Критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.
Возможность художественного текста исключительна: текст сам по себе стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в работе с любым материалом необходим инструмент, чтобы мысль была верной, суждения обоснованными, чувства адекватными. Таким инструментом для меня стало использование на уроках приемов РКМЧП.
Спросишь малышей: "Вопросы есть?" -
И ручонок поднятых не счесть.
Спросишь старшеклассников - таятся.
Глупыми боятся показаться?
Но вопросов глупых нет.
А что же есть?
Уже есть неуверенность, боязнь, нежелание:.
Если учитель берется за применение стратегий новой технологии РКМЧП, это неизбежно приводит к тому, что он должен работать в трех элементах инноваций:
- углублять свои знания в области познания (новая информация);
- учиться гибкости в организации учебной деятельности;
- строить новые отношения с учащимися.
Важное в этой технологии:
- Идет процесс развития навыков, а не дается информация.
- Создается обучающая среда - атмосфера доверия, право иметь и высказывать свою точку зрения.
- Ученикам дается больше свободы, они больше думают, смелее высказывают свое мнение и выслушивают мнение других.
Технологию РКМ невозможно применять успешно, если не придерживаться следующих принципов:
- сотрудничество;
- взаимная ответственность;
- отказ от обладания истиной;
- активное общение;
- рефлексия.
Эти принципы в совокупности формируют человека, наделяют его качествами, необходимыми в жизни.
Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей. Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения - помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого предложения.
Технология РКМ - серьезная помощница в достижении этих задач.
Чтение с остановками
(читаю - думаю - рассуждаю)
Главное: - уважение к ученику; воспитание толерантности (твое мнение для меня важно).
Следует учитывать:
- текст не должен быть знаком;
- текст заранее делится на части по смысловому единству (4 - 6 остановок);
- задания и вопросы формулировать с учетом уровня познаний;
- чтение и обсуждение отрывков текста должно сопровождаться прогнозом развития сюжета.
Три стадии технологии РКМ.
Вызов | Мотивационная функция (конструирование предполагаемого текста по опорным слова, обсуждение заглавия и прогноз содержания). |
Осмысление содержания | Информационная функция (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета). Обязателен вопрос - прогноз: "Что будет дальше и почему?" |
Рефлексия | Текст - единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы: дискуссии, поиск, эссе, синквейн, кластер. |
Вызов.
- Давать учащимся возможность размышлять.
- Принимать различные их мнения и идеи.
- Способствовать активности учащихся.
- Убеждать учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
Стадия осмысления.
- Осуществляется контакт с текстом.
- Акцентируется внимание на поиск ответов на возникшие вопросы.
- Сопоставляется информация с уже имеющимися знаниями.
- Обращается внимание на неясности.
- Прогнозируются события текста.
Стадия рефлексии.
- Фокусирование мнения: взвешивание - оценка - выбор.
- Формирование собственного знания.
Предполагаемые варианты.
Стадия вызова.
Как вы думаете, к каждому человеку приходит такое чувство, как любовь?
А какой она бывает?
(И.С. Тургенев "Ася")
Любите ли вы сказки? А что вы о них знаете? Для чего их создают?
(т. "Русские народные сказки")
В. Распутин "Под небом ночным".
Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Стадия осмысления.
(требует постановку вопросов разного типа)
Уточняющие:
"То есть ты считаешь, что:?"
"Если я правильно понял, то:?"
"Ты действительно думаешь, что :?"
Интерпретационные (объясняющие):
"Почему:?"
"Почему Андрей Соколов усыновил Ваню?"
Творческие ("бы") - требуют предположения.
"Что изменилось бы :?"
"Как вы думаете, что могло бы :?"
Оценочные:
"Почему это : так, а это : вот так?"
Практические:
"Как бы вы поступили на месте :?"
"Где в обычной жизни можно наблюдать подобное?"
Стадия рефлексии.
1. Организовать дискуссию или обсуждение.
"Этого ли мы ожидали?"
"Почему так :?"
2. Написание творческой работы (эссе). "Эссе - поток сознания, перенесенного на бумагу". Это художественная форма размышления.
"Сбылись ли ваши предположения :?"
"Как, по-вашему, сложится жизнь:?"
"Что тронуло меня больше всего :?"
"Как связываются события произведения с сегодняшним днем :?"
3. Синквейн - творческое самовыражение, последовательная "лесенка" из 5 строк:
1 строчка - 1 слово (заявляется тема, предмет).
2 строчка - 2 прил. или прич. (характеристика предмета).
3 строчка - 3 глагола (действия, характеризующие предмет).
4 строчка - фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к предмету.
5 строчка - 1 слово (синоним к 1-ому), обобщающее или расширяющее смысл предмета.
Мир.
Радостный, счастливый.
Созидает, рождает, радует.
Мир - продолжение жизни людей.
Счастье.
4. Кластер ("гроздь") - выделение смысловых единиц текста графически.
- систематизирует материал;
- исправляет неверные предположения;
- устанавливает связь между блоками.
Главное для учителя литературы - это найти возможность помочь ученику не изучить художественное произведение, а прожить драгоценные минуты урока с ним и в нем. Надо стремиться эмоционально "зацепить школьника", вселить в него уверенность, убедить в том, что его мнение меня волнует, оно мне интересно - вот тогда художественный текст, этот волшебный ключик, хотим мы того или нет, будет воздействовать на личность. И влияние будет очень индивидуальным и даже изобретательным.
Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству.
Ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст.
Задача учителя - помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого слова, каждого знака препинания. 45 минут урока мы проживаем вместе с Паустовским и Толстым, Булгаковым и Распутиным: В этом особенность нашего предмета литературы. А более плодотворно и результативно прожить помогает применение технологии РКМЧП. Это уникальное воздействие на формирование личности школьника.