Работа с терминами и понятиями на уроке

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


В каждой научной дисциплине, в каждом учебном предмете присутствует своя терминология.

Одной из проблем, общей, в преподавании любого предмета является проблема усвоения обучающимися специальных терминов, затруднения в их определении, понимании их сущности, а также в свободном использовании терминологии в учебной и научно-исследовательской деятельности.

Причины

  1. Огромное количество терминов, предлагаемых для запоминания.
  2. Много терминов используются не так часто, чаще даже в следующих учебных годах, например, при подготовке к экзамену, в старших классах.
  3. Небольшой словарный запас у многих учеников.
  4. Слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике. Почти все определения терминов обычно даются без выделения основополагающих признаков, их отличают многословие, запутанность, сложность (особенно в нашем учебнике русского языка Разумовской).
  5. Нежелание учащихся работать с терминами; непонимание их значения в силу неподготовленности учеников.

Почему это происходит? Если это традиционный урок, то учитель сам дает определение понятия либо ученики находят определение в учебнике, читают и повторяют его. Так возникают названные проблемы.

Если это урок по ФГОС, то обучающиеся пытаются самостоятельно дать определение понятия либо находят его в различных источниках: учебнике, словарях, справочнике в бумажном варианте или электронном, обязательно преобразуют информацию с помощью условных обозначений, составляют схему, краткую и понятную для себя запись, заполняют таблицу и другое и воспроизводят информацию.

Презентация

Термины - специальные слова или словосочетания, точно обозначающие понятия в той или иной области науки.

Итак, как же подвести обучающихся к самостоятельному определению научного понятия? Обязательно должно быть зрительное восприятие понятия. Оно должно быть записано на доске, быть на слайде презентации, размещено на стенде. Это позволить избежать орфографических ошибок, ошибок в написании, в произношении. Можно выполнить этимологический анализ слова, морфемный и другие. Например, на уроке русского изучаются безличные предложения - разбор по составу позволит предположить, что это предложения без лица, производителя действия, то есть без подлежащего.

На других уроках объект может быть представлен и в натуральном виде. Например, полезные ископаемые. Ученики могут взять такие минералы, как уголь, гранит, мел, в руки, потрогать их, понюхать, рассмотреть со всех сторон, вывести определение.

Как научить обучающихся самостоятельно формулировать определение понятия? В учебнике русского языка для 6класса, автор М.М.Разумовская, есть специальный параграф, который учит этому. Это 17-й параграф, который так и называется «Определение научного понятия». Ребята знакомятся со схемой построения логического определения, которая с успехом может быть использована на любом уроке.

Памятка по определению понятия:

  1. Найди наиболее общее (родовое)понятие.
  2. Установи отличительные (видовые) признаки.
  3. Составь из этих элементов формулировку определения.

Рассмотрим приемы, направленные на освоение и употребление термина и понятия, обозначаемого им:

  1. "Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).
  2. "Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
  3. С проверяемым термином надо составить предложение (или - с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.
  4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.
  5. Самостоятельное составление кроссворда.
  6. Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)
  7. Установление иерархии: среди предложенных слов ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.
  8. Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.
    Варианты:
      а) не называть группы, а показать образец выполнения задания - написать по одному слову в каждой колонке, чтобы они еще угадали принцип распределения;
      б) предложить самим ученикам распределить слова по самостоятельно названным колонкам, и не определять количество колонок, а только ограничить разумно (например, не меньше 2 и не более 4 (5).
  9. Дается текст (по возможности сюжетный, образный), где изучаемые термины (а иногда и какие-то самые простые, известные слова) написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами, восстановив первоначальный вид текста.
  10. Подбор синонимов, родственных терминов для анализа
  11. Попытка сочинить собственный термин взамен требуемого. Например, на задание, требующее знание термина «риторический вопрос», предлагается вариант: «безответный». Аналогичный подход наблюдается при выполнении другого задания: вместо термина «неологизм» экзаменуемый пишет слово «новизм».
  12. Подбор «бытового» синонима, заменяющего неосвоенное выпускником понятие.

Например, термин «деталь» замещают такие «термины», как «уточнение», «знак», «факт», «комментарий», «пояснение», «объяснение». Вместо ответа «конфликт» предлагаются следующие варианты: «протест», «борьба», «противостояние», «бунтарство», «сопротивление», «спор», «разборка». Вместо ожидаемого ответа «реплика» встречаем «цитата», «обвинение», «прямая речь». Термин «пейзаж» заменяют «мрачная погода», «описание», «живое», «природный фон». «Аллитерация» оказывается «звукорядом», «звучанием», «диссонансом» и т.п.

Задание: грамотно запишите данные ниже термины, сгруппировав их в соответствии с названиями граф таблицы.

Косве..ая реч(?), (в,вв)одные конструкции,обособле..ые члены, пр…дл…жение, обст…ятел(?)ство, обр…щение, подл..жащее, пунктуац…я, диало…, ск…зуемое, синт…ксис, д…п…лнение, сл…вос…четание, одн…родные члены, опр…д…ление.

разделы русского языка

единицы синтаксиса

главные члены предложения

второстепенные члены предложения

единицы осложнения предложения

способы передачи речи

Задание: соотнесите термин и его определение.

Термин

Определение

1

Синтаксис

1

Часть речи, которая обозначает признак предмета и другого признака.

2

Наречие

2

Один гласный звук или несколько звуков в слове.

3

Основа слова

3

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

4

Фонетика

4

Часть слова, выражающая его лексическое значение.

5

Слог

5

Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение

В заключение скажу, что если вести целенаправленную работу над терминами, то не возникнет проблем в их усвоении учащимися, понимании и использовании в учебной деятельности. И эти же приемы способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, точной, логичной, конкретной.