Литература
-
Пути постижения рубаи Омара Хайяма через переводы и тувинские пословицы 2011
В статье рассматриваются методы обучения анализу рубаи как малого поэтического жанра, изучение их особенностей в диалоге культур (тувинской и персидской). Изучается история возникновения рубаи. Учащиеся учатся выстраивать образно-мотивные цепочки внутри единого пространства мировой литературы.
-
Пути экспериментов современной поэзии. Центонная поэзия: pro et contra? 11-й класс 2013
Основная цель урока – расширить представление учащихся о современной поэзии. Новый материал о поэзии постмодернизма конца XX века подаётся с опорой на изученное о поэтах Серебряного века и поэтах 20-х годов (конструктивисты, обэриуты). Даётся представление о ведущих авторах центонной поэзии 2-й половины XX века (А.Ерёменко, Тимур Кибиров).
-
Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова "Ионыч" 2011
При анализе рассказа особое внимание уделяется художественным приемам, при помощи которых автор мастерски изображает нравственное падение героя. На уроке используется метод комментированного чтения в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвостилистического анализа; сочетаются индивидуальная, парная, групповая формы работы; предлагаются дифференцированные задания. Такой подход позволяет ввести учащихся в мир прозы А.П. Чехова, приблизить их к пониманию идейного содержания произведения.
-
Путь исканий Андрея Болконского. Урок-интервью 2006
Изучение одной из сложных тем по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" "Путь исканий Андрея Болконского" предлагается провести в форме урока-интервью. Урок проводится по четкому сценарию. В его подготовке участвуют не менее 15 учащихся. Роль учителя на данном уроке сводится к минимуму. Десятиклассники играют роли интервьюера, князя Андрея, повествователей, критиков и декламаторов.
-
Путь к сердцу детей. (Размышления о произведениях А.Гайдара и их роли в воспитании подрастающего поколения) 2008
Известно, что самые рациональные методы воспитания принесут желанные результаты только тогда, когда учитель сумеет найти путь к сердцу детей, сумеет наладить особые межличностные отношения с детьми. А.Гайдар упорно и терпеливо искал пути к сердцу ребенка и нашел их. Какими же качествами отличались его взаимоотношения с детьми? Об этом мы можем судить по опубликованным воспоминаниям о Гайдаре, по архивным материалам и его произведениям.
-
Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию 2013
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Тема урока приходит к пониманию внутреннего состояния человека в романе «Преступление и наказание», анализируют путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления над вопросом: духовный путь Раскольникова к раскаянию.
-
"Пушкин и его время" (литературная игра для старшеклассников) 2009
Предлагаемая интеллектуальная игра «Пушкин и его время» представляет собой своеобразный турнир эрудитов для учащихся 9–11-х классов. Особенностью игры является то, что в ней может принимать участие неограниченное количество ребят: не только члены команд, но и болельщики. Разнообразные задания, расширяя и углубляя программный материал, развивают самостоятельность учащихся, творческую инициативу, тренирует ум, пробуждают интерес к предмету.
-
Пушкин и лицей 2012
Урок дает представление об исторических предпосылках открытия Царскосельского лицея, показывает, как лицей повлиял на формирование личности А.С. Пушкина.
-
Пушкин на Дону 2012
На уроке используются разные формы и методы работы: фронтальная беседа, подготовленное чтение стихотворений наизусть, сообщение учеников о жизни А.С. Пушкина на Дону (монтаж), интерактивный метод (презентация), частично-поисковый, наглядный. Задания соответствуют требованиям программы и возрастным особенностям детей, выполняют задачи опережающего обучения, развивают творческие способности, правильную, образную речь.
-
«Пушкин отомщенный»: литературное путешествие. (Как можно провести урок по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта») 2021
В статье предлагается нетрадиционный способ проведения урока по стихотворению М.Лермонтова «Смерть поэта». Гибель Пушкина – одно из самых трагических событий в русской истории и культуры, и обойти вниманием его на уроках литературы невозможно. Но «Смерть поэта» далеко не единственное произведение, посвященное этой трагедии, так возникла идея урока, на котором наряду с лермонтовским прозвучали бы стихи Э.Багрицкого и Е.Евтушенко. Тем самым стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова будет вписано в контекст русской литературы XX века.
-
"Пушкин проясняет нас…" Интеллектуальный марафон по творчеству А.С. Пушкина 2009
Урок-марафон для систематизации и обобщения знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина, в котором используется 6 номинаций: окружение поэта, проза, поэзия, искусство, «мысль изреченная» и роман «Евгений Онегин». Номинации состоят из 6 вопросов каждая. Каждый вопрос имеет свою цену в зависимости от сложности.
-
Пушкинская викторина 2009
Участие в литературных играх, и в частности, в викторинах, требует знания литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения. Проводить литературные викторины рекомендуется не только на литературных вечерах и читательских конференциях, но и в ежедневной работе на уроках.
-
Пушкинская викторина (к 170-летию со дня гибели поэта) 2006
Данный материал может быть использован как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях. Викторина может проводиться в различной форме. Это может быть брейн-ринг, клуб знатоков, игра "Кто хочет стать миллионером?", "Умники и умницы" и т.д. Мероприятие может быть оживлено инсценировками фрагментов из произведений А. С. Пушкина, отрывками из музыкальных произведений, репродукциями картин.
-
«Пушкинские традиции в поэзии Некрасова (на примере сопоставительного анализа стихотворений Н.А.Некрасова «Элегия» и А.С.Пушкина «Деревня»») 2019
Урок «Пушкинские традиции в поэзии Некрасова» построен в виде сопоставительного анализа двух стихотворных шедевров XIX века: «Деревни» А.С.Пушкина и «Элегии» Некрасова. В контексте урока ведется разговор о том, что настоящему поэту необходимо любить свой народ, защищать его интересы, быть истинным гражданином своей страны. Продолжая традиции Пушкина в своей лирике, Некрасов внес в свои стихи новизну, связанную с демократическими тенденциями.
-
Пушкинские традиции в творчестве В.С. Высоцкого 2010
Цели урока: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов XX столетия. развивать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и умение видеть своеобразие поэтических миров поэтов разных эпох; содействовать осмыслению истории, побудить к размышлению о судьбах Родины.
-
Пушкинский бал. Школьный проект для 9–11-х классов 2012
Цели проекта: расширение знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую национальную культуру, расширение кругозора учащихся, знакомство с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала пушкинской эпохи, создание необыкновенной, неповторимой атмосферы, где каждый и актер, и зритель одновременно, эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства.
-
Пушкинский Лицей. Литературный вечер 2016
Материал предназначен учителям литературы для использования на уроках внеклассного чтения и во внеурочной работе. «Оживляет» яркие и незабываемые образы юного Александра Пушкина и его друзей-лицеистов. Расширяет кругозор учащихся, прививает любовь к поэтическому слову, воспитывает нравственно и эстетически, развивает речь, приобщает к прекрасному.
-
Пушкинский праздник "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" 2007
Композиция строится как литературный монтаж, соединяющий в одно смысловое и художественное единство стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Главная цель композиции – высветить личность художника, чтобы лучше и глубже понять его творчество. У композиции есть свой сюжет, внутренняя динамика материала, постепенное нарастание эмоций в кульминации. Как правило в композиции звучит музыка. Подготовка к литературно-музыкальной композиции требует немало времени: надо подобрать литературу, выбрать фрагменты, скомпоновать отобранный материал, чтобы она не распадалась на части. Очень хорошо если, учитель работает в соавторстве с учениками. Ученики “входят” в тему, проникаются ее настроением. Как и всякое выступление, композицию следует отрепетировать.
-
Пушкинский урок "Пушкин и казачий край" 2009
На уроке совершается заочное путешествие по пушкинским местам на Кубани, развивается интерес к творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся знакомятся с произведениями кубанских поэтов о Пушкине. Урок развивает творческие способности учащихся, обучает навыкам выразительного чтения.
-
Пьеса "Сказание о Петре и Февронии Муромских" 2011
Как научить ребёнка постигать тайны слова, как развивать речь, мышление, как воспитывать любовь ко всему живому? Самый короткий путь к этому - путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать театральная деятельность. В пьесе тесно переплетаются современность и история нашей страны, её православные традиции.
-
Пьеса А.Н. Островского "Снегурочка". Значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века 2009
В ходе урока ученики сравнивают, чем литературное произведение отличается от народного. При выполнении заданий учащиеся используют карточки-информаторы, работают с текстом. Определяют значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века.
-
Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве". Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения 2012
Представлены две объединенные презентации ("Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве"" и "Словарь урока"). Цель урока: расширение представлений о жанре урока, развитие умения воспринимать текст драматического произведения, характеризовать персонаж.
-
Р.Брэдбери "Улыбка" 2022
Представлен анализ рассказа Р.Брэдбери "Улыбка".
-
Работа в группах как эффективный способ освоения материала на уроках литературы 2014
На примере урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева рассмотрен один из способов эффективной работы на уроках литературы – работы в группах. Групповая работа на уроках развивает творческий потенциал учащихся, а это повышает уровень образования. В групповых исследованиях у детей появляется мотивация к самостоятельному добыванию материала, его обработке, обмену полученной информацией. Работа в группах дает возможность не перегружать учащихся заданиями, учит быстро мыслить и делать краткие, но точные выводы.
-
Работа в группах на уроках литературы в 5-м классе 2014
В последнее время мы, учителя, часто задаёмся вопросом: как научить детей работать в группах. Мы понимаем, что такой вид работы, с одной стороны, сложен, с другой – нужен и полезен. Зачем же всё-таки следует проводить подобные уроки? Групповые формы работы помогают развить творческие способности учащихся, привить любовь к литературе как к предмету.
-
Работа в группах при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ "Три в одном" 2012
На уроке использована групповая форма работы. Повышается эффективность подготовки учащихся.
-
Работа над коллективным проектом «Мифологический словарь» как средство развития кругозора и повышения мотивации к чтению школьников 2023
В статье представлен опыт работы над коллективным проектом, который способствует развитию кругозора школьников и повышает их мотивацию к самостоятельному чтению.
-
Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе 2018
В статье обобщены основные методические положения работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе. Определены основные приемы работы с текстом сказки, направленные на глубокое осмысление нравственных идей, заложенных к ее сюжете.
-
Работа над стихотворением К.Бальмонта "Снежинка" 2008
На уроке дети закрепляют литературоведческие понятия, учатся работать над художественным образом слова, составляя кластер методом двойного дневника.
-
Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова "Люди и нелюди". 11-й класс 2013
Работа над эпизодом литературного произведения является одним из самых сложных видов работы. В статье предлагаются фрагменты уроков по этой теме при изучении повести В.Тендрякова «Люди и нелюди». Такие уроки позволяют учащимся погрузиться в текст произведения, а также стать соавторами литературоведческого анализа.