Литература
-
Образ Русского Севера в прозе Юрия Казакова 2020
Статья посвящена изучению способов художественного создания северного пространства и персонажей в произведениях Юрия Казакова.
-
Образ русской женщины в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2010
Изучение произведения целесообразно проводить на основе сопоставительного анализа с повестями В.Распутина "Последний срок", "Прощание с Матёрой". Применение ИКТ позволяет качественнее анализировать произведения, выявить авторскую концепцию А.И. Солженицына, повышает мотивацию вдумчивого прочтения.
-
Образ святой Руси в зеркале литературы 2014
Личный пример учителя является сегодня основным принципом организации духовно-нравственного развития и воспитания личности. Обращение к русской святости - одна их важнейших задач возрождения России. Формирование духовно-нравственной личности является одной из главных целей изучения предмета «Литература».
-
Образ Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве. 8-й класс 2013
Цель урока: раскрыть светлый образ великого святого, просветителя. Тема имеет большое воспитательное значение, т.к. учит трудолюбию, скромности, нравственной чистоте на примере жизни С.Радонежского. Класс делится на две группы: литературоведов и искусствоведов, которые готовят к уроку нужный материал. Включенные в урок музыкальные произведения создают особый эмоциональный настрой.
-
Образ скупца в повести Оноре де Бальзака "Гобсек" 2013
На уроке-семинаре работа над образом скупца в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» проводится в группах, в два этапа с итоговым обобщением.
-
Образ Снегурочки в русских народных сказках 2020
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В англо-американской новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей. Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Истинные корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян.
-
Образ собаки в повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2012
Урок литературы (внеклассное чтение) знакомит с образом собаки в произведении Г.Н. Троепольского, развивает умение классифицировать героев по заданному признаку, а также воспитывает учащихся в духе толерантности, любви к животным.
-
Образ степи как символ образа Родины (по повести А.П. Чехова "Степь") 2010
Материал представленного урока помогает сформировать умения выявлять языковые особенности текста, раскрыть в поэтическом описании поездки образ «суровой и прекрасной Родины», приобщить к богатствам отечественной художественной литературы, формируя гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
"Образ учителя в русской литературе (на материале произведений В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф.Искандера)". 8-й класс 2013
Урок задуман как занятие по «сквозной» теме обобщает знания художественных произведений, рассчитан на самостоятельную подготовку учащихся. Тема занятия раскрывается на материале произведений В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Урок сопровождается презентацией.
-
Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» 2023
Цели урока: работа над образом литературного героя. Задачи: закрепить знания обучающихся о художественном образе и эпитете; формировать навыки работы с художественным текстом и навыки устного высказывания о литературном персонаже; воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.
-
Образ человека-бунтаря в повести Горького "Фома Гордеев" 2008
Разработка урока, цели которого показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героя, силу характера человека-бунтаря в произведениях русской литературы, в повести «Фома Гордеев» в частности, выявить, по каким позициям герой не приемлет мир отцов, доказать, что Фома Гордеев — человек-бунтарь, вовлечь учащихся в разговор о сильных и слабых сторонах характера человека, поговорить о чувстве человеческого достоинства, о самооценке, в ходе беседы помочь учащимся понять и оценить поведение героев.
-
Образ юродивого в русской литературе 2013
Разработка занятий предназначена для старшеклассников 10–11-х классов, занимающихся научной деятельностью в рамках элективного курса «Христианские мотивы, идеи, образы в русской литературе».
-
Образ-символ кольца в русской и зарубежной литературе для детей. (По произведениям Платонова и Шергина "Волшебное кольцо", Толкина "Хоббит, или Туда и обратно" и трилогии "Властелин колец") 2008
Народная волшебная сказка — богатейшая по своей нравственной и художественной силе основа для создания авторских сказок. Созвучность основных тем сказок в произведениях Платонова и Шергина "Волшебное кольцо" и трилогии "Властелин колец". Волшебное кольцо как художественная деталь, раскрывающая проблему выбора жизненного пути в произведениях Платонова, Шергина и Толкиена.
-
Образность как основа поэтической памяти народа (анализ языкового материала "Слова о полку Игореве…" 2017
Анализ языкового материала позволяет не только приблизиться к времени создания шедевра, но и дает возможность сопоставить летописный материал и произведение. Подробное изучение стилистических особенностей «Слова…» систематизирует знания учащихся в области теории литературы, жанровых характеристик, образной структуры, способствует развитию творческих способностей учеников при сопоставлении фраз на древнерусском и современном языках.
-
Образные параллели рассказа А.Грина "Зеленая лампа" 2012
В основе структуры урока работа творческой мысли: поиск образных параллелей в сюжете произведения, в словесной структуре текста, в сюжетах других произведений. С помощью эйдос-конспекта на уроке создается одна из возможностей вступить в творческий диалог с писателем.
-
Образовательная программа дополнительного образования "Художественное слово" 2011
Основная цель программы в обучении учащихся – чувствовать слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл, понимать его роль в тексте. Параллельно показывается место литературы Кубани в литературе России.
-
Образовательный веб-квест «Путешествие по Чеховской аллее» 2020
Возрастная категория: 1–4 классы (может использоваться и другими обучающимися). Форма проведения: онлайн игра-путешествие. Предназначен для изучения жизни и творчества А.П.Чехова, его огромного вклада в развитие Лопасненского края (ныне г.о. Чехов Московской области). Цель: познакомить обучающихся с творчеством А.П.Чехова, его вкладом в развитие Лопасненского края (ныне г.о. Чехов). Квест проходит в 6 этапов.
-
Образовательный потенциал заданий по литературе 2012
В работе предлагается анализ заданий по литературе с точки зрения формируемых универсальных учебных действий. Материалы могут быть использованы в работе учителями литературы.
-
Образовательный потенциал ономастики в преподавании русского языка и литературы 2008
Статья посвящена использованию антропонимики на уроках русского языка и литературы. Раскрывается воспитательный потенциал темы на основе обращения к собственным именам учащихся, а также эффективные приемы апелляции к собственным именам писателя при его характеристике и героев при раскрытии авторского замысла произведений. Антропоцентрический подход как к личности ученика, так и к содержанию литературного материала рассматривается как необходимое средство гуманизации педагогики.
-
Образовательный проект, направленный на развитие мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературы 2008
Представлен образовательный проект "Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках литературы". Участие в реализации проекта принимают учащиеся 10–11-х классов. Проект реализуется на уроках литературы и состоит из двух частей (в 10-м классе – 24 часа, в 11-м классе – 25 часов).
-
Образы главных героев романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2024
Презентация к уроку по теме «Образы главных героев романа А.С.Пушкина «Дубровский» предназначена для учащихся 6-го класса при изучении творчества А.С.Пушкина. Урок носит интегрированный характер, поскольку используется компьютерная система нейросеть как алгоритм, созданный для выполнения конкретных задач, например, для поиска определенных картинок, распознавания звуков, рисования портрета и т.д.
-
Образы и настроения пейзажной лирики (на примере стихов А.Фета "Опять незримые усилья…") 2011
Урок направлен на обучение учащихся 6-го класса анализировать лирическое произведение в тесной связи с музыкой и живописью. Особое внимание уделяется анализу изобразительно-выразительных средств.
-
Образы купцов-самодуров в пьесе Островского "Гроза" (размышления о прочитанном) 2011
Материалы, представленные в статье, можно использовать на заключительных уроках по изучению драмы А.Островского "Гроза", обобщая прочитанное, или при подготовке к контрольному сочинению по пьесе.
-
Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 9-й класс 2012
Урок литературы в 9-м классе, целью которого является формирование у учащихся представления об авторской трактовке образов Петербурга и его создателя в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". Урок направлен на развитие навыков художественного чтения, систематизации литературного материала, умения прослеживать причинно-следственные связи. Расширяем кругозор учащихся через привлечение материала смежных предметных дисциплин.
-
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Цель урока: показать мастерство Гоголя в описании характеров помещиков. В работе использована мультимедийная презентация, видеофрагменты из «Мёртвых душ». Интерактивный кроссворд позволяет закрепить и проконтролировать знание текста поэмы.
-
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2007
Урок построен на работе с художественным текстом в группах с разными и общими заданиями по нему. Для повышения мотивации учащихся используется технология РКМЧП. Приёмы: кластер, синквейн, таблица З-У-Х.
-
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2016
Урок литературы в 9-м классе готовит к написанию сочинения на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) с целью научить оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка; научить последовательно излагать свои мысли; научить использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
-
Образы помещиков. Виртуальная экскурсия по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2020
Представлена презентация к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Показаны образы помещиков.
-
Образы человека и природы в творчестве С.Есенина 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать образность метафор в творчестве поэта.
-
Образы-символы дворянских гнезд на примере рассказа А.П.Чехова "Дом с мезонином" 2024
Цели урока: знакомство с творчеством А.П.Чехова, обсуждение и анализ рассказа «Дом с мезонином». Задачи: обсудить особенности изображения писателем усадебного мира как символа дворянского сословия.