Цели урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать образность метафор в творчестве поэта.
Оборудование: портреты, фотографии С.Есенина, презентация о природе и образах в творчестве С.Есенина.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Постановка проблемы (выявить метафоры в творчестве С. Есенина, описать основные ключевые образы).
3. Слово учителя
Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре родной Рязанщины.
С самого раннего детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо, поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Чувство всеединства лирического героя С.Есенина с природой вырастает из философии поэта, для которого важна славянская культура и славянская мифология, обожествляющая природу.
Не случайно ключевым в его поэзии является образ дерева, то есть, мифологического Древа жизни, с которым поэт и лирический герой отождествляет самого себя. Давайте послушаем ребят и узнаем как другие поэты в русской литературе затрагивали в своем творчестве тему природы и человека.
4. Сообщения учащихся о лесе.
1 ученик:
В русской лирике лес живет своею жизнью, воистину «параллельной» жизни человеческой: они и рядом, и схожи до боли, и все же не пересекаются. Лес выглядит единым существом, которое способно, как и человек, переживать весну и осень, радость и грусть. «Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой», – значит рассказать о том, как проснулась и ожила человеческая душа.
В лирике лес очень часто становится метафорой человеческой души, в прозе это бывает реже. Самый известный пример – характеристика «дикого» Базарова, который бежит в лес от нежданной любви и бредит: «Здесь был лес…» - прощаясь с жизнью.
Самая большая отрада, то, о чем «грезит сердце» у поэта – это слияние с таинственной жизнью природы. Войти в таинственную сень и раствориться в лесном сумраке – мечта поэтов, тем более острая и ностальгическая, чем дальше человек от родных дебрей. У С. Есенина желание затеряться «в зеленях твоих стозвонных» звучит ликующе, у А. Тарковского – печально:
Прямых стволов благословение
И млечный пар над головой,
И я ложусь в листву осеннюю,
Дышу подспудицей грибной.
…
Кончаются мои скитания.
Я в лабиринт корней войду
И твой престол найду, Титания,
В твоей державе пропаду.Что мне в моем погибшем имени?
Твой ржавый лист – моя броня.
Кляни меня, но не гони меня,
Убей, но не гони меня.
«Титания»
Древние корни видятся в этой метафоре: уйти в лес – уйти из жизни. Но ни у кого из русских поэтов она не звучит зловеще. Ни молодой Есенин, полагающий, что он «пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть», ни уже состарившийся Фет, услышавший в звуках охотничьего рожка призыв иного мира («Ель рукавом мне тропинку завесила…») не пугаются этой «лесной» дороги, а словно радуются ей. Какие-то незапамятные даже не преданья – ощущения словно подсказывают им, что уйти в лес – значит вернуться к предкам, «приложиться к своему народу».
2 ученик:
В русской литературе крайне редки случаи, когда лес выступает олицетворением чего-то злого и враждебного. Самые яркие из них – лес в поэме Лермонтова «Мцыри» и лес в легенде о Данко из горьковской «Старухи Изергиль». В обоих случаях леса эти ничего общего с нашими «добрыми» лесами (пусть и дремучими, непролазными, населенными волками да медведями) не имеют. Обе картины экзотичны, а в рассказе М.Горького лес откровенно фантастичен (а то и аллегоричен). Корни этих лесов надо искать в других краях и в книгах, где речь идет отнюдь не о природе. Лес в «Мцыри» отсылает нас к началу дантова «Ада»:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу.
Потерять путь в таком лесу – значит потерять верный жизненный путь, лишиться ориентиров, отчаяться в достижении своей цели.
Лес в рассказе Горького навеян, вероятно, произведениями модернистов, подобными, к примеру, пьесе М. Метерлинка «Слепые» (1890).
Именно модернисты стали рисовать символические пейзажи, в которых меньше всего собственно изображения природы. Когда М. Горький рассказывает в «Детстве» о том, как бабушка водила его в настоящий лес, в повести тут же появляются знакомые сказочные мотивы, и даже встреча с волком выглядит нисколько не зловещей.
3 ученик:
Желание затеряться в лесу – это не всегда уход из земного мира вообще, но всегда – уход из мира цивилизованного. В лесу не действуют законы государства и многие неписаные законы человеческого общества. Лес становится приютом, сенью, домом тех, кто по тем или иным причинам вдруг оказался вне закона или в состоянии войны с теми, кто правит в «человеческом» пространстве: разбойников («Дубровский» А.С.Пушкина), партизан («Война и мир» Л.Н.Толстого), дезертира («Живи и помни» В.Г. Распутина). Лесной дом прячется в глуши, едва спасает от холода и непогоды. Тот, кто живет в лесу, вынужден видеть в других людях врагов. Этот мотив пронзительно звучит в партизанских главах «Доктора Живаго» Б. Пастернака. У М.Шолохова в «Тихом Доне» и у В.Распутина в «Живи и помни» показано, как человек, скрывшийся от людей в лесную глушь, рано или поздно начинает терять человеческий облик. Лес к людям не жесток, но это все же особое пространство, дом зверей, и человек, отрезавший себя от людей и живущий по лесным законам, тоже рискует стать зверем.
4 ученик:
Уход от людей в лес может быть менее радикальным. Не откровенное бегство, а безобидный отдых или любительское «изучение» лесов – мотивы особой литературы, расцветшей у нас в 30-е годы ХХ века. Это произведения М.Пришвина, «Повесть о лесах» и рассказы К.Паустовского, «Русский лес» Л.Леонова и другие достаточно многочисленные произведения. Им свойственна отчасти лукавая «двуслойность» содержания. На поверхности лежат мотивы, которые официально только приветствуются (хотя, как видно из критики тех лет, и не без вполне понятных сомнений): «научный» интерес к природе, ее охрана, освоение богатств и т.п. Война вплетает сюда и патриотические мотивы: лес – защитник, убежище партизан. Однако любовь читателей к такого рода книгам основана на тех мотивах, которые скрыты под внешней «благонадежностью». В страшные годы цивилизация становится бесчеловечной и отвратительной, причем об этом нельзя говорить вслух, повести о природе становятся отдушиной, спасением. Они не просто предлагают способ хоть ненадолго, но избавиться от вездесущей «великой муры» (О.Мандельштам), они и свидетельствуют, и обличают – по умолчанию и по контрасту. Взгляд, отведенный от людей и направленный в сторону леса, многое говорит о том, что видеть слишком тяжело. О том, какое чувство избавления от человеческого зла может дать человеку лес, пишет в своих «Соснах» Б.Пастернак:
В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.
…
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.
В конце этих стихов цепочка ассоциаций уведет нас, правда, от леса к морю: эта стихия, вероятно, дает поэту ощущение больше свободы.
5 ученик:
Стихи Б.Пастернака открывают русской литературе «новый лес»: не древний, «настоящий», дикий, а «ручной» лес дачников и туристов. Такими лесами шумит бардовская песня от А.Городецкого (хотя и писал он о настоящей тайге) до И. Белого (очень интересного барда нынешнего поколения). В этих стихах и песнях звучат те же мотивы свободы от слишком назойливой опеки государства, что и в «лесной» прозе 30-х годов. Но при этом в них нет ни отчаянной разбойничьей решимости уйти в леса, навсегда порвав с законом и цивилизацией, ни смиренной готовности раствориться и затеряться в природном мире, совсем уйдя из жизни, ни даже сказочной надежды встретить в лесу таинственного «хозяина» и получить от него волшебный дар. Это лирика горожан, которые не могут жить одною жизнью с природой, вне своего дружеского круга, городской кухни и городских разговоров. Зато лес «очищает» их зрение, слух и способность души остро чувствовать каждый миг жизни: снег или дождь, ночной костер, встречу друзей и встречу глаз. В ХIХ веке о таком «переживании леса» написал разве только А. Фет в стихотворении «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» - удивительно «бардовском», если читать его глазами нашего современника. Впрочем, это основное свойство лирики А. Фета: он предоставляет каждому читателю дополнить его слова своим опытом – в том числе и таким, о котором автор не имел ни малейшего понятия.
5. Чтение и анализ стихотворений. Работа в группах.
Задания:
- Прочтите выразительно стихотворение поэта.
- Выделите ключевые образы.
- Определите, что символизирует основной образ в стихотворении и у древних славян (используйте этнолингвистический словарь «Славянские древности»).
- Найдите художественные средства изобразительности в тексте.
1 группа. «Береза» Сергей Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
2 группа. «Черемуха» Сергей Есенин
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
3 группа. «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» Сергей Есенин
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон вербу встретил, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив, скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
6. Примерные ответы на задания по группам.
1 группа:
С раннего детства С.Есенин видел неповторимую красоту природы, рос среди берез и черемух. Все это впоследствии отразилось на его творчестве. Через образы пейзажей поэт показал свое отношение к жизни, самочувствие, настроение. Данное стихотворение поэт посвятил березе. Этот образ – один из любимых у поэта. Он не расставался с ним в течение всего творческого пути.
Береза - одно из почитаемых деревьев у славян. Это дерево оберегающее от зла, и одновременно вредоносное, связанное с нечистой силой и душами умерших. Ее почки первыми набухают по весне, поэтому береза является символом этого времени года. Во многих поверьях, обрядах и фольклорных текстах береза символизирует женское начало и противопоставляется дубу как мужскому символу.
В процессе работы мы пришли к следующим выводам:
1. Береза для С.Есенина:
- дерево, символ Родины, которую он любит;
- девушка-невеста;
2. Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов, метафор, олицетворений. Стихотворение наполнено метафорами: береза принакрылась снегом; кисти распустились белой бахромой; горят снежинки в золотом огне; заря обсыпает ветки новым серебром. У Сергея Есенина береза яркая, красочная, величавая; живет чудной жизнью.
2 группа:
В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.
Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году, где олицетворяется дерево-черемуха.
Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила». Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».
Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах. Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».
3 группа:
Стихотворение «Клен ты мой опавший» написано Есениным в конце ноября 1925 года, и основано на реальных фактах. Есенин писал это стихотворение в трудный для него период. В это время он лежал в психиатрической клинике в Москве, где его прятали от возможного ареста. Из окон его палаты на втором этаже был виден клен. Именно этот клен и вдохновил Есенина на написание стихотворения. Трагично и то, что оно было написано всего за месяц до гибели поэта.
Данное стихотворение представляет собой лирическую миниатюру с элементами пейзажа, включает размышления о себе и о своей жизни. С первых строк оно завораживает нас своей простотой, искренностью чувств, грустными исповедальными интонациями. Создается впечатление, что автор делится с читателями самым сокровенным.
Растительный мир в данном произведении, как и во многих других — одухотворенный, чувствующий и всё понимающий. Березка уподобляется девушке, которую лирический герой, «утратив скромность» в порыве нахлынувших на него чувств, обнимает, «как жену чужую». Вербы, сосны и березки заменили лирическому герою людей, стали ему близкими друзьями, которым можно доверить все свои чувства и переживания.
Но центральной фигурой, главным героем в этом стихотворении является, конечно же, клен. Клен появляется в лирике Есенина чаще всего тогда, когда затрагивается тема сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, который болен духовно. В данном стихотворении клен символизирует уже зрелого человека, подвыпившего сторожа, на долю которого выпало немало жизненных трудностей. Он как будто потерян и опустошен. Лирический герой с искренним участием обращается к опавшему и заледенелому клену, ставшему ему задушевным другом:
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Клен-дерево, используемое в обрядах календарного цикла и народной медицине в качестве апотропея. На Украине считалось, что клен приносит счастье, его называли «добрым» святым. В России верили, что он является местом пребывания божеств или демонов, например, русалок. В некоторых районах Польши его считают недобрым, потому что в него бьет молния. У болгар клен относится к деревьям, проклятым Богородицей за непочитание.
7. Беседа.
- Какими художественными приемами насыщены все три стихотворения? (метафорами)
Итак, эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери-природы.
- Дайте определение данному тропу.
(Метафора (греч. мetaphora – перенос) - троп или фигура речи, употребление слова, обозначающего некоторый класс объектов, явлений, действий или признаков, для характеризации или номинации другого, сходного с данным класса объектов или индивида).
- Выпишите в тетрадь метафоры из стихотворений С. Есенина.
(1. белая береза принакрылась снегом, точно серебром; 2. Стоит береза в сонной тишине и горят снежинки в золотом огне; 3. А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром; 4. Черемуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри завила; 5. Бежит, струится маленький серебряный ручей; 6. Ручей волной гремучею все ветки обдает и вкрадчиво под кручею ей песенки поет; 7. Клен ты мой опавший, клен заледенелый, / Что стоишь нагнувшись под метелью белой? / Или что увидел? / Или что услышал? / Словно за деревню погулять ты вышел. / И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, / Утонул в сугробе, приморозил ногу.)
Есенинская метафора бывает и именной, и глагольной, каждая из них в свою очередь подразделяются на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся. Именная не олицетворяющая: «снег черемухи» и не олицетворяющая: «желтый лик» - диск месяца; глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» - умру и олицетворяющая: «колокола заплакали» - зазвонили.
Следовательно, существительное является основой есенинской метафоры, а олицетворения и сравнения «держатся» на глаголе. Есенинское олицетворение наряду с общими для метафоры и сравнения формами (глагольная: «прибрела весна»; именная: «подол вечера»; эпитетная: «сонная тишина») имеет и свои специфические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия («Плывет задумчиво луна») или краткого прилагательного («Осенний день пуглив и дик»).
Есенинская метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалось бы, простые слова (снег, цветение, голубой, песни и т.д.) символизируются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества.
- Какие образы возникают у вас, когда вы читаете метафоры С.Есенина?
Метафоричность образов – это черты художественного стиля поэта. О способности поэта раскрывать на основе сходства явлений внешне предметной и психической жизни, пользоваться различными приемами метафоризации, выпуклого конкретно-вещественного выражения переживаний, идущими чаще всего от народной загадки и песни, много писалось в критике и в исследовательской литературе, обосновывался вывод о том, что с годами есенинская конкретно-предметная образность видоизменялась, качественно обогащалась и совершенствовалась, пополнялась новыми приемами и формами.
- Вспомните свои чувства, когда вы находитесь в лесу. Кажется ли вам, что лес живое существо, приведите свои примеры.
- Выберите любое растение, которому вы симпатизируете и создайте о нем небольшой сюжет в художественном стиле.
8. Написание небольшого сочинения о растении. Самостоятельная работа.
9. Чтение работ учащихся.
10. Итог урока.