Формирование духовного мира учащихся – одна из основных задач учителей гуманитарного цикла. Решению данной задачи способствует использование в учебной и внеурочной деятельности учащихся метода проектов, который дает возможность построить учебный процесс так, чтобы он был наиболее эффективным в плане познания, так как только через деятельность ребенка осуществляется развитие творческого потенциала и формирование его духовно-эстетического мира.
Поэтому, для реализации внеурочной деятельности необходимо учитывать мотивацию учащихся к проектной деятельности, опираться на природные задатки и дарования учащихся.
Первый этап педагогического проекта – замысел.
Наши дети постоянно пишут творческие работы (и стихи, и прозу) на уроках русского языка и литературы, а есть дети, которые пишут тайно, скрывая от окружающих. Одна такая девочка принесла целую тетрадку стихов, совсем неплохих, напечатали любительский журнальчик «Проба пера» Костиненко Ольги. Оказалось это актуальным для многих: и я хочу напечатать… Отсюда зародилась идея проектной деятельности, его прагматическая направленность на результат: школьный литературный альманах, в котором может печататься любой желающий.
Учебная цель: используя знания по литературе, русскому языку, истории, информатике, создать макет школьного литературного альманаха.
Второй этап – реализация проекта.
Метод проектов ориентирован всегда на самостоятельность учащихся, в данном случае на групповую, разновозрастную, состоящую из учащихся 5 – 11 классов: школьного пресс центра из 3 человек, дизайнера, художника, фотохудожника, компьютерного дизайнера, издателя (конечно, стал директор школы) и компьютерную верстку возглавил учитель информатики.
Затем провели мозговой штурм, определили проблемы, которые появятся в ходе совместной деятельности, разработали Положение о журнале, утвердили администрацией школы. Все по-взрослому. Сложно было определяться со сроками, решили, что через три месяца будет готов макет альманаха. Поэтому данный проект по плану средней продолжительности.
Заседания проектной группы проводили один раз в неделю, иногда по необходимости чаще, где обсуждали сделанное, приносили результаты своего труда, получали новое задание. В процессе освоения данного проекта появилась необходимость совершенствования этого метода, например, ребята решили, что в альманахе могут печататься не только ученики, но и учителя и родители, которые, узнав о проекте, стали приносить свои стихи. В основе любого творческого проекта лежит выработка большого количества идей и решений. Например, по ходу работы дизайнер проводил конкурс среди своих одноклассников по оформлению обложки журнала, спорили, доказывали, защищали свои проекты на заседании, затем общим голосованием утвердили общий дизайн, меняли по ходу только цвета.
Одновременно пресс центр активно работал по сбору материалов: побывали во всех классах, делая объявления о создании альманаха и приглашая стать участниками.
Учитель в проектной деятельности играет много разных ролей: это и энтузиаст – для повышения мотивации, и специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях, и консультант, и руководитель, и человек, который оказывает моральную поддержку, в данном случае и главный редактор, и корректор. Но в центре все-таки остается ученик, который учится, а не учитель, который учит. По большому счету партнеры по процессу обучения, так как учителю было чему поучиться в редакторском деле.
Отбор собранного материала продолжался до последнего дня, корректоры проверяли, исправляли (почти все работы приходилось, конечно, редактировать учителю), уже были набраны компьютерщиками большинство работ, а ребята все продолжали приносить работы, стали присоединяться малыши из начальной школы.
Третий этап – рефлексия.
После первого сигнального номера журнала – результата совместного творческого проекта – все ахнули: какие талантливые стихи, интересные рассказы, настоящий журнал в руках. Пришло новое решение о совершенствовании идеи. Выпускать альманах ежегодно и по мере необходимости по юбилейным датам или событиям. Редколлегия отредактировала Положение о журнале, добавив изменения.
Во второй половине учебного года отмечали 65-летие Победы в Великой Отечественной войне, решили следующий номер альманаха посвятить рассказам о подвигах дедушек и прадедушек. Это оказался интересный общешкольный проект, состоящий из нескольких этапов: сбор материалов (все учащиеся должны были побеседовать с родителями, с бабушками и дедушками, написать сочинения, сопровождая фотографиями, затем выпустить стенгазету в каждом классе. Лучшие работы из стенгазет отобрали для печати в альманахе, после редактирования выпустили новый номер, посвященный Дню Победы. Работа над этим проектом позволила реализовать свои творческие способности более сотни учащихся, особенно потрудились родители, им пришлось рассказывать, показывать фотографии, искать информацию среди родственников, помочь своим детям оформить работы. Думаю, нет ничего более воспитывающего, чем совместное творчество родителей и детей над такой важной темой, как память о предках, о победителях.
Такова история нашего школьного литературного альманаха «Вдохновение», жизнь которой продолжается, выпуск альманаха длится более десяти лет, охватывая все больше одаренных детей. Редакция мобильная, старшие ребята уходят, на смену приходят другие талантливые дети, появляются новые авторы, новые имена, загораются новые звездочки на нашем маленьком литературном небосклоне.
Тираж журнала зависит от количества участников проекта. На торжественной линейке вручается авторам новый номер альманаха, и ребята порой гордятся ими больше, чем Похвальными грамотами за успехи в учебе. В прошлом году авторам литературных работ вручили именные стипендии за особые успехи в творческой деятельности.
В 2012 году несколько работ из альманаха отправили на Всероссийский конкурс «Ассамблея искусств»: стихи, прозу, фотографии, рисунки по разным номинациям. Практически все (тринадцать работ) заняли призовые места, что оказалось удивительным не только для меня, но и для организаторов всероссийского конкурса.
Подобный творческий проект применяют многие школьные коллективы, но десять лет удерживать выпуск альманаха, сохраняя и открывая все новые имена талантливых, одаренных детей не всем под силу, да еще в такой малочисленной школе, как наша (около двухсот учащихся). Поэтому я горжусь своими учениками, авторами нашего альманаха, некоторые из них, закончив школу, продолжают поддерживать связь с нами, присылают свои стихи, рассказы, спонтанные эссе с разрешением печатать в школьном журнале. Альманах «Вдохновение» стал дважды победителем в муниципальном конкурсе школьных печатных изданий «Акулы пера» в номинации «Литературный альманах».
Создание литературного альманаха «Вдохновение» сыграло огромную роль в развитии творческих способностей детей нашей школы. Началась хорошо организованная и систематизированная работа с учащимися, которая способствует не только развитию творческих способностей, но и социальной адаптации в среде сверстников, позволяет им почувствовать собственную значимость. Непременно здесь важна роль учителя, который вовремя увидит эти способности и поможет развивать интерес к предмету, стимулирует активность, инициативность, самостоятельность учащихся, поможет школьникам формировать свой уникальный творческий мир. В связи с этим не могу не рассказать об одном из разделов журнала, которые появился через несколько лет после основания альманаха. Это рубрика «По следам уроков», так как именно здесь неожиданно загораются талантливые звездочки. После урока, который впечатлил учащихся, запомнился или глубоко тронул, ведь учитель не знает, «как слово наше отзовется», даются творческие задания: сочинить сказку, рассказ, продолжить сказку, написать стихи, буриме… При этом пишут все, не выполнить нельзя, а значит изо всех сил стараются, и обязательно в классе будут работы, которые невозможно не напечатать в альманахе, настолько они милые, может быть, наивные, но необыкновенные, а видеть это может только учитель, который знает его возможности, способности. Вроде он и читает неважно, и литературу не очень любит, но вот получилось же лучше, чем у других, и видеть свою работу в печати для такого ученика – это награда. И люблю такого до невозможного, и горжусь им, потому что он для меня тоже награда. Вот некоторые примеры ученических работ.
Буриме - это стихотворение на заранее заданные рифмы. Пятиклассники с удовольствием играли на уроке литературы в такую игру. На рифмы стихотворения С.Я.Маршака у них получились чудесные, даже лучше авторских, стихи
***
По свирепому океану
Плыл на корабле матрос.
Дорогую обезьяну
Он из Африки привез.
Обезьянка та тоскует
Дни и ночи напролет.
И песню грустную такую
Все время про себя поет,
Как на жарком юге,
Где-то в дебрях там,
Добрые подружки
Повисли на хвостах.
Теперь даю бананы
Маленькой зверюшке,
Жалею обезьянку:
Обидели людишки.
(Андреев Даниил, 5 класс)
***
По океану бравый матрос
Одну обезьяну в Россию привез.
Обезьянка, тоскуя дни напролет,
Такую вот грустную песню поет
О том, как на юге в зеленых кустах
Подружки ее висят на хвостах,
Бананы едят, потешаясь над ней,
Над бедной и грустной мартышкой моей.
Но что же поделать: такая судьба!
С людьми должна жить обезьянка моя.
(Ишимова Мария, 5 класс)
На уроке русского языка по теме «Типы речи» нужно было описать комнату , любимый класс, школу…
Самая уютная школа
Хотите знать, какая школа в Московской области самая лучшая, красивая и к тому же уютная? Я скажу однозначно. Это школа «Сосны». Двухэтажное здание бело-розового цвета расположилось в дачном поселке среди темно-зеленых сосен, отсюда символичное название. Парадный вход начинается с высоких белых колонн. Когда входишь вовнутрь, сразу попадаешь в просторный холл с высокими потолками и широкой парадной лестницей с красной ковровой дорожкой. Сразу чувствуется красота, роскошь и уют. Все располагает к комфортному пребыванию в здании школы: и на уроках, и в свободное от занятий время.
Поднимают настроение милые животные в Живом уголке школы, с которыми все хотят пообщаться, погладить, покормить. Здесь есть и шиншилла, и кролики, и хомячки, и крыски… Особенно умиляются малыши, им обязательно хочется погладить их по пушистой шерстке, взять на руки. Самые большие залы – это актовый и спортивный, наиболее любимые и часто посещаемые. Здесь проходят общешкольные праздники и дни рождения детей.
Классные кабинеты небольшие, но очень светлые и уютные. В них есть все, что нужно для занятий: теле-видео аппаратура, компьютеры в каждом кабинете, стенды-помощники. А как много живых растений и цветов, которые создают домашнюю обстановку. Каждый кабинет имеет свое «лицо» и продуманную цветовую гамму, начиная от ковров и заканчивая настольной лампой и шторами.
Самое «вкусное место» в школе – это столовая, здесь все как в лучшем ресторане: красиво, уютно и, главное, вкусно пахнет пирожками и домашним борщом.
В такой красивой, удобной школе всем интересно, легко и комфортно учиться. Так что добро пожаловать в школу «Сосны». (Комарова Анастасия, ученица 8б класса)
А это домашнее упражнение из учебника 6 класса
Мало ли что можно делать в лесу!
Что может быть прекрасней в природе, чем лес… Спокойствие, умиротворение, расслабленность. Все эти чувства и эмоции появляются, когда вдыхаешь аромат леса, смолистый запах хвои, когда видишь, как по деревьям сломя голову прыгает шустрая белка… Иногда очень полезно сходить в лес одному, понаблюдать за всякой живностью, послушать пение птиц, просто ходить, ощущая упругость листвы под ногами, и думать, думать, размышляя о жизни. Я больше всего люблю лес летом, когда он полон жизни, все цветет и благоухает. Хожу с поляны на поляну и любуюсь белыми ромашками, которых здесь множество. Можно зайти в глубь леса и пособирать грибы или ягоды. Ах! Какая радость, когда найдешь опушку, где растут грибы. Перевернешь ворох листвы возле большого дуба и найдешь толстенького боровичка, может, он и маленький, но уверенно и твердо растет среди опавших листьев.
Лесные ягоды – это кладезь витаминов: земляника в начале лета, позже – черника, голубика, на кустах - меленькая малинка, ближе к осени появляется брусника. Сначала их просто наешься, а потом еще и на вареньице наберешь.
Воздух чистый и свежий, сквозь густую листву деревьев стрелками пробиваются лучи солнца, золотя все на своем пути. Здесь другой мир, но такой желанный и нужный. Один на один с миром леса забываешь о городской суете и благодарно бредешь вперед, наслаждаясь уединением и пением птиц. (Юсюмбели Полина, 6б класс)
Русская матрешка
(Урок описания игрушки)
Из Японии игрушка,
Открывают по одной.
Как зовут ее? – Матрешка!
Стала нам она родной.
Добрая, красивая,
Веселая, наивная,
В сарафанчике цветном
И в платочке кружевном.
Красота, и блеск, и роспись,
В ней загадка, тайна есть.
Видят все в игрушке этой
Милый символ Родины моей.
(Мизаев Лорс,6а класс)
Частушки учащихся 7б класса - первый литературный опыт: подметить смешное или интересное в нашей школьной жизни да еще облечь это в легкую и веселую рифму не каждый может.
Наша Саша громко плачет,
Колпаков обидел значит.
Не хотят они дружить -
Вместе жить и не тужить.
(Антонова Лида)Наш Андреев — дивный мальчик,
Сегодня наш класс не спал:
Колпаков очень вежливый стал,
Девчонкам цветы подарил
И комплименты говорил.
(Стефанович Настя)Вот звенит звонок,
Начинается урок.
Пугачева входит в класс
И поет она для нас.
(Юсупова Аза)
После урока литературы по рассказу В.Распутина «Уроки французского» учащиеся 7б класса получили домашнее задание: написать рассказ «Учитель в моей жизни». Не могу не поместить в альманахе некоторые их рассказы на эту тему.
***
Учитель – это самая интересная и благородная профессия. Учителя нам дают множество бесценных знаний, которые потом пригодятся нам в дальнейшей жизни. В школе я провожу много времени и не только учусь, но и общаюсь с преподавателями. Все они в нашей школе приветливые и открытые, всегда придут на помощь и помогут доработать плохо усвоенные материалы, всегда идут тебе навстречу. Я могу задать любой вопрос и получить понятное объяснение. Я благодарна всем своим учителям за их нелегкий труд.
Но особенную роль в моей жизни сыграла моя первая учительница.Татьяна Владимировна Таирова. Прошло уже три года с момента, как мы закончили начальную школу, но мы все равно помним и уважаем ее и тот нелегкий труд, те железные нервы, ту добрую душу, которую она разделила на двенадцать кусков и вложила в каждого из нас. Я как сейчас помню Первое сентября, когда на пороге школы встречала меня Татьяна Владимировна. До сих пор я помню свои первые впечатления о ней: очень высокая, стройная, красивая женщина с глубокими голубыми глазами, веселыми и всегда как будто сияющими. Я сразу увидела в ней не только учителя, но и друга. Она для всех нас стала человеком, который открыл трудный школьный мир, помогла в ней освоиться. Она научила нас первым правилам русского языка, первым законам математики, читать прекрасные книги. Все эти богатства останутся с нами навсегда.
Но самое главное, что умела Татьяна Владимировна – это видеть талант и потенциал каждого из нас. Именно она увидела во мне стремление к учебе и помогла наверстать упущенное, так как я практически не училась в первом классе (уж так получилось). Со второго класса мы потихонечку продвигались вперед, догоняя ребят. И вот за год с ее помощью из троечницы я стала хорошисткой, а потом и отличницей, и с тех пор навсегда вселилась в меня уверенность, что я все могу. Ее урок доброты я навсегда взяла с собой.
Вот такую важную роль сыграла моя первая учительница в моей жизни, за что я ей очень благодарна. (Терехина Александра)
***
Обычно у всех самым-самым лучшим учителем в жизни становится первая учительница. Но в моей жизни моя первая учительница и вообще моя первая школа оставила неприятные впечатления. В новой школе я очень боялась свою учительницу, но именно она дала мне самые крепкие знания, которые у меня есть сейчас. На эти знания накладывались и другие, очень важные, но фундамент в Доме Знаний заложила именно она.
Я хорошо помню, как она долго и упорно сплачивала нас, учила дружить, не обижаться, уметь прощать. Сделала из нас достойный коллектив, мне кажется, что наш класс самый дружный, добрый и трудолюбивый в нашей школе.
Еще я хорошо помню, что именно ей из всех учителей, единственной, понравилась моя первая собака, она, единственная из всех, кто был в классе, не побоялась взять его на руки и погладить, не думая о том, что он грязный и может случайно запачкать ее. Это, конечно, ерунда, но для меня тогда это очень много значило, и я стала любить и уважать ее еще больше.
И до сих пор мы все помним ее, и когда кто-нибудь произносит ее имя, все начинают думать о чем-то своем, ничего при этом не говоря, ведь у каждого из нас она оставила свой след, свой урок доброты. Спасибо, Татьяна Владимировна. (Антонова Лидия)
После открытого урока «Стихотворение К.Бальмонта «Снежинка» ребята получили домашнее задание: продолжить приключения Снежинки. Об одном и том же, но как по-разному дети видят, понимают поэтичекий мир. Вот что получилось.
Снежинка
И вот Снежинка устала, сгорбилась,
Одним движением на землю сбросилась.
Но на пути ее стояла Елочка
Прямая, стройная, под снежным дождиком.
И вот Снежинка, смелая царица,
Сидит на веточке, легко качается,
От всех хрустальная отличается,
Как все, весны дожидается.
(Боровинских Андрей, ученик 6а класса)Снежинка и Елочка
В лесу царила тишина и хозяйствовал покой. Метели пели свою грустную зимнюю песнь. Елочка была самой младшей из всех елей в лесу. Она очень любила зиму, холода, веселые вьюги. Поэтому всегда ждала, когда земля покроется белоснежным мягким ковром. Но остальные деревья ее не понимали, не хотели с ней даже дружить. Но той было весело и без назойливых старших братьев и сестер.
И вот наступила долгожданная для Елочки зима. Повалил снег, радуя Елочку. Вскоре на одну из пушистых лап хвойной красавицы упала белая, хрупкая Снежинка..
- Привет, Снежинка-красавица! – воскликнула Елочка, - нетрудный ли был путь?
- Путь был легок. Я каталась на качелях моего друга Ветра. Он помогал мне во время моего путешествия, - ответила искренне смелая Снежинка.
- Как прекрасно! Я рада тебя видеть. В этом году у тебя наряд еще Красивее, - так они мило беседовали о девичьих секретах.
Шли дни, Снежинка и Елочка весело проводили время вместе. Белоснежная красавица пела прекрасные песни, танцевала прелестные танцы, кружась под тихим Ветром, а Елочка встряхивала пушистыми ветвями, подкидывая Снежинку вверх.
Но однажды пришли громкие люди с какими-то странными серебристыми инструментами, обходили вес елочки, осматривали их. И тут остановились возле Елочки и Снежинки, стали радостно восклицать, размахивать руками. И вдруг ствол Елочки пронзила острая боль.
Мгновение… И Снежинка, падая с пушистой ветки, прошептала:
- До встречи…
Теперь раненая Елочка стоит в доме, украшенная новогодними игрушками, которые как будто душат Елочку. Ей больно, жарко и тоскливо.
А Снежинка лежит на земле вместе с миллионами других снежинок, ждет Ветра, чтобы снова взлететь и кружиться в веселом снежном вальсе… (Горовая Катя, ученица 6а класса)
Снежинка и Елочка
Летела Снежинка в метели, которая занесла ее далеко от снежных друзей. Кудесница-метель крутила, вертела, возносила, закручивая, вновь приближала к земле и, наконец, тихо опустила на мягкую лапу пушистой маленькой Елочки. Среди всех красавиц-подружек снежинка была самая красивая, самая яркая и заметная. Блестела она, как бриллиант. Хотела поговорить со своими подружками, но они молчали. Откликнулась неожиданно Елочка:
- Здравствуй, Снежинка! Долго ли ждать до весны?
- Не знаю, но, по словам прохожих лесников, она придет совсем скоро.
Снежинка и Елочка долго говорили и обо всем: о лесе, о метели и даже о лете. Вскоре Метелица куда-то улетела в сторону севера, а Ветер и вовсе стих, стало пригревать и ярче светить солнышко. Елочка волновалась за свою подружку. Но Снежинка была смелая, она ничего не боялась:
- Елочка, мне жарко… Я ничего не вижу, кажется, я таю. Прощай… Я всегда буду рядом…
И с Елочки упала Капля, которая впиталась в землю, дошла до корней. Елочка внезапно почувствовала необычную силу и поняла, живительной влагой возродилась Снежинка. (Колпакова Нина, ученица 6а класса)
Маленький принц возвращается к Розе.
(продолжение сказки «Маленький принц» А. да Сент-Экзюпери)
Наконец Маленький принц вернулся на свою планету, астероид Б-612. Увидев свою планету, малыш удивился, потому что вся она заросла сорняками. Но среди них были и огромные баобабы, с которыми ему не справиться, их корни разрослись по всей планете. Маленький принц решил вырвать мелкие сорняки, чтобы они не выросли и не разорвали его планету.
Одновременно среди множества ростков искал свою любимую, единственную, самую красивую Розу, по которой очень соскучился. Но нашел только засохший стебелек и опавшие листья. Он не верил своим глазам, он не представлял, что он будет делать без своей любимой Розы. Маленький принц, осознав свою ошибку, упал на колени и горько заплакал… После долгих слез мальчик собрался с мыслями, остатки стебельков и листочков, окропленные его слезами, закопал в землю и полил водой.
Навел на планете чистоту и порядок, почистил вулкан, вырвал все сорняки, какие были ему под силу. Большие баобабы закрывали все небо, теперь Маленький принц не мог наблюдать за красивыми закатами, потому что, когда он смотрел вверх, то видел только пышную крону баобабов. Но он решил делать то, что должен: поливать Розу, но не поливать баобабы, может, засохнут без воды, вырывать сорняки…
Через месяц мальчик увидел, что на месте, которое он поливал, появился росточек. Он так обрадовался, что не отходил от ростка, разговаривал с ним и верил, что его Роза вернется. И правда, из ростка выросла красивая Роза, которую Маленький принц полюбил еще больше и обещал и себе, и ей, что он будет заботиться о ней и никогда больше не бросит, потому что он понял простое правило: ты в ответе за тех, кого приручил. (Левкова Екатерина, ученица 6А класса)
Странная гостья
(по мотивам рассказа А.С.Грина «Гнев отца»)
Это случилось, когда я был совсем маленький. Однажды утром я услышал разговор родителей о какой-то вешалке, о друзьях, которые к нам придут в гости.
- Папа, к нам придет в гости Вешалка?
- Да-да! – сказал папа, разговаривая по телефону.
Я целый день думал о странной гостье с непонятным именем Вешалка. Я ее даже представлял: рогатая, сильная и страшная. Берет меня и вешает на свои рога - она же Вешалка. Так и уснул в своей комнате.
Проснулся от шума и стуков, вспомнил, что к нам придут гости со страшной Вешалкой. Спустился на первый этаж, гости были в гостиной… Но какие-то все радостные, а никакой Вешалки нет.
- Может, еще в прихожей? – подумал я. И конечно, я был прав: она стояла с четырьмя рогами, в черной шляпе, но в пальто и на одной ноге. Я бросился в атаку, повалил ее и начал топтать и кричать. На крик примчались родители и остановили меня. Конечно, никто ничего не понимал, что со мной. Только после вопросов и ответов я узнал, что такое вешалка. Кстати до сих стоит в коридоре. (Миронов Владимир, ученик 6А класса)