Работа с художественным текстом. Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: Работа с художественным текстом.

Цель: познакомить детей с биографией и творчеством Л.Н.Толстого, продолжить работу по воспитанию нравственных ценностей человека.

Задачи:

  • учить находить главную мысль произведения, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
  • развивать логику;
  • совершенствовать технику чтения;
  • воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Л.Н.Толстого, мультимедийный проектор, презентация, рисунки учащихся на тему “Моя семья”

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход урока

1. Орг.момент.

Ребята, проверьте готовность к уроку. На парте лежат учебник, дневник, линейка, простой карандаш, ластик. У каждого на парте лежат картинки с СОЛНЫШКОМ и надписью “Поделись своей добротой”. В конце урока вы поделитесь этими карточками с родителями или друг с другом.

2. Проверка дом.задания.

Начнём урок с игры “Сложи название”. На доске прикреплены карточки:

ЛЕБЕДЬ СТРЕКОЗА ЩУКА РАК МУРАВЕЙ

- Что объединяет всех этих животных? ( герои басен)

- Разбейте их на 2 группы по принадлежности к басням. Кто автор этих басен?(вывешивается портрет И.А.Крылова)

- Что такое басня? Давайте разыграем диалог из басни “Стрекоза и Муравей”. ( опрос 4-6 чел.) Чему учит эта басня?

3. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. (Вывешивается портрет Л.Н.Толстого). Кто узнал этого писателя? Кто это?

Помогут рассказать о Л.Н.Толстом мои помощники. (Они заранее выучили по карточкам библиографическую справку об авторе) . (Вызываются 4 ученика).

4. Знакомство с биографией писателя.

(Все сообщения сопровождаются слайдами презентации).Презентация.

5. Работа по учебнику.

Откройте с.108 и прочитайте самостоятельно статью о Л.Н.Толстом. Вам нужно найти ответ на вопрос: ЧЕГО БОЯЛСЯ Л.Н.ТОЛСТОЙ? Отметьте галочкой простым карандашом ответ на мой вопрос.( Вопрос параллельно записывается на доске).( При этом дети, отметившие ответ на вопрос, встают и получают дополнительную карточку с информацией о писателе)

Родился Лев Николаевич Толстой 28 августа(9сентября)1828 года в Тульской губернии, в наследственном имении матери –Ясной Поляне. “Я родился в 28-м году, 28-го числа. И всю мою жизнь число 28 было самым счастливым числом”, - вспоминал Л.Н.Толстой.
В то время было ещё слишком мало школ. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Толстой открыл в Ясной Поляне школу, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Он много времени проводил с детьми: зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. Составил учебники для детей, книги для чтения.
Всю свою жизнь Лев Николаевич любил и уважал простых людей. С ними вместе он работал: пахал, сеял, колол дрова. Хотя в этом не было необходимости, т.к. был он ГРАФОМ. Никому не отказывал в помощи. Жизнь свою он прожил не для себя одного, а для людей.
Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой покинул Ясную Поляну, никого об этом не предупредив. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Лев Николаевич заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой ж/дорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провёл последние семь дней своей жизни. Его похоронили на краю оврага в Ясной Поляне.

Помогут рассказать о Л.Н.Толстом мои помощники. (Они заранее выучили по карточкам библиографическую справку об авторе) . (Вызываются 4 ученика).

6. Знакомство с биографией писателя.

(Все сообщения сопровождаются слайдами презентации).Презентация.

7. Работа по учебнику.

- Откройте с.108 и прочитайте самостоятельно статью о Л.Н.Толстом. Вам нужно найти ответ на вопрос: ЧЕГО БОЯЛСЯ Л.Н.ТОЛСТОЙ? Отметьте галочкой простым карандашом ответ на мой вопрос. (Вопрос параллельно записывается на доске). (При этом дети, отметившие ответ на вопрос, встают и получают дополнительную карточку с информацией о писателе)

Лев Николаевич Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. У него было 3 брата: Николай, Сергей, Дмитрий и младшая сестра Мария. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла с рождением последней дочери, а Льву не было ещё и 2 лет, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Через 7 лет умирает их отец - граф Николай Толстой. И их тётя становится опекуном детей. А уже после смерти тёти Лев Толстой, его братья и сестра переехали ко второй тёте в Казань.

Начальное образование было получено дома. Уроки ему давали, как это было принято в дворянских семьях, французские и немецкие гувернёры.

8. Проверка восприятия материала.

- Чего же боялся Л.Н Толстой?

- Кого Толстой понимал и очень любил? О каких друзьях, идущих рядом по жизни говорил Л.Толстой? Что ещё нового узнали о Льве Николаевиче?

9. Физминутка.

Раз - поднялись, потянулись.
Два - нагнулись, разогнулись.
Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.

10. Актуализация знаний.

Знакомство с басней “Старый дед и внучек”

- Как вы думаете, судя по картинке, о чём это произведение?

11. Словарная работа.

Басня, “Старый дед и внучек”, рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.

Дома вы нашли это слово в “Толковом словаре” и готовы объяснить нам его значение.

ЛОХАНЬ - круглая и продолговатая деревянная посуда для кормления скотины, выливания помоев, стирки белья.( показ слайдов

Вам встретятся и другие незнакомые слова. Кто знает их значение?

НЕВЕСТКА - жена сына

БРАНИТЬ - ругать

СЛАЖИВАТЬ - мастерить, делать

12. Первичное чтение басни хорошо читающим учеником.

Проверка первичного восприятия басни.

- Назовите героев басни. Как их можно назвать одним словом? Это кто? (семья)

- Можно ли назвать её дружной, благополучной? (Нет, они не уважали дедушку).

Значит, в благополучной дружной семье все любят друг друга и уважают.

- Вернёмся к басне.

Вторичное чтение басни цепочкой.

Сейчас мы будем читать её цепочкой и подумаем, на какие 2 смысловые части можно поделить басню. Сначала о чём шла речь? А потом?

13. Структурный анализ текста.

  • 1 часть: Как обидели старика.
  • 2 часть: Как сын проучил родителей.

Чтение и анализ 1 части.

1 часть прочитает ... - Почему дедушку не сажали за стол? За что невестка стала бранить старика? Правильно ли она поступила? Как бы ты поступил на её месте?

Чтение и анализ 2 части.

2 часть прочитает... -Чем занимался мальчик? Зачем Миша делал лохань? Почему родители заплакали? Как они стали относиться к старику?

Логический анализ текста. Определение поучения басни.

- Поучительна ли басня? Чему она нас учит? (с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательным и заботливым к своим родителям).

Где мораль- в начале или в конце басни? (в конце)

Прочитаем хором последний абзац.

Вывод: как ты будешь относиться к своим родителям, так и твои дети будут относиться к тебе и к бабушке с дедушкой.

Определение актуальности басни.

Прочитайте пословицу в конце басни. Вопрос №2.

Знание пословиц и поговорок обогащают нашу речь.

14. Работа в парах. У вас на парте лежит карточка с пословицами. Нужно соединить по линейке начало и конец пословиц. Посоветуйтесь друг с другом и выберите правильное решение. Подчеркните те пословицы, которые подходят к нашей басне.

Поступай с другими так,

Вся семья вместе,

Нет лучше дружка,

Как аукнется -

и душа на месте.

чем родная матушка.

так и откликнется.

как хочешь, чтобы с тобой поступили.

В Библии, в Ветхом Завете есть замечательная заповедь: “Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Как вы это понимаете?

В нашей стране есть замечательная традиция: ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека, чтобы напомнить людям, что молодость не вечна и когда-то все станут пожилыми и будут нуждаться в любви и заботе. (слайд)

15. Итог урока. Рефлексия.

С каким писателем познакомились? С каким произведением? Какая главная мысль этой басни?

Продолжите предложение:

  • Я понял, что...
  • Я буду...

А теперь поделитесь своей добротой друг с другом и с родителями. Пусть любовь и доброта к ближним сопровождают вас всю жизнь.

16. Дом.задание: с.110-111 (ответить на вопросы №3, 4)