ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 102 учебных часа.
Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание духовно развитой личности, формировании гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;
- Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
- Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Изучение литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно – эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи;
- развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.
ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и историко – культурными фактами.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Объектом изучения являются произведения искусства слова.
Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы:
От мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе от неё к русской литературе 19 и 20 веков.
Одним из признаков правильного пони мания текста является выразительное чтение.
Поэтому формирование навыков чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроке, к конкурсному чтению.
Особое внимание стоит уделить совершенствованию речи учащихся, систематически проводя работу по составлению рецензии, написанию сочинения, исследовательской работы.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности.
Содержание курса
Содержание | Кол-во часов | Кол-во проверочных, контрольных работ | Развитие речи |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 | ||
Устное народное творчество | 6 | 1 | 3 |
Литературные сказки: Сказки русских писателей Сказки зарубежных писателей. |
7 8 |
3 2 |
|
Русская литература 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов). | 10 | 3 | |
Русские поэты 19 века о родной природе. | 1 | ||
Русская литература 19 века (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов). | 6 | 2 | |
Русская литература 20 века (И.А. Бунин, А.И. Куприн). | 6 | 1 | 1 |
Русские поэты 20 века о природе. | 3 | 1 | |
Русская литература 20 века (В.Г. Короленко, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, А.П. Платонов, Ю.М. Нагибин, Н.М. Рубцов, А.Я. Яшин, В.И. Белов, Ю.П. Казаков, В.П. Астафьев). | 29 | 6 | |
Контрольный урок | 1 | ||
Итоговый урок по курсу литературы 5 класса | 1 | ||
Итого | 78 | 3 | 21 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
К концу 5 класса учащиеся должны:
Знать/понимать:
- Знать содержание изученных литературных произведений.
- Иметь представление об отличии письменной литературы от произведений устного народного творчества.
- Определять тему прочитанного текста.
- Выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями.
- Пользоваться справочным аппаратом книги, словарями.
- Выразительно читать изученные произведения или их фрагменты.
- Читать наизусть.
Уметь:
- Воспринимать и анализировать художественный текст;
- Выделять смысловые части художественного текста, составлять план к прочитанному;
- Выделять и формировать тему, идею, давать характеристику героям;
- Выражать своё отношение к прочитанному;
- Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе учащихся 5 класса национальной татарской школы.
При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:
- правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;
- понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);
- композиционная стройность и логика построения ответа;
- речевая грамотность, культура произношения (сохранение орфоэпических норм, интонация).
Поощряется самостоятельность мысли учащихся, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность и образность языка.
Оценивая достижения школьников в изучении русской литературы, учителю желательно иметь в виду:
- методические параметры взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся;
- возрастные особенности и возможности воспитанников.
Учитель стимулирует интерес к литературным произведениям, названным в списке для дополнительного чтения, контролируя чтение и время от времени обсуждая некоторые из них.
Техника чтения контролируется и оценивается каждую четверть (критерии – степень беглости и осмысленности, правильное интонирование).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
- Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2-х частях» – Магариф, 2005.
- О.А. Ерёмина «Поурочное планирование 5 класс», издательство «Экзамен», 2009.
- Поурочное планирование по литературе.
- Журналы «Литература в школе».
- Программа по литературе под редакцией М.Г. Ахметзянова., Магариф, 2005.
- Интернет.
- Сайт «Открытый урок».
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе – Приложение.