Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Разделы: Литература


Цели:

  • разобрать образы помещиков для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
  • развитие внимания, ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся, развитие речи, умения работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
  • работа с ключевыми понятиями.

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы: Кластер, синквейн, таблица.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: составление коллективного кластера по образу Манилова.

С предыдущего урока учащиеся были поделены на группы, каждая группа работала с образом Манилова, характеризуя его по описанию портрета, интерьера, усадьбы, манеры поведения…

Дома учащиеся должны были завершить данную работу. Каждой группе дается 3 минуты, для того чтобы восстановить сделанную работу для выступления перед классом. Ведущий каждой группы делает сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Манилова. Если у ребят возникают трудности, то учитель задает им наводящие вопросы:

а) Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь?
б) Что вы можете сказать о Манилове как хозяине?
в) Что говорит интерьер о герое?
г) Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души?
д) Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним?
е) Каков образ жизни Манилова?

После чего в тетрадях учащимися составляется синквейн, позволяющий обобщить знания о Манилове.

2. Работа с текстом по образам помещиков.

Продолжается работа в группах. Каждый участник группы получает карточку с индивидуальным заданием, ответы, на которые он должен записать в тетрадь. Также каждая группа получает карточку с общим заданием для всех.

3. После выполнения задания каждый член группы делится информацией с членами группы, обсуждается общий вопрос.

4. Затем ведущий в группе обобщает весь материал и делится своими знаниями уже со всем классом, учащиеся по ходу выступления заполняют таблицу “Образы помещиков”.

Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин
       

5. Когда ведущий последней группы завершит свое выступление, класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.

6. Для проверки усвоения знаний учащихся предлагается по словосочетанию узнать героя.

Праздный мечтатель -

Мелочный накопитель -

Кулак-эксплуататор -

Прожигатель жизни -

Отвратительный скряга -

7. Ребятам предлагается оценить свою работу на уроке. Они должны поставить себе отметку на карточке, аргументируя ее, вложить ее в тетрадь и сдать на проверку учителю.

8. Домашнее задание:

Почему Гоголь строит 2-6 главы по одному плану? В чем смысл последовательности поместных глав?

По выбору (желанию): Нарисовать герб, который мог бы иметь каждый из помещиков.

Дидактический материал к уроку

Собакевич

Общий вопрос группы: Как использует автор портрет, интерьер, пейзаж для раскрытия образа Собакевича? Как фамилия героя раскрывает сущность его характера?

Индивидуальные вопросы:

  1. Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?
  2. Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?
  3. Сцена обеда. Как ведет себя Собакевич во время обеда? Что он говорит о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?
  4. Сцена торга. Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?

Коробочка

Общий вопрос группы: Как интерьер, портрет, поведение героини характеризует ее? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Коробочку?

Индивидуальные вопросы:

  1. Найдите в тексте описание портрета героини, запишите в тетрадь предложения, которые помогают понять сущность характера героини.
  2. Найдите в тексте описание поведения Коробочки во время торга. Как она ведет себя с Чичиковым?
  3. Найдите в тексте описание интерьера, запишите предложения, помогающие, в общем, охарактеризовать его.
  4. Найдите и прочитайте описание обеда. Чем угощает хозяйка своего гостя? Что ее заботит? Как это ее характеризует?

Ноздрев

Общий вопрос группы: Что вы можете сказать о сущности Ноздрева в результате проделанной работы?

Индивидуальные вопросы:

  1. Найдите в тексте портрет героя. На какую деталь в портрете обращает наше внимание автор?
  2. Понаблюдайте в тексте за речью и манерой поведения героя в общении с Чичиковым. Что вы можете сказать о Ноздреве в результате данных наблюдений?
  3. Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Как усадьба характеризует героя как хозяина?
  4. Найдите в тексте описание обеда, сцену торга и авторские отступления, прочитайте их, что вы можете сказать о герое?

Плюшкин

Общий вопрос группы: Почему биография Плюшкина изложена так подробно?

Индивидуальные вопросы:

  1. Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание?
  2. Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине?
  3. Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя?
  4. Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее?