Цели:
- Учить работать со стихотворным текстом;
- Развивать образное и логическое мышление, речевые навыки;
- Воспитывать интерес к предмету, любовь к произведениям русской литературы через красоту слова.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта, текст стихотворения “Листопад” (учебники, рабочие тетради), музыка М.Таривердиева, репродукции картин с осенним пейзажем.
“Я ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ И, РАЗГАДАВ, ОТДАТЬ…”
И.БУНИН.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворениями И.А.Бунина. Что вы можете сказать об этом поэте? О чём его стихи? Как он их писал? Какие факты его биографии вы можете вспомнить?
(Ответы учащихся)
Вопросы учителя:
Ребята, что такое ЛИСТОПАД?
Каким бывает листопад?
Как падают листья?
Какого они цвета?
В какое время года это бывает?
О чём сегодня на уроке мы будем говорить? (формулирование целей урока)
III. Работа по теме урока.
А теперь внимательно послушайте стихотворение Ивана Бунина “Листопад”.
(Запись на доске: И. Бунин Листопад)
(Чтение стихотворения учителем) (музыка)
Понравилось вам это стихотворение?
Чем?
Можете ли вы выразить настроение стихотворения?
О чём это стихотворение?
(Ответы учащихся)
Сам поэт как-то сказал: “Тяга писать появляется у меня неожиданно, из чувства какого-то волнения, грустного или радостного…, чаще всего оно связано с какой-нибудь развернувшейся передо мной картиной…”
Найдите отрывок из стихотворения в ваших учебниках.
Какую картину увидел автор?
(Запись на доске: Лес. Осень)
Что его поразило, взволновало?
Это грустное чувство или радостное?
(Ответы учащихся)
Вам знакомо слово “пейзаж”? Что оно обозначает?
(Запись на доске – ПЕЙЗАЖ)
Что общего на картинах с осенними пейзажами?
(Ответы учащихся: краски, настроение, изображаемое – часто рисуется лес)
В литературе есть понятие “пейзажная лирика”. Можно ли стихотворение “Листопад” причислить к пейзажной лирике? Почему?
(Ответы учащихся)
“Листопад” считается одним из лучших пейзажных стихотворных произведений в русской поэзии. Наверное, это не только потому, что перед нами описание природы, но и потому, что природа очень красива!
Найдите доказательства: (называются краски, цвета, запахи природы)
В литературе мы говорим о выразительных средствах языка. Какие средства знаете вы? (эпитеты, сравнения)
Назовите эпитеты к слову ЛЕС: (запись на доске)
(Индивидуальная работа с толковым словарём: определить значения слов-эпитетов)
ЛЕС – лиловый – цвета сирени или фиалки, фиолетовый
золотой - блестяще-жёлтый, цвет золота
багряный (= багровый) – красный густого тёмного оттенка.
Назовите сравнения в этом отрывке: (запись на доске):
ЛЕС – точно ТЕРЕМ, стоит СТЕНОЙ.
ЁЛОЧКИ – как ВЫШКИ.
ПРОСВЕТЫ в небо – что ОКОНЦА.
Что дают нам эти выразительные средства? (красоту, выразительность)
Иногда встречаются довольно необычные слова: например, прилагательное “лиловый” чем привлекло поэта? Ведь таких листьев в природе нет…(ответы учащихся: может, это отсветы, тень падает на деревья)
Многие критики писали о “пахучести” поэзии Бунина. Определяет он запахи, как и цвета, по-своему и попадает в цель.
Чем пахнет ЛЕС у Бунина? (запись на доске):
Пахнет ДУБОМ И СОСНОЙ.
Иван Бунин развивал в себе не только ощущение слова, его звучание, аромат, цвет, но и совершенствовал искусство в коротком отрывке говорить о многом.
Докажите, что отрывок из стихотворения И.Бунина – это текст.
(Ответы учащихся)
Вы доказали, что отрывок из стихотворения Бунина – это текст, а ранее мы пришли к выводу, что даже в этом маленьком отрывке сказано о многом.
(Запись на доске)
Тема. (О чём говорится?) О красках осеннего леса. Осень – главный герой, показывается через красоту леса, подчёркивается одушевлённость героя – имя собственное Осень.
Чувства, настроение автора. Тихая грусть – всё проходит, и красота тоже недолговечна.
Что хочет сказать автор? (основная мысль) Несмотря ни на что – красота есть всегда (уйдёт осень – придёт зима (финал стихотворения) – лес жив!
Устное словесное рисование “Бунинская Осень” (в своих высказываниях дети подчёркивают живописность осенней красоты у И.Бунина, необычность красок, одушевлённость предметов)
IV. Итог урока.
Каким нужно быть, ребята, чтобы всё это замечать, видеть, ощущать, чувствовать? (внимательным, любознательным, чутким, чувствительным, наблюдательным)
А Иван Бунин, по-вашему, такой?
“…я даю с природой часть своей души”, “пишу о красоте…”, “вмещаю в своё сердце весь мир…”, - так говорил о своём творчестве поэт.
А теперь вернёмся к началу урока и обратим внимание на такие слова Бунина:
“Я ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ – И, РАЗГАДАВ, ОТДАТЬ”.
Удалось ли нам сегодня прикоснуться к разгадке бунинской поэзии? В чём она?
(Ответы учащихся: настоящий художник (поэт) видит окружающую его красоту и стремится донести всю глубину своего чувства )
Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
V.
Домашнее задание: На выбор:Рисунок / аппликация к стихотворению И.Бунина “Листопад” /
Сочинение-миниатюра (стихотворение) “Краски моей природы”.