Рабочая программа по литературе для 5-го класса национальной школы

Разделы: Литература


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 102 учебных часа.

Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, формировании гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;
  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Изучение литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно – эстетической системы;
  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы;
  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи;
  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и историко – культурными фактами.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Объектом изучения являются произведения искусства слова.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы:

От мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе от неё к русской литературе 19 и 20 веков.

Одним из признаков правильного пони мания текста является выразительное чтение.

Поэтому формирование навыков чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроке, к конкурсному чтению.

Особое внимание стоит уделить совершенствованию речи учащихся, систематически проводя работу по составлению рецензии, написанию сочинения, исследовательской работы.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности.

Содержание курса

Содержание Кол-во часов Кол-во проверочных, контрольных работ Развитие речи
Введение. Книга в жизни человека. 1    
Устное народное творчество 6 1 3
Литературные сказки:
Сказки русских писателей
Сказки зарубежных писателей.

7
8
 
3
2
Русская литература 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов). 10   3
Русские поэты 19 века о родной природе. 1    
Русская литература 19 века (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов). 6   2
Русская литература 20 века (И.А. Бунин, А.И. Куприн). 6 1 1
Русские поэты 20 века о природе. 3   1
Русская литература 20 века (В.Г. Короленко, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, А.П. Платонов, Ю.М. Нагибин, Н.М. Рубцов, А.Я. Яшин, В.И. Белов, Ю.П. Казаков, В.П. Астафьев). 29   6
Контрольный урок   1  
Итоговый урок по курсу литературы 5 класса 1    
Итого 78 3 21

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

К концу 5 класса учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • Знать содержание изученных литературных произведений.
  • Иметь представление об отличии письменной литературы от произведений устного народного творчества.
  • Определять тему прочитанного текста.
  • Выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями.
  • Пользоваться справочным аппаратом книги, словарями.
  • Выразительно читать изученные произведения или их фрагменты.
  • Читать наизусть.

Уметь:

  • Воспринимать и анализировать художественный текст;
  • Выделять смысловые части художественного текста, составлять план к прочитанному;
  • Выделять и формировать тему, идею, давать характеристику героям;
  • Выражать своё отношение к прочитанному;
  • Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе учащихся 5 класса национальной татарской школы.

При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:

  • правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;
  • понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);
  • композиционная стройность и логика построения ответа;
  • речевая грамотность, культура произношения (сохранение орфоэпических норм, интонация).

Поощряется самостоятельность мысли учащихся, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность и образность языка.

Оценивая достижения школьников в изучении русской литературы, учителю желательно иметь в виду:

  1. методические параметры взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся;
  2. возрастные особенности и возможности воспитанников.

Учитель стимулирует интерес к литературным произведениям, названным в списке для дополнительного чтения, контролируя чтение и время от времени обсуждая некоторые из них.

Техника чтения контролируется и оценивается каждую четверть (критерии – степень беглости и осмысленности, правильное интонирование).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

  1. Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2-х частях» – Магариф, 2005.
  2. О.А. Ерёмина «Поурочное планирование 5 класс», издательство «Экзамен», 2009.
  3. Поурочное планирование по литературе.
  4. Журналы «Литература в школе».
  5. Программа по литературе под редакцией М.Г. Ахметзянова., Магариф, 2005.
  6. Интернет.
  7. Сайт «Открытый урок».

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе – Приложение.