Пояснительная записка
Рабочая программа «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка») имеет социокультурную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Рабочая программа по коми языку «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка») разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373), на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. (Просвещение, 2011. 223с. Стандарты второго поколения).
Обращение к различным формам работы с литературным, с фольклорным материалом позволяет внести разнообразие в содержание курса, повышает интерес к языку, а, следовательно, и мотивацию учения, активизирующих речевую творческую и исследовательскую деятельность учащихся, развивает их языковую догадку и чувство языка, что позволяет учителю решать задачи изучения коми языка в соответствии с современными требованиями.
Программа обеспечивает развитие общекультурных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания коми языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель программы: создание условий для интеллектуального, социокультурного развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством коми языка.
Задачи:
Познавательный аспект.
- познакомить детей c культурой народа изучаемого языка (театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в коми языке;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению коми языком и культурой;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на коми языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать двигательные способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитательный аспект
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения коми языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала;
- Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Особенности реализации программы
Структура курса
«Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка») - 3-4 классы. Основной задачей этого этапа является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения, коммуникативными умениями говорения и аудирования.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на коми языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Программа построена на коми сказках, на коми играх. Во многих из них встречается типичный для фольклора композиционный приём – повтор. Каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно предыдущий, что помогает узнаванию слов и постепенно образует навык восприятия текста. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся 3-4 класса, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по коми языку основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Место проведения занятий: Занятия могут проводиться не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- изобразительная деятельность;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание стихов;
- проектная деятельность;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения коми языком;
- привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате реализации данной программы учащиеся научаться понимать:
- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе коми);
- особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
- названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
- произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).
Учащиеся получат возможность (овладеть способами познавательной деятельности):
- наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
- применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
- составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
Научаться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников;
- понимать смысл адаптированного текста и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
- уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
- инсценировать изученные сказки;
- сочинять оригинальный текст на основе плана;
- соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Чтение. Работа с текстом
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
у выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
– Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
- Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
- Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
- Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- толерантность, дружелюбное отношение к говорящим на коми языке;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
Личностные, метапредметные и предметные результаты
- В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностные результаты:
- Общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
- Осознание себя гражданином своей страны;
- Осознание языка, в том числе коми, как средства общения между людьми;
Метапредметные результаты:
- Развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- Развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарной коммуникативной задачи;
- Расширение лингвистического кругозора;
- Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- Формирование мотивации к изучению коми языка;
- Владение умением работы с разными учебными пособиями.
Предметные результаты:
- Овладение начальными представлениями о нормах комиязыка (фонетических, лексических, грамматических), умение сравнивать языковые единицы (звук, слово).
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
- На начальном этапе обучения закладывается интерес к коми языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
- Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
- Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Форма подведения итогов: Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, игры, концерты, участие в конкурсах. В конце года обучения стоит провести показательные мини-спектакли, используя творчество и фантазию детей.
Содержание программы
Речевой материал |
Текст игры, сказки, пьеса. |
Языковой материал |
слова на коми языке из игр, сказок, пьес. |
Познавательный /развивающий аспект |
Сценарий. Составление сценария. Декорации. Костюмы. Драматизация. Последовательность работы над пьесой. |
Наглядность/ оборудование |
Текст сказки. Задания к сказке. Аудиозапись. Сценарий сказки. Картинки к сказке. Реквизит для постановки. Презентация к сказке. |
Методические рекомендации |
Чтение сказки, работа с лексикой . |
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем 3 класс |
Всего |
Из них |
Виды занятий |
|
ауди- |
внеауди- |
||||
1 |
Знакомство со сценарием игры «Ёма да ыжъяс» |
1 |
1 |
Знакомство с материалом |
|
2 |
Работа с текстом, распределение ролей |
1 |
1 |
|
Творческая мастерская |
3 |
Презентация игры в других классах |
1 |
|
1 |
Занятие-практикум |
4 |
Сказки Соломонии Пылаевой |
1 |
1 |
|
Знакомство с материалом |
5 |
Знакомство со сценарием и распределение ролей |
1 |
1 |
Творческая мастерская |
|
6 |
Работа над оформлением декораций |
1 |
1 |
|
КТД |
7 |
Индивидуальные и групповые репетиции |
1 |
|
1 |
Творческая мастерская |
8 |
Презентация спектакля на гимназическом мероприятии «Юные таланты» |
1 |
|
1 |
Занятие-практикум |
9 |
Сказка Соломонии Пылаевой «Сод» |
1 |
1 |
|
Знакомство с материалом |
10 |
Распределение ролей, репетиция |
1 |
1 |
|
Творческая мастерская |
11 |
Работа над оформлением декораций |
1 |
КТД |
||
12 |
Презентация спектакля на гимназическом мероприятии «Выль во» |
1 |
|
1 |
Занятие-практикум |
13 |
Сказка В.И.Лыткина«Чужан лун» |
1 |
1 |
Знакомство с материалом |
|
14 |
Просмотр коми сказки в Национальном театре «Дед Мороз и Чёрный принц» |
1 |
1 |
Выход в театр |
|
15 |
Распределение ролей, репетиция |
1 |
1 |
Творческая мастерская |
|
16 |
Работа над оформлением декораций |
1 |
1 |
КТД |
|
17 |
Презентация спектакля в параллельном классе |
1 |
1 |
Занятие-практикум |
№ |
Наименование разделов и тем 4 класс |
Всего |
Из них |
Виды занятий |
|
ауди- |
внеауди- |
||||
1 |
Работа со скороговорками на коми языке |
1 |
1 |
Знакомство с материалом |
|
2 |
Игры со скороговорками на коми языке |
1 |
1 |
|
|
3 |
Сказки Соломонии Пылаевой «Сямтом ош» |
1 |
|
1 |
Занятие-практикум |
4 |
Знакомство со сценарием и распределение ролей |
1 |
1 |
|
Знакомство с материалом |
5 |
Работа над оформлением декораций |
1 |
1 |
Творческая мастерская |
|
6 |
Индивидуальные и групповые репетиции |
1 |
1 |
|
КТД |
7 |
Презентация спектакля на гимназическом мероприятии «Юные таланты» |
1 |
|
1 |
Творческая мастерская |
8 |
Сказка Соломонии Пылаевой «Чурка» |
1 |
|
1 |
Занятие-практикум |
9 |
Распределение ролей, репетиция |
1 |
1 |
|
Знакомство с материалом |
10 |
Работа над оформлением декораций |
1 |
1 |
|
Творческая мастерская |
11 |
Презентация спектакля на муниципальном конкурсе «Олic-вылiс мойд» |
1 |
1 |
КТД |
|
12 |
Просмотр коми сказки в национальном театре «Новогодний переполох» |
1 |
|
1 |
Занятие-практикум |
13 |
Сказка Пушкина на коми языке «Царь Салтан мойд» |
1 |
1 |
Знакомство с материалом |
|
14 |
Распределение отрывков, работа над текстом |
1 |
1 |
Выход в театр |
|
15 |
Индивидуальные репетиции |
1 |
1 |
Творческая мастерская |
|
16 |
Видеосъёмка чтения отрывков из сказки А.С.Пушкина «Царь Салтан мойд» |
1 |
1 |
КТД |
|
17 |
Коллеткивное подведение итогов. Просмотр видеоматериалов |
1 |
1 |
Беседа |
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка»):
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Соломония Пылаева «Нерсьысь баля»-Сыктывкар.Коми книжное издательство, 11994.
- Челядь сьыланкывъяс да мойдъяс. Составитель Ю.Г.Рочев. Сыктывкар:Коми книжное издательство, 1994.
- А.С.Пушкин «Цар Салтан йылысь мойд». Сыктывкар, 1982.
- В.И.Лыткин «Дзордзав жö, коми му». Сыктывкар, 1979.
- Коми ворсöмъяс. Коми игры. Сыктывкар, 1993.
Информационные ресурсы
- СD-диск «Восьминогая собака».Коми народные сказки.Сыктывкар, 2 010.
- СD-диск «Ручильöй да кöчильöй» Опера-мойд. Лисонька да Заинька. Опера-сказка. Видео.Сыктывкар, 2014.
Методические пособия
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Печатные пособия
- Портреты коми детских писателей.
- Коми-русский, русско-коми словарь.
Технические средства обучения
- Игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
Элементы театральных декораций. - Сценическая ширма (сцена, актовый зал).
- Ноутбук.
- СD/DVD-проигрыватель.
- Мультимедийный проектор.
- Экран для мультимедийного проектора.
- Сканер.
- Принтер лазерный А4.
Образовательные интернет-ресурсы