В каждой научной дисциплине, в каждом учебном предмете присутствует своя терминология.
Одной из проблем, общей, в преподавании любого предмета является проблема усвоения обучающимися специальных терминов, затруднения в их определении, понимании их сущности, а также в свободном использовании терминологии в учебной и научно-исследовательской деятельности.
Причины
- Огромное количество терминов, предлагаемых для запоминания.
- Много терминов используются не так часто, чаще даже в следующих учебных годах, например, при подготовке к экзамену, в старших классах.
- Небольшой словарный запас у многих учеников.
- Слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике. Почти все определения терминов обычно даются без выделения основополагающих признаков, их отличают многословие, запутанность, сложность (особенно в нашем учебнике русского языка Разумовской).
- Нежелание учащихся работать с терминами; непонимание их значения в силу неподготовленности учеников.
Почему это происходит? Если это традиционный урок, то учитель сам дает определение понятия либо ученики находят определение в учебнике, читают и повторяют его. Так возникают названные проблемы.
Если это урок по ФГОС, то обучающиеся пытаются самостоятельно дать определение понятия либо находят его в различных источниках: учебнике, словарях, справочнике в бумажном варианте или электронном, обязательно преобразуют информацию с помощью условных обозначений, составляют схему, краткую и понятную для себя запись, заполняют таблицу и другое и воспроизводят информацию.
Термины - специальные слова или словосочетания, точно обозначающие понятия в той или иной области науки.
Итак, как же подвести обучающихся к самостоятельному определению научного понятия? Обязательно должно быть зрительное восприятие понятия. Оно должно быть записано на доске, быть на слайде презентации, размещено на стенде. Это позволить избежать орфографических ошибок, ошибок в написании, в произношении. Можно выполнить этимологический анализ слова, морфемный и другие. Например, на уроке русского изучаются безличные предложения - разбор по составу позволит предположить, что это предложения без лица, производителя действия, то есть без подлежащего.
На других уроках объект может быть представлен и в натуральном виде. Например, полезные ископаемые. Ученики могут взять такие минералы, как уголь, гранит, мел, в руки, потрогать их, понюхать, рассмотреть со всех сторон, вывести определение.
Как научить обучающихся самостоятельно формулировать определение понятия? В учебнике русского языка для 6класса, автор М.М.Разумовская, есть специальный параграф, который учит этому. Это 17-й параграф, который так и называется «Определение научного понятия». Ребята знакомятся со схемой построения логического определения, которая с успехом может быть использована на любом уроке.
Памятка по определению понятия:
- Найди наиболее общее (родовое)понятие.
- Установи отличительные (видовые) признаки.
- Составь из этих элементов формулировку определения.
Рассмотрим приемы, направленные на освоение и употребление термина и понятия, обозначаемого им:
- "Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).
- "Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
- С проверяемым термином надо составить предложение (или - с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.
- Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.
- Самостоятельное составление кроссворда.
- Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)
- Установление иерархии: среди предложенных слов ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.
- Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.
Варианты:-
а) не называть группы, а показать образец выполнения задания - написать по одному слову в каждой колонке, чтобы они еще угадали принцип распределения;
б) предложить самим ученикам распределить слова по самостоятельно названным колонкам, и не определять количество колонок, а только ограничить разумно (например, не меньше 2 и не более 4 (5). - Дается текст (по возможности сюжетный, образный), где изучаемые термины (а иногда и какие-то самые простые, известные слова) написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами, восстановив первоначальный вид текста.
- Подбор синонимов, родственных терминов для анализа
- Попытка сочинить собственный термин взамен требуемого. Например, на задание, требующее знание термина «риторический вопрос», предлагается вариант: «безответный». Аналогичный подход наблюдается при выполнении другого задания: вместо термина «неологизм» экзаменуемый пишет слово «новизм».
- Подбор «бытового» синонима, заменяющего неосвоенное выпускником понятие.
Например, термин «деталь» замещают такие «термины», как «уточнение», «знак», «факт», «комментарий», «пояснение», «объяснение». Вместо ответа «конфликт» предлагаются следующие варианты: «протест», «борьба», «противостояние», «бунтарство», «сопротивление», «спор», «разборка». Вместо ожидаемого ответа «реплика» встречаем «цитата», «обвинение», «прямая речь». Термин «пейзаж» заменяют «мрачная погода», «описание», «живое», «природный фон». «Аллитерация» оказывается «звукорядом», «звучанием», «диссонансом» и т.п.
Задание: грамотно запишите данные ниже термины, сгруппировав их в соответствии с названиями граф таблицы.
Косве..ая реч(?), (в,вв)одные конструкции,обособле..ые члены, пр…дл…жение, обст…ятел(?)ство, обр…щение, подл..жащее, пунктуац…я, диало…, ск…зуемое, синт…ксис, д…п…лнение, сл…вос…четание, одн…родные члены, опр…д…ление.
разделы русского языка
|
единицы синтаксиса |
главные члены предложения |
второстепенные члены предложения |
единицы осложнения предложения |
способы передачи речи |
|
|
|
|
|
|
Задание: соотнесите термин и его определение.
№ |
Термин |
№ |
Определение |
1 |
Синтаксис |
1 |
Часть речи, которая обозначает признак предмета и другого признака. |
2 |
Наречие |
2 |
Один гласный звук или несколько звуков в слове. |
3 |
Основа слова |
3 |
Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. |
4 |
Фонетика |
4 |
Часть слова, выражающая его лексическое значение. |
5 |
Слог |
5 |
Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение |
В заключение скажу, что если вести целенаправленную работу над терминами, то не возникнет проблем в их усвоении учащимися, понимании и использовании в учебной деятельности. И эти же приемы способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, точной, логичной, конкретной.