.-940с.
- Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П.Педчак. - М.: Феникс, 2001.-351с.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н.Тихонов.- М.: Просвещение, 1991.-576с.
- Фразеологический словарь русского языка [Текст] - М., 2013.
- Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка [Текст] / Н. М. Шанский. - СПб, 2009.
- Школьный этимологический словарь [Текст] - М.: АСТ-пресс, 1996.
4. Интернет-ресурсы
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Имена.org - популярно об именах и фамилиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imena.org
- Кабинет русского языка и литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruslit.ioso.ru
- Крылатые слова и выражения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slova.ndo.ru
- Культура письменной речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramma.ru
- Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mapryal.org
- Международная олимпиада по лингвистике «Познание и творчество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://future4you.ru/
- МетаШкола - интернет-кружки и олимпиады [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metaschool.ru/
- Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru