Работа с текстом на уроках литературы (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Разделы: Литература


Критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

Возможность художественного текста исключительна: текст сам по себе стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в работе с любым материалом необходим инструмент, чтобы мысль была верной, суждения обоснованными, чувства адекватными. Таким инструментом для меня стало использование на уроках приемов РКМЧП.

Спросишь малышей: "Вопросы есть?" -
И ручонок поднятых не счесть.
Спросишь старшеклассников - таятся.
Глупыми боятся показаться?
Но вопросов глупых нет.

А что же есть?

Уже есть неуверенность, боязнь, нежелание:.

Если учитель берется за применение стратегий новой технологии РКМЧП, это неизбежно приводит к тому, что он должен работать в трех элементах инноваций:

  • углублять свои знания в области познания (новая информация);
  • учиться гибкости в организации учебной деятельности;
  • строить новые отношения с учащимися.

Важное в этой технологии:

  • Идет процесс развития навыков, а не дается информация.
  • Создается обучающая среда - атмосфера доверия, право иметь и высказывать свою точку зрения.
  • Ученикам дается больше свободы, они больше думают, смелее высказывают свое мнение и выслушивают мнение других.

Технологию РКМ невозможно применять успешно, если не придерживаться следующих принципов:

  • сотрудничество;
  • взаимная ответственность;
  • отказ от обладания истиной;
  • активное общение;
  • рефлексия.

Эти принципы в совокупности формируют человека, наделяют его качествами, необходимыми в жизни.

Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей. Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения - помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого предложения.

Технология РКМ - серьезная помощница в достижении этих задач.

Чтение с остановками

(читаю - думаю - рассуждаю)

Главное: - уважение к ученику; воспитание толерантности (твое мнение для меня важно).

Следует учитывать:

  • текст не должен быть знаком;
  • текст заранее делится на части по смысловому единству (4 - 6 остановок);
  • задания и вопросы формулировать с учетом уровня познаний;
  • чтение и обсуждение отрывков текста должно сопровождаться прогнозом развития сюжета.

Три стадии технологии РКМ.

Вызов Мотивационная функция (конструирование предполагаемого текста по опорным слова, обсуждение заглавия и прогноз содержания).
Осмысление содержания Информационная функция (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета). Обязателен вопрос - прогноз: "Что будет дальше и почему?"
Рефлексия Текст - единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы: дискуссии, поиск, эссе, синквейн, кластер.

Вызов.

  • Давать учащимся возможность размышлять.
  • Принимать различные их мнения и идеи.
  • Способствовать активности учащихся.
  • Убеждать учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

Стадия осмысления.

  • Осуществляется контакт с текстом.
  • Акцентируется внимание на поиск ответов на возникшие вопросы.
  • Сопоставляется информация с уже имеющимися знаниями.
  • Обращается внимание на неясности.
  • Прогнозируются события текста.

 Стадия рефлексии.

  • Фокусирование мнения: взвешивание - оценка - выбор.
  • Формирование собственного знания.

Предполагаемые варианты.

Стадия вызова.

Как вы думаете, к каждому человеку приходит такое чувство, как любовь?

А какой она бывает?

(И.С. Тургенев "Ася")

Любите ли вы сказки? А что вы о них знаете? Для чего их создают?

(т. "Русские народные сказки")

В. Распутин "Под небом ночным".

Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Стадия осмысления.

(требует постановку вопросов разного типа)

Уточняющие:

"То есть ты считаешь, что:?"

"Если я правильно понял, то:?"

"Ты действительно думаешь, что :?"

Интерпретационные (объясняющие):

"Почему:?"

"Почему Андрей Соколов усыновил Ваню?"

Творческие ("бы") - требуют предположения.

"Что изменилось бы :?"

"Как вы думаете, что могло бы :?"

Оценочные:

"Почему это : так, а это : вот так?"

Практические:

"Как бы вы поступили на месте :?"

"Где в обычной жизни можно наблюдать подобное?"

Стадия рефлексии.

1. Организовать дискуссию или обсуждение.

"Этого ли мы ожидали?"

"Почему так :?"

2. Написание творческой работы (эссе). "Эссе - поток сознания, перенесенного на бумагу". Это художественная форма размышления.

"Сбылись ли ваши предположения :?"

"Как, по-вашему, сложится жизнь:?"

"Что тронуло меня больше всего :?"

"Как связываются события произведения с сегодняшним днем :?"

3. Синквейн - творческое самовыражение, последовательная "лесенка" из 5 строк:

1 строчка - 1 слово (заявляется тема, предмет).

2 строчка - 2 прил. или прич. (характеристика предмета).

3 строчка - 3 глагола (действия, характеризующие предмет).

4 строчка - фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к предмету.

5 строчка - 1 слово (синоним к 1-ому), обобщающее или расширяющее смысл предмета.

Мир.

Радостный, счастливый.

Созидает, рождает, радует.

Мир - продолжение жизни людей.

Счастье.

4. Кластер ("гроздь") - выделение смысловых единиц текста графически.

  • систематизирует материал;
  • исправляет неверные предположения;
  • устанавливает связь между блоками.

Главное для учителя литературы - это найти возможность помочь ученику не изучить художественное произведение, а прожить драгоценные минуты урока с ним и в нем. Надо стремиться эмоционально "зацепить школьника", вселить в него уверенность, убедить в том, что его мнение меня волнует, оно мне интересно - вот тогда художественный текст, этот волшебный ключик, хотим мы того или нет, будет воздействовать на личность. И влияние будет очень индивидуальным и даже изобретательным.

Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству.

Ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст.

Задача учителя - помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого слова, каждого знака препинания. 45 минут урока мы проживаем вместе с Паустовским и Толстым, Булгаковым и Распутиным: В этом особенность нашего предмета литературы. А более плодотворно и результативно прожить помогает применение технологии РКМЧП. Это уникальное воздействие на формирование личности школьника.

Приложение 1, приложение 2.