Цель литературного образования в 5 классе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
- готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;
- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы. 5-й класс - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Одной из целей нашей школы является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея под открытым небом, приобщение детей к духовно-нравственным и культурным ценностям русского и бурятского народом, поэтому содержание обучения литературе обогащено этнокультурным и краеведческим материалом. Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего духовного наследия русского народа, одного из народов, населяющего Забайкальский край.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебнике.
В данном классе обучаются 14 учащихся: 9 мальчиков и 5 девочек. Общее состояние внутриличностных отношений в классе удовлетворительное. Адаптация к обучению в основной школе проходит без дезадаптации, все учащиеся довольны своим обучением и комфортно чувствуют себя в новой школьной среде. По уровню интеллектуального развития и степени готовности учащихся к обучению в основной школе были выявлены следующие показатели: 2 - на высоком уровне, 6 - на среднем, 6 - на низком.
Предметные и метапредметные результаты освоения программы по русскому (родному) языку оговорены в соответствующих разделах "Основного содержания".
Для подведения итогов реализации ОП и оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: тест; сочинение; самостоятельная работа; зачет; взаимоконтроль; самоконтроль; устный опрос.
Для подведения итогов реализации образовательной программы и оценки достижений учащихся будут организованы выставки, учебно-исследовательская конференция, презентация языкового портфолио.
Наиболее приемлемыми для учащихся 5 класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
информационная переработка устного и письменного текста в рубриках "Информационный поиск", "Работа в паре", "Групповое задание", "Содружество искусств", "Задание повышенной сложности" и др.: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; продолжение текста; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, отзыва, творческих работ в жанре эссе, рассказа); сочинения-рассуждения; сравнение текстов; коммуникативные и игровые ситуации; составление иллюстраций; сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
- Интерактивное обучение.
- Игровые технологии.
- Исследовательский метод в обучении.
- Метод проектов.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Читательский дневник.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы. 5-й класс - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Одной из целей нашей школы является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея под открытым небом, приобщение детей к духовно-нравственным и культурным ценностям русского и бурятского народом, поэтому содержание обучения литературе обогащено этнокультурным и краеведческим материалом. Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего духовного наследия русского народа, одного из народов, населяющего Забайкальский край.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебнике.
В данном классе обучаются 16 учащихся: 11 мальчиков и 5 девочек. Общее состояние внутриличностных отношений в классе удовлетворительное. Адаптация к обучению в основной школе проходит без дезадаптации, все учащиеся довольны своим обучением и комфортно чувствуют себя в новой школьной среде. По уровню интеллектуального развития и степени готовности учащихся к обучению в основной школе были выявлены следующие показатели: 4 - на высоком уровне, 6 - на среднем, 6 - на низком.
Предметные и метапредметные результаты освоения программы по русскому (родному) языку оговорены в соответствующих разделах "Основного содержания".
Для подведения итогов реализации ОП и оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: тест; сочинение; самостоятельная работа; зачет; взаимоконтроль; самоконтроль; устный опрос.
Для подведения итогов реализации образовательной программы и оценки достижений учащихся будут организованы выставки, учебно-исследовательская конференция, презентация языкового портфолио.
Наиболее приемлемыми для учащихся 5 класса являются следующие приемы и методы работы на уроке: информационная переработка устного и письменного текста в рубриках "Информационный поиск", "Работа в паре", "Групповое задание", "Содружество искусств", "Задание повышенной сложности" и др.: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; продолжение текста; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, отзыва, творческих работ в жанре эссе, рассказа); сочинения-рассуждения; сравнение текстов; коммуникативные и игровые ситуации; составление иллюстраций; сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
- Интерактивное обучение.
- Игровые технологии.
- Исследовательский метод в обучении.
- Метод проектов.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Читательский дневник.
5-й класс
Личностными результатами изучения предмета "Литература" являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
- потребность в самовыражении через слово;
- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса "Литература" является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы .
Предметными результатами изучения курса "Литература" является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию "устного высказывания";
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
- сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять "чужие" тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Cодержание внеаудиторной деятельности.
№ п/п |
Содержание курса | Содержание регионального компонента | Кол-во часов |
1 | Мифы | Мифологические персонажи в фольклоре Забайкалья | 1 |
Проект "Путешествие в Древнюю Грецию" (Конкурс иллюстраций) | 1 | ||
2 | Устное народное творчество Народные сказки |
Проект "Сказочная карта путешествия
Ивана-царевича" (по сказке "Царевна-лягушка") |
1 |
Региональное своеобразие русских
сказок Забайкалья. Сказки народов Забайкалья. Бурятская народная сказка "Хурист" |
1 | ||
Легенды и предания | Легенды и предания Забайкалья | 1 | |
Малые жанры фольклора | Народный календарь. Малые жанры фольклора, традиционные для Забайкалья |
1 | |
3 | Литературные сказки | Литературное соревнование "Вслед за героями сказок" (викторина) |
2 |
4 | Басни | Конкурс знатоков басни (конкурс) | 1 |
5 | Человек перед лицом жизненных испытаний | "Моя любимая книга" Размышление над самостоятельно прочитанным произведением |
1 |
6 | Поэзия природы | Встреча с поэтами Забайкалья "Поэзия природы" | 1 |
Социальный проект "Река Иля" (заметка в газету) |
1 | ||
7 | Идет война народная, священная война | Великая Отечественная война в истории моей семьи | 3 |
Итого: | 15 ч |
Контрольные работы по литературе (10 ч):
№ п/п |
Содержание | Кол-во часов |
1 | Контрольная работа № 1 Повторение изученного за курс начальной школы |
1 |
2 | Контрольная работа № 2. Тест по теме "Мифы" |
1 |
3 | Контрольная работа №3. Зачет по теме "Устное народное творчество" |
1 |
4 | Контрольная работа №4 по теме "Литературные сказки" (тест) | 1 |
5 | Контрольная работа № 5 по теме "Басни" (тест) | 1 |
6 | Контрольная работа № 6 по теме "Человек перед лицом жизненных испытаний" (сочинение) | 1 |
7 | Контрольная работа № 7 по теме "Поэзия природы" | 1 |
8 | Контрольная работа № 8. Контрольное сочинение "Дети войны" |
1 |
9 | Контрольная работа № 9. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе | 1 |
10 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Итого | 10 ч |
Класс | Кол-во часов | Кол-во классных сочинений | Внеклассное чтение | Развитие речи | Техника чтения |
5А | 102 | 8 | 9 | 10 | 100 - 120 слов |
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Контрольные работы |
Развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение | 3 | 1 | 1 | |
Мифы | 13 | 1 | 1 | 1 |
Устное народное творчество | 15 | 1 | 1 | 1 |
Сказочные события и герои литературы | 17 | 1 | 1 | 3 |
Басни | 9 | 1 | 1 | - |
Человек перед лицом жизненных испытаний | 16 | 1 | 1 | 2 |
Поэзия природы | 14 | 1 | 2 | 1 |
"Идет война народная, священная война:" | 8 | 1 | 2 | 1 |
Рассказы о твоих сверстниках | 7 | 1 | 1 | |
Итоговый урок | 1 | |||
Итого: | 102 | 10 | 11 | 9 |
Основное содержание
(102 ч)
(3)
Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.
I. Мифы (13 ч)
Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.
Для чтения и бесед
О происхождении мира и богов. "Олимп", "Орфей и Эвридика", "Пигмалион". Подвиги Геракла.
Гомер как легендарный создатель поэмы "Одиссея".
Герои мифов в поэме Гомера "Одиссея" (отрывок из IX песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.
Для самостоятельного чтения
Н. А. Кун. "Легенды и мифы Древней Греции"; В. В. Смирнова. "Герои Эллады"; легенда о "Летучем голландце".
Мифы древних славян
Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.
II. Устное народное творчество (15ч)
Народные сказки
Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.
Для чтения и бесед
"Горшеня". "Белая уточка".
Сказки народов мира: "Коршун и кошка" (египетская сказка).
Легенды и предания
Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.
Для чтения и бесед
"О граде Китеже", "Атаман Кудеяр", "Про Никитушку Ломова".
Малые жанры фольклора
(Загадки. Пословицы и поговорки)
Для чтения и бесед
Загадки.
Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Народный кукольный театр
Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
Для чтения и бесед
"Петрушка Уксусов".
Для самостоятельного чтения (к разделу II)
"Бой на Калиновом мосту", "Каша из топора", "Солнце, Месяц и Ворон Воронович". Сборники русских народных сказок: "Гора самоцветов", "Волшебное кольцо". Сказки народов мира.
"Черный конь скачет в огонь" (Русские загадки / сост. В. П. Аникин; Б. В. Шергин); "Незабудки", "Пословицы в рассказах", "Гости с Двины"; "При солнышке тепло, при матери добро" (по рекомендации учителя и выбору учащихся).
Б. Привалов. "Петрушка - душа скоморошья".
III. Сказочные события и герои в литературе (17 ч)
Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.
А. С. ПУШКИН. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
"Руслан и Людмила" (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.
X. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни великого сказочника.
Для чтения и изучения
"Снежная королева". Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.
Е. Л. ШВАРЦ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
"Золушка" (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. "Золушка" Е. Л. Шварца и "Золушка" Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.
О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.
П. П. БАЖОВ. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.
Для чтения и бесед
"Каменный цветок". Герой сказа Бажова - труженик и художник.
Для самостоятельного чтения (к разделу III)
М. Ю. Лермонтов. "Ашик-Кериб"; А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители"; В. Ф. Одоевский. "Городок в табакерке"; В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"; А. М. Волков. "Волшебник Изумрудного города"; В. Г. Губарев. "Королевство кривых зеркал"; Л. И. Лагин. "Старик Хоттабыч"; С. Я. Маршак. Пьесы-сказки; А. С. Некрасов. "Приключения капитана Врунгеля"; Ю. К. Олеша. "Три толстяка"; К. Г. Паустовский. "Теплый хлеб"; А. П. Платонов. "Разноцветная бабочка" (легенда), "Путешествие воробья"; Е. Л. Шварц. "Сказка о потерянном времени".
X. К. Андерсен. "Русалочка", "Гадкий утенок", "Соловей", "Новое платье короля", "Истинная правда", "Штопальная игла"; Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. "Маугли"; Л. Кэрролл. "Алиса в стране чудес"; О. Уайльд. "Мальчик-звезда"; М. Лобату. "Сказки тетушки Настасий". И. Зиедонис. "Разноцветные сказки"; Э. Рауд. "Муфта, Полботинка и Моховая борода"; И. Франко. "Башмаки Абу-Касима"; В. Гауф. "Маленький Мук", "Карлик Нос"; Э. Т. А. Гофман. "Щелкунчик и Мышиный король"; К. Каллоди. "Приключения Пиноккио"; С. Лагерлёф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"; А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"; А. А. Милн. "Когда-то, давным-давно..."; О. Пройслер. "Маленькая Баба-Яга"; П. Трэверс. "Мэри Поппинс"; Т. Янсон. "Шляпа волшебника"; Д. Родари. "Сказки Италии".
IV. Басни (9 ч)
Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.
И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.
Для чтения и изучения
"Волк на псарне", "Демьянова уха", "Квартет", "Волк и Ягненок".
Для чтения и бесед
"Лжец", "Две Бочки", "Свинья под Дубом", "Осел и Соловей", "Кукушка и Петух" (по выбору учителя).
Басни Эзопа ("Рыбак и Рыбка", "Лев и Мышь", "Лисица и виноград"), Г. Лессинг "Свинья и Дуб" и Лафонтена ("Лисица и виноград").
Для самостоятельного чтения (к разделу IV)
И. А. Крылов. "Ворона и Лисица", "Ларчик", "Петух и Жемчужное Зерно", "Лягушка и Вол", "Любопытный", "Лисица и виноград", "Волк и Журавль", "Зеркало и Обезьяна"; Эзоп. Басни.
V. Человек перед лицом жизненных испытаний (16 ч)
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения
"Бородино". Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.
Тема и идея художес твенного произведения. Эпитет и сравнение.
Для чтения и бесед
М. Ю. Лермонтов. Из поэмы "Сашка" (строфы VII, VIII); А. С. Пушкин. Из романа "Евгений Онегин" (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. "Как часто в горестной разлуке..."); Д. В. Давыдов. "Партизан".
A. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
"Косарь". Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. "Аннибалова клятва" Тургенева.
Для чтения и изучения
"Муму". История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.
Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Н.Н. Некрасов. Поэзия детства.
"Крестьянские дети". "Школьник".
Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.
Для чтения и изучения
"Кавказский пленник". Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.
Сюжет и герои художественного произведения.
Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
"Кусака". Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что - осудить дачников.
А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
"Белый пудель". Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Для самостоятельного чтения (к разделу V)
А. В. Кольцов. "Раздумье селянина", "Доля бедняка"; А. И. Куприн. "Тапер", "Чудесный доктор", "В недрах земли", "Ю-Ю", "Грачи"; Л. Н. Андреев. "Петька на даче", "Ангелочек".
Д. В. Григорович. "Гуттаперчевый мальчик"; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович. "Максимка", "Побег" и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. "Мальчики", "Беглец"; Н. Г. Гарин-Михайловский. "Детство Темы".
VI. Поэзия природы (14 ч)
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.
Для чтения и изучения
А. С. Пушкин. "Обвал"; Ф. И. Тютчев. "Как хорошо ты, о море ночное...", "Есть в осени первоначальной..."; А. Н. Майков. "Пейзаж", "Ласточки". К. Д. Бальмонт. "Где б я ни странствовал, везде припоминаю..."; Н. И. Рыленков. "Всё в тающей дымке...". К.Кулиев "Когда на меня навалилась беда".
К.Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
"Мещёрская сторона". Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.
Очерк как вид эпического произведения.
Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
"Тридцать зерен", "Как ворона на крыше заблудилась".
Для самостоятельного чтения (к разделу VI)
A.А. Фет. "Ласточки пропали...", "Скрип шагов вдоль улиц белых..."; А. Н. Майков. "Весна" ("Уходи, зима седая!.."), "Весна! Выставляется первая рама...", "Осень" (отрывок); В. В. Бианки. "Лесная газета на каждый год"; К. Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. "Летние дни"; М. М. Пришвин. Сб. рассказов "Ярик", "О чем шепчутся раки", "Лесной хозяин"; "Родные поэты" (сб. стихотворений).
VII. "Идет война народная, священная война!.." (8 ч)
Для чтения и бесед (по выбору учителя)
К. М. Симонов. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."; А. А. Сурков. "Бьется в тесной печурке огонь..."; М. Джалиль. "Мост", "Случается порой"; С. С. Орлов. "Тонкая российская береза..."; Р. Гамзатов. "Журавли".
Для самостоятельного чтения (к разделу VII)
B. П. Катаев. "Сын полка".
VIII. Рассказы о твоих сверстниках (7 ч)
Ю. П. КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
"Тихое утро". Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.
В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
"Мститель".
Рассказ как жанр литературы.
Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)
Ю. П. Казаков. "Арктур - гончий пес", "Ночь", "Тедди".
Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Кир Булычев. Рассказы;
A. П. Гайдар. "Тимур и его команда"
B. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре".
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Д. Дефо. "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" (в издании для детей);
Д. Свифт. "Путешествия Гулливера" (в издании для детей);
Э. Сетон-Томпсон. "Рассказы о животных";
Д. Гринвуд. "Маленький оборвыш";
В. Гюго. "Козетта";
М. Твен. "Приключения Тома Сойера";
Ч. Диккенс. "Пип" (гл. I-V из романа "Большие надежды");
Уйда. "Нелло и Патраш";
Р. Брэдбери. "Мальчик-Невидимка".
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 5 классе
(по программе Г.И. Беленького)
3 часа в неделю (102 ч)
№ п/п |
Тема урока | К-во часов |
Дата проведения | Отметка о выполнении |
Введение | 3 ч | |||
1 | О художественной литературе и чтении. Литературная карта Забайкалья. |
1 | ||
2 | Р.Р. сочинение "Мой любимый литературный герой". | 1 | ||
3 | Контрольная работа № 1. Входные тесты за курс начальной школы. | 1 | ||
Мифы | 13 ч | |||
4 | Мифы Древней Греции. Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей. "Олимп". | 1 | ||
5 | Орфей и Эвридика. | 1 | ||
6 | "Пигмалион". | 1 | ||
7 | Подвиги Геракла. | 1 | ||
8-9 | Гомер как легендарный создатель поэмы. "Одиссея". "Одиссея". Мудрость и хитроумие Одиссея. | 2 | ||
10 | Р.Р. Урок-кроссворд "Мифы Древней Греции" | 1 | ||
11 | Мифы Древней Руси | 1 | ||
12 | Вн. чт. Мифы и сказки древних славян | 1 | ||
13 | Мифологические персонажи в фольклоре Забайкалья | 1 | ||
14 | Проект "Путешествие в Древнюю Грецию" | 1 | ||
15 | Самостоятельная работа по теме "Мифы" | 1 | ||
16 | Контрольная работа № 2 "Мифы" | 1 | ||
Устное народное творчество | 15 ч | |||
17 | Народные сказки. Сказка и миф. Виды народных сказок "Горшеня" | 1 | ||
18 | "Белая уточка" | 1 | ||
19 | Вн. чт. "Царевна-лягушка" | 1 | ||
20 | Путешествие в русскую
народную сказку Проект "Сказочная карта путешествия Ивана-царевича" (по сказке "Царевна-лягушка") |
1 | ||
21 | Региональное
своеобразие русских сказок Забайкалья. Сказки народов Забайкалья. Бурятская народная сказка "Хурист" |
1 | ||
22 | Р.Р. Сочинение сказки | 1 | ||
23 | О легенде и предании Легенды русского народа: "О граде Китеже", "Атаман Кудеяр", "Никитушка Ломов". |
1 | ||
24 | Легенды и предания Забайкалья | 1 | ||
25 | Загадки. | 1 | ||
26 | Пословицы и поговорки | 1 | ||
27 | Малые жанры фольклора, традиционные для Забайкалья | 1 | ||
28-29 | Народный кукольный театр Петрушка Уксусов |
2 | ||
30 | Самостоятельная работа по теме "Устное народное творчество" | 1 | ||
31 | Контрольная работа №3. Зачет по теме "Устное народное творчество" |
1 | ||
Литературные сказки | 17 ч | |||
32 | А.С. Пушкин. "Руслан и Людмила". Сказочные образы в поэме. | 1 | ||
33 | "Руслан и Людмила". Изобразительное мастерство поэта. | 1 | ||
34 | "Руслан и Людмила". Ритм, рифма,
интонация. О стихотворной речи |
1 | ||
35 | Урок выразительного чтения "Руслан и Людмила". |
1 | ||
36 | Вн.чт. Викторина по сказкам А.С. Пушкина | 1 | ||
37 | Х.К. Андерсен. "Снежная королева". Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | 1 | ||
38 | "Снежная королева". Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | 1 | ||
39 | Р.Р. Классное сочинение по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева". | 1 | ||
40-41 | Сказки о гонимой падчерице. Над чем и
почему иронизирует и смеется Е.Л.Шварц? Евгений Львович Шварц Кинокомедия "Золушка" |
2 | ||
42 | Вн. чт. Сказки Х.К.Андерсена, братьев Гримм, Р.Киплинга, О.Уайльда. | 1 | ||
43 | П.П.Бажов. "Каменный цветок". Герой сказа Бажова- труженик и художник. | 1 | ||
44 | Вн.чт. П.П.Бажов "Хрупкая веточка", "Горный мастер" | 1 | ||
45-46 | Литературное соревнование "Вслед за героями сказок" | 2 | ||
47 | Самостоятельная работа по теме "Литературные сказки" | 1 | ||
48 | Контрольная работа №4 по теме "Литературные сказки" (тест) | 1 | ||
Басни | 9 ч | |||
49 | И.А.Крылов. Басня как литературный жанр "Волк на псарне". |
1 | ||
50 | Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. "Демьянова уха" | 1 | ||
51 | Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. "Квартет" | 1 | ||
52 | Близость басни к устному народному творчеству. "Волк и Ягненок" | 1 | ||
54 | Эзоп. Рыбак и рыбка. Лев и мышь. Лисица и виноград | 1 | ||
53 | Готхольд Эфраим Лессинг. "Свинья и
дуб" Жан де Лафонтен. "Лисица и виноград" И.А. Крылов "Лисица и виноград" |
1 | ||
55 | Конкурс знатоков басни | 1 | ||
56 | Р.Р. Сочинение басни с моралью | 1 | ||
57 | Контрольная работа № 5 по теме "Басни" (тест) | 1 | ||
Человек перед лицом жизненных испытаний | 16 ч | |||
58 | М.Ю.Лермонтов. Сведения о жизни поэта.
Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии
Лермонтова. "Бородино". Тема и идея стихотворения. Эпитет и сравнение. |
1 | ||
59 | "Бородино". Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. | 1 | ||
60 | Р.Р. Урок выразительного чтения "Бородино". |
1 | ||
61 | А.В.Кольцов. Сведения о жизни поэта. "Косарь". Близость стихотворения народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского народа |
1 | ||
62 | И.С.Тургенев "Муму". Сведения о жизни
писателя. История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости, унижению людей. |
1 | ||
63 | И.С.Тургенев "Муму". Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. |
1 | ||
64 | Н.А.Некрасов. Сведения о жизни поэта. "Крестьянские дети". Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. | 1 | ||
65 | "Крестьянские дети". Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей. Вера поэта в народ. | 1 | ||
66 | Л.Н. Толстой. Быль "Кавказский пленник". Быль как литературный жанр. Сюжет и герои произведения. | 1 | ||
67 | Л.Н. Андреев "Кусака". Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. |
1 | ||
68 | Вн. чт. Л.Н. Андреев "Петька на даче" | 1 | ||
69 | А. Куприн "Белый пудель". Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия. Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж. |
1 | ||
70 | Вн. чт. А. Платонов "Цветок на земле" | 1 | ||
71 | "Моя любимая книга" Размышление над самостоятельно прочитанным произведением | 1 | ||
72 | Самостоятельная работа | 1 | ||
73 | Контрольная работа № 6 по теме "Человек перед лицом жизненных испытаний" (сочинение) | 1 | ||
Поэзия природы | 14 ч | |||
74 | Любовь поэтов к родной природе как
выражение их патриотических чувств и глубокого
восприятия красоты окружающего мира. А.С. Пушкин. Обвал |
1 | ||
75 | Ф.И. Тютчев "Как хорошо ты, о море
ночное". "Есть в осени первоначальной" |
1 | ||
76 | А.Н. Майков "Пейзаж", "Ласточки" | 1 | ||
77 | К.Д. Бальмонт "Где б я ни странствовал" | 1 | ||
78 | Н.И. Рыленков "Все в тающей дымке" | 1 | ||
79 | К.Ш. Кулиев "Когда на меня навалилась беда" | 1 | ||
80 | Встреча с поэтами Забайкалья "Поэзия природы" | 1 | ||
81 | К.Паустовский. Певец природы Мещерская сторона . Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Т.Л. Очерк как вид эпического произведения. |
1 | ||
82 | Е.И. Носов "Тридцать зерен" Как ворона заблудилась на крыше |
1 | ||
83 | Вн. чт. Е.И. Носов "Три охотника" | 1 | ||
84 | Р.Р. Проба пера "Я автор" | 1 | ||
85 | Социальный проект "Река Иля" (заметка в газету) | 1 | ||
86 | Самостоятельная работа | 1 | ||
87 | Контрольная работа № 7 по теме "Поэзия природы" | 1 | ||
Идет война народная, священная война | 8 ч | |||
88-90 | Тема Великой Отечественной войны в лирике К.М.Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", А.А. Суркова "Бьется в тесной печурке огонь", А.Твардовского "Рассказ танкиста", М. Джалиль "Мост", "Случается порою", С.С. Орлова "Тонкая российская березка", Р. Гамзатова "Журавли" | 3 | ||
91 | Вн.чт. В.П.Катаев "Сын полка" | 1 | ||
92-94 | Социальный проект "Встреча с ветераном Великой Отечественной войны" | 3 | ||
95 | Контрольная работа № 8. Контрольное сочинение "Дети войны" |
1 | ||
Рассказы о твоих сверстниках | 7 ч | |||
96 | Ю.П. Казаков "Тихое утро" Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. |
1 | ||
97 | В.А. Солоухин. Правда факта и слово
художника "Мститель". Рассказ как жанр литературы. |
1 | ||
98 | В.П. Астафьев "Васюткино озеро" | 1 | ||
99 | Вн.чт. В. Медведев "Баранкин, будь человеком" | 1 | ||
100 | Контрольная работа № 9. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе | 1 | ||
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
102 | Итоговая читательская конференция | 1 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА" В 5 КЛАССЕ.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Интернет-ресурсы: для учителя
Федеральные образовательные ресурсы
Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, а также перечень федеральных информационно-образовательных порталов.
1.1. Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты
Подраздел содержит ресурсы, публикуемые в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации, федеральными службами и агентствами, а также подведомственными им организациями, работающими в сфере образования на федеральном уровне. Наряду с официальными сайтами органов управления образованием, представлены сайты, на которых можно получить информацию об отдельных направлениях развития сферы образования, о реализуемых программах и проектах общероссийского масштаба, о ходе и результатах отраслевых программ и научно-исследовательских работ, нацеленных на повышение эффективности российской системы образования.
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений.
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
http://www.ed.gov.ru
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)
http://www.fasi.gov.ru
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
http://www.rost.ru
Федеральная целевая программа развития образования (2006-2010) - ФЦПРО
http://www.fcpro.ru
Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект "Образование" и проект "Информатизация системы образования"
http://portal.ntf.ru
Статистика российского образования
http://stat.edu.ru
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ
http://www.apkppro.ru
Государственый научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ "Информика")
http://www.informika.ru
Национальное аккредитационное агентство в сфере образования
http://www.nica.ru
Федеральный институт педагогических измерений
http://www.fipi.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.mto.ru
Федеральный центр образовательного законодательства
http://www.lexed.ru
Федеральный центр тестирования
http://www.rustest.ru
1.2. Федеральные информационно-образовательные порталы
Подраздел включает перечень федеральных образовательных порталов, выступающих основными источниками информации для всех имеющих отношение к образованию. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов.
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей.
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://ege.edu.ru
Естественнонаучный образовательный портал
http://www.en.edu.ru
Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент"
http://www.ecsocman.edu.ru
Федеральный портал "Инженерное образование"
http://www.techno.edu.ru
Федеральный портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
http://www.law.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Российский портал открытого образования
http://www.openet.edu.ru
Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ
http://www.sng.edu.ru
Федеральный портал "Дополнительное образование детей"
http://www.vidod.edu.ru
Федеральный портал "Непрерывная подготовка преподавателей"
http://www.neo.edu.ru
Федеральный специализированный информационный портал "Сравнительная образовательная политика"
http://comparative.edu.ru
http://internika.org/consultations
http://school.edu.ru
http://www.alleng.ru/d/rusl/rus_gia-tr.htm
http://ruslit.metodist.ru
Справочно-информационные ресурсы:
http://www.ruscenter.ru - РОФ "Центр развития русского языка".
http://www.1sept.ru - Электронные версии газеты "Русский язык".
http://www.slovesnikk.ru - Сайт о русской словесности.
http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ).
http://www.edu.ru - образовательный портал.
http://center.fio.ru - Мастерская "В помощь учителю. Русский язык".
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Абдуева З.Н., Сарычева Н.И. В мире литературы. 5 класс. В 2 ч.: рабочая тетрадь/ М.: Дрофа. 2008. 110 с.
- Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /[авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова] под ред. Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина. 2013.
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6 класс / М.: Изд. Экзамен. 2006. 126 с.
- Михайлова И. Тесты к школьному курсу. Литература. 5 класс / М.: АСТ-ПРЕСС. 1998. 288 с.
- Михайлова И. Тесты к школьному курсу. Литература. 6 класс / М.: АСТ-ПРЕСС. 1998. 288 с.
- Мишакина Т.Л. Н.Е. Алдошина Н.Е. Читательский дневник / М.: Ювента. 2011. 80 с.
- Павлова Т.И. Практика успешного написания сочинения-рассуждения. 5-7 классы. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы/ Т.И. Павлова, Н.А. Раннева, Н.Н. Василенко. - Изд. 2-е испр. И доп. - Ростов-н/Д: Легион, 2011. - 190 с. - (Промежуточная аттестация. Русский язык.)
- Россия. Большой лингвострановедческий словарь/ Под общей ред. Ю.Е. Прохорова. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 736 с. - (Фундаментальные словари)
Школьные словари русского языка и литературы:
Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1999.
Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 1998.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. - М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. - М., 2004.
Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1981.
Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - 2-е изд., испр. - М., 1998.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XX вв.). - М., 1996.
Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М.,2000.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд. - М., 1991.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 1997.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 4-е изд. - М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). Сост. М. В. Панов. - М., 1984.
Интернет-ресурсы (для учащихся):
Словари:
http://www.sork.ru - Словарь сокращений русского языка
http://www.megakm.ru - Толковый словарь русского языка Ожегова
http://www.slovari.ru - Русские словари (Институт им. Виноградова)
http://www.gramota.ru - Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
http://www.repetitor.1c.ru - Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
http://www.gramotey.ericos.ru - Электронный тренажер "Грамотей"
http://www.klyaksa.country.ru - Грамматический конкурс "Золотая клякса".
http://www.golovolomka.hobby.ru - Головоломки со словами.
Русский язык и литература:
- Лингвистическое краеведение Читинской области: Национально-региональный компонент Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по русскому языку / О.Л.Абросимова, Н.Н. Агафонова, Л.П. Алексенко [и др.]. - Чита.
- Валикова Е.А.Старинные русские меры / Е.А. Валикова. - Чита, 2003. Жамсаранова Р.Г. Материалы к региональному топонимическому словарю / Р.Г. Жамсаранова. - Чита, 2005.
- Пащенко В.А. Материалы к словарю фразеологизмов и иных устойчивых сочетаний Читинской области: В 4-х ч./ В.А. Пащенко. - Чита, 1999. Региональная модель образовательного учреждения: от школы народных традиций к школе полилога культур. - Чита, 2006.
- Левашов В.С. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья. Кн. 1-4. Пособие для учителей./ Чита: ЗабГПУ. 1998.
- Нелюбова Н.Я. Региональный компонент преподавания русского языка и литературы / Н.Я. Нелюбова, Е.Б. Медникова. - Чита, 2006.
- Федотова Т.В. Словарь топонимов Забайкалья / Т.В. Федотова. - Чита, 2003.
- Шангина А.В.Словарь языка забайкальского писателя Е.Е.Куренного / А.В. Шангина. - Чита, 2006.
- Язык художественных произведений (на материале произведений забайкальской литературы): Хрестоматия. - Чита, 2000.