Фрагменты уроков эой теме.
Учащиеся записывают в тетрадь эпиграф из древнего египетского манускрипта: “Человек с ласковым взором несчастен, доброго везде презирают. Человек, на которого надеешься, бессердечен. Нет справедливости. Земля — это приют злодеев.”
Ведутся поиски ответа на вопрос: почему писатель взял такой эпиграф? Работа начинается с чтения первой главы (“И я снова выходил в степь заснеженную, взорванную воронками...” до ее конца.) Перед чтением дается задание.
- Кратко передайте содержание главы.
- Начните писать портреты действующих лиц — немца Вилли, дяди Паши и Якушина.
- Какие художественные приемы использует автор в этой главе?
Запишите в тетрадь слова Нагорной проповеди и сопоставьте с эпиграфом. Подтверждает ли 1 глава основную мысль эпиграфа?.
Чтение 4 главы
(“Средь придавленной плоской белой степи...” до
ее конца)
Задание перед чтением.
- Дайте название главе.
- Допишите портреты уже знакомых героев.
- Опишите новых героев, на которых вы остановили свое внимание.
- Какие обязанности исполняет каждый из них? Их заставляют или они сами возлагают на себя эти обязанности? Имеют ли они на это право?
Дополнительные вопросы в процессе работы над текстом:
- Кто страшней в этой сцене? Почему?
- Кто выступает носителями основного смысла эпизода?
Если учащиеся назвали главу “Расправа”, “Месть”, “Казнь”, предлагается установить, какое название более всего подходит по смыслу.
- Кто не участвует в расправе? Почему?
- Проследите по тексту (если требуется, выборочно прочитайте) за простоволосым парнем. Каждый раз автор добавляет новую деталь. Как она помогает нам следить за художественной мыслью писателя? Какая деталь наиболее ярко характеризует этого человека? (“расхристанная шинель”). Почему?
Обратите внимание на эпиграф и слова из Нагорной проповеди. По каким законам живут эти люди?
Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос автора: “Кто они, собственно,— люди или нелюди?”.Для сопоставления с авторской позицией после выполнения задания учитель читает главу 6, выборочно главу 10.
Чтение глав 11, 12
(“Еще в Пологом Займище я сошелся с одним старшим
сержантом”)
Перед чтением:
- Назовите главы. Коротко передайте их содержание.
- Какие художественные приемы использует автор в этой главе? С какой целью?
В процессе работы над текстом:
- Почему все кажутся красивыми автору в этот момент?
- Наказан ли автор в этой сцене? Как? Какое самое страшное наказание для него?
Задания и вопросы к 14, 15 главам (“Еще страна не улеглась после войны”).
- Передайте кратко содержание главы 14.
- Назовите главу 14.
- Как Вы думаете, что это за “лагерная шалава”? 1947 год... Придумайте ей “преступление”. За что она могла попасть в заключение?
- Кто меняет настроение очереди? Почему?
- Какой, по-вашему, парень в кубанке, добрый, злой?
Опишите его внешность.
Какой вывод делает писатель в конце? Почему повести даны такие эпиграфы?
“Люди или нелюди”.
Задание 1. Краткое изложение событий 1 и 4 главы повести. Когда Дядя Паши и Якушин, на Ваш взгляд, были сами собой?
Задание 2. “Мой народ, частицей которого я являюсь,— люди или нелюди??” — задает себе вопрос В.Тендряков. Постарайтесь ответить за него, опираясь на любые примеры из повести.
Задание 3. Какой случай из жизни автора существенно “подправил” его “я”? Почему этот эпизод стал самым значительным в жизни В.Тендрякова?
Задание 4. Передайте содержание главы 11.
В момент нравственного прозрения автору все окружающие люди видятся красивыми. Почему? Какие качества определяют красоту человека, по мнению писателя? Согласны ли Вы с ним?
Задание 5. “Ты среди масс порождаешь меня. И в числе прочих — тебя”. Это утверждение В. Тендрякова аргументируйте текстом повести. Согласны ли Вы с писателем?