Работа в группах при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ "Три в одном"

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (157 кБ)


Работе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ посвящено много статей, содержащих ценные методические рекомендации; в помощь учителю коллегами создано большое количество презентаций к уроку, связанных с объяснением этого материала детям. И каждый учитель, ориентируясь на уже прочитанное, известное, все равно создает собственный вариант алгоритма работы со старшеклассниками и собственную презентацию с опорой на имеющийся опыт. Мы предлагаем свой вариант работы по подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ с учетом особенностей, связанных с желанием сделать эту работу максимально эффективной, с желанием уплотнить урок, сделать подготовку учеников к такому виду работы более интенсивной, а саму работу интересной.

Хотелось бы сразу оговориться, что провести такую работу за 45 минут можно только с хорошо подготовленными к работе в группе детьми, для которых эта работа привычна, поэтому ученики быстро ориентируются при распределении обязанностей, умеют контролировать свое время и работать быстро, не отвлекаясь. Если же вы находитесь на первых этапах обучения детей такой форме работы, то 45 минут будет недостаточно – попробуйте спаренные уроки (1,5 часа). В нашем случае урок (45 минут) был проведен с детьми, подготовленными к работе в группе (конец года в 10 классе).

Цели и задачи урока:

  • продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;
  • продолжить работу по подготовке учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ;
  • повторить основные структурные элементы сочинения-рассуждения;
  • учить формулировать мысль, убедительно аргументировать её;
  • развивать умение логично, грамотно излагать мысль;
  • формировать коммуникативные навыки и умения, умения работать в группе;
  • воспитывать умение слушать друг друга, учитывать мнение другого.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, тексты на каждого ученика.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (10 минут). Презентация (1 слайд)

Актуализация

Мы с вами с начала 10-го класса начали работу по подготовке к написанию части С, познакомились со структурой работы и написали несколько пробных сочинений, но они далеко не совершенны, а значит, работа по анализу текста требует значительных усилий и времени. И чем больше текстов будет проанализировано и прокомментировано нами, тем в большей степени мы будем подготовлены к такому виду работы, как сочинение в формате ЕГЭ.

Напоминаю, что на одном уроке мы могли проанализировать только один текст. Сегодня же мы поработаем с тремя текстами, и надеюсь, что ценность нашего урока будет определяться большей его эффективностью и интенсивностью.

Я предлагаю вам поработать в группах (их будет три), и каждая группа будет работать со своим текстом. Работа в группе предполагает помощь всех каждому, и чем активней каждый из вас будет работать, тем быстрее, эффективнее и интенсивнее пройдет наша встреча, итогом которой будет знакомство с тремя разными текстами и написание трех сочинений в формате ЕГЭ (естественно, черновых вариантов).

Презентация 2 слайд. Для того чтобы справиться с поставленной задачей, коротко напомню вам структуру сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Вам нужно: сформулировать проблему, прокомментировать ее, сформулировать позицию автора, согласиться или не согласиться с автором, выразить свое отношение по проблеме, привести два аргумента и сделать вывод.

3 слайд. Напоминаю, что проблема – это вопрос, требующий решения, ответа, и о том, что проблема может быть сформулирована через определение (проблема какая), проблема + сущ. в Р.п. или с помощью вопроса.

4 слайд. Приемы включения в текст могут быть различны: например, «автор размышляет над проблемой…», «В тексте поднимается проблема…». Или вы формулируете проблему с помощью вопроса.

5 слайд. Затем вы должны прокомментировать эту проблему, т.е. ответить на вопросы: «Как, на каком материале автор раскрывает проблему?» «На чем заостряет внимание?»

6 слайд. Затем необходимо сформулировать позицию автора, пользуясь возможными клишированными, шаблонными элементами (творческий подход - в 11 классе): «Говоря о проблеме…,автор дает понять, что…» или

«Автор текста не скрывает своего отношения к…».

Или если в тексте присутствует оценочность при выражении авторской позиции, то возможно «это …вызывает сочувствие/возмущение/осуждение автора текста».

7 слайд. Переход к основной части также может быть оформлен с помощью следующих включений: «Трудно не согласиться с позицией автора, ведь…». Или: «Я готов разделить точку зрения автора…», «Мне близка позиция автора…», «Позиция автора понятна…»

Если вы не во всем согласны с автором, то возможно такое оформление: «Позиция автора вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, (и вы формулируете точки согласия с автором)…С другой – (и вы определяете аспекты, по которым выражаете несогласие)».

8 слайд. Ваше согласие/ несогласие можно включить словами: «Действительно, эта проблема волнует/ заставляет задуматься/ не может оставить равнодушным/ задевает душу каждого/ не кажется мне злободневной, важной…»

Не забудьте воспользоваться вводными словами «На мой взгляд,…В самом деле,…Разумеется,…Безусловно...». Если вы подобрали аргумент из художественной, публицистической и научной литературы, можно воспользоваться следующими фразами включения: «Аналогичное отношение к …встречается в книге/ статье…», «Подобные поступки совершают герои…»

9 слайд. Напоминаю о видах аргументов: это ваш личный жизненный опыт, факты истории, материал телевизионных передач и особую ценность имеют аргументы из читательского опыта.

10 слайд. Не забудем написать заключение, которое может быть по форме риторическим вопросом или риторическим восклицанием, возможен призыв к действию, или вы используете такой прием, как «ход в будущее», т.е. что будет, если...Или приведете слова известных людей, или воспользуетесь народной мудростью.

Конкретизация задачи

Итак, мы располагаем 15 минутами, когда вы сообща выполните работу – напишите черновик сочинения и представите на наш суд. Затем один представитель группы познакомит всех с текстом и черновым вариантом сочинения. Вы сможете оценить три варианта, дать свой комментарий. Приступайте к работе.

Для учеников, с которыми проводился урок, работа в группе привычна. Дети перед началом работы сами выбирают координатора группы, который организует работу в своей команде. Поиск проблемы, конечно же, осуществляется сообща. Дети выбирают одну из проблем текста, формулируют ее, а затем координатор распределяет обязанности среди учеников группы: 2-3 - сообща пишут комментарий (например, один отбирает факты для комментария, второй записывает, третий редактирует); 2-3 – формулируют позицию; 2-3 подыскивают и записывают аргументы; кто-то, послушав черновой вариант полученного, быстро набросает вступление и заключение. Редактирование должно быть незначительным из-за отсутствия достаточного количества времени. Учитель может оставить открытым 2-ой слайд со структурой работы во время работы учащихся.

2. Работа в группах (15 минут).

Это время напряженной работы учащихся, т.к. перед ними стоит довольно трудная задача – уложиться в отведенные 15 минут и при этом создать вариант, пусть и черновой, сочинения в формате ЕГЭ.

3. Отчет групп (15 минут) предполагает:

а) чтение текста (2 минуты) – к этому моменту у каждого учащегося имеются все три текста;
б) чтение черновика (3 минуты). Чтение поручаем представителю группы.

Если вы проводите занятие продолжительностью 1,5 часа, уместно и полезно после каждого варианта прочтения чернового варианта запустить этап широкого обсуждения по вопросам: верно ли сформулирована проблема? удачен ли комментарий? что необходимо добавить к написанному? по сформулированной ли проблеме определена позиция автора? какие еще аргументы можно было привести в доказательство своих рассуждений? какие речевые ошибки и недочеты были отмечены вами? и т.п.

4. Подведение итогов и домашнее задание:

Итак, мы с вами проанализировали 3 текста, прослушав три возможных варианта сочинения-рассуждения части С в формате ЕГЭ. Надеюсь, что при выполнении подобной работы в будущем вы учтете ошибки, допущенные при написании черновика сочинения.

А оценки получит каждый из вас, когда дома в рабочей тетради оформит один из вариантов сочинения на выбор: или тот, над которым вы работали сообща (отредактируйте с учетом замечаний), или, если вам понравился текст, над которым работали дети других групп, напишите сочинение-рассуждение по нему. Предоставляю вам свободу выбора. Соотнесите свой выбор со своими возможностями. Удачи!

Подобная работа, как и любая работа в группах, позволяет учителю решить проблему дефицита урочного времени и дает возможность детям поработать с большим количеством текстов, а значит, и попыток формулирования проблемы, позиции, поиска аргументов. Обычно работа по написанию сочинения в формате ЕГЭ проходит фронтально. Если это устная работа, то работают, как правило, отдельные ученики, одни и те же. И без особого удовольствия оформляют письменно, будь то часть сочинения (проблема, комментарий, позиция) или полный вариант работы (+ аргументы). Групповая форма работы позволяет решить не только учебные задачи, но и воспитательные: формировать умения работать в группе, умение слушать друг друга, учитывать мнение другого, координировать работу группы, брать на себя ответственность при принятии решения и т.п.

Использованная литература

  1. Как успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и литературе.// В помощь выпускникам и родителям. Окружной методический центр ЦАО. Составители: Карпова И.И., Глухова С.В., Мухина Н.Н., Панова Ю.А., Москва, 2009.
  2. Материалы сайта https://urok.1sept.ru

 

Приложение

Можно воспользоваться текстами из любой тренировочной или диагностической работы предыдущих лет (мы поступили именно так).

Текст 1.

С Николаем Максимычем Путохиным приключилась беда. Он внезапно получил отставку по службе. Потрясенный свершившейся несправедливостью, этот добропорядочный человек, презиравший прежде алкоголь, невзначай напился пьян и, забыв про все на свете, ровно пять дней и ночей сидел в трактире.

Придя в себя и устыдившись, Николай Максимович направился домой. Он заранее придумывал фразы, какими он ответит жене. Он вообразил себе горящее, негодующее лицо, заплаканные глаза, поток жгучих фраз, и тотчас душу наполнило малодушное чувство страха, знакомое школьникам.

"Э, все равно! – решил он, дернув у своей двери за звонок. – Что будет, то будет! Коли невыносимо станет, уйду из дома. Выскажу ей стояла в передней и с вопросом глядела на него.

"Пусть она начинает", – подумал он, взглянув на ее бледное лицо и нерешительно снимая калоши. Но она не начинала... Он вошел в гостиную, потом в столовую, а она все молчала и глядела вопросительно.

"Пущу себе пулю в лоб! – решил он, сгорая со стыда. – Не могу дольше терпеть! Сил нет!" Минут пять ходил он из угла в угол, не решаясь заговорить, потом быстро подошел к столу и написал карандашом на газетном листе: "Получил отставку". Жена прочла, взяла карандаш и написала: "Не нужно падать духом". Он прочел и быстро вышел, но не из дома, а... к себе в кабинет.

Немного погодя Маша сидела возле него и утешала.

– Перемелется, мука будет – говорила она. – Будь мужчиной и не кисни... Бог даст, перетерпим эту беду и найдем место получше.

Он слушал, не верил своим ушам и, не зная, что отвечать, как ребенок, заливался счастливым смехом. Жена покормила его, подогрела воду, умыла и уложила в постель. На другой день он, бодрый и веселый, искал место, а через неделю нашел его...

Пережитая беда многое изменила в нем. Когда он видит нетрезвых, бездомных, опустившихся людей, то уже не смеется и не осуждает, как прежде. Он любит подавать милостыню нищим и часто говорит: «Порок не в том, что мы порой оказываемся на дне, а в том, что не поднимаем падших».

Может быть, он и прав.

(По А.П. Чехову)

Текст 2.

Когда Л.Н.Толстой обрушил свой гнев на пустое «искусство ради искусства» и в пылу идеологической полемики сгоряча отнес к искусству такого рода пейзажную живопись, И.Е.Репин, возражая, решительно опроверг его. Пейзажи дороги нам не только потому, считал он, что верно изображают природу, но и потому, что в них отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты.

Действительно, лучшие отечественные художники-пейзажисты своим творчеством опровергли точку зрения Толстого. Кто может усомниться, что со времен Ф.А.Васильева русский пейзаж будит в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, по словам И.Н.Крамского, «лучше, добрее, здоровее»! А разве не здесь дышит настоящее мастерство и разве не в этом состоит главная цель искусства?

Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель И.И.Шишкин. Оба художника по-разному проявили свое «личное отношение» к природе, и каждый выразил собственное понимание ее красоты, которое со всей полнотой воплотилось в творчестве. «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, - писал Крамской. – Я думаю, что он единственный у нас человек, знающий пейзаж. Причем знающий его самым ученым образом».

Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. Его ясные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих рощ, шумных дубравах и бескрайних полей с клонящейся под ветром спелой рожью.

В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности. Мы можем только удивляться той безупречной верности, с какой он изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зеленой траве-мураве…

Да, в его медленном, неторопливом и ясном повествовании почти не проявилось то, что Крамской образно называл «стрункой души, которая могла бы обращаться в песню». Трудолюбивый Шишкин был прозаиком русского пейзажа, Васильев, чуткий и лиричный, стал его поэтом.

При этом искусство каждого из них никогда нельзя было назвать «пустым и бессодержательным», каждый из авторов по-своему передавал любовь к родной земле. Творчество каждого из них в полной мере подтвердило правоту Репина и ошибочность позиции Толстого.

 (По Л.Н.Волынскому)

Текст 3

Чем архитектура отличается от простого строительства? Вы скажете: конечно, красотой! Но можно ли измерить степень красоты, выразить ее математически или словесно? Нередко это кажется невозможным даже специалистам. Но все-таки попытаемся определить, из чего складывается красота в архитектуре.

Многие столетия знаменитая церковь Покрова на Нерли завораживает взгляды. Небогатая скульптурным убранством, она незатейлива по композиции. Но увидишь ее облик хоть раз – и забыть такую красоту невозможно. Где, в чем секрет? В верно найденных пропорциях – соотношении ширины и высоты, отдельных частей и целого. Именно благодаря этим правильно выбранным пропорциям церковь кажется такой легкой, изящной.

Совсем другое впечатление производит Дмитриевский собор во Владимире. Он не кажется тяжеловесным и неуклюжим, несмотря на внушительные здания. Этому способствует великолепный скульптурный декор, сплошь покрывающий фасад. Вот почему даже огромные здания, которые имеют правильно выбранный внешний декор, но и необычную внешнюю композицию: восемь малых куполов толпой обступили большой, центральный. Лики красоты неповторимы, и каждый по-своему прекрасен.

Цвет роднит архитектуру с живописью и скульптурой. Древние греки, придавая цвету огромное значение, раскрашивали даже благородный мрамор своих статуй. В русском обществе отношение к цвету менялось: владимирские храмы 12 века и московские 14 - 16 века были белыми, а в 16 веке архитектурные сооружения уже выглядели по-иному: традиционным стало сочетание красного и белого. На фоне красных кирпичных стен нарядно смотрелись белокаменные резные украшения – порталы входов, наличники окон, карнизы, колонны. Позже, в 17 веке, храмы и дворцы украшали изразцами.

Не последнюю роль в архитектуре играет умение мастера придать своему произведению выразительный облик. Луковичные главки русских храмов были видны издалека, похожие по силуэту на пламя свечи. В 16 веке на Руси стали строить шатровые церкви. Привычный облик храма изменился, стал похож на устремленную ввысь ракету.

Так из целого ряда составляющих: соотношения пропорций, деталей внешнего декора, архитектурной композиции, цвета – складывается неповторимая красота памятника зодчества.

 (По Ю.С.Рябцеву)