Цели урока:
- научить интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;
- научить работе над словом, составляя кластер методом двойного дневника.
Задачи урока:
Образовательные:
- обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения, сравнения;
- сформировать умение работать над художественным образом слова, составляя кластер.
Воспитательные:
- воспитание любви к родной речи;
- формировать нравственные качества личности, культуру.
Развивающие:
- развивать умение выделять образы-символы в поэтическом произведении;
- развивать эмоции, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности, используя яркие иллюстрации;
- развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Форма урока: Урок открытых мыслей.
Методы обучения: работа с книгой, беседа, создание проблемной ситуации, составление кластера методом 2-ого дневника.
Методическое оснащение урока:
- учебник
- презентация урока;
- раздаточный материал: карточки с текстом стихотворения Бальмонта “Снежинка”
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
1-й этап. Подготовка учителя к уроку, организация урока
Начало урока:
Упражнения для развития речевого аппарата:
1. Дыхательная гимнастика.
а) “Свеча 1”Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вздох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (можно использовать полоску бумаги и дуть на нее так, чтобы она сразу опустилась вниз).
б) “Свеча 2” Принять исходное положение, стоя. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы “пламя” приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха.
в) “Свеча 3”
Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями.
1 – короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло;
2 – длинный, чтобы загасить свечу.
2. Артикуляционная разминка
а) “Губы”.
Плотно сжав губы, вытягиваем их вперед, фиксируя это положение.
Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.
б) “Щечки”.
Исходное положение сидя.
Поочередно надувая каждую щеку, перемещая поток воздуха из одной щеки в другую, затем заполняем воздухом обе щеки.
в) “Хомячок”.
Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
г) “Конфета”.
Закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.
2-й этап. Вступительная беседа. (Презентация)
1. Загадка (Слайд №3):
Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка!
Тряхнёт перинки –
Над миром пуши
2. Это время года вдохновляло многих творческих людей. Художники показывали красоту зимы на своих полотнах. (Слайд № 4)
- Композиторы перекладывают звуки зимы на ноты.
- А поэты посвящали ей свои стихи.
- Одним из таких поэтов был К.Д. Бальмонт
3. Рассказ о поэте (Слайд №5, 6).
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня
1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии.
Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и
редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки,
словесности, истории, языкознания. В пять лет
Костя уже научился читать самостоятельно,
подсматривая за старшим братом, которого учила
мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым,
молчаливым человеком, любил природу и охоту.
Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве
глубоко проник в красоту лесов, полей, болот,
лесных речек. Это радостное ощущение детства и
родных мест "среди цветов и песнопений"
отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с
утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта –
всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души
таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи
очень певучи и музыкальны
3-ий этап. Работа над стихотворением.
I. Чтение учителем под музыку П.И. Чайковского “Времена года. У камелька”
Снежинка.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную -
На землю просится.Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, лелеющем,
Светло качаетсяЕго качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальнаяЛежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
II. Осмысление содержания стихотворения.
- Куда стремится снежинка?
- Какие строчки вам особенно понравились
- Как автор относится к снежинке?
- Какие слова на это указывают?
III. Разбор по строфам.
1 строфа.
- Найдите эпитеты, которые помогают представить снежинку.
- О ком можно сказать “смелый”?
- Что у человека может быть белым, чистым?
- Почему она смелая, узнаем дальше
2 строфа.
- Какая появилась часть речи? (Глаголы)
- Как вы понимаете “просится”? (Она стремится по собственной воле)
- Подберите синоним к слову “дорога” (Путь: жизненный путь, жизненная дорога)
- Какой эпитет относится к “дороге”? (Бурная дорога. “Бурная” – лучше сочетается со словом жизнь. Бурная жизнь – сложный, жизненный путь, проходящий ярко, насыщенно, в борьбе и стремлениях).
- Откуда и куда проносится? (Из выси лазурной (в прямом значении – голубое небо, в переносном – прекрасное, тихое, безмятежное) в безвестную страну-землю, что подтверждает смелость снежинки. Она не боится “бурной дороги”, стремительности движения.)
3 строфа.
- Что покинула? (Лазурь, т.е. небо – родной дом)
- Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю)
- Покинула и низринула – волевой характер движения.
- А человек сознательно стремится в неизвестное будущее.
4 строфа.
- Найдите эпитеты.
- В чем ее умение? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают).
- Человек сохраняет чистоту души.
5 и 6 строфы.
- Какой персонаж появился? (Ветер).
- Как ведет себя ветер по отношению к снежинке? (Дрожит, взметает, лелеет, что показывает непостоянство ветра)
- Ветер для человека – это превратности судьбы, резкие повороты, изменения.
7 строфа.
- Какова тема? (Конец пути).
- Как называет снежинку поэт? (Звезда кристальная)
- Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”, имеет четкие очертания, символ чистого, высокого)
8 строфа.
- Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).
- С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).
IV. Обобщение полученных результатов составлением кластера методом двойного дневника.
Чистая, белая | Чистая душа |
Просится | Сознательно стремится |
Бурная дорога | Бурная жизнь |
Безвестная страна | Будущее |
Сохранно-чистая | Сохранить чистой душу |
Ветер | Неожиданные повороты |
Конец пути | Достижение цели |
Чистая, белая | Чистая душа |
V. Вывод.
За внешним реалистическим смыслом скрыт второй символический: рассказ о душе человека, прошедшего через жизненные испытания, но сохранившего чистоту и красоту души.
4-й этап. Итог урока.
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.