Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Путешествие по страницам "Памятных записок И.И. Лажечникова" 2009

    Автор: Кузнецова Елена Юрьевна

    Урок проводится после самостоятельно прочитанной книги И.И. Лажечникова «Новобранец 1812 года» (отдельных глав). Учащиеся идут вслед за событиями 1812 года, истории России, вспоминают отдельные детали, размышляют над проблемами. Цель данного урока - обучение частичному анализу художественного произведения через исследование текста, совершенствование навыков выразительного чтения, воспитание любви к родной истории, литературе.

  • Путешествие по страницам Интернета (русский язык и литература во всемирной паутине) 2009

    Авторы: Ефименко Александр Николаевич, Ефименко Наталья Викторовна

    Трудно себе представить сегодняшний день без Интернета. Как помочь ученикам разобраться в обилии сайтов, выбрать важное и нужное? Это урок-путешествие познакомит учащихся с двумя информационными ресурсами Интернета в области русского языка и литературы.

  • Путешествуя, собираем материалы для уроков внеклассного чтения 2013

    Автор: Насырова Надежда Алексеевна

    Неподдельным интересом к личности и творчеству французского писателя с русскими корнями Ромена Гари завершилась поездка с учащимися от памятника мальчику с галошей в руках в Вильнюсе до парижской выставки в "Musee des lettres et manuscrits". Результатом совместной с учениками работы автор считает знакомство с отрывками из романа Гари "Обещание на рассвете", дополнившим список книг о детстве по программе 7-го класса.

  • Пути выхода из подростковой агрессии на основе интеграции литературы и психологии 2009

    Автор: Губина Ангелина Аркадьевна

    В основе проведения данного занятия – поисково-исследовательская деятельность, позволяющая учащимся приблизиться к самостоятельному решению проблемы подростковой агрессии, поднятой в произведениях русской литературы, а также выработка навыков преодоления агрессивного поведения, развитие толерантности и эмпатии посредством предложенных учащимся психологических тренингов.

  • Пути исследования «спорных» произведений школьной программы (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов») 2017

    Автор: Осмоловский Максим Владимирович

    Всегда ли в художественном произведении чётко выражена авторская идея? «Положителен» или «отрицателен» персонаж? Как изучать творчество «объективных» писателей? Статья М.В.Осмоловского посвящена проблеме исследования художественных произведений, вызывающих дискуссии. Как выстроить в ходе уроков анализ «спорного» текста, показано на примере романа И.А.Гончарова «Обломов», изучаемого в 10-м классе.

  • Пути постижения рубаи Омара Хайяма через переводы и тувинские пословицы 2011

    Автор: Дамба Валерия Семис-ооловна

    В статье рассматриваются методы обучения анализу рубаи как малого поэтического жанра, изучение их особенностей в диалоге культур (тувинской и персидской). Изучается история возникновения рубаи. Учащиеся учатся выстраивать образно-мотивные цепочки внутри единого пространства мировой литературы.

  • Пути экспериментов современной поэзии. Центонная поэзия: pro et contra? 11-й класс 2013

    Автор: Кармановская Лариса Витальевна

    Основная цель урока – расширить представление учащихся о современной поэзии. Новый материал о поэзии постмодернизма конца XX века подаётся с опорой на изученное о поэтах Серебряного века и поэтах 20-х годов (конструктивисты, обэриуты). Даётся представление о ведущих авторах центонной поэзии 2-й половины XX века (А.Ерёменко, Тимур Кибиров).

    поэтический текст, центон, реминисценции, концептуальная поэзия, аналитическое чтение


  • Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова "Ионыч" 2011

    Автор: Колесникова Елена Григорьевна

    При анализе рассказа особое внимание уделяется художественным приемам, при помощи которых автор мастерски изображает нравственное падение героя. На уроке используется метод комментированного чтения в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвостилистического анализа; сочетаются индивидуальная, парная, групповая формы работы; предлагаются дифференцированные задания. Такой подход позволяет ввести учащихся в мир прозы А.П. Чехова, приблизить их к пониманию идейного содержания произведения.

  • Путь исканий Андрея Болконского. Урок-интервью 2006

    Автор: Обухов Иван Сергеевич

    Изучение одной из сложных тем по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" "Путь исканий Андрея Болконского" предлагается провести в форме урока-интервью. Урок проводится по четкому сценарию. В его подготовке участвуют не менее 15 учащихся. Роль учителя на данном уроке сводится к минимуму. Десятиклассники играют роли интервьюера, князя Андрея, повествователей, критиков и декламаторов.

  • Путь к сердцу детей. (Размышления о произведениях А.Гайдара и их роли в воспитании подрастающего поколения) 2008

    Автор: Новичкова Клавдия Александровна

    Известно, что самые рациональные методы воспитания принесут желанные результаты только тогда, когда учитель сумеет найти путь к сердцу детей, сумеет наладить особые межличностные отношения с детьми. А.Гайдар упорно и терпеливо искал пути к сердцу ребенка и нашел их. Какими же качествами отличались его взаимоотношения с детьми? Об этом мы можем судить по опубликованным воспоминаниям о Гайдаре, по архивным материалам и его произведениям.

  • Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию 2013

    Автор: Выдомская Лилия Владимировна

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Тема урока приходит к пониманию внутреннего состояния человека в романе «Преступление и наказание», анализируют путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления над вопросом: духовный путь Раскольникова к раскаянию.

  • "Пушкин и его время" (литературная игра для старшеклассников) 2009

    Автор: Богуславская Людмила Ильинична

    Предлагаемая интеллектуальная игра «Пушкин и его время» представляет собой своеобразный турнир эрудитов для учащихся 9–11-х классов. Особенностью игры является то, что в ней может принимать участие неограниченное количество ребят: не только члены команд, но и болельщики. Разнообразные задания, расширяя и углубляя программный материал, развивают самостоятельность учащихся, творческую инициативу, тренирует ум, пробуждают интерес к предмету.

  • Пушкин и лицей 2012

    Автор: Богачёва Ольга Алексеевна

    Урок дает представление об исторических предпосылках открытия Царскосельского лицея, показывает, как лицей повлиял на формирование личности А.С. Пушкина.

  • Пушкин на Дону 2012

    Автор: Шевцова Татьяна Владимировна

    На уроке используются разные формы и методы работы: фронтальная беседа, подготовленное чтение стихотворений наизусть, сообщение учеников о жизни А.С. Пушкина на Дону (монтаж), интерактивный метод (презентация), частично-поисковый, наглядный. Задания соответствуют требованиям программы и возрастным особенностям детей, выполняют задачи опережающего обучения, развивают творческие способности, правильную, образную речь.


  • «Пушкин отомщенный»: литературное путешествие. (Как можно провести урок по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта») 2021

    Автор: Маевская Ольга Станиславовна

    В статье предлагается нетрадиционный способ проведения урока по стихотворению М.Лермонтова «Смерть поэта». Гибель Пушкина – одно из самых трагических событий в русской истории и культуры, и обойти вниманием его на уроках литературы невозможно. Но «Смерть поэта» далеко не единственное произведение, посвященное этой трагедии, так возникла идея урока, на котором наряду с лермонтовским прозвучали бы стихи Э.Багрицкого и Е.Евтушенко. Тем самым стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова будет вписано в контекст русской литературы XX века.

    М.Ю.Лермонтов, М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

  • "Пушкин проясняет нас…" Интеллектуальный марафон по творчеству А.С. Пушкина 2009

    Автор: Гемель Надежда Александровна

    Урок-марафон для систематизации и обобщения знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина, в котором используется 6 номинаций: окружение поэта, проза, поэзия, искусство, «мысль изреченная» и роман «Евгений Онегин». Номинации состоят из 6 вопросов каждая. Каждый вопрос имеет свою цену в зависимости от сложности.

  • Пушкинская викторина 2009

    Автор: Пушкина Анна Семеновна

    Участие в литературных играх, и в частности, в викторинах, требует знания литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения. Проводить литературные викторины рекомендуется не только на литературных вечерах и читательских конференциях, но и в ежедневной работе на уроках.

  • Пушкинская викторина (к 170-летию со дня гибели поэта) 2006

    Автор: Поздерина Светлана Евгеньевна

    Данный материал может быть использован как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях. Викторина может проводиться в различной форме. Это может быть брейн-ринг, клуб знатоков, игра "Кто хочет стать миллионером?", "Умники и умницы" и т.д. Мероприятие может быть оживлено инсценировками фрагментов из произведений А. С. Пушкина, отрывками из музыкальных произведений, репродукциями картин.

  • «Пушкинские традиции в поэзии Некрасова (на примере сопоставительного анализа стихотворений Н.А.Некрасова «Элегия» и А.С.Пушкина «Деревня»») 2019

    Автор: Бобкова Оксана Викторовна

    Урок «Пушкинские традиции в поэзии Некрасова» построен в виде сопоставительного анализа двух стихотворных шедевров XIX века: «Деревни» А.С.Пушкина и «Элегии» Некрасова. В контексте урока ведется разговор о том, что настоящему поэту необходимо любить свой народ, защищать его интересы, быть истинным гражданином своей страны. Продолжая традиции Пушкина в своей лирике, Некрасов внес в свои стихи новизну, связанную с демократическими тенденциями.

  • Пушкинские традиции в творчестве В.С. Высоцкого 2010

    Автор: Амоскина Татьяна Владимировна

    Цели урока: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов XX столетия. развивать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и умение видеть своеобразие поэтических миров поэтов разных эпох; содействовать осмыслению истории, побудить к размышлению о судьбах Родины.

  • Пушкинский бал. Школьный проект для 9–11-х классов 2012

    Автор: Гаврик Любовь Борисовна

    Цели проекта: расширение знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую национальную культуру, расширение кругозора учащихся, знакомство с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала пушкинской эпохи, создание необыкновенной, неповторимой атмосферы, где каждый и актер, и зритель одновременно, эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства.


  • Пушкинский Лицей. Литературный вечер 2016

    Автор: Войницкая Татьяна Алексеевна

    Материал предназначен учителям литературы для использования на уроках внеклассного чтения и во внеурочной работе. «Оживляет» яркие и незабываемые образы юного Александра Пушкина и его друзей-лицеистов. Расширяет кругозор учащихся, прививает любовь к поэтическому слову, воспитывает нравственно и эстетически, развивает речь, приобщает к прекрасному.

  • Пушкинский праздник "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" 2007

    Автор: Казакова Светлана Ивановна

    Композиция строится как литературный монтаж, соединяющий в одно смысловое и художественное единство стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Главная цель композиции – высветить личность художника, чтобы лучше и глубже понять его творчество. У композиции есть свой сюжет, внутренняя динамика материала, постепенное нарастание эмоций в кульминации. Как правило в композиции звучит музыка. Подготовка к литературно-музыкальной композиции требует немало времени: надо подобрать литературу, выбрать фрагменты, скомпоновать отобранный материал, чтобы она не распадалась на части. Очень хорошо если, учитель работает в соавторстве с учениками. Ученики “входят” в тему, проникаются ее настроением. Как и всякое выступление, композицию следует отрепетировать.

  • Пушкинский урок "Пушкин и казачий край" 2009

    Автор: Калабашкина Нина Алексеевна

    На уроке совершается заочное путешествие по пушкинским местам на Кубани, развивается интерес к творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся знакомятся с произведениями кубанских поэтов о Пушкине. Урок развивает творческие способности учащихся, обучает навыкам выразительного чтения.

  • Пьеса "Сказание о Петре и Февронии Муромских" 2011

    Автор: Сливкина Ольга Константиновна

    Как научить ребёнка постигать тайны слова, как развивать речь, мышление, как воспитывать любовь ко всему живому? Самый короткий путь к этому - путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать театральная деятельность. В пьесе тесно переплетаются современность и история нашей страны, её православные традиции.

  • Пьеса А.Н. Островского "Снегурочка". Значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века 2009

    Автор: Шрамова Юлия Александровна

    В ходе урока ученики сравнивают, чем литературное произведение отличается от народного. При выполнении заданий учащиеся используют карточки-информаторы, работают с текстом. Определяют значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века.

    пьеса, «Снегурочка», драматургия, А.Н. Островский, «Весенняя сказка», литературная сказка, берендеи

  • Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве". Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения 2012

    Автор: Опольская Людмила Аполлинарьевна

    Представлены две объединенные презентации ("Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве"" и "Словарь урока"). Цель урока: расширение представлений о жанре урока, развитие умения воспринимать текст драматического произведения, характеризовать персонаж.

  • Р.Брэдбери "Улыбка" 2022

    Автор: Редько Елена Леонидовна

    Представлен анализ рассказа Р.Брэдбери "Улыбка".

    Р.Брэдбери «Улыбка», Р.Брэдбери


  • Работа в группах как эффективный способ освоения материала на уроках литературы 2014

    Автор: Жукова Лариса Викторовна

    На примере урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева рассмотрен один из способов эффективной работы на уроках литературы – работы в группах. Групповая работа на уроках развивает творческий потенциал учащихся, а это повышает уровень образования. В групповых исследованиях у детей появляется мотивация к самостоятельному добыванию материала, его обработке, обмену полученной информацией. Работа в группах дает возможность не перегружать учащихся заданиями, учит быстро мыслить и делать краткие, но точные выводы.

  • Работа в группах на уроках литературы в 5-м классе 2014

    Автор: Обухова Наталья Николаевна

    В последнее время мы, учителя, часто задаёмся вопросом: как научить детей работать в группах. Мы понимаем, что такой вид работы, с одной стороны, сложен, с другой – нужен и полезен. Зачем же всё-таки следует проводить подобные уроки? Групповые формы работы помогают развить творческие способности учащихся, привить любовь к литературе как к предмету.