Ученики потеряли интерес к книге. Читающий школьник становится чуть ли не раритетом. Учителя - словесники бьют тревогу, потому что интерес к книге исчезает, а это влечет за собой определенные последствия: техника чтения снижается, память и воображение тускнеет, душа выхолащивается. В результате выпускник выходит из школы прагматичным, рациональным реалистом.
В современном мире тексты окружают нас во всех сферах жизни: в художественной литературе, в прессе, в деловых бумагах. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание.
Изучая текст, дети обогащают свой лексический и культурный багаж, развивают коммуникативные способности, совершенствуются нравственно. Поэтому одной из главных задач в работе учителя-словесника – научить детей работать с текстом, и тогда текст будет главным помощником в работе при достижении поставленных целей.
Счастлив учитель, если судьба дарит ему возможность найти в школе ученика - звездочку, разглядеть его любовь к книге, ростки таланта и терпеливо это взращивать. Воспитание внимательного читателя и автора – дело непростое, требующее кропотливого труда, времени, терпения.
Цели деятельности учителя | С помощью художественного произведения способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе и умению связывать экологические проблемы с нравственными |
Задачи | Показать нравственные идеалы
В.П.Астафьева. Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании “Царь-рыба”. Проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами. Формировать коммуникативные компетенции обучающихся при работе с текстом |
УУД | Образовательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные умения:
характеризуют сюжет произведения, его тематику,
сопоставляют сюжеты, персонажей литературных
произведений, характеризуют героя литературного
произведения. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Познавательные: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Методы | Беседа по вопросам, сообщения учащихся, презентация, беседа, самостоятельная работа |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
- учебник “Литература. 9
класс” авт. Курдюмова Т.Ф., М.: Дрофа, 2006; - теоретические тетради; - презентация к уроку; - портрет В.П.Астафьева; - иллюстрации к рассказу. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Эпиграф к уроку | Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них (И.В.Гете) |
Технологическая карта урока (Приложение)
Использованная литература
1. Гончаров П. А. "Высший сан на земле – называться человеком": Сакральное и сатирическое в "Царь-рыбе" В. Астафьева // Литература в школе. – 2003. – N 9. – С. 18–22. (Повесть В. Астафьева "Царь-рыба" как часть "деревенской прозы". Взаимоотношения человека и природы, философско-религиозные идеи, языковые традиции, сатирические приемы, а также эпическое в повести)
2. Госсман А.Ю. "Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь...": Овсянка – родина В.П. Астафьева / А.Ю. Госсман // Литература в школе. – 2010. – N1. – С. 46–47. (Из истории села Овсянка, родины Виктора Петровича Астафьева. О доме-музее и других местах, связанных с жизнью и творчеством писателя)
3. Пахомова Г.А. Астафьев "Царь-рыба". Киев, "Рязанська школа. 1989.стр. 102-110.
4. Филь В.Н. Литературный вечер, посвященный памяти В.П. Астафьева // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 47–48. (Сценарий литературного вечера, посвященного В.П. Астафьева (1924-2001)