Рабочая программа курса внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка»)

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, Краеведение

Классы: 3, 4

Ключевые слова: краеведение, внеурочная деятельность, рабочая программа


Пояснительная записка

Рабочая программа «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка») имеет социокультурную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

Рабочая программа по коми языку «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка») разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373), на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. (Просвещение, 2011. 223с. Стандарты второго поколения).

Обращение к различным формам работы с литературным, с фольклорным материалом позволяет внести разнообразие в содержание курса, повышает интерес к языку, а, следовательно, и мотивацию учения, активизирующих речевую творческую и исследовательскую деятельность учащихся, развивает их языковую догадку и чувство языка, что позволяет учителю решать задачи изучения коми языка в соответствии с современными требованиями.

Программа обеспечивает развитие общекультурных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания коми языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Презентация

Цель программы: создание условий для интеллектуального, социокультурного развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством коми языка.

Задачи:

Познавательный аспект.

  • познакомить детей c культурой народа изучаемого языка (театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
  • способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру;
  • формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в коми языке;
  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект

  • развивать мотивацию к дальнейшему овладению коми языком и культурой;
  • приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
  • формировать у детей готовность к общению на коми языке;
  • развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
  • развивать двигательные способности детей через драматизацию;
  • познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.

Воспитательный аспект

  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
  • приобщать к общечеловеческим ценностям;
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
  • Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения коми языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала;
  • Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

Особенности реализации программы

Структура курса

«Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка») - 3-4 классы. Основной задачей этого этапа является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения, коммуникативными умениями говорения и аудирования.

Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.

Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на коми языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Программа построена на коми сказках, на коми играх. Во многих из них встречается типичный для фольклора композиционный приём – повтор. Каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно предыдущий, что помогает узнаванию слов и постепенно образует навык восприятия текста. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.

Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся 3-4 класса, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по коми языку основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

Желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.

Место проведения занятий: Занятия могут проводиться не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Виды деятельности:

  • игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
  • чтение, литературно-художественная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание стихов;
  • проектная деятельность;
  • выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя,
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения коми языком;
  • привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В результате реализации данной программы учащиеся научаться понимать:

  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе коми);
  • особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
  • названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
  • произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).

Учащиеся получат возможность (овладеть способами познавательной деятельности):

  • наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
  • применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
  • составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
  • читать и выполнять различные задания к текстам;
  • уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
  • понимать на слух короткие тексты;

Научаться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
  • инсценировать изученные сказки;
  • сочинять оригинальный текст на основе плана;
  • соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Чтение. Работа с текстом

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

у выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

– Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации.

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

  • Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
  • Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
  • Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к говорящим на коми языке;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях;

Личностные, метапредметные и предметные результаты

  • В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:

Личностные результаты:

  • Общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
  • Осознание себя гражданином своей страны;
  • Осознание языка, в том числе коми, как средства общения между людьми;

Метапредметные результаты:

  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
  • Развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарной коммуникативной задачи;
  • Расширение лингвистического кругозора;
  • Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
  • Формирование мотивации к изучению коми языка;
  • Владение умением работы с разными учебными пособиями.

Предметные результаты:

  • Овладение начальными представлениями о нормах комиязыка (фонетических, лексических, грамматических), умение сравнивать языковые единицы (звук, слово).

Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:

  • На начальном этапе обучения закладывается интерес к коми языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
  • Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
  • Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.

Форма подведения итогов: Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, игры, концерты, участие в конкурсах. В конце года обучения стоит провести показательные мини-спектакли, используя творчество и фантазию детей.

Содержание программы

Речевой материал
(предметное содержание речи)

Текст игры, сказки, пьеса.

Языковой материал

слова на коми языке из игр, сказок, пьес.

Познавательный /развивающий аспект

Сценарий. Составление сценария. Декорации. Костюмы. Драматизация. Последовательность работы над пьесой.

Наглядность/ оборудование

Текст сказки. Задания к сказке. Аудиозапись. Сценарий сказки. Картинки к сказке. Реквизит для постановки. Презентация к сказке.

Методические рекомендации

Чтение сказки, работа с лексикой .
Знакомство со сценарием и распределение ролей.
Работа над текстом пьесы.
Репетиции, оформление спектакля.
Презентация спектакля.
Способ определения результативности – участие в постановке.
Сценарий подбирается заранее (его можно составить и вместе с детьми) с учётом уровня подготовленности обучающихся.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем 3 класс

Всего
часов

Из них

Виды занятий

ауди-
торных

внеауди-
торных

1

Знакомство со сценарием игры «Ёма да ыжъяс»

1

1

Знакомство с материалом

2

Работа с текстом, распределение ролей

1

1

 

Творческая мастерская

3

Презентация игры в других классах

1

 

1

Занятие-практикум

4

Сказки Соломонии Пылаевой

1

1

 

Знакомство с материалом

5

Знакомство со сценарием и распределение ролей

1

1

Творческая мастерская

6

Работа над оформлением декораций

1

1

 

КТД

7

Индивидуальные и групповые репетиции

1

 

1

Творческая мастерская

8

Презентация спектакля на гимназическом мероприятии «Юные таланты»

1

 

1

Занятие-практикум

9

Сказка Соломонии Пылаевой «Сод»

1

1

 

Знакомство с материалом

10

Распределение ролей, репетиция

1

1

 

Творческая мастерская

11

Работа над оформлением декораций

1

КТД

12

Презентация спектакля на гимназическом мероприятии «Выль во»

1

 

1

Занятие-практикум

13

Сказка В.И.Лыткина«Чужан лун»

1

1

Знакомство с материалом

14

 Просмотр коми сказки в Национальном театре «Дед Мороз и Чёрный принц»

1

1

Выход в театр

15

Распределение ролей, репетиция

1

1

Творческая мастерская

16

Работа над оформлением декораций

1

1

КТД

17

Презентация спектакля в параллельном классе

1

1

Занятие-практикум

 

Наименование разделов и тем 4 класс

Всего
часов

Из них

Виды занятий

ауди-
торных

внеауди-
торных

1

Работа со скороговорками на коми языке

1

1

Знакомство с материалом

2

Игры со скороговорками на коми языке

1

1

 

 

3

Сказки Соломонии Пылаевой «Сямтом ош»

1

 

1

Занятие-практикум

4

Знакомство со сценарием и распределение ролей

1

1

 

Знакомство с материалом

5

Работа над оформлением декораций

1

1

Творческая мастерская

6

Индивидуальные и групповые репетиции

1

1

 

КТД

7

Презентация спектакля на гимназическом мероприятии «Юные таланты»

1

 

1

Творческая мастерская

8

Сказка Соломонии Пылаевой «Чурка»

1

 

1

Занятие-практикум

9

Распределение ролей, репетиция

1

1

 

Знакомство с материалом

10

Работа над оформлением декораций

1

1

 

Творческая мастерская

11

Презентация спектакля на муниципальном конкурсе «Олic-вылiс мойд»

1

1

КТД

12

Просмотр коми сказки в национальном театре «Новогодний переполох»

1

 

1

Занятие-практикум

13

Сказка Пушкина на коми языке «Царь Салтан мойд»

1

1

Знакомство с материалом

14

Распределение отрывков, работа над текстом

1

1

Выход в театр

15

Индивидуальные репетиции

1

1

Творческая мастерская

16

Видеосъёмка чтения отрывков из сказки А.С.Пушкина «Царь Салтан мойд»

1

1

КТД

17

Коллеткивное подведение итогов. Просмотр видеоматериалов

1

1

Беседа

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка»):

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Соломония Пылаева «Нерсьысь баля»-Сыктывкар.Коми книжное издательство, 11994.
  2. Челядь сьыланкывъяс да мойдъяс. Составитель Ю.Г.Рочев. Сыктывкар:Коми книжное издательство, 1994.
  3. А.С.Пушкин «Цар Салтан йылысь мойд». Сыктывкар, 1982.
  4. В.И.Лыткин «Дзордзав жö, коми му». Сыктывкар, 1979.
  5. Коми ворсöмъяс. Коми игры. Сыктывкар, 1993.

Информационные ресурсы

  1. СD-диск «Восьминогая собака».Коми народные сказки.Сыктывкар, 2 010.
  2. СD-диск «Ручильöй да кöчильöй» Опера-мойд. Лисонька да Заинька. Опера-сказка. Видео.Сыктывкар, 2014.

Методические пособия

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

Печатные пособия

  1. Портреты коми детских писателей.
  2. Коми-русский, русско-коми словарь.

Технические средства обучения

  1. Игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
    Элементы театральных декораций.
  2. Сценическая ширма (сцена, актовый зал).
  3. Ноутбук.
  4. СD/DVD-проигрыватель.
  5. Мультимедийный проектор.
  6. Экран для мультимедийного проектора.
  7. Сканер.
  8. Принтер лазерный А4.

Образовательные интернет-ресурсы