Работа-исследование "Словарная работа на уроках литературы"

Разделы: Литература, Профессия — педагог


Словарная работа занимает важнейшее место при анализе художественного произведения на уроках литературного чтения. Если наиболее важные слова из прочитанных текстов не поступают в активный словарь ученика и не служат ему в повседневной речи, уроки литературы оказываются по существу бесполезными для формирования живой разговорной речи.

В связи с перестройкой школьной программы усиливается внимание к вопросам культуры речи на уроках литературы. Развитие письменной и устной речи у учащихся тесно связано с обогащением их словарного запаса. На уроках литературного чтения можно показать сложную интересную жизнь слова, его способность, то в одном, то в другом значении, его различные стилистические и экспрессивные оттенки.

Цель исследования - показать роль словарной работы на уроках литературы. В связи с этим мною ставятся следующие задачи:

  • Выявить цели и задачи словарной работы на уроках литературного чтения;
  • Определить роль и место словарной работы на уроках литературы в процессе анализа текста произведения;
  • Определить пути отбора лексического материала;
  • Показать на примерах некоторых экспериментальных уроков применение методов и принципов работы над словом.

Словарная работа на уроках литературного чтения не будет иметь успеха, если при отборе для объяснения слов не будет учтена их доступность для учащихся, если учитель не примет во внимание возраст и умственное развитие детей, особенности их психологии.

Психологические исследования показывают, что плохое понимание школьниками того или иного текста зависит от бедности детского словаря, неумение находить основную мысль в прочитанном, неумение связывать отдельные части произведения в общий контекст и т.д.

Психологи Е.И.Игнатьев, М.Д.Громов, Н.С.Лукин утверждают, что преодоления этих недостатков в развитии осмысленного чтения требует специальной работы учителя. Прежде всего надо развивать и обогащать словарь детей. А для этого важно знать, каким запасом слов владеет ребёнок и насколько точно эти слова выражают содержание понятий. Необходимо учить школьников находить основную мысль рассказа или отрывка из текста и наиболее важных слов и предложений, в которых выражена эта мысль. Для этого детей надо учить составлять план прочитанного, подыскивать наиболее точные заглавия для рассказов, абзацев, частей плана и т.д.

Целесообразно при проведении словарной работы использовать такой прием, как сравнение вариантов авторских текстов. Работая с учащимися, учитель должен опираться на их самостоятельность: самостоятельное знакомство со словарным составом произведения, нахождение и выделение из текста непонятных слов и выражений, наблюдения над некоторыми частями текста, самостоятельная работа со словарями. При анализе произведения, при комментировании непонятных слов и выражений из текста художественного произведения учитель привлекает к этой работе самих учащихся. Школьники пытаются самостоятельно отыскать в произведении непонятные им слова и выражения. Однако, предлагая эту работу, учитель должен учитывать, что учащиеся сами порой не могут определить, что им известно, а что непонятно и неизвестно. Этот вид самостоятельной деятельности учеников помогает им приобрести навык замечать и выделять непонятные из текста произведения. Дети учатся находить непонятные слова и выражения при слушании текста и при самостоятельном его чтении.

Навык выделения непонятной лексики вырабатывается у детей путём длительной, систематической работы.

Словарная работа является необходимым условием изучения каждого произведения художественной литературы. Но её нельзя рассматривать как самоцель. Художественная литература должна быть действенным средством умственного развития детей, должна помочь избежать непонимания или искажения детьми смысла отдельных слов и выражений в текстах произведений.

Следовательно, цель словарной работы заключается в том, чтобы обеспечить ясное понимание идейно-образного содержания литературного произведения, содействовать развитию речи учащихся, накоплению у них словарного запаса, их эстетическому и нравственному воспитанию.

Словарная работа на уроках литературного чтения должна решать следующие задачи:

  • раскрыть значение незнакомых учащимся слов;
  • уточнить значение известных, но малопонятных детям слов;
  • уяснить синонимы и различные смысловые оттенки одного и того же слова в зависимости от контекста, в котором оно может быть употреблено;
  • раскрыть многозначность слов.

Как указывают М.А.Рыбникова, В.В.Голубков, В.А.Никольский, точное понимание слов - необходимое условие правильного восприятия текста. Учащиеся не сразу воспринимают весь новый лексический материал, повышающий культуру речи. И перед педагогом встают задачи: довести до сознания учащихся при изучении литературного произведения прямой смысл слов, обозначающих новые понятия, ввести необходимые слова в активный словарь учащихся, чтобы ученик сознательно, уместно, правильно мог употреблять их как в устной, так и в письменной речи. Но нельзя ограничиваться разъяснением только прямого значения слов. Наряду с прямым значением слова, называющим предмет или явление, учащимся должно быть объяснено и переносное значение слова, которое позволяет установить сходство между самыми различными явлениями и употребить слово в том значении, в каком он обычно не употребляется.

На уроках литературного чтения словарная работа может занимать различное место. Объяснения незнакомых или недостаточно понятных слов и оборотов речи можно проводить в различные моменты работы с литературным текстом:

  • перед чтением произведения;
  • попутно с чтением;
  • после чтения в процессе разбора.

Вступительная беседа и знакомство со словом перед чтением произведения

Проводить работу по объяснению непонятных слов до чтения текста полезно потому, что есть произведения исторического содержания и в них очень много непонятных слов, которые затрудняют чтение и ослабляют непосредственное читательское восприятие. Учитель в этом случае должен придать объяснению слов форму связного рассказа и обеспечить понимание слов. В этот рассказ должны быть введены преимущественно те слова, которые характеризуют данную эпоху. Так, при изучении произведения М.Ю.Лермонтова « Песня про купца Калашникова » можно провести вступительную беседу словарного характера.

Лермонтов в "Песне" изображает далёкую от нас жизнь, то время, когда царствовал Иван Грозный. Грозный стремился создать сильное русское государство и боролся с родовитыми боярами, которые противодействовали мероприятиям царя. С целью успешной борьбы со своими противниками - боярами и князьями - Грозный учредил (организовал) отряд телохранителей, соратников, которые стали называться опричниками. Слово "опричник" происходит от старого наречия «опричь» - кроме, помимо. Опричники составляли государев двор, учреждённый опричь (отдельно) от старого московского царского двора. Опричники пользовались покровительством, большими милостями царя: они получали хорошее содержание, т.е. большие деньги или «казну», подарки, богато одевались в бархатные шубы, парчовые кафтаны. Парча - дорогая плотная шёлковая материя, вытканная золотыми и серебряными нитями; из парчи шили мужскую праздничную одежду, женские сарафаны. Кафтаны опричников подпоясывались шёлковыми кушаками. На головах опричников были бархатные шапки, окаймлённые, отороченные соболиным мехом. У опричников были лихие (резвые, сильные) степные кони, аргамаки. Опричники пировали с царём за одной трапезой. Трапеза - богато убранный обеденный стол. «Песня» и знакомит нас с жизнью купцов старого времени. Московские купцы имели торговые лавки в гостином дворе, т.е. в особом торговом ряду в центре города. Гостиный от слова гость, т.е. купец первоначально - иностранный.

1. Объяснение слов при чтении произведения в классе и дома.

Замечания учителя попутно с чтением допускаются в том случае, если у слова есть чёткий, ясный синоним, уже известный детям и если это объяснение не отвлечет детей от содержания самого текста.

2. Словарная работа после чтения произведения.

Закрепление новой лексики может проводиться в процессе письменной работы, где ученики используют не только новые слова и выражения, накопившиеся в словариках, но и фразеологические обороты и цитаты из произведения. Одним из моментов, закрепляющих усвоения некоторых слов из нового словарного запаса, является работа над составлением планов, где мысль должна быть выражена сжато и четко. Здесь важным моментом является умелое использование изучаемого текста. Для пунктов плана подбираются слова и выражения из текста, по возможности включающие и новые слова, с которыми дети познакомились или только познакомятся на данном уроке.

Словарная работа при выяснении плана произведения или его части:

  • упражнения в синонимике;
  • распознавание различных значений одного и того же слова;
  • выявление употребительности слова в том или другом виде речи (книжной, разговорной);
  • подыскивание фразеологических сочетаний.

Словарная работа при характеристике действующих лиц произведения:

  • Портретная характеристика (учащиеся говорят о наружности)
  • Внутренние черты;

Виды, приёмы и методы словарной работы

Для решения перечисленных выше задач учитель располагает многообразными приемами и методами словарной работы. Большое место в школьной практике имеет приём объяснения незнакомых и малопонятных детям слов и выражений, который используется как в устной, так и в письменной работе. Непонятные слова и выражения могут быть объяснены в процессе беседы по тексту и комментированного чтения. Учащимся ставятся вопросы, требующие внимательного перечитывая текста. В ответах им рекомендуется использовать наиболее существенные слова и выражения автора.

В основном выделяются следующие способы пояснения слов:

1. При помощи средств наглядности, устанавливающих непосредственную связь между словом и обозначаемым им предметом или явлением. («прямой способ»);

2. с помощью уже освоенных средств языка.

Необходимо учитывать, что выбор способа пояснения (при помощи наглядности, или уже известных слов) зависит от ряда факторов:

  • от характера значения поясняемого слова, возможность использования наиболее эффективного приёма;
  • от лексического запаса учащихся;
  • от наличия или отсутствия в опыте учащихся представлений о реалиях, обозначаемых данными словами.

Основные принципы и приёмы подачи новых слов.

1. Новые слова необходимо подавать в контексте, т.к. слово многозначно, его конкретное содержание может быть понятно только в контексте.

2. Слова на первых этапах должны даваться в своём основном значении, затем в переносном.

3. Важно на первых этапах обучение дать новое слово в короткой и простой фразе для того, чтобы внимание учащихся в основном концентрировались на восприятии этого нового слова.

4. В предложении с новым словом ученики должны знать все остальные слова.

5. Необходимо нормировать подачу новых слов на каждом уроке.

6. Новые слова в ходе ознакомления должны повторяться.

7. Работа по обогащению и уточнению словаря учащихся должна вестись систематически.

8. Учитель должен проводить постоянный учёт слов, усвоенных учащимися.

Приёмы подачи новых слов.

  • Подбор к слову к слову синонимов.
  • Подбор к нему антонимов.
  • Включение слова в предложение
  • Слово.
  • Этимология слова.
  • Наглядность при объяснении слова.
  • Раскрытие морфологического состава слова.

Проверенным средством закрепления лексического запаса является запись слов в ученические словарики (алфавитные, постатейные, тематические). Но удобнее всего вести записи в рабочих тетрадях по литературе.

Из устных работ по закреплению новых слов наиболее употребительные являются следующие:

  • устные ответы на вопросы;
  • пересказ близко к тексту с употреблением новых слов;
  • заучивание наизусть;
  • придумывание предложений с новыми словами;
  • внеклассное чтение.

Письменные работы на закрепление словаря носят разнообразный характер:

  • цитирование (научить выбирать из текста короткие, выразительные цитаты и уметь их употреблять в изложении, сочинении). Работа по подбору цитат может носить различный характер. Наиболее элементарный вид цитирования - выделить в произведении речь того или иного действующего лица; более сложная - составление цитатной характеристики и цитатного плана. Цитатную характеристику удобно составлять в том случае, если автор развёрнуто характеризует героя (характеристика Герасима):

а) Внешность

б) Поведение и т.д.

  • составление цитатного плана дисциплинирует мысль учащихся, приучает расчленять целое на части, находить границы между частями. План может быть простым и сложным;
  • подбор к заданным словам синонимов, антонимов, однокоренных слов проводится как коллективно в классе, так и самостоятельно учащимися в форме домашнего задания. Это расширяет словарный запас учащихся, содействует правильному пониманию смысла слов и закреплению их в памяти учащихся.

Основная задача анализа языка художественного произведения заключается в том, чтобы понять и почувствовать его идейно-художественную выразительность, выяснить насколько глубоко, полно художник отразил те или иные жизненные явления: типические характеры, картины природы, быта, общественные отношения и какие при этом он использовал выразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафору и т.д.).

Словарная работа не исчерпывается объяснением непонятных слов. Язык изучаемого произведения анализируется одновременно с его содержанием. Учащиеся должны усвоить элементарные понятия о тех или иных художественных средствах не отвлеченно, а практически. Это значит, что школьники должны понять как эпитеты, сравнения, метафоры выражают содержание произведения, его идейный смысл.

Принципы отбора лексического материала

При чтении художественного произведения должно быть, по возможности, объяснено значение всех незнакомых и малопонятных учащимся слов и выражения. Иначе содержание произведения не будет воспринято школьниками достаточно полно и глубоко. Но при этом необязательно, чтобы все знакомые слова и выражения были усвоены учащимися и вошли в их активный словарь.

При отборе слов и выражений для усвоения на уроках литературного чтения учитель должен учитывать в первую очередь такие слова, которые несут в себе наибольшую смысловую нагрузку в раскрытии идейного содержания произведения.

Овладения трудными словами являются только одной стороной словарной работы на уроке литературного чтения. Другая, не менее важная, сторона заключается в основании фразеологических и литературно - поэтических выражений, которые входят в сокровищницу «великого, могучего, свободного» русского языка. В них с наибольшей силой отражается меткость, выразительность русского языка, а иногда и своеобразие стиля писателя.

Большое внимание уделяется отбору фразеологизмов для активного усвоения учащимися. При выборе фразеологизмов важнейшим является принцип употребительности. Отбирать следует наиболее часто встречающиеся фразеологизмы общенародного употребления. Отдавать предпочтение надо главным образом там, которые не нуждаются в этимологическом объяснении: «повесить голову», «с утра до вечера», «заткнуть за пояс». В процессе изучения словарного состава художественного произведения на уроках литературного чтения должны решаться следующие задачи словарной - фразеологической работы:

  • Систематически вырабатывать у учащихся умение замечать и выделять в полном составе наиболее часто встречающиеся фразеологизмы общенародного употребления и осознавать их смысловое и грамматическое единство.
  • Научить учащихся правильно раскрывать смысл фразеологизмов.
  • Предупреждать ошибки в устной и письменной речи учащихся, являющиеся следствием неумелого пользования фразеологизмами.
  • Систематически прививать учащимся навыки практического использования фразеологических средств русского языка.

Итак, одновременно с работой над отдельными словами учитель проводит систематические занятия по объяснению фразеологизмов.

Методика проведения словарной работы

При проведении анализа А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» я старалась активизировать воображение учащихся и вызвать у них сопереживание. Со словами «броня» (кольчуга), «щит», «кинжал», «секира», «праща», «стрела» познакомила их до изучения произведения с помощью наглядности для того, чтобы не подавить учащихся сухим перечислением старинного оружия и доспехов. А на уроке старалась воссоздать перед школьниками не только историю, но и переданную Пушкиным поэтичность того далёкого времени. «Стольным» городом древней Руси был Киев, а первым - князем Олег. Он прославился знаменитым походом на Царьград-Константинополь, столицу Византийской империи. На вратах Царьграда Олег прибил свой щит. После этого похода киевского князя стали звать вещим Олегом. Вещий - значит ведающий, знающий, мудрый. Вещий Олег спрашивает кудесника (волшебника), предсказателя о своем будущем.

Для понимания текста очень важную роль играет выразительное чтение учителя.

После чтения была проведена беседа. Отвечая на вопросы, учащиеся восстанавливают ход событий.

  1. Встреча с кудесником.
  2. Предсказание.
  3. Прощание с конём.
  4. Пир и смерть Олега.

Закрепляется знание слов: вещий, кудесник, щит, секира, праща, броня, кинжал.

Узнав о смерти коня, князь упрекает себя: нужно было презреть, предсказанием кудесника.

Здесь Олег называет кудесника безумным, лживым стариком. Но кудесник оказался прав. Останавливаю внимание ребят на эпитете «гробовая змея», который делает этот образ зловещим, вызывает ужас.

В процессе анализа учащиеся знакомятся со словами: жребий, хазары, чело, презреть, сеча, отроки - други, ретивый, ковыль.

Раскрывая значение слов, я старалась показать их место среди других слов, дать им экспрессивно - стилистическую характеристику.

Так, объясняя слова «чело», дети не только сказали, что это «лоб», но и отметили, что это архаизм, устаревшее слово. Я указала, что она длительное время употреблялось в поэтической речи и поэтому приобрело и сохранило оттенок торжественности, поэтичности. В «Песне о вещем Олеге» Пушкин использует слово «чело», а также и некоторые другие устаревшие слова для того чтобы, воспроизвести колорит древней Руси и придать описанию торжественность.

Учащиеся знакомятся с именами исторических деятелей:

  • Олег, Игорь (его жена Ольга).
  • С мифологическим именем: Перун.
  • Жребий - будущее, судьба;
  • Хазары - народ, живущий в низовьях Волги и на Северном Кавказе;
  • Чело - лоб;
  • Презреть - пренебречь, считать ничтожным, не принять во внимание;
  • Тризна - поминки;
  • Сеча - бой, битва;
  • Ретивый - быстрый, бойкий;
  • Ковыль - степная трава;
  • Олег - киевский князь, Игорь - киевский князь после Олега;
  • Перун - бог грома и молнии;

Ученики не сразу понимают, что между моментом, когда князю подвели другого коня и пиром Олега с дружиной, пролегают годы. Поэтому заостряешь внимание детей на этом моменте.

Анализируя текст, выясняем значение и таких слов, как прах - то же, что пыль;

  • Обагрить - окрасить в багровый (красный густого тёмного оттенка) цвет;
  • Никнуть - опускаться, пригибаться;
  • Отрада - радость, удовольствие;
  • Завет - наставления, советы потомкам;

Дети называют действующих лиц «Песни», читают строки, описывающие Олега, находят слова - образцы: в цареградской броне, вещий, могучий.

Князь показан мужественным, могучим и справедливым владыкой. Пушкин восхищается его мужеством и воинской доблестью.

Ребята отмечают то место в стихотворении, где заботится о своём коне.

Вместе со школьниками находим слова, которыми Пушкин описывают кудесника: вдохновенный кудесник, мудрый старец, любимец богов.

Отмечаем, что кудесник неподкупен, ведёт себя с достоинством.

Пушкин любил независимость, ценил верность и благородство и описал эти черты характера в своём произведении.

Предлагаю прочесть диалог кудесника с Олегом. Отмечаю правильную интонацию.

Дома дети учат строфы, связанные по смыслу.

Сюжетная сторона стихотворения увлекает детей этого возраста. Им нравится таинственность предсказания, с грустью они слушают слова прощания Олега с конём, напряжённо ожидают развязки.

Продуктивным методом в работе с учениками является беседа. И поэтому работа эта очень нужна.

В восьмом классе были проведены экспериментальные занятия по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри». С целью проведения эксперимента были взяты два параллельных класса, находящиеся в одинаковых условиях: один и тот же учитель, одна и та же программа, сравнительно одинаковый уровень развития.

Перед проведением занятий необходимо было тщательно изучить словарь текста, изобразительные средства языка, так как в задачу лингвистического исследования входило установление отношений между обоими типами значений слова - прямым и поэтическим. Правильно поставленная работа по изучению языка художественного произведения должна была помочь учащимся осознать силу смысловой нагрузки слова, полнее и глубже понять его содержание в тексте.

Учащиеся контрольного класса работали над текстом без предварительного объяснения слов и выражений, а в экспериментальном классе проводилась предварительная словарная работа. В процессе анализа внимание учащихся акцентировалось на тех словах и словосочетаниях, которые были отобраны для активного усвоения:

  • удручён - подавлен, угнетён чем-нибудь;
  • исповедь - откровенное признание в чём-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов;
  • томится - мучиться, страдать по родной стороне;
  • вянуть - сохнуть, терять свежесть;
  • плен - быть захваченным противником и лишиться свободы, попасть к врагам;
  • тоска - мучительная боль в душе человека;
  • жаждать - сильно желать, хотеть;
  • недуг - то же, что болезнь;
  • во цвете лет - в молодые годы, в пору расцвета физических и духовных сил;
  • «закрылись тихо вечным сном» - (заснуть вечным сном) - умереть;
  • «дитя неведомой страны» - дитя, не знающий, где его родина и кто его родные, человек незнакомой страны;
  • «чудный мир тревог и битв» - удивительный, прекрасный мир, где люди могут жить и бороться;
  • «взор кровавый» - злой, хищный взгляд;
  • «пламенная страсть» - сильное желание, чувство;
  • «про волю дикую степей» - вольная жизнь на свободе

Кроме этого, были объяснены слова:

  • кадильница (кадило) - сосуд для курения ладаном во время богослужения;
  • инок - монах;
  • призрел (устаревшее) - дал приют, пропитание;
  • обет - торжественное обещание, обязательство;
  • келья - отдельная комната монаха в монастыре;
  • ниц - касаясь лбом земли;
  • чадра - женское лёгкое покрывало во весь рост;

В процессе работы над текстом обращала внимание учащихся на заранее отобранные слова и словосочетания, дала их толкование, выделила лексические группы, наиболее важные для понимания основной идеи произведения. При этом работа с синонимами, антонимами делала речь учащихся богатой, выразительной.

Как показала практика, понимание поэмы «Мцыри» в словарно - фразеологическом отношении представляет некоторую трудность.

В связи с этим одна из важнейших задач - провести словарную работу так, чтобы учащиеся смогли уловить основное лексическое ядро поэмы, понять смысловые оттенки каждого слова, словосочетания, стилистическую роль их в тексте.

После подготовки восприятия учащимися поэмы, проведения словарной работы школьниками была предложена самостоятельная работа, цель которой определить, насколько глубоко усвоили учащиеся художественный смысл поэмы. Каждый ученик, получив лист с перечнем слов, должен был раскрыть их значение, исходя из контекста произведения. Работа производилась в классе и оценивалась как контрольная. Следует отметить, что с заданием справились, но уровень ответов был разный.

Было предложено несколько видов упражнений со словом:

  • Дать толкование слов по смыслу.
  • Дать толкование словосочетаний.
  • Подобрать к данному слову, словосочетанию синонимы.
  • Подобрать к данным словам антонимы.

Кроме этой работы, школьникам, как сказано выше, было предложено раскрыть содержание выделенных слов и словосочетаний, объяснив их метафоричность. Далее нужно было к опорным словам из текста поэмы подобрать синонимы и антонимы. В таблицах приводятся различные ответы учащихся контрольного и экспериментального классов.

Таблица №1
Толкование отдельных слов и словосочетаний по их смыслу

Слово

Ответы, данные учащимися

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Исповедь

Искреннее признание в чём-нибудь; откровенное признание; откровенный рассказ о своей жизни; покаяние в грехах перед священником; поведать свои мысли и чувства другому человеку; Мцыри рассказал старику-монаху о своей жизни в монастыре и на воле.

Искреннее признание в чём-нибудь; откровенное признание; откровенный рассказ о своей жизни.

Томиться

Мучиться, страдать по родной стороне; испытывать тягость; человек мучается, томиться, страдать в плену; мучиться в неволе; вся жизнь проходит в страданиях Ах да, в думах о своей родине.

Мучиться; испытывать томиться, страдать в плену; мучиться в неволе.

Вянуть

Сохнуть: терять свежесть; медленно умирать, идти к старости; терять силу; стареть; терять мужество; становится болезненным; хилым; терять интерес; веру во что-то светлое; вянет цветок или человек уставший жить в определенной обстановке.

Сохнуть: терять свежесть; медленно умирать, идти к старости;

Плен

Попасть к врагам: быть захваченным противником и лишиться свободы, неволя; попасть в неволю; независимость, быть в неволе; жить в вечной зависимости с мечтой о свободе, воле; потерять свободу; попасть в руки врага; Мцыри жил среди чужих людей в монастыре стремился на волю.

Попасть к врагам; быть захваченным противником и лишиться свободы; неволя; попасть в неволю.

Тоска

мучительная боль в душе человека; тоска; грустить о своём родном крае; грустить по родине, родным; сильное чувство любви к родине; желание вновь обрести свою родину; все мысли Мцыри о милой его родине, о свободе; страстно, горячо любить свою родину

мучительная боль в душе человека; тоска; грустить о своём родном крае; думы человека о своём родном крае

Таблица №2
Толкование словосочетаний по их образности и художественной ёмкости

Слово

Ответы, данные учащимися

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Дитя неведомой страны

дитя незнакомой страны; человек из чужой страны; ребёнок, не знающий где его родина и кто его родные; для Мцыри незнакомая страна не стала второй родиной.

дитя незнакомой страны; человек из чужой страны.

Чудный мир тревог и битв

прекрасный мир, где люди могут бороться; счастливый, сказочный мир; прекрасная человеческая жизнь с тревогами; жизнь, полная переживаний и борьбы.

удивительный мир; жизнь полная переживаний и борьбы; прекрасный мир.

Взор кровавый

злой, стремительный, хищный взгляд; взор человека, жаждущего крови противника; взор, грозящий смертью; желание убить противника.

злой, хищный взгляд; ненавидящий взгляд.

Пламенная страсть

Сильное желание; сильно переживать о чём либо; сильное чувство, которое сожгло душу; дума о своей заветной мечте; Мцыри страстно мечтал попасть на родину; стремление к осуществлению своей мечты.

сильное желание; огненное чувство сожгло душу; стремление к осуществлению своей мечты.

Про волю дикую степей

Вольная жизнь; жить на свободе; мечты Мцыри о вольной, прекрасной жизни в родном крае; Мцыри завидует степям, их воле, свободе, которую испытал на воле.

Про вольную жизнь; про широкую волю степей, про свободу, которую испытал на воле.

Таблица № 3
Задание по подбору синонимов

Слово

Синонимы подобранные учащимися

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Кровавый

хищный, злой, ненавистный, грозный, алчный.

хищный, злой, ненавистный

Томиться

мучиться, страдать, изнывать.

мучиться.

Исповедь

покаяние, признание.

признание.

Чудный

прекрасный, сказочный, удивительный, красивый.

прекрасный, удивительный.

Вянуть

чахнуть, стареть, становиться болезненным, хилым.

сохнуть, терять свежесть.

Отчаяние

безысходность, безнадёжность.

-------


Таблица № 4
Задание по подбору антонимов

Слово

Антонимы подобранные учащимися

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Плен

свобода.

воля, свобода.

Рыдать

смеяться, веселиться.

----

Вольный

угнетаемый, закабалённый.

----

Смутно

ясно

хорошо, ясно.

Чуждый

близкий, родной

----

Вянуть

расцветать

-----

Как видно из приведенных таблиц, уровень ответов учащихся экспериментального класса выше, чем контрольного, что подчёркивает необходимость проведения словарной работы.

Заключение

1. Словарная работа содействует развитию речи учащихся, расширяет и обогащает словарь школьников, обеспечивает ясное понимание идейно-образного содержания произведения, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Словарная работа помогает раскрыть перед школьниками значение незнакомых слов, их многозначность, уточнить значение известных, но малопонятных слов и выражений, выявить смысловые оттенки слов в зависимости от контекста.

2. При словарной работе используются различные методы и приёмы: беседа, комментированное и выразительное чтение, пересказ, подбор к слову синонимов, антонимов, включение новых слов во вступительное слово учителя, включение слова в предложение, словотолкование, этимология слова, наглядность при объяснении слов, способствующие более глубокому усвоению новой лексики.

3. Словарно-фразеологическая работа является одним из основных видов занятий, связанных со всеми стадиями работы над текстом: усвоения содержания произведения, анализ его идейно-художественных особенностей, образов и композиции.

4. При отборе лексического материала для усвоения на уроках литературного чтения в первую очередь выделяются такие слова и выражения, которые несут в себе наибольшую смысловую нагрузку для раскрытия идейного содержания произведения. Основными принципами отбора лексики являются: частотный, тематический, лингвистический. При отборе лексики и методов необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

5. Словарная работа помогает учащимся всесторонне раскрыть идейно-образное содержание литературного текста, практически овладеть лексикой, фразеологией, понять образность слов, их метафоричность, глубже усвоить изучаемый материал, приобрести элементарные навыки и умения анализа художественного произведения, осознать роль слова в тексте, его смысловую экспрессивную нагрузку. Словарная работа подготавливает школьников к самостоятельному чтению произведений, поэтому вести её на уроках литературы необходимо.