Тип урока: Работа с художественным текстом.
Цель: познакомить детей с биографией и творчеством Л.Н.Толстого, продолжить работу по воспитанию нравственных ценностей человека.
Задачи:
- учить находить главную мысль произведения, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
- развивать логику;
- совершенствовать технику чтения;
- воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг Л.Н.Толстого, мультимедийный проектор, презентация, рисунки учащихся на тему “Моя семья”
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Ход урока
1. Орг.момент.
Ребята, проверьте готовность к уроку. На парте лежат учебник, дневник, линейка, простой карандаш, ластик. У каждого на парте лежат картинки с СОЛНЫШКОМ и надписью “Поделись своей добротой”. В конце урока вы поделитесь этими карточками с родителями или друг с другом.
2. Проверка дом.задания.
Начнём урок с игры “Сложи название”. На доске прикреплены карточки:
ЛЕБЕДЬ | СТРЕКОЗА | ЩУКА | РАК | МУРАВЕЙ |
- Что объединяет всех этих животных? ( герои басен)
- Разбейте их на 2 группы по принадлежности к басням. Кто автор этих басен?(вывешивается портрет И.А.Крылова)
- Что такое басня? Давайте разыграем диалог из басни “Стрекоза и Муравей”. ( опрос 4-6 чел.) Чему учит эта басня?
3. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. (Вывешивается портрет Л.Н.Толстого). Кто узнал этого писателя? Кто это?
Помогут рассказать о Л.Н.Толстом мои помощники. (Они заранее выучили по карточкам библиографическую справку об авторе) . (Вызываются 4 ученика).
4. Знакомство с биографией писателя.
(Все сообщения сопровождаются слайдами презентации).Презентация.
5. Работа по учебнику.
Откройте с.108 и прочитайте самостоятельно статью о Л.Н.Толстом. Вам нужно найти ответ на вопрос: ЧЕГО БОЯЛСЯ Л.Н.ТОЛСТОЙ? Отметьте галочкой простым карандашом ответ на мой вопрос.( Вопрос параллельно записывается на доске).( При этом дети, отметившие ответ на вопрос, встают и получают дополнительную карточку с информацией о писателе)
Родился Лев Николаевич Толстой 28 августа(9сентября)1828 года в Тульской губернии, в наследственном имении матери –Ясной Поляне. “Я родился в 28-м году, 28-го числа. И всю мою жизнь число 28 было самым счастливым числом”, - вспоминал Л.Н.Толстой. |
В то время было ещё слишком мало школ. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Толстой открыл в Ясной Поляне школу, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Он много времени проводил с детьми: зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. Составил учебники для детей, книги для чтения. |
Всю свою жизнь Лев Николаевич любил и уважал простых людей. С ними вместе он работал: пахал, сеял, колол дрова. Хотя в этом не было необходимости, т.к. был он ГРАФОМ. Никому не отказывал в помощи. Жизнь свою он прожил не для себя одного, а для людей. |
Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой покинул Ясную Поляну, никого об этом не предупредив. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Лев Николаевич заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой ж/дорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провёл последние семь дней своей жизни. Его похоронили на краю оврага в Ясной Поляне. |
Помогут рассказать о Л.Н.Толстом мои помощники. (Они заранее выучили по карточкам библиографическую справку об авторе) . (Вызываются 4 ученика).
6. Знакомство с биографией писателя.
(Все сообщения сопровождаются слайдами презентации).Презентация.
7. Работа по учебнику.
- Откройте с.108 и прочитайте самостоятельно статью о Л.Н.Толстом. Вам нужно найти ответ на вопрос: ЧЕГО БОЯЛСЯ Л.Н.ТОЛСТОЙ? Отметьте галочкой простым карандашом ответ на мой вопрос. (Вопрос параллельно записывается на доске). (При этом дети, отметившие ответ на вопрос, встают и получают дополнительную карточку с информацией о писателе)
Лев Николаевич Толстой был четвертым
ребенком в большой дворянской семье. У него было 3
брата: Николай, Сергей, Дмитрий и младшая сестра
Мария. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная
принцесса Волконская, умерла с рождением
последней дочери, а Льву не было ещё и 2 лет,
двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми.
Через 7 лет умирает их отец - граф Николай Толстой.
И их тётя становится опекуном детей. А уже после
смерти тёти Лев Толстой, его братья и сестра
переехали ко второй тёте в Казань. Начальное образование было получено дома. Уроки ему давали, как это было принято в дворянских семьях, французские и немецкие гувернёры. |
8. Проверка восприятия материала.
- Чего же боялся Л.Н Толстой?
- Кого Толстой понимал и очень любил? О каких друзьях, идущих рядом по жизни говорил Л.Толстой? Что ещё нового узнали о Льве Николаевиче?
9. Физминутка.
Раз - поднялись, потянулись.
Два - нагнулись, разогнулись.
Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
10. Актуализация знаний.
Знакомство с басней “Старый дед и внучек”
- Как вы думаете, судя по картинке, о чём это произведение?
11. Словарная работа.
Басня, “Старый дед и внучек”, рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.
Дома вы нашли это слово в “Толковом словаре” и готовы объяснить нам его значение.
ЛОХАНЬ - круглая и продолговатая деревянная посуда для кормления скотины, выливания помоев, стирки белья.( показ слайдов
Вам встретятся и другие незнакомые слова. Кто знает их значение?
НЕВЕСТКА - жена сына
БРАНИТЬ - ругать
СЛАЖИВАТЬ - мастерить, делать
12. Первичное чтение басни хорошо читающим учеником.
Проверка первичного восприятия басни.
- Назовите героев басни. Как их можно назвать одним словом? Это кто? (семья)
- Можно ли назвать её дружной, благополучной? (Нет, они не уважали дедушку).
Значит, в благополучной дружной семье все любят друг друга и уважают.
- Вернёмся к басне.
Вторичное чтение басни цепочкой.
Сейчас мы будем читать её цепочкой и подумаем, на какие 2 смысловые части можно поделить басню. Сначала о чём шла речь? А потом?
13. Структурный анализ текста.
- 1 часть: Как обидели старика.
- 2 часть: Как сын проучил родителей.
Чтение и анализ 1 части.
1 часть прочитает ... - Почему дедушку не сажали за стол? За что невестка стала бранить старика? Правильно ли она поступила? Как бы ты поступил на её месте?
Чтение и анализ 2 части.
2 часть прочитает... -Чем занимался мальчик? Зачем Миша делал лохань? Почему родители заплакали? Как они стали относиться к старику?
Логический анализ текста. Определение поучения басни.
- Поучительна ли басня? Чему она нас учит? (с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательным и заботливым к своим родителям).
Где мораль- в начале или в конце басни? (в конце)
Прочитаем хором последний абзац.
Вывод: как ты будешь относиться к своим родителям, так и твои дети будут относиться к тебе и к бабушке с дедушкой.
Определение актуальности басни.
Прочитайте пословицу в конце басни. Вопрос №2.
Знание пословиц и поговорок обогащают нашу речь.
14. Работа в парах. У вас на парте лежит карточка с пословицами. Нужно соединить по линейке начало и конец пословиц. Посоветуйтесь друг с другом и выберите правильное решение. Подчеркните те пословицы, которые подходят к нашей басне.
Поступай с другими так, Вся семья вместе,
Нет лучше дружка,
Как аукнется -
и душа на месте. чем родная матушка.
так и откликнется.
как хочешь, чтобы с тобой поступили.
В Библии, в Ветхом Завете есть замечательная заповедь: “Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Как вы это понимаете?
В нашей стране есть замечательная традиция: ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека, чтобы напомнить людям, что молодость не вечна и когда-то все станут пожилыми и будут нуждаться в любви и заботе. (слайд)
15. Итог урока. Рефлексия.
С каким писателем познакомились? С каким произведением? Какая главная мысль этой басни?
Продолжите предложение:
- Я понял, что...
- Я буду...
А теперь поделитесь своей добротой друг с другом и с родителями. Пусть любовь и доброта к ближним сопровождают вас всю жизнь.
16. Дом.задание: с.110-111 (ответить на вопросы №3, 4)