В последнее время мы, учителя, часто задаёмся вопросом: как научить детей работать в группах. Мы понимаем, что такой вид работы, с одной стороны, сложен, с другой – нужен и полезен. Почему сложен? Во-первых, потому что требует затрат времени: переставить парты, распределить учащихся по группам, учитывая индивидуальные способности каждого, выбрать лидера. А самое важное и сложно – подобрать задания каждой группы. При этом необходимо учесть тему урока, способности учащихся, чтобы задания были посильны и интересны.
Зачем же всё-таки следует проводить подобные уроки? Групповые формы работы помогают развить творческие способности учащихся, привить любовь к литературе как к предмету.
Вот, например, несколько вариантов заданий по группам.
Тема урока: “Пролог к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.
Первой группе даётся название “Художники”, они иллюстрируют произведение. Вторая группа “Лингвисты”, используя словари, находят и записывают лексическое значение некоторых устаревших слов. Третья группа “Историки”, пользуясь словарями, готовят исторические справки об этимологии некоторых слов. Четвёртая группа “Писатели” пишут небольшое сочинение-рассуждение на заданную тему.
Через определённое время учащиеся обмениваются своими наработками, обсуждают. В конце урока проводится рефлексия, лидеры групп оценивают своих одногруппников, учитель выставляет оценки в журнал.
Например, урок по теме “Басня как литературный жанр”.
Учащиеся делятся на несколько групп. Первая группа, используя справочную литературу, готовит небольшой доклад о творчестве Эзопа. Вторая группа – о творчестве И.И.Дмитриева, третья группа – о творчестве И.А.Крылова. Далее учащиеся делают выводы: что общего в творчестве вышеуказанных баснописцев.
Итак, работа в группах действительно нужная и интересная форма работы.