Цели:
- разобрать образы помещиков для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
- развитие внимания, ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся, развитие речи, умения работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
- работа с ключевыми понятиями.
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы: Кластер, синквейн, таблица.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания: составление коллективного кластера по образу Манилова.
С предыдущего урока учащиеся были поделены на группы, каждая группа работала с образом Манилова, характеризуя его по описанию портрета, интерьера, усадьбы, манеры поведения…
Дома учащиеся должны были завершить данную работу. Каждой группе дается 3 минуты, для того чтобы восстановить сделанную работу для выступления перед классом. Ведущий каждой группы делает сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Манилова. Если у ребят возникают трудности, то учитель задает им наводящие вопросы:
а) Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь?
б) Что вы можете сказать о Манилове как хозяине?
в) Что говорит интерьер о герое?
г) Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души?
д) Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним?
е) Каков образ жизни Манилова?
После чего в тетрадях учащимися составляется синквейн, позволяющий обобщить знания о Манилове.
2. Работа с текстом по образам помещиков.
Продолжается работа в группах. Каждый участник группы получает карточку с индивидуальным заданием, ответы, на которые он должен записать в тетрадь. Также каждая группа получает карточку с общим заданием для всех.
3. После выполнения задания каждый член группы делится информацией с членами группы, обсуждается общий вопрос.
4. Затем ведущий в группе обобщает весь материал и делится своими знаниями уже со всем классом, учащиеся по ходу выступления заполняют таблицу “Образы помещиков”.
Коробочка | Ноздрев | Собакевич | Плюшкин |
5. Когда ведущий последней группы завершит свое выступление, класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях
а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.
6. Для проверки усвоения знаний учащихся предлагается по словосочетанию узнать героя.
Праздный мечтатель -
Мелочный накопитель -
Кулак-эксплуататор -
Прожигатель жизни -
Отвратительный скряга -
7. Ребятам предлагается оценить свою работу на уроке. Они должны поставить себе отметку на карточке, аргументируя ее, вложить ее в тетрадь и сдать на проверку учителю.
8. Домашнее задание:
Почему Гоголь строит 2-6 главы по одному плану? В чем смысл последовательности поместных глав?
По выбору (желанию): Нарисовать герб, который мог бы иметь каждый из помещиков.
Дидактический материал к уроку
Собакевич
Общий вопрос группы: Как использует автор портрет, интерьер, пейзаж для раскрытия образа Собакевича? Как фамилия героя раскрывает сущность его характера?
Индивидуальные вопросы:
- Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?
- Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?
- Сцена обеда. Как ведет себя Собакевич во время обеда? Что он говорит о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?
- Сцена торга. Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?
Коробочка
Общий вопрос группы: Как интерьер, портрет, поведение героини характеризует ее? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Коробочку?
Индивидуальные вопросы:
- Найдите в тексте описание портрета героини, запишите в тетрадь предложения, которые помогают понять сущность характера героини.
- Найдите в тексте описание поведения Коробочки во время торга. Как она ведет себя с Чичиковым?
- Найдите в тексте описание интерьера, запишите предложения, помогающие, в общем, охарактеризовать его.
- Найдите и прочитайте описание обеда. Чем угощает хозяйка своего гостя? Что ее заботит? Как это ее характеризует?
Ноздрев
Общий вопрос группы: Что вы можете сказать о сущности Ноздрева в результате проделанной работы?
Индивидуальные вопросы:
- Найдите в тексте портрет героя. На какую деталь в портрете обращает наше внимание автор?
- Понаблюдайте в тексте за речью и манерой поведения героя в общении с Чичиковым. Что вы можете сказать о Ноздреве в результате данных наблюдений?
- Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Как усадьба характеризует героя как хозяина?
- Найдите в тексте описание обеда, сцену торга и авторские отступления, прочитайте их, что вы можете сказать о герое?
Плюшкин
Общий вопрос группы: Почему биография Плюшкина изложена так подробно?
Индивидуальные вопросы:
- Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание?
- Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине?
- Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя?
- Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее?